Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2006

УРОК

 

«Веселый мяч»

Урок физической культуры для 1–2-х классов

Оказалось, что курс лекций на тему «Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры» (Спорт в школе, NN№№ 17–24, 2005 г.), предложенный Вадимом Родионовым, заинтересовал не только слушателей курсов повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября», но и многих читателей нашей газеты. В своих письмах они спрашивают, были ли сделаны интересные методические разработки на основе лекций.
С разрешения авторов сегодня мы начинаем публикацию самых интересных работ, присланных слушателями.

Мяч – один из самых любимых спортивных снарядов у детей. Вполне обоснованно игры и игровые задания с мячом занимают большое место в физическом воспитании учащихся младшего школьного возраста. Регулярное их применение способствует более быстрому и качественному развитию координационных способностей. Разнообразные игровые упражнения с мячом являются прекрасным средством для развития интереса к физической культуре и для стимулирования двигательной инициативы и творчества в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Цель: формирование позитивного отношения к процессу двигательного творчества на уроках физической культуры.

Задачи урока:

1) развитие силовых и координационных способностей;
2) развитие коммуникативных навыков;
3) развитие творческих способностей;

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: баскетбольные мячи, гимнастические коврики или маты.

Подготовительная часть

Приветствие, психологическая настройка на урок.

Учитель.

– Какие есть игры, в которые играют с мячом?
– Как они называются?
Правильно – спортивные игры! Но с мячом можно придумать много других веселых и интересных упражнений.

1. По залу в хаотичном порядке расположены мячи. Под веселую музыку дети шагом произвольно передвигаются по залу, знакомясь с расположением мячей. Далее выполняются следующие задания:

– бегать по залу и при остановке музыки коснуться мяча названной частью тела. Например, локтем, ухом, коленом, ягодицами и т.д.;
– перепрыгивать мячи различными способами;
– при остановке музыки взять мяч в руки и выполнить несколько ведений на месте;
– несколько ОРУ или двигательных действий с мячом;
– придумать любое веселое упражнение с мячом стоя (3–5 мин.).

Например:

– стоя на одной ноге, коснуться мячом пола;
– перебрасывать мяч из руки в руку с закрытыми глазами;
– прыгать с мячом с поворотом на 90°;
– подбросить мяч вверх – хлопок в ладоши – поймать мяч;
– удерживать мяч, перекатывая его на тыльных сторонах ладони.

2. «Один мяч на двоих». Дети в парах свободно размещаются по залу. На каждую пару по мячу. Задача – по сигналу выполнить следующие задания:

– выполнить в парах передачу мяча с отскоком от пола;
– пройти по залу различными способами, прижав мяч друг к другу животами;
– пройти по залу различными способами, держа мяч между спинами в паре;
– одновременно «скакать» на мяче, сидя спинами друг к другу;
– вдвоем выполнить обороты вокруг своей оси, держа мяч между туловищем.

Основная часть

3. «Жук и мяч». Вопрос детям: «Скажите, ребята, а какие упражнения можно выполнять с мячом?»

Ответы детей: «Вести мяч, подбрасывать и ловить, бросать в стену».

Учитель. Сегодня мы попытаемся сделать упражнения, во время которых мяч будет лежать на полу и мы будем находиться на полу в положении лежа.

На гимнастическом коврике, лежа на спине, положить ноги, согнутые в коленях, на мяч. Доставать колени локтями рук.

  • То же и.п. Поднимать и опускать корпус туловища.

  • «Веселый жук». В коленно-локтевой позиции (на четвереньках), мяч под животом. Поочередно поднимать вверх разноименные руку и ногу.

  • «Карабкающийся жук». То же и.п., что и в предыдущем упражнении. Переставляя руки, продвигаться вперед до положения упор лежа, ноги на мяче, и обратно.

  • Лежа на спине, поднимать мяч, зажатый между стопами ног.

  • Лежа на животе, поднимать мяч вверх прямыми руками.

  • Придумать свое упражнение с мячом:

– лежа на спине;
– лежа на животе;
– сидя на полу.

Провести пульсометрию.

Выполнить несколько упражнений, направленных на восстановление дыхания.

4. «Сороконожка». Дети становятся в колонну по одному, зажав между собой мячи. Задача: всем вместе пройти от линии старта до линии финиша, не уронив ни один мяч и не разорвав цепочку.

Примечание: можно придерживать мячи позади себя локтями. Возможно использование этого упражнения в форме соревнования между двумя и более командами.

Заключительная часть

5. «Ленивый жук». 3адание выполняется в парах. Первый участник стоит на четвереньках, мяч под животом, изображая расслабленного спящего ленивого жука. Второй осторожно выполняет повороты «ленивого жука» влево-вправо, вперед-назад. Далее – смена ролей.

Обсуждение, рефлексия, высказывания детей об уроке, об эмоциях, возникших у них, о том, что особенно сегодня понравилось.

Домашнее задание: дома вместе с братом, сестрой или родителями придумать упражнения с мячом. Спросить у родителей, какие есть народные игры, в которые играют с мячом.

«Необыкновенные тарелочки»

Урок физической культуры для 2-го класса

Игры с предметами домашнего обихода придают занятиям положительную эмоциональную окраску, создают условия для двигательной инициативы и развития творческих способностей.

Цель: формирование позитивного отношения к двигательному творчеству на уроках физической культуры.

Задачи:

1) развитие координационных способностей, вестибулярного аппарата;
2) развитие основных двигательных способностей;
3) развитие коммуникативных навыков;
4) развитие творческих способностей.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: по 2 тарелки на каждого занимающегося, фломастеры, воздушные шары, теннисные мячи.

Подготовительная часть

Звучит музыка, дети входят в зал и произвольно под музыку передвигаются по залу 1–2 мин., затем выстраиваются полукругом.

Приветствие, психологическая настройка на урок.

Организационный момент: дети подходят к учителю, берут у него по 2 картонные тарелочки и фломастерами пишут в центре каждой тарелочки крупным шрифтом любую букву.

Задача: пробудить интерес к предстоящей деятельности.

1. «Волшебные тарелочки». Ученики берут по одной тарелочке в каждую руку и свободно под музыку передвигаются по залу, выполняя задания:

– тарелочки, как крылья;
– тарелочка, как веер;
– тарелочка, как шляпа;
– тарелочка на ладонях вытянутых в стороны рук, как летящий самолет.

В случае затруднения можно предложить детям свои варианты.

Основная часть

2. «Потерявшаяся тарелочка». Тарелочки произвольно попарно раскладываются по залу. Задача: под музыку обежать как можно больше тарелочек. При остановке музыки вернуться на свои места к своим тарелочкам.

Варианты: по окончании музыки выполнить 10 приседаний; немедленно остановиться; выполнить любимое ОРУ.

3. Задание то же, но передвижения и упражнения выполняются в парах.

– 10 приседаний спиной друг к другу;
– ОРУ в паре.

По окончании игры дети берут свои тарелочки в руки.

В этой игре развивается пространственная ориентация и быстрота реакции. При выполнении задания следить, чтобы дети не наступали на тарелочки, при раскладывании тарелочек соблюдать определенное расстояние друг от друга.

4. «Салат из букв». Дети свободно передвигаются по залу под веселую музыку, повторяя за учителем упражнения с тарелочками. При остановке музыки собираются в 2–3 группы и пытаются составить слово, желательно на спортивную тему. В игре развиваются коммуникативные способности, быстрота реакции.

Примечание: желательно собираться различными группами, демонстрировать составленные слова, вместе проверять их и, если нужно, исправлять грамматические ошибки.

5. «Летающие шарики». Дети по желанию разбиваются по парам. Каждая пара получает воздушный шарик. Используя тарелочку как теннисную ракетку, передавать шарик по воздуху, отбивая его по очереди. Развиваем координационные способности и быстроту реакции.

6. «Быстрый мячик». Дети встают в два круга. По сигналу наперегонки передают теннисный мяч тарелочкой по кругу (3–4 раза).

7. «Веселая эстафета». Перестраиваемся в две колонны. В каждой руке по тарелке, на тарелке по воздушному шарику. Добежать до контрольной линии и вернуться назад, передав тарелки следующему. Главное в этой игре – развлекательный момент. Развиваем координацию, скоростные качества.

Заключительная часть

8. Все вместе составляем большое предложение с использованием имеющихся букв. Главное – творчески подойти к заданию, дать возможность детям проявить фантазию.

Обсуждение, высказывания детей, отзывы об уроке, об эмоциях, возникших у них, что понравилось, а что не понравилось.

Домашнее задание: придумать с родителями упражнения с тарелочками, показать, чему научились на уроке.

«Два платочка»

Урок физической культуры для 2-го класса

Цель урока: формирование позитивного отношения к двигательному творчеству на уроках физической культуры.

Задачи:

1) развитие координационных способностей;
2) развитие творческих способностей;
3) развитие коммуникативных навыков.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: по 2 платочка на каждого ребенка.

Подготовительная часть

Приветствие, психологическая настройка на урок.

Учитель. «Какие части тела у нас парные?» Выслушать ответы.

1. Под музыку дети произвольно различными способами передвигаются по залу (варианты перемещений можно подсказывать). По сигналу прикоснуться кистями рук к названным учителем парным частям своего тела, например: уши, руки, колени, локти.

2. «Сиамские близнецы». Класс делится на пары. Задача – «склеиться» парными частями тела и попытаться одновременно двигаться по залу, по сигналу принять другое положение. Вторая задача – «склеиться» непарными частями тела и попытаться под музыку выполнять различные движения.

Можно обратить внимание детей на то, что все сделанное связано с цифрами 1 и 2.

Игра развивает умение сотрудничать в непривычной ситуации, координационные способности.

Основная часть

Детям раздается по 2 платочка.

3. Придумать физические упражнения с платочками, держа их:

– в руках;
– ногами;
– прыгая с ними;
– «транспортировка» платочка на теле без помощи рук, на спине, колене, в зубах.

Обратить внимание на фантазии и предложения детей. Дать им возможность творчески подойти к выполнению задания.

4. Перемещение платочка, находящегося на полу, различными способами:

– платочки – тапочки;
– платочки – тапочки для рук;
– сдуть платочки;
– пронести, держа платочек за край, касаясь пола.

5. «Летающие платки». Вместе придумываем и пробуем различные способы перемещения платочков по воздуху.

Варианты: подбросить и поймать один платочек, другой; поочередно разными руками; два платочка по очереди и одновременно; кто выше подбросит; подбрасывать ногами, локтями, носом и т.д.

Обратить внимание на предложения детей, учесть сложность и необычность выполнения упражнений с данным инвентарем.

6. «Выдумщик». Придумать упражнения с платками, которые лежат на полу, но не касаться их.

Варианты: прыжки через платки; пройти над платочками широко расставленными ногами, пройти над платочком на четвереньках и т.д., изменить форму платка руками, а затем сделать то же пальцами ног:

– прямоугольник;
– шарик (сжать платочек);
– рулетик (скатать платочек);
– колечко;
– змейка.

Все игры развивают смекалку, координацию, мелкую моторику, творческие способности, коммуникативные навыки, являются профилактикой плоскостопия.

Заключительная часть

7. Всем вместе из всех платочков выстроить большую замысловатую фигуру. Форма платочков может изменяться. Первый ученик кладет платочек на пол, второй добавляет свой, и таким образом выстраивается общая фигура. Дать возможность детям творчески подойти к процессу построения фигуры, внимательно рассмотреть и обсудить ее вместе с детьми. Попробовать, переложив один, два или несколько платков, изменить полностью всю фигуру.

Домашнее задание: придумать новые упражнения с платочком.

Ирина ТОЛСТЫХ,
учитель физкультуры школы № 2
г. Починок,
Смоленская обл.