Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2006

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ


Удивительный мир спорта

Рукопашный бой: сила и красота предков

Большинство исследователей русской истории единогласно сходятся в общем мнении о существовании на Руси национальной культуры боевых единоборств, имеющей свои отличительные особенности. Бой с оружием имел огромный приоритет по отношению к невооруженному единоборству в течение очень длительного периода славянской культуры, и безоружный бой развивался на заре своего появления больше как обрядовая игра, проходящая без пролития родственной крови.

В связи с общей для боевых движений «солнечной» вращательно-круговой динамикой приобретают обрядовый, мистический характер сложные двигательные формы, считающиеся сегодня элементами, которые относятся к акробатике. По свидетельствам рижских хронистов, описывающих обычаи варваров, молодежь, соревнуясь между собой в ловкости и боевой подготовке, во время обрядов демонстрирует прыжки и перевороты (через себя) на площадке со специально установленными для празднеств обнаженными копьями и мечами, поставленными острием вверх. Феноменальная прыгучесть и ловкость воинов проявляется в сложных и специфичных приемах того времени: бойцы могут перепрыгивать обеими ногами через острый меч, держа его в обеих руках.

Универсальность русского бойца проявлялась и в том, что в безоружной схватке ему нередко удавалось достигать значительного перевеса: известным историческим фактом является победа князя Мстислава Владимировича, брата Ярослава Мудрого, над касожским ханом Редедей. Мстислав в ходе поединка провел успешный бросок, ударив противника оземь.

Русская традиция кулачного боя и борьбы связана с периодом тяжелого защитного снаряжения и оружия. Особенно уместны в этот период были навыки борьбы, позволяющие захватить противника, вывести его из равновесия, свалить на землю. Удары использовались реже, так как пробить кулаком доспех и стеганый подкольчужник, рассчитанный на смягчение ударов меча и копья, мог далеко не каждый хорошо обученный дружинник. В связи с этим удары кулаком применялись мало, и современная форма кулачного удара, характерная для бокса, стала распространяться ближе к концу XVI в. Наиболее известны были удары толкающего, сваливающего типа, которыми противника пытались сбить на землю. В летописях упоминаются удары вполруки, которые наносились предплечьем и позволяли на реверсе корпуса по принципу короткого рычага рывковым ударом в шею и верхнюю часть груди свалить тяжеловооруженного бойца. Подобный технический элемент разработан в айкидо и многих других восточных единоборствах. Другие удары наносились нижней и внутренней частью кулака, открытой ладонью. Появление таких характерных названий, как «оплеуха» и «затрещина», связано с использованием неклассической формы кулака с оставленным сверху большим пальцем, складыванием ладони в горсть, «лодочкой» и.др.

Проведение кулачных боев, как правило, было характерно для простого сословия и становилось всенародным развлечением на обрядовых и религиозных праздниках. Бойцы в таком случае чаще сходились в построение, имитирующее шеренгу щитоносцев, прикрывая плечо друг друга и выставив вперед правую руку. В таких условиях, регулярно практикуя бой «стенка на стенку», русские воины не теряли навыков коллективной схватки. Обоеручный бой встречается у небольшого числа профессиональных одиночных бойцов, бьющихся по найму или «об заклад». Для боев стенка на стенку в России периода средних веков часто использовались палки, посохи, кистени и разнообразные «заначки» в рукавицах. Использование подручных средств не считалось неспортивным.

В целом рукопашный бой средних веков более ориентируется на символическое противостояние вооруженному противнику. Вероятно, как раз в связи с необходимостью в потешных сражениях имитировать вооруженное столкновение получили распространение специальные дубинки и шесты для кулачного боя. Известно, что они использовались еще в древнем Новгороде. Скорее всего, без подобного «игрового» снаряжения в потешные бои выходили именно профессиональные дружинники, а прочие были вынуждены уравниваться с ними в игровых боях за счет подручных приспособлений. Такая идея сразу приводит нас к мнению о достаточно четкой регламентации средневековых потешных боев. Различные же направления борьбы, известные сейчас как «борьба в крест», «на поясах», «в схватку» и т. д., являются образцами изолированных групп индивидуальных соревновательных силовых упражнений, подобных современному армрестлингу.

Особенности развития рукопашного боя суворовских времен связаны с большим процентом схваток на близкой дистанции. Рукопашный бой без оружия не имел в военной службе применения и не зафиксирован в архивных документах. В рукопашном бою без оружия авторитет России все еще не был высоким. И впоследствии, до самого появления советского бокса, в национальной традиции кулачного боя не оказывалось бойцов, способных на равных условиях конкурировать с представителями европейской боксерской школы.

Уникальность русской традиции единоборств видится прежде всего в том, что это феномен духовной жизни русского народа, связанный с национальным самосознанием и общественными нравственными ценностями. Духовное наполнение боя, его праведность всегда стояли неизмеримо выше конкретных форм действий, приемов или методов сражения, и эта черта до сих пор ярко отражается в характере русского бойца. Именно потому нет серьезного боя там, где нет нарушения правды и справедливости. Только за святые цели можно сражаться и погибнуть, идя в бой лишь силой духа и воли. Все виды боя обрядового, игрового характера в соответствии с русскими воинскими традициями были средством пробуждения и укрепления духа. В этом и состоит главная ценность идеи русского рукопашного боя.