Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2006

МЕТОДИКА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Играем вместе с детьми

«...Если человек подчиняется в основном смыслу потребности – это действие намеренное»

К. Левин

Игра для младших школьников если и не является ведущим видом деятельности, то служит необходимым социокультурным фоном не только для складывания у детей способностей учиться, но, что самое главное, для появления у них желания быть знающими, умелыми, а, значит, успешными.

Сама же игра представляет собой сложноорганизованную систему отношений, выражающуюся в общекультурных формах поведения и действия. В то же время игра дает возможность и право на существование индивидуальных интенций (возможностей, намерений), реализуемых детьми в учебной практике вполне осмысленно. Но все же роль игры в учебной деятельности нельзя переоценивать.

Культурный контекст игры лишь задает условия и обстоятельства, при которых действия детей носят произвольный и вариативный характер, где их действия являются не ситуативными («полевыми»), а осмысленными, намеренными. Произвольность поведения и движения на занятиях физической культурой формируется особой стилистикой отношений между учениками как ровесниками, обладающими культурным опытом и определенным набором социальных умений, а также отношением ученика к учителю как к профессионалу, с помощью которого можно получить необходимые для себя знания. Учитель оставляет за учеником право на собственное видение цели обучения, право на удовлетворение культурных потребностей и намерений в рамках совместной деятельности.

Основным условием такой деятельности является следование учителем следующим правилам и нормам поведения:

– разрешать детские высказывания и речевые формы общения на занятии;
– поддерживать свободу детей на словотворчество и выработку собственных способов общения;
– совместно с учениками обсуждать и вводить систему пространственно-временных, смысловых ориентиров на учебном занятии;
– развивать эмоциональное отношение детей в группе друг к другу и к взрослому, оформлять его в культурные способы предъявления (общение);
– обеспечивать условия освоения детьми элементарных способов исследовательской деятельности, экспериментирования с предметами (появление и развитие предметных действий и отношений – «сенсорных образов», переходящих в личные динамические пространственные представления, а затем и в убеждения);
– способствовать складыванию у детей личного мнения, суждения и формулированию коллективного решения не только на ситуативно-предметном уровне, но и на уровне прогностическо-значимых групповых действий и поведения в предполагаемых, планируемых культурных ситуациях (предметных, социальных). Позиция взрослого – оценочная интерпретация детских мнений, суждений и решений – «перевод» частных (единичных) детских смыслов в складывающуюся систему общегрупповых ценностей;
– поддерживать детские инициативы с последующим выходом на содержательную работу с ней всех участников совместной деятельности («собирание» детских впечатлений и представлений, оформление их в содержание уже совместной деятельности);
– в пределах групповой деятельности стимулировать детскую самостоятельность и ее становление в разных формах.

Такая позиция учителя позволяет рассчитывать на то, что на учебных занятиях ученики не просто научатся в обычном понимании принимать задания от учителя, стараясь в точности выполнять его инструкции, но и начнут рассматривать задания как внешние ориентиры, цели, в пределах которых всегда есть место детской самостоятельности и выдумке, свидетельствующих о развитии интереса и о зарождении особого смысла для них в занятиях физической культурой в группе с ровесниками.

Внешним индикатором такого педагогического явления можно считать детское настроение, эмоциональную напряженность в выполнении детьми учебных задач, что, в свою очередь, свидетельствует о принятии/неприятии стиля общения взрослого с детьми и детей между собой, понимании/непонимании детьми намерений взрослого (целей обучения).

Вернемся к игре в следующих ее проявлениях:

– игровом задании, в рамках которого обычно ребенком решаются задачи по приобретению определенного предметного навыка или умения;
– игровой форме, имеющей культурный контекст соперничества или партнерства, в которой и нарабатываются так называемые «физические качества»;
– и собственно самой игре по правилам (подвижной или спортивной), сложно устроенной по нормам и правилам действия и поведения играющих.

Игра представлена, с одной стороны, «внешними» правилами, раскрывающими суть (содержание и цель) игры, с другой, оправданными логикой игры запретами и ограничениями на индивидуальные действия. В то же время в игру вполне органично вписаны правила, определяющие индивидуальные возможности участников игры в использовании тех или иных предметных навыков и умений, а также собственных физических качеств. Последними, но не второстепенными являются правила и нормы организации групповых и командных действий (в основном это игры спортивные).

Рассмотрим конкретные примеры.

Физкультурная прививка

Первоклашки вошли в физкультурный зал. Пространство зала для многих кажется огромным – и это видно по их поведению: они явно напряжены.

Что же можно предложить на первом занятии детям, которые, по существу, еще являются детьми детского сада, с чего начинать это занятие? Очевидно, необходимо вспомнить уже известные педагогические техники, применяемые на физкультурных занятиях в детском саду, обеспечивающие становление общегруппового ритма движений, действий. Логичным будет предложить детям сначала побегать всем вместе по «лабиринтам» зала, преодолевая разнообразные препятствия. Перед тем как начать занятие, учитель выбирает «направляющего» из числа показавших себя активными и попросит учеников, когда они будут бежать друг за другом, не пытаться обгонять друг друга, не мешать друг другу и стараться делать то, что делает партнер, стоящий впереди. Ученики по команде учителя поворачиваются и идут по залу друг за другом по «лабиринту» препятствий из вертикальных стоек, гимнастических скамеек, натянутых невысоко веревок, поворачивая около стоек, где направо, где налево, перепрыгивая и перешагивая натянутую веревку, а затем и скамейку, подпрыгивая, касаясь рукой руки учителя. Лица детей серьезные, взгляды сосредоточенные, таким образом указывающие, на что они больше всего обращают внимание. Заметно, что они стараются выполнять условие идти друг за другом.

Вот последнее препятствие пройдено. У детей уже начинает появляться ощущение некоторой выверенности собственных движений, встроенных в общий «поток» повторяемых движений. Дети ждут следующего сигнала от учителя, и они его получают «А сейчас бегом марш!» «Живой поток» – это на себе ощущают дети, и потому появляются восклицания удовольствия и радости, в первую очередь тогда, когда впереди бегущие делают поворот и уже бегут в противоположном направлении. В этом месте дети видят весь движущийся поток, извивающийся, как змея, – это впечатляет. Дальше прыжок через натянутую веревку, и если первому видно, где она натянута и, самое важное, как высоко, то остальным – нет, поэтому приходится доверять партнеру, который бежит впереди. Вот Витя приготовился к прыжку и это заметно по тому, как он расставил руки и начал «семенить» ногами и прыгает. Лена, бегущая следом, в какое-то мгновение все это отмечает для себя, и не только то, как Витя готовился, но и как высоко он прыгнул и перелетел через веревку. Вот образ движения, который не может быть описан формальной инструкцией, он предельно натурален, он «схватывается» на уровне ощущения.

Несколько в стороне от бегущих, по направлению движения стоит учитель, вытянув вверх и вперед руку, как дядя Степа, указывающий дорогу. Направляющий немного ускоряет свой бег, около учителя выпрыгивает вверх, задевает своей ладонью ладонь учителя. Хлопок. Здорово! Следующие за ним стараются также допрыгнуть и хлопнуть своей ладонью ладонь учителя. Всеобщий восторг. Прикосновение к руке взрослого можно рассматривать как знак его личного доверия и признания.

Снова поворот, но уже в другую сторону, бегущие друг за другом дети так «врабатываются» в общий ритм, что уже могут замечать то, что по ходу движения находится в стороне от них. На повороте они уже видят не просто движущуюся колонну, а выделяют в ней довольные лица своих одноклассников.

Первый круг пробежали – это первая проба на выработку общего темпа и соразмерной с ним дистанции между бегущими. «Еще побежим?» – спрашивает взрослый «Да! – отвечают дети. Только повыше поставьте веревочку и раздвиньте скамейки». Посовещавшись с детьми, учитель устанавливает необходимую высоту и длину препятствия. «Все довольны?» По выражению лиц похоже, что все. «Тогда побежали!»

Второй круг по залу: бег, повороты, прыжки через веревку, бег, прыжок вверх с ожиданием хлопка, но... Промах?! Первый бегущий, Юра, не попадает ладонью своей руки по ладони учителя. Что происходит? Оказывается, учитель во время прыжка отвел свою руку немного дальше по направлению движения. Следом и Дима не попадает по руке учителя. А вот Коле это удается, и он с ликованием продолжает бежать дальше. Всем становится понятно, что теперь взрослый внес свое правило, и все его с удовольствием принимают, стараясь предугадать, где будет находиться рука учителя в следующий момент. Оказывается, это не так просто и очень интересно (необходимо предвосхищать возможные действия учителя и представления о них).

Пройден еще один круг, но вот останавливаться никто не собирается, и учителю по ходу приходится самому изменять высоту и длину препятствий, количество поворотов и направлений движений. Наблюдая за детьми, учитель замечает легкую усталость детей и предлагает им перейти на шаг...

На следующих занятиях уже не будет неуверенности в себе, страха перед залом, появится личное отношение к учителю и друг к друг.

Я даю тебе задание...

Данную учебную ситуацию мы рекомендуем предлагать только на втором году обучения детей в школе.

Можно провести игру среди мальчиков и девочек раздельно, но одновременно на обеих половинах физкультурного зала. По условиям игры необходим ведущий, с выбором которого явно есть определенные трудности: «Я, я, я... буду ведущим». И это несмотря на то, что о самой игре еще не было сказано ни слова. Такая «активность» детей может сбить общий настрой на выполнение учебного задания, и учитель, понимая это, берет паузу и сообщает, что если ему доверят выбор ведущего, то он готов удовлетворить всех желающих, но в порядке очереди. В этой игре дети, имеющие какой-то предметный опыт и опыт предметного общения друг с другом, получают возможность восстановить его в выборе «ритмического рисунка» движений, в их многообразии.

По условиям игры вокруг ведущего передвигаются друг за другом (шагом, бегом, прыжками) все остальные ее участники. Ведущий дает участникам задание, каким способом им двигаться, в какую сторону, может задавать темп движения, подсказывая, как быстро передвигаться. Он также поочередно вызывает в образовавшийся круг по одному участнику и дает ему задание на выполнение одного из известных ему или придуманных гимнастических упражнений с предметами (скакалкой, мячом, обручем, гимнастической палкой и т.д.) и без них.

Ведущие дают задание участникам двигаться по кругу шагом, не придавая значения направлению движения. Некоторая заминка среди участников – они не совсем понимают, в какую сторону двигаться. Главное здесь для учителя – не торопиться и временно не вмешиваться в ситуацию. Кто-то должен взять на себя ответственность за решение, и такой обязательно найдется.

Участники двигаются шагом. Скованность и неуверенность ведущих заметна со стороны, им пытаются подсказывать сверстники «Давай выбирай скорее...», «Выбери меня...» Ведущие выбирают в первую очередь тех, кого хорошо знают и кому особо симпатизируют, затем тех, кого знают просто по имени. Задания в основном с предметами: один прыгает через скакалку, другой отбивает мяч от пола на месте, третий вращает обруч, но, что самое интересное, все эти движения регламентированы ведущим, правилами выполнения, счетом и временем, при этом счет ведут все участники игры вслух.

Остановка в игре. Предлагается следить за тем, чтобы возвращающийся участник встал на свое место как можно быстрее. Как это сделать? Решение поступает мгновенно сразу от нескольких детей: «Не пускать его в другое место!» Все с энтузиазмом поддерживают эту мысль. Взрослый соглашается, но с одним допущением: «Нельзя толкать, ставить подножки участникам и т.д.». Учитель говорит ведущим, каким образом можно указывать направление движения участников. Таких вариантов указаний множество, и учитель вместе с учениками их называет: повернуться направо или налево; по часовой/против часовой стрелки (для тех, кто умеет пользоваться часами с циферблатом); встать рядом с участниками и повернуться в том направлении, куда необходимо двигаться; указать просто рукой и др.

Согласие получено. Смена ведущего и продолжение игры. Действия играющих становятся более «стройными», согласованными и выверенными: ведущие указывают направления, участники стараются двигаться, соблюдая дистанцию между собой; выбранные ведущим участники выполняют задание ведущего, а тот, в свою очередь, контролирует выполнение. Но не все у ребят получается...

Учитель останавливает игру и объясняет, почему играющие не всегда могут выполнить условия и правила игры, и предлагает упростить игру. Совместно принимается решение: участники по кругу стоят на месте, ведущий выбирает поочередно не более двух участников, при этом остальные успевают не только, наблюдая за выполнением упражнения, контролировать его, но и вспоминать или придумывать упражнения для себя.

Игра продолжается к общему удовольствию. Все успевают побыть ведущими, выполняющими и наблюдающими.

Владимир ВЫСОЦКИЙ,
Сергей СПРЫЖКОВ
г. Красноярск