Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2006

МЕТОДИКА

УРОК С КОММЕНТАРИЕМ

Рубрика «Урок с комментарием» открыта для материалов об уроках, которые учителя не только описывают, но и анализируют. Сегодняшняя статья – исключение, но очень приятное. О педагогическом приеме «отметка в долг», который можно использовать практически на всех уроках физической культуры, пишет учитель, Евгений Иванович ГОГОЛЕВСКИЙ. О результатах, которых можно добиться при использовании этого приема, – его ученик, Илья УМАН. Правда, его слова обращены скорее к детям, а не к педагогам: «Занимайтесь, и вы измените себя!»
Но… Именно это письмо лучше комментариев ученых и экспертов доказывает действенность метода, предложенного опытным педагогом.

Работа с отстающими: отметка в долг...

Требования к физической подготовленности учащихся в школе свидетельствуют о том, что мало подготовить просто физически крепкого школьника. Необходимо работать с ребятами в напряженном ритме, вырабатывать силовую и общую выносливость, скорость и высокие скоростно-силовые качества.

Вместе с тем, нам, учителям физической культуры, еще, как ни странно, приходится часто заниматься с учащимися укреплением их общего состояния здоровья, то есть еще много имеется в школах детей, отстающих (порой – значительно) в физической подготовленности от своих сверстников. И учителю физической культуры приходится вести большую работу по пропаганде выполнения ежедневных заданий по физической культуре в домашних условиях. Поэтому я поставил себе задачу: разработать и внедрить новую форму домашних заданий по физической культуре – с «отметкой в долг». За основу была взята работа на конечный результат.

Многолетняя практика показала, что учащиеся более добросовестно выполняют домашнее задание, когда их оценивают не с точки зрения нормативных показателей. При работе с отстающими учащимися лучше ежемесячно оценивать их результаты, причем не по абсолютным показателям, а по величине приростов. Работая более 40 лет с учащейся молодежью, я при поддержке коллег разработал систему домашних заданий, основанную на опыте ряда учителей физической культуры.

В чем заключается усовершенствованная нами система домашних заданий, к примеру, по развитию силы рук?

Во-первых, было замечено, что дальняя перспектива удовлетворительной, хорошей или отличной отметки не всегда дает положительный результат. Во-вторых, на уроках физической культуры недостаточно времени для того, чтобы полноценно развивать необходимые физические качества. Поэтому единственный путь к успеху – домашние задания с учетом ближайшей перспективы.

Каким образом оценивать домашние задания? Мы на практике убедились в том, что, если ученик получает удовлетворительную отметку хотя бы за минимальный успех, он, как правило, добросовестно выполняет все задания учителя.

Как известно, одним из самых сложных тестов-нормативов по физической культуре является показатель развития силы рук – количество подтягиваний на перекладине из виса. В течение последних лет мы использовали домашние задания с учетом роста нормативного показателя с выставлением текущей отметки «в долг».

Принципы «отметки в долг» заключаются в следующем: если ученик имеет хотя бы маленький прирост к количеству подтягиваний за определенный период, он не будет иметь плохой отметки. Практика показала, что этот минимальный прирост должен состоять из одного подтягивания в месяц.

Например, если учащийся 8-го класса не подтягивался ни разу, то он может через месяц получить отметку «три» только за то, что подтянется хотя бы один раз. Если ученик подтягивался один раз, для получения отметки «три» через месяц он должен подтянуться два раза и т. д. Те учащиеся, которые выполняют норматив на отметку «три», за минимальную прибавку получают отметку «четыре», а подтянувшиеся на хорошую отметку при увеличении количества подтягиваний на одно получают отметку «пять».

Следует особо отметить, что увеличение отметки на два или три балла, как правило, не дает ожидаемого эффекта. Например, ученик 8-го класса подтягивался три раза, а через месяц подтянулся четыре раза, и ему ставится отличная отметка. В таких случаях учащийся чаще всего успокаивается, ведь он получил «пятерку» и считает, что уже достиг высокого результата.

При использовании завышенной отметки особую роль играет учет. Его можно вести в журнале, но практика показала, что учет лучше всего вести с использованием индивидуальной карточки достижений уровня физической подготовленности, а также протокола достижений уровня физической подготовленности класса.

Из 23 юношей 8-го класса «А» в начале учебного года на отметку «пять» подтягивались только двое. К концу учебного года положение резко изменилось: на «отлично» выполняли норматив 13 человек, и только четверо имели неудовлетворительные отметки.

Для более интенсивной работы по выполнению домашних заданий мы подключали родителей. И получался своеобразный тройственный союз: учитель – ученик – родители, которые активно помогали и словом и делом. Родители приобретают нестандартные перекладины, гантели, следят за выполнением домашних заданий своими детьми.

Каждый учащийся после заключения договора об «отметке в долг» получает самодельные резиновые тренажерные устройства для занятий в домашних условиях. Они очень просты в исполнении и применении. Например, тренажерное устройство «Папа» вырезается из использованной автомобильной камеры шириной 5 см и длиной 180 см. К концам резиновой ленты крепятся два S-образных крючка. Ученик вешает тренажерное устройство на перекладину, встает на него ногами и подтягивается с помощью резинового тренажера.

Кроме того, ребята получают картотеку упражнений для развития групп мышц рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног, общего развития и рекомендации по методике круговой тренировки.

При выполнении заданий учителя с учетом ближайшей перспективы и постоянном контроле создаются условия постепенного решения нескольких задач:

– учащиеся привыкают к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и к самоконтролю;
– обучение строится на основе индивидуального подхода;
– заинтересовываются родители и в большинстве случаев становятся помощниками как учителя, так и ученика;
– работа без спешки постепенно дает положительный результат;
– учащиеся к концу учебного года примерно в 90% случаев успешно сдают тесты по подтягиванию.

В данной статье было показано использование домашних заданий по подтягиванию на перекладине как пример. В целом же домашние задания основаны на всестороннем развитии учащихся с акцентом на круговую тренировку.

В заключение следует отметить, что не все виды физических упражнений можно задавать на дом. Если развитие силы отдельных групп мышц, гибкости, выносливости, силы можно успешно вести через систему домашних заданий и такие упражнения хорошо поддаются контролю со стороны учителя, то упражнения на координацию движений и скорость нужно использовать при домашних заданиях осторожно. Дело в том, что эти виды упражнений трудно поддаются самоконтролю, особенно на начальном этапе обучения. А это может привести к закреплению неправильной техники движений, появлению скованности.

Евгений ГОГОЛЕВСКИЙ,
учитель физической культуры,
МОУ лицей № 22
г. Орел