Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2006

НАУКА –УЧИТЕЛЮ

Подготовила Ирина БОГДАНОВА

О чем пишут в журналах?

 

Виды контроля за детьми с отклонениями в состоянии здоровья

На основании совокупности таких критериев, как наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний, уровень функционального состояния основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, дети и подростки разделяются на 5 групп:

1-я группа – здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим и психологическим развитием, редко болеющие.

2-я группа – здоровые дети с морфофункциональными отклонениями. В эту группу также входят дети, у которых отсутствуют хронические заболевания морфологического или функционального характера.

3-я группа – больные дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации (реакция организма на повреждение, которая выражается в возмещении функций поврежденных тканей за счет непострадавших органов и тканей).

4-я группа – дети, имеющие хронические заболевания в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной работоспособностью.

5-я группа – дети, имеющие хронические заболевания в стадии декомплексации (нарушение деятельности организма или какой-либо его функциональной системы).

Оценка уровня физического состояния детей может быть критерием оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями и готовности ребенка к выполнению нагрузок различного характера.

Этапный контроль включает в себя медицинское обследование: осмотр специалистами, функциональные пробы, лабораторные анализы и инструментальные исследования.

Врачебно-педагогический контроль. Оценивается динамика физиологических процессов: размеры, формы, пропорции тела, объем сердца, жизненную емкость легких, дыхательный объем, физический контроль двигательных качеств: тестирование физическими нагрузками с целью выяснения пределов силы и структуры силовых возможностей при движении в различных суставах.

Текущий контроль – изучение показателей: ЧСС, артериального давления, изменений на электрокардиограмме. С помощью текущего контроля фиксируется состояние ребенка, его общее самочувствие. Текущий контроль позволяет оценить соответствие физических упражнений их планируемой направленности.

Оперативный контроль: фиксируется температура тела, ЧСС и частота дыхания, их соотношение, легочная вентиляция. Цель оперативного контроля – оценка влияния каждого тренировочного занятия на организм ребенка.

Организация занятий учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам, основывается на врачебно-педагогическом контроле, что способствует предупреждению прогрессирования болезни и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей.

Е.А. БАБЕНКОВА, к.п.н.,
Т.М. ПАРАНИЧЕВА,
«Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка»,
№ 1, 2006

 

Состояние опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста

Обследование состояния осанки и сводов стоп, а также силовой выносливости мышц туловища детей дошкольных учреждений г. Омска показало: из 458 детей в возрасте 5–6 лет 79% девочек и 85% мальчиков имеют высокий уровень нарушений осанки.

Самый распространенный тип нарушения – сутулая спина – в среднем у 24% детей, плоская спина – у 19%, лордотическая осанка – у 11%, кифотическая – у 9%, кругло-вогнутая – у 5% детей.

Исследования показали, что и результаты силовой выносливости мышц туловища невысоки: дошкольники не в силах длительное время удерживать туловище в статическом положении. Мышцы живота и спины развиты значительно сильнее боковых мышц.

50% девочек и примерно 54% мальчиков в возрасте 5 лет имеют различные нарушения сводов стоп. К 6 годам их состояние немного улучшается, однако распространенность этого вида нарушения остается значительной: у 48% девочек и 53% мальчиков. В 90–95% случаев плоскостопие – результат слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата. Уже в дошкольном возрасте прирост в развитии двигательных качеств, в том числе и силы различных мышечных групп, зависит от ряда факторов, в частности, от качества физического воспитания в дошкольных учреждениях. Низкий уровень развития силовой выносливости мышц туловища свидетельствует о необходимости включения физкультминуток, направленных на снятие утомления, при проведении занятий, требующих длительного пребывания в статических положениях.

Специальные упражнения необходимы как основное средство профилактики нарушений осанки. Упражнения, развивающие силовую выносливость мышц туловища, имеют дополнительное значение.

И.В. ПЕНЬКОВА,
«Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка»,
№ 2, 2006

 

Психофизический статус детей 13–14 лет с нарушениями интеллекта

Авторами статьи были проведены исследования с целью определения уровня психофизического состояния школьников 13–14 лет с нарушениями интеллекта, обучающихся в Горельской коррекционной школе-интернате Тамбовской области. При сравнении физического состояния учащихся этого возраста вспомогательной и общеобразовательной школ можно констатировать, что дети с нарушениями интеллекта в среднем отстают от своих сверстников в росте на 13 см, в весе – на 12,4 кг, в окружности грудной клетки – на 7,7 см. Наблюдается отставание и в развитии физических качеств: в беге, прыжках, наклонах вперед. При сравнении этих показателей с оценочными таблицами для школьников области установлено, что дети с нарушениями интеллекта по всем рассматриваемым параметрам соответствуют низкому уровню подготовленности нормально развивающихся школьников в возрасте 14 лет.

А.А. РЯЗАНОВ, к.п.н.,
В.А. НИТМАНОВ,
«Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка»,
№ 2, 2006