Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2006

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

Ильдар ЛАТЫПОВ

Физическая культура в профильном обучении

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Концептуальные основы профильного обучения в области физической культуры

18

Лекция № 2. Структура и содержание общего среднего образования в области физической культуры в условиях профильного обучения

19

Лекция № 3. Особенности организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в условиях введения профильного обучения
Контрольная работа №1 (срок выполнения – до 25 ноября 2006 г.)

20

Лекция № 4. Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в области физической культуры

21

Лекция № 5. Методика преподавания основ теории и методики
физического воспитания и спорта в 10–11-х классах на профильном уровне
Контрольная работа №2 (срок выполнения – до 25 декабря 2006 г.)

22

Лекция № 6. Методика преподавания основ теории и методики физического воспитания и спорта в 10–11-х классах на профильном уровне

23

Лекция № 7. Спортивно-педагогические классы: планирование и организация профильного обучения

24

Лекция № 8. Программа развития средней школы №  1916 г. Москвы
по модели физкультурно-педагогического лицея на 2005–2010 гг. (из опыта работы школы, участвующей в эксперименте по профильному обучению)

Итоговая работа (срок выполнения – 28 февраля 2007 г.)
Итоговая работа сопровождается справкой из учебного заведения (актом о внедрении)

Лекция № 4.
Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в области физической культуры

Элективные курсы в профильном обучении

Система профильного обучения предусматривает освоение учащимися базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных и элективных курсов. Оптимальное их сочетание в учебном плане школы составляет содержание профильной подготовки школьников.

Элективные курсы (обязательные курсы по выбору учащихся) играют важную роль в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей и последующих жизненных планов.

Элективные курсы, наряду с базовыми и профильными общеобразовательными учебными предметами, могут составить индивидуальную образовательную программу для каждого школьника, которая поможет реализовать его способности и потребности, создаст возможности для дальнейшего профессионального образования и трудоустройства.

Элективные курсы должны выполнять следующие основные функции:

– дополнять содержание того или иного профильного общеобразовательного учебного предмета (в качестве его «надстройки»);
– расширять содержание одного из базовых общеобразовательных учебных предметов, например, по смежным дисциплинам;
– удовлетворять познавательные интересы учащихся вне рамок выбранного профиля;
– предоставлять возможность приобретать знания и умения, востребованные на современном рынке труда.

Таким образом, при переходе к профильному обучению школа должна будет решать задачу выбора самого характера элективных курсов. Спектр возможных решений достаточно широк: от дополнительных занятий по профильным или базовым предметам до разнообразных программ, рассчитанных на удовлетворение и развитие познавательных запросов учащихся. Фактически за выбором характера элективных курсов стоит выбор образовательных целей, на которые ориентируется школа и которые она способна реализовать.

Вводя в школьное образование элективные курсы, необходимо учитывать, что речь идет как об их программах и учебных пособиях, так и о всей методической системе обучения в целом. Ведь профильное обучение – это не только дифференцированное содержание образования, но и, как правило, по-другому построенный учебный процесс.

Выбор школой элективных курсов станет своеобразным показателем уровня профессионализма педагогического коллектива, его целевых ориентаций. Вместе с тем, данный выбор может стать и показателем уровня профессионализма школьного руководства, который сильнее всего проявляется в характере управленческой деятельности.

Виды элективных курсов

Можно выделить следующие группы элективных курсов для спортивно-педагогического и оборонно-спортивного профилей.

1. Курсы, углубляющие и расширяющие знания и умения учащихся по профильным предметам. При этом они могут:

а) углублять в целом все разделы содержания учебного предмета;
б) углублять отдельные разделы и темы учебной программы;
в) раскрывать содержание тем, не входящих в учебную программу;
г) носить прикладной характер;
д) изучать методы познания;
е) содержать сведения по истории того или иного предмета.

2. Курсы межпредметного характера.

Данные курсы ориентированы, в первую очередь, на интеграцию знаний учащихся о человеке, обществе, природе и т.д. Они призваны компенсировать недостаточность изучения определенных сфер знаний или обобщать их.

3. Курсы, содержание которых выходит за рамки учебной программы.

Эти курсы могут помочь выпускникам в продвижении на рынке труда, удовлетворении познавательных потребностей школьников. Например, «Творчество тренера», «Коммуникативная культура», «Современные оздоровительные системы и технологии», «Тренажерные технологии» и др.

Методика составления элективных курсов и их содержание

Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения.

Программы элективных курсов носят примерный характер. Поскольку элективные курсы ориентированы на удовлетворение образовательных запросов конкретных групп учащихся, можно сказать, что программы элективных курсов предполагают определенную доработку, которую учитель осуществляет, исходя из своих профессиональных возможностей и особенностей состава учащихся.

Другая особенность программ элективных курсов заключается в том, что они жестко не определяют обязательный для изучения объем учебного материала, поскольку содержание итогового контроля по курсу определяется самим учителем. При изучении элективных курсов для учителя нет необходимости ориентироваться на содержание контрольно-измерительных материалов для единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Темп изучения элективного курса может быть адекватен реально складывающейся ситуации: на чем-то задержались, потому что тема вызвала особый интерес или при ее изучении возникли трудности, какой-то материал был рассмотрен бегло, от какого-то элемента содержания отказались.

Третья особенность программ элективных курсов, связанная с предыдущими двумя, заключается в том, что рабочую версию программы сравнительно легко построить на основе деятельностного подхода к планированию учебных занятий: распределять темы занятий таким образом, чтобы они отвечали на вопрос не о том, что ученики узнают на данном занятии, а о том, чему они смогут научиться.

Элективные курсы имеют еще одну важную особенность. Они дают возможность преодолеть одну из самых главных причин трудностей, возникающих в школе при изучении базовых предметов. Эта причина – требование обязательной успеваемости, т.е. того, чтобы дети с разными возможностями за одно и то же время достигли одинаковых образовательных результатов. Уже было отмечено, что результаты изучения одного и того же элективного курса для разных учащихся могут быть различными (при этом равноценными с точки зрения интересов учащихся). Учащиеся могут осваивать знания и умения, которые формируются на материале элективных курсов, разными темпами.

Элективные курсы должны быть краткосрочными и чередующимися. Это чаще всего небольшие по количеству часов курсы (модули). Оптимальной их продолжительностью мы считаем одну четверть или полугодие. Содержание курсов может выходить за рамки базовых и профильных общеобразовательных предметов.

Вводить курсы по выбору следует постепенно, так как единовременное введение целого спектра разнообразных курсов может поставить ученика и его родителей перед трудным выбором. Считаем оправданным предлагать учащимся на выбор список из трех-четырех курсов по одному профильному предмету.

Нельзя навязывать школьникам профиль обучения и отдельные элективные курсы: старшеклассники сами должны выбирать свой путь (желательно сделать такой выбор раньше, чем начинается предпрофильная подготовка).

Примерные требования к программам элективных курсов

Программы элективных курсов, которые разрабатывает учитель, должны соответствовать определенным требованиям:

1. Степень новизны для учащихся. Программа элективного курса должна включать материал, не содержащийся в программах базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов.

2. Мотивирующий потенциал программы. Знания, включенные в программу элективного курса, или процесс его освоения должны вызвать познавательный интерес учащихся. Программы элективных курсов для старшеклассников могут быть созданы как на основе принципа интеграции, так и на основе принципа специализации.

3. Развивающий потенциал программы. Элективные курсы должны развивать познавательную самостоятельность, исследовательские умения и навыки, обеспечивающие выпускнику школы возможность продолжать профессиональное образование.

4. Реализация принципа учета возрастных особенностей и индивидуальных возможностей учащихся. Элективные курсы должны быть посильны и интересны для школьников; в них должна совместиться логика развития личности и логика развертывания учебного материала. Учебный материал должен быть адаптирован к условиям школы.

5. Наличие здоровьесберегающих характеристик. Программы элективных курсов не должны создавать учебных перегрузок для школьников (отсутствие домашних заданий); объем учебного материала и время, отводимое на его изучение, должны соотноситься оптимально.

6. Полнота содержания. Программа элективного курса включает все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей, адекватных общему количеству часов; соотношение между теоретическими и практическими компонентами программы должно быть оптимальным.

7. Связанность и систематичность изложения материала. Изучение всех последующих тем элективных курсов обеспечивается предыдущими или знаниями базовых и профильных общеобразовательных предметов. При этом должна прослеживаться связь между частными (факты, понятия, термины) и общими (теории, закономерности) знаниями.

8. Адекватность методов обучения типу курсов. Программа элективного курса основывается преимущественно на активных методах обучения (проектных, исследовательских, игровых).

9. Степень контролируемости. В программе должны быть определены цели обучения и методы проверки их достижений (ожидаемые результаты).

10. Реалистичность с точки зрения используемых ресурсов: учебно-методического комплекса, материально-технических средств, кадрового потенциала учреждения, затрат времени.

11. Наличие в структуре программы необходимых разделов. Программа должна содержать:

– пояснительную записку;
– поурочно-тематический план;
– содержание программы;
– основные требования к знаниям и умениям учащихся;
– рекомендуемую литературу.

На титульном листе надо указать автора (составителя) программы; для кого (какого класса) предназначена данная программа; на какое количество часов она рассчитана. Кроме того, должно быть указано, где эта программа обсуждалась и в каких учебных заведения рекомендуется для работы.

Пояснительная записка должна определять цели, задачи курса, его место в процессе изучения той или иной учебной дисциплины, его актуальность.

Тематический план включает название тем и количество часов, выделяемое на их изучение. Содержание программы должно включать в себя краткую аннотацию каждой темы.

Разработка элективных курсов для профильного обучения должна строиться по следующей схеме:

  • отбор содержания учебного материала;

  • методическая адаптация материала;

  • разработка методических рекомендаций для учителей.

Порядок принятия программы того или иного курса по выбору определяется ее статусом (рабочая, экспериментальная или авторская) и осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами.

Учебный план школы в условиях профильного обучения

Принципы построения учебного плана школы для профильных классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования (см. приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, среднего общего и среднего (полного) общего образования»). Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане школы либо на базовом уровне, либо на профильном уровне.

При организации профильного обучения образовательное учреждение может ориентироваться на варианты учебных планов отдельных профилей, созданные на основе федерального базисного учебного плана 2004 г. (см. приказ МО РФ от 09.03.2004 № 1312), которые являются примерными и носят рекомендательный характер. Их следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана и демонстрацию принципа его построения.

При разработке учебных планов по различным профилям обучения образовательным учреждениям рекомендуется ориентироваться на обязательный минимум учебных предметов и часов, необходимых для их освоения на базовом и профильном уровнях.

Изложенные соображения по поводу структуры и наполняемости учебных планов предпрофильного и профильного обучения позволили сформировать общие требования к учебному плану школы:

1. План должен соответствовать концепции профильного обучения.
2. Он должен включать максимально полный набор элективных курсов.
3. Он должен быть обеспеченным с точки зрения ресурсов – кадровых, финансовых.
4. Курсы по выбору должны быть заявлены в привлекательной для учащихся форме.
5. Предложение курсов должно быть избыточным, предоставлять возможность выбора.

В качестве примеров ниже приводятся образцы учебных планов школы для оборонно-спортивного и спортивно-педагогического профилей.

Оборонно-спортивный профиль позволяет обеспечить повышенный уровень изучения двух предметов: «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура».

Учебный предмет «Физическая культура» представлен в составе профильных общеобразовательных предметов. Учебные предметы «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Основы военной службы» в базовые общеобразовательные предметы не включены, они присутствуют в составе профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов.

Элективные курсы служат для расширения и углубления профильных предметов, например, «Военно-прикладная физическая подготовка», или для внутрипрофильной специализации, например, «Технико-тактические действия в избранном виде спорта».

Предмет «Основы педагогики и психологии», заявленный в проекте БУП-2003 как профильный общеобразовательный предмет, в предлагаемом нами проекте является элективным курсом – обязательным для выбора учащихся.

С учетом материально-технических условий и потребностей учащихся и их родителей данный профиль может быть представлен в виде самостоятельного спортивно-педагогического профиля.

Спортивно-педагогический профиль позволяет обеспечить повышенный уровень изучения предметов: «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Биология».

Далее мы рассмотрим примерные элективные курсы для классов спортивно-педагогического профиля, изучающих образовательную область «Физическая культура» как профильный предмет.

Примерный учебный план для оборонно-спортивного профиля

Примерный учебный план для оборонно-спортивного профиля

Примерный учебный план школы для спортивно-педагогического профиля

Примерный учебный план школы для спортивно-педагогического профиля

1. «Основы профориентации и введение в педагогическую деятельность».

Цель курса – формирование интереса школьников к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту, ознакомление с основными формами и видами его педагогической деятельности.

Задачи курса:

– формирование общих представлений о педагогической профессии, раскрытие ее гуманистической и культурологической сущности;
– развитие интереса к педагогической профессии в сфере физической культуры и спорта;
– ознакомление с содержанием профессионального образования в области физической культуры, особенностями обучения в учебных заведениях физкультурно-педагогического профиля;
– диагностика личностных качеств и мотивов профессионального выбора на этапе допрофессионального образования;
– подготовка выпускников старших классов к осознанному выбору педагогической профессии и последующему профессиональному образованию, исходя из индивидуальных склонностей и потребностей.

2. Изучение элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования» охватывает разделы: «История развития физической культуры и спорта в России» и «Основы олимпийского образования».

Цель курса – формирование научного мировоззрения и физической культуры школьников на культурно-исторических традициях отечественной системы физической культуры и олимпийского спорта.

Основные задачи курса:

– раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах развития;
– показать становление и развитие физической культуры в России в разные периоды существования государства;
– способствовать повышению общей культуры, расширению кругозора, углублению олимпийских знаний учащихся.

3. «Психолого-педагогические основы физического воспитания».

Цель курса – формирование у школьников общих основ психолого-педагогических знаний в области физической культуры.

Задачи курса – раскрыть теоретические основы психологии и педагогики физического воспитания и спорта, создать предпосылки для овладения начальными педагогическими умениями и навыками для более эффективного обучения в вузе физкультурного профиля и совершенного овладения педагогической профессией в сфере физической культуры и спорта.

Программой предусмотрено изучение следующих разделов курса: «Введение в психологию физического воспитания», «Психологические особенности воспитания школьников в процессе занятий физической культурой», «Общие основы педагогики», «Основы теории обучения и воспитания».

4. «Основы анатомии, физиологии и гигиены физического воспитания».

Цель курса – на основе системного подхода ознакомить учащихся с основами научных знаний о целостности организма человека, сформировать понимание общих и наиболее важных закономерностей функционирования организма в различные возрастные периоды жизнедеятельности, научить комплексно и целенаправленно применять гигиенические факторы и естественные силы природы в оздоровительных целях и при занятиях физической культурой и спортом.

Задачи курса:

– изучение строения организма человека и функционирования его органов и систем;
– знакомство с основными понятиями и закономерностями роста и развития организма;
– овладение знаниями об особенностях строения и функционирования различных систем организма у детей школьного возраста;
– изучение основ функционирования организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом;
– овладение умениями и навыками использования знаний основ анатомии, физиологии и гигиены в процессе физического воспитания;
– ознакомление с основными методами оценки уровня физического развития.

5. «Основы теории и методики физического воспитания и спорта».

Цель курса – формирование у школьников целостного представления о профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта.

Задачи курса:

– овладение знаниями по методике обучения двигательным действиям, оздоровительной физической и спортивной тренировки;
– ознакомление с основными формами профессиональной деятельности учителя физической культуры и тренера по виду спорта;
– овладение начальными умениями и навыками педагогической деятельности.

6. Приобщение школьников к исследовательской деятельности позволяет с успехом решать многие образовательные проблемы, например, связанные с индивидуальным подходом, уровневой дифференциацией, созданием положительной учебной мотивации, более глубоким и неформальным усвоением программы обучения, профессиональной ориентацией. Исследовательская работа учащихся позволяет выявить задатки и склонности, развить их и сформировать способности.

Именно поэтому в классах спортивно-педагогического профиля целесообразно вводить элективный курс «Введение в научное исследование в физическом воспитании», рассчитанный на 34 учебных часа в 11-м классе.

Цель курса – познакомить школьников с основными методами организации и проведения научного исследования в физическом воспитании, обучить умениям и навыкам исследовательской работы в области физической культуры.

Задачи курса:

– развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;
– знакомство учащихся с методами научного исследования и выработка умения выбирать конкретные методы, необходимые в собственном исследовании;
– развитие способности у учащихся формулировать проблему и гипотезу исследования;
– обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.

Таким образом, элективные курсы для учащихся спортивно-педагогического класса в основном углубляют и расширяют рамки действующих общеобразовательных и профильных предметов, выявляют специфику педагогической деятельности и профессиональных требований к специалистам по физической культуре и спорту.

Программа составлена с учетом требований к подготовке специалистов высокой квалификации в сфере физической культуры и спорта и реализует идею непрерывного физкультурно-педагогического образования.

Организация элективных курсов

На занятиях по элективным курсам преобладают вузовские формы их организации и виды учебной деятельности: обзорные и установочные лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторно-практические занятия, зачеты. Элективные курсы в профильной школе наряду с собственно профильными предметами становятся базой для понимания программ вузовского обучения и научной литературы.

Методами учета и оценки результатов обучения являются самооценка достижений по определенным критериям, образцам, тестирование, входной и итоговый диагностический контроль, рейтинговый контроль, зачетная система.

Особого внимания требует создание системы оценивания предпрофильных курсов. Данная система должна быть безотметочной, построенной на мотивировании, без фиксации успешности. Возможные варианты отметок:

– прослушан курс;
– защищен реферат;
– разработан проект;
– выполнены творческие задания.

Инновационная практика обновления содержания и технологий обучения органически вписывается в новую систему предпрофильной подготовки и профильного обучения, обеспечивая создание индивидуальной траектории развития личности, творческое и профессиональное самоопределение выпускника.

Особый вопрос – программно-методическое обеспечение элективных курсов и курсов предпрофильной подготовки. С одной стороны, хорошо, что концепцией профильного обучения предусмотрены курсы, не подлежащие стандартизации. Возможность представить содержание элективных курсов в виде примерных учебных программ значительно увеличивает вариативность образования, расширяет свободу творчества педагогов.

С другой стороны, элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер курсов по выбору самих учащихся может поставить школу в затруднительное положение, связанное с нехваткой педагогических кадров, а также с отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения.

В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения среднего, высшего профессионального образования и дополнительного образования.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом ведения элективных курсов.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам. В качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для секционной работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое «элективные курсы»?

2. Назовите основные функции элективных курсов.

3. Кто составляет элективные курсы?

4. Проводится ли ЕГЭ по элективным курсам?

Рекомендуемая литература

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Нормативно-методические материалы Минобразования России. 2002, № 5.

2. Максимова В.Л. Структура и принципы отбора содержания профильных образовательных программ: Профилирование школ, разработка учебных планов /Материалы международного семинара. – СПб., 1996.

3. Пономарева Г.В. Основные положения авторской программы углубленного изучения дисциплин спортивно-педагогического направления /Актуальные проблемы физического воспитания и спорта /Материалы международной научно-практической конференции. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 1999. С. 76–79.

4. Профильное обучение в Москве: опыт, проблемы, перспективы /Материалы научно-практической конференции //Народное образование. 2003, № 7. С. 106–114.

5. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2005.

6. Профильное обучение старшеклассников в процессе взаимодействия «школа – педвуз» /Сборник научно-методических материалов. – М.: Изд-во МПГУ, 1999.

7. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования //Вестник образования России. 2004, № 8.