Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2006

МЕТОДИКА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Сотрудничество против конкуренции

Модель соорганизации образовательных учреждений, ориентированных на повышение качества образования детей от 3 до 17 лет в области физической культуры

Разработанная система организации и управления Экспериментальным детско-юношеским клубом позволяет без значительных финансовых затрат соорганизовать между собой деятельность детских садов, общеобразовательных школ, спортивных школ района, летних оздоровительных лагерей, факультетов физической подготовки вузов и направить объединенные ресурсы этих организаций на решение проблем непрерывного физкультурного образования.
Вместе с этим, предлагаемая система управления ДЮК создает почву для возникновения государственно-общественного управления в области физкультурного образования не только детей, но и взрослого населения. Это, в свою очередь, приводит к широкому привлечению населения к физкультурной деятельности; обеспечивает пропаганду здорового образа жизни; способствует возникновению и установлению смешанных по возрасту групп населения, объединенных общими социальными целями и задачами; привлекает активную часть взрослого населения к организации собственного досуга и досуга своих детей.

Структура учреждения

Экспериментальный Детско-юношеский клуб физической подготовки № 1 Октябрьского района г. Красноярска создавался, с одной стороны, как учреждение, выполняющее функции дополнительного образования, с другой – как экспериментальная площадка.

С самого начала экспериментальная деятельность ориентирована на решение проблем непрерывного физкультурного образования; на выявление условий, необходимых для становления произвольности у детей 3–11 лет, разработку проблем подготовки профессиональных кадров для различных типов и видов образовательных учреждений.

Перечисленные виды экспериментальной работы представлены как комплексная «Программа непрерывного физкультурного образования в системе «детский сад – школа – ДЮК».

В связи с этим структура ЭДЮК ФП № 1 (в отличие от типовых ДЮК, предоставляющих лишь «спортивные услуги» школьникам) предстает как система взаимосвязанных между собой образовательных учреждений. В эту систему входят детские сады, начальные школы, спортивные самодеятельные клубы для подростков, старшеклассников и взрослых.

Деятельность системы оформлена как «Программа непрерывного физкультурного образования «детский сад – школа – ДЮК – клубы по интересам», где группа профессиональных тренеров-педагогов, представляющих ДЮК ФП, имеет возможность работать как с детьми от 3 до 17 (18) лет, так и со взрослыми.

Тем самым внутри одного и того же образовательного учреждения накапливается опыт и система описания работы с детьми различного возраста (от 3 до 18 лет), а также выясняются условия оптимального перехода детей из одного образовательного учреждения в другое (детский сад – школа – ДЮК – ДЮСШ...) с сохранением приобретенных ими способностей.

Другими словами, при такой организации образовательного учреждения группы педагогов, работающих с детьми разного возраста, представляют собой единый коллектив, объединенный общими задачами, общими ценностями, общей логикой работы, общими представлениями о возможностях детей в разные годы их жизни. Обычно же создание такого рода единых коллективов из разных образовательных учреждений чрезвычайно затруднено в силу наличия ведомственных интересов.

Педагогическая и управленческая проблематика

Физкультурное образование встроено в систему дошкольного и среднего образования и, тем самым, является составным элементом организованного учебно-воспитательного процесса.

Кроме того, физкультурное образование реализуется через систему дополнительных услуг, включая как досуговые виды деятельности (через систему ДЮКов), так и специализированные (через систему ДЮСШ).

Таким образом, гипотетически любой ребенок имеет возможность укреплять свое физическое здоровье и получать образование в области физической культуры, включаясь в различные формы спортивной деятельности.

Однако фактически система не срабатывает. Это происходит по следующим причинам:

  • Ориентация на спортивную результативность приводит к широкомасштабной селекции детей, начиная с дошкольного возраста. Тем самым, большая часть детей остается за пределами образовательных учреждений физкультурной направленности, а оставшаяся часть подвергается процедурам ранней спортивной профессионализации. Ранняя профессионализация, во многом обусловленная существующей системой тарификации тренерского состава, приводит к игнорированию возрастных особенностей учащихся, повышает травматизм, «отпугивает» многих детей от занятий спортом.

  • Уровень подготовки детей в ходе занятий физкультурой в детских садах и общеобразовательных школах чаще всего не выдерживает никакой критики. Это объясняется прежде всего сложившейся традицией ранней интеллектуализации детского населения в ущерб всем остальным видам деятельности. При этом совершенно игнорируется тот факт, что темпоритмические характеристики любой деятельности, в том числе и интеллектуальной, лучше всего формируются на физкультурных занятиях.

  • Сложившаяся практика работы с детьми ориентирована на гипотетического «среднего» ученика, что приводит к минимизации объемов работы и превращает занятия физкультурой в однообразное повторение однообразных заданий. Не случайно любимое время детей на физкультурных занятиях – это последние десять минут, когда школьникам предоставляют время поиграть. Но это время составляет лишь 1/4–1/6 от психологического времени занятия для детей, особенно младшего возраста.

  • В противоположность вышесказанному возникла и другая тенденция, когда детям систематически предоставляется возможность заниматься чем угодно практически в течение всего занятия. Но при такой организации уровень физической подготовки остается столь же минимальным (пусть даже само отношение к физкультуре у детей «более благосклонное» с оттенком снисходительности).

  • Низкий уровень физкультурной подготовленности в ДДУ и общеобразовательных школах, высокий уровень специализации в рамках любой ДЮСШ (детско-юношеской спортивной школы) приводит к тому, что огромное количество детей, игнорируя «школьную физкультуру» и не рассчитывая на возможность заниматься в ДЮСШ, оказываются в вакууме, предпочитая заполнять его, в лучшем случае, многочасовым пребыванием перед телевизором или компьютером.

  • Деятельность ДЮКов не заполняет этот вакуум, так как их деятельность – это или дублирование деятельности ДЮСШ, или организация досуговой части жизни школьников (что является лишь частным случаем решения вышеназванных проблем).

  • Основным показателем работы ДЮК ФП являются данные о состоянии здоровья и физической подготовленности учащихся. Таким образом, отсутствует механизм, обеспечивающий осмысление педагогического опыта, нарабатываемого в рамках ДЮК, а также обмен опытом; не выработан механизм совместного с преподавателями физкультуры школ поиска общей проблематики. Работа ДЮК в режиме заботы лишь о досуговой части жизни школьников не может способствовать содержательному взаимодействию данного учреждения и общеобразовательных учреждений. В существующей структурной соорганизации они все функционируют как организации разного профиля, с разными, непересекающимися задачами; как организации, не имеющие общего предмета взаимодействия и взаимопонимания.

С другой стороны, во всей системе образования продолжают оставаться актуальными вопросы о выработке механизмов, обеспечивающих реальное непрерывное образование и устраняющих потерю образовательного ресурса при переходе детей из одного образовательного звена школы в другое. Сложившаяся практика, когда «вышестоящее» образовательное звено (например, начальная школа) задает в той или иной мере логику работы нижестоящего звена (в данном случае, детского дошкольного учреждения), приводит к изменению образовательных целей и той, и другой образовательной структуры, снижению уровня профессиональной компетентности педагогов, искажению логики образовательного процесса.

Обобщая все вышесказанное, можно утверждать следующее:

– каждый тип образовательных учреждений выполняет свои специфические функции, являясь самодостаточной и оставаясь при этом изолированной структурой;
– заданный функционал каждой структуры не позволяет учитывать изменения, происходящие в «соседних» типах учреждений, превращая тем самым каждую структуру в закрытую систему;
– специально организованные переходы из одной структуры в другую отсутствуют, а если и есть, то только благодаря частным инициативам и определены логикой деятельности данного конкретного учреждения.

Проблема рассогласованности в работе отдельных образовательных структур, проблемы сохранности и наращивания ресурса при переходе с одного образовательного уровня на другой, содержательная разобщенность в работе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, изолированность этих структур от высшей школы и т.д. – все это приводит к тому, что даже при эффективной работе каждого отдельного звена общий ресурс системы остается минимальным. Происходит систематическая потеря существующего уровня, достигнутые возможности остаются нереализованными, потенциальные возможности остаются нераскрытыми.

Именно поэтому необходима соорганизация структур, упорядочивание ресурса каждой и их взаимоусиление. Нужна организация-посредник, которая взяла бы на себя инициативу в этой соорганизации и для которой эта деятельность являлась бы адекватной ее общественному и государственному статусу.

На наш взгляд, в области физкультурного образования такой организацией может являться детско-юношеский клуб физической подготовки.

Обоснование непривычной роли

В исходной форме своего существования детско-юношеский клуб физической подготовки призван вести работу по привлечению учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом; осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие; быть региональным организационно-методическим центром и оказывать всестороннюю помощь образовательным школам в организации внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту (извлечение из типового положения о ДЮК ФП от 24.10.89).

Однако заявленные формы работы остаются по сути своей декларативными, так как ни в одном типовом положении не раскрыты механизмы и условия, обеспечивающие превращение ДЮК ФП действительно в региональный организационно-методический центр.

И все-таки именно детско-юношеский клуб физической подготовки может послужить эффективной базовой структурной единицей, обеспечивающей соорганизацию всех остальных учреждений в масштабе района.

Это возможно благодаря тому, что структура детско-юношеского клуба менее громоздка и консервативна в сравнении со структурами других образовательных учреждений. Она более чувствительна к переменам, ей легче, чем другим учреждениям, брать на себя роль посредника, выступать инициатором в новых контактах.

Заметим, что, замыкаясь внутри самих себя, детско-юношеские клубы начинают терять профессиональную позицию и «обречены на вымирание». Наоборот, выход за рамки внутренней деятельности учреждения, постоянный рабочий диалог в рамках представлений о непрерывном образовании обеспечивает его жизнеспособность.

Экспериментальная деятельность ЭДЮК ФП, самостоятельность в сфере педагогической деятельности делают наше учреждение привлекательным для проведения педагогических и производственных практик такими образовательными учреждениями, как университет, педагогический институт, техникум физической культуры, а также практических семинаров краевой детско-юношеской школы олимпийского резерва.

Тем самым осуществляется подготовка педагогического резерва для нашего учреждения, школ и детских садов района, распространение опыта работы в рамках программы «Непрерывное физкультурное образование...». Это позволяет корректировать (уточнять, изменять, создавать) специальные курсы в рамках высшей школы. Структура ЭДЮК ФП позволяет тесно сотрудничать и привлекать для решения различных вопросов работников научной сферы. Это касается и разработки предметных программ по различным видам спорта, и реализации педагогических экспериментальных проектов.

Возможность продуктивного сотрудничества с администрациями летних оздоровительных лагерей позволяет реализовывать на этой базе не только оздоровительные, но и крупномасштабные социальные проекты, значимость которых может быть заметна на уровне отдельных районов.

Сотрудничество с различными учреждениями позволяет выстроить принципиально новую схему взаимодействия, обеспечивающую взаимную заинтересованность широкого круга субъектов образовательной деятельности в области физической культуры. В этом случае меняется и схема управления ДЮК. ДЮК начинает занимать центральную (ведущую) позицию в сетевой схеме взаимодействия, связывая перечисленные образовательные учреждения (с учетом интересов каждого) общей логикой непрерывного образования. Такая схема взаимодействия начинает во многом определять деятельность каждого учреждения (в масштабе района), задавая новый вектор в развитии содержания образования, системы управления, схем взаимоотношений.

Логика понимания вместо логики требований

Обратим внимание и на другую сторону проблемы: в обычной практике педагогическая деятельность с детьми того или иного возраста зачастую определена не логикой возраста, а системой требований более «старшего» звена к более «младшему».

Хотя нормальная преемственность вроде бы предполагает обратное: те, кто идет следом, учатся у тех, кто работал с детьми до них; это им надо корректировать свои планы, согласовывая их с предшествующим опытом детей.

В этой связи единое образовательное пространство, задаваемое структурой ЭДЮК ФП, помогает снимать множество прежде непреодолимых противоречий.

Возникает возможность уточнения смысла профессиональной деятельности взрослых на фоне возрастных особенностей тех или иных групп детей. Это достигается несоподчиненностью, равноценностью педагогических групп, работающих с детьми различного возраста. Тем самым предлагается решение и острой проблемы ранней и излишней профессионализации детского и подросткового спорта.

Выстроенная (и представленная в структуре ЭДЮК ФП) система непрерывного физкультурного образования позволяет всерьез решать вопросы профессиональной ориентации школьников, получения ими предметного образования в области физической культуры, выстраивания продуктивных форм взаимодействия школьников и взрослых-профессионалов.

Таким образом, детско-юношеский клуб физической подготовки может выступать в роли образовательного учреждения, решающего в масштабе района вопросы непрерывного физического воспитания детей от 3 до 17 (18) лет способами и средствами, недоступными ни детским садам, ни общеобразовательным школам, ни спортивным клубам, взятым по отдельности, вне их организованного единства.

Новые педагогические и управленческие принципы работы

Накопленный опыт работы позволяет выделить педагогические и управленческие принципы работы детско-юношеского клуба физической подготовки.

1. ДЮК должен в работе ориентироваться на «логику возраста», а не на логику профессиональной спортивной подготовки. Специфика работы ДЮК должна быть обозначена как «общеобразовательная, предметная», а не как «предметная, специализированная». Работа сотрудников ДЮКа в общеобразовательных школах в качестве преподавателей физической культуры может рассматриваться как механизм раннего привлечения детей к занятиям в рамках секций и кружков. Вторым превентивным механизмом может являться создание общественных форм управления, общественных спортклубов.

2. «Логика возраста» задает известные нормы деятельности, требования нормативно-правового оформления механизма, обеспечивающего накопление и обновление педагогического опыта. Такой механизм нужен для выявления специфики в работе с детьми различного возраста, включающей в себя выстраивание педагогической позиции, знание предмета взаимодействия на каждом возрастном этапе, обеспечение для детей переходов с одного уровня подготовки на другой.

3. Работа с детьми в летних оздоровительных лагерях должна строиться как решение задач, обеспечивающих возникновение новых детских и подростковых сообществ, объединенных не только симпатиями друг к другу, но и содержательными интересами (в данном случае – интересом к спортивным видам деятельности), которые сохраняются и после «летнего сезона». Достижение данного эффекта возможно через создание устойчивых групп детей, не только начинающих заниматься спортом в летних оздоровительных лагерях, но способных сохранить этот интерес и продолжить занятия в зимнее время в секциях и кружках детско-юношеских спортивных клубов и школ.

4. Значимость «логики возраста» становится реальной лишь в контексте непрерывного физкультурного образования. В связи с этим возникает насущная необходимость выстраивания общего образовательного пространства, куда должны входить детские дошкольные учреждения, начальные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивные школы, спортивные самодеятельные клубы для подростков, старшеклассников и взрослых. Однако взаимодействие этих структур должно строиться по сетевому принципу. Сетевой принцип предполагает равноправие и самоценность каждого члена сети, форма соорганизации при этом должна быть не вертикальная, иерархическая, а горизонтальная, клубная.

5. Непрерывное физкультурное образование в рамках сетевого взаимодействия предполагает каждый раз выход за пределы сети и сотрудничество с организациями, отвечающими за подготовку кадров, повышение квалификации, обмен педагогическим опытом на уровне города, края. Сотрудничество с этими учреждениями позволяет выстроить принципиально новую схему взаимодействия, обеспечивающую взаимную заинтересованность различных субъектов образовательной деятельности в области физической культуры. При этом ДЮК (в районном масштабе) начинает занимать ведущую позицию в схеме взаимодействия, связывая с учетом интересов каждого перечисленные образовательные учреждения общей логикой непрерывного физкультурного образования.

Владимир ВЫСОЦКИЙ
г. Красноярск