Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2006

МЕТОДИКА

ВОСПИТАНИЕ

Ребенок хочет заниматься любимым видом спорта в спортивной секции, но не мечтает быть чемпионом. Ему просто нравится, например, плавать в бассейне под музыку, да еще разные пируэты выделывать. А рядом – человек, который умеет и готов его этому учить. Возможно ли такое?
В столичном Дворце пионеров и школьников имени А.П. Гайдара это оказалось возможным: в рамках дополнительного образования здесь работает секция синхронного плавания, которой руководит мастер спорта Наталья Денисова.

В погоне не за рекордами

...Я попала на тренировку группы девочек, в которой младшей было восемь, старшей – двенадцать. В гимнастических купальниках и трико девочки проводили разминку в игровом спортивном зале. Проводили самостоятельно, под руководством одной из девочек, назначенной тренером. Они были разными по возрасту, по росту, по комплекции. Но объединяло их то, что все они старались, были внимательны к комментариям тренера, прекрасно знали, как, что, зачем и в каком порядке разминать, а если требовалось, Наталья Валерьевна ненавязчиво могла что-то поправить.

После беговых упражнений, прыжков, наклонов, приседаний девочки перешли к гимнастической части – разминке у шведской стенки. Делая одинаковые упражнения, девочки в то же время работали индивидуально: каждая в своем темпе, со своей нагрузкой. И все время, пока упражнения сменяли друг друга, между тренером и ученицами шло общение. Ни одного грустного, напряженного лица, хотя, например, не всё, в том числе и шпагат, девочкам давалось одинаково легко.

– И не больно вам делать такие растяжки?
– Нет, здорово. Раньше было немного больно.
– Нравится заниматься?
– Очень, особенно в бассейне.
– А спортсменами кто-нибудь хочет из вас стать?

Единодушное «нет» по отношению к спорту в спортивной секции услышать было неожиданно.

О спортивных секциях по редким видам спорта, да еще платных, сложилось мнение, что уж если ходишь в такую секцию, то как минимум с настроем стать профессионалом. А если еще нашим спортсменам, представляющим этот вид спорта, удалось покорить олимпийские вершины, тогда начинается национальный бум. Инициаторы, как правило, родители.

Такой бум довелось пережить после афинской Олимпиады и нашему синхронному плаванию. И точно так же, как когда-то в спортивной гимнастике, набор в группы синхронного плавания резко помолодел. Сегодня, просмотрев 4–5-летних кандидаток в секцию, тренер берет на себя смелость сказать, кто из них в спорте может на что-то рассчитывать, а кому надеяться не на что. Но вряд ли при этом он даст гарантию, что не ошибся. Но это спорт. Не тот – от случая к случаю, когда есть настроение позаниматься, а настоящий, взрослый, в котором надо даже в детском возрасте работать по-взрослому.

– Знаете, – сказала Наталья, – больше всего я радуюсь тому, что мои занятия три раза в неделю объединили девочек по образу жизни. То есть для них синхронное плавание присутствует как часть мира, в котором они живут. Другая часть у каждого своя – у кого английский, у кого математика, другие кружки. Все они хорошо учатся. Некоторые и после окончания школы продолжают ходить на занятия. Есть у меня одна девочка, которая по своим данным могла бы заниматься на серьезном уровне синхронным плаванием. Я сказала ей об этом, предложила показать ее тренеру, но она отказалась. Если спортивное будущее не выбирать, то она, наверное, права: у нее есть главное – удовлетворение от занятий, радость от общения, зачем этого лишаться?

– Но ведь трехразовые занятия – это спортивный тренировочный режим?

– От случая к случаю научить чему-то по-настоящему невозможно. Занятия в секции платные, желающих с самого начала было очень много. Пришлось делать отбор. Главное условие состояло в том, чтобы девочки не пропускали тренировки. Не потому, что я такой суровый тренер. Просто я считаю, что и любимым делом, чтобы в нем совершенствоваться, надо заниматься регулярно. Сами девочки в процессе занятий приходят к такому же мнению.

А первыми, перед кем молодой тренер поставила эту задачу, были родители. От них зависело – принять такой подход к занятиям или нет, и если принять, то постараться сделать так, чтобы и другим интересам детей нашлось время в течение недели.

...Вторая половина тренировки – в бассейне. Плавание – обязательная часть программы. Научить девочек плавать правильно, разными стилями тренер считает своей основной задачей. Это – основа любой спортивной дисциплины на воде.

В разных программах общеобразовательных учреждений занятия в спортивных секциях считаются одной из основных форм организации педагогической системы физического воспитания. А поэтому где, как не на них, учить красоте движений, воспитывать отношение к занятиям физической культурой и спортом как средству оздоровления и тренировки организма.

– Я очень люблю работать с детьми. Нам вместе хорошо. Я с удовольствием их учу, они с удовольствием учатся. Учить детей – это мое. Правда, иногда те, кто меня знает, говорят о том, что не верят, что я не завидую, например, Марии Киселевой: и подруги, и тренировались вместе. Но она – олимпийская чемпионка, а я – детский тренер.

...Наташа ведет занятия спокойно. Ее девочки и на самом деле, как рыбы в воде. И хотя конечный результат тренировки не предусматривает рекордов, в занятие включаются наряду с комбинациями, например, плавательные отрезки с максимальной скоростью для развития выносливости, с одной стороны, и упражнения на импровизацию в плане отдыха – с другой.

Даже когда у кого-то не получается фигура, по команде тренера двое других оказываются рядом: оттягивают правильно носок ноги, помогают удержать спину. Со второй попытки – все движения уже по правилам.

... Я наблюдала, с какой радостью девочки то уходили под воду, то выныривали в виде фигуры. Вспомнила, как моя дочка, придя из бассейна, сказала: «Я боялась плыть на спине, а тренер в конце занятия сказал, что если я и в следующий раз не поплыву, он порвет мой абонемент».

Здесь в конце занятия тренер сказала другое: «Спасибо, молодцы».

В очень немногих школах у нас можно услышать, чтобы учитель благодарил за урок учеников, да еще не самого старшего возраста.

Я не уверена в том, что когда тренер или учитель физкультуры своим подопечным с юного возраста повторяют, что спортом надо заниматься потому, что он закаляет характер, учит быть дисциплинированным, побеждать трудности, вести борьбу до конца и честно, дети будут им заниматься. Не уверена потому, что эти и многие другие качества прекрасно можно воспитать и без спортивного участия.

Но у детского тренера на руках по-настоящему главный козырь: спортивное увлечение, которое ребенок обожает. Раскрыть через него лучшие качества ребенка, смысл спортивных занятий, состоящий совсем не в рекордах, – наверное, это и должно быть главным до того момента, пока наши дети выберут свою дорогу. Тогда уже будет не так важно – в спортивной области или в какой-то другой.

Валентина РЕПИНА
Фото Ларисы ЛАРИОНОВОЙ