Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2006

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

СОВЕТЫ ПРСИХОЛОГА

Анализ агрессивности болельщиков

По итогам психологических исследований

Любой матч представляет собой скопление на стадионе большого количества людей, объединенных общим интересом, общей страстью. С одной стороны, это некоторое организованное собрание людей, испытывающих одинаковые чувства и идеи во время и по поводу матча. С другой стороны, это собрание подходит под определение толпы – случайное нахождение вместе большого количества индивидов.

Научные психологические подходы к такому явлению, как толпа, основываются на некоторых характеристиках. Главные черты толпы – исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в одном направлении. Это значит, что независимо от национальности, профессии, пола отдельные индивиды, являющиеся частью толпы, действуют и думают совершенно иначе, чем думал, чувствовал и действовал каждый из них в отдельности. Человек в отдельности во многом отличается от человека в толпе.

Известный французский врач и социолог Гюстав Лебон отмечал некоторые особенности организованной толпы:

1. В толпе соединяются самые заурядные качества людей (хотя интеллектуально они могут быть на совершенно разном уровне). Поэтому толпа никогда не может выполнять разумные, возвышенные действия: «В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума!»

2. Человек в толпе благодаря только численности приобретает сознание непреодолимой силы, что позволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дал бы волю, оставаясь один. В толпе он менее склонен обуздывать эти чувства, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности совершенно исчезает в толпе.

3. Заразительность в толпе близка по природе к гипнотическому внушению. Всякое чувство, всякое действие в толпе заразительно, и при том в такой степени, что человек легко приносит в жертву свои личные интересы и интересы окружающих.

4. Четвертая особенность, пожалуй, самая главная, на которой строится заразительность, – это восприимчивость к внушению. Человека можно различными способами привести в такое состояние, когда у него исчезает сознательная личность и он начинает подчиняться внушениям других. При этом он часто совершает противоречащие его личному характеру и привычкам поступки. Наблюдения показывают, что человек, побывавший какое-то время в активной, действующей толпе, вскоре начинает походить на загипнотизированного субъекта. Такой субъект вследствие парализации сознания, воли, рассудка, чувств и мыслей быстро подчиняется чувствам и мыслям окружающих. Естественно, такие возбуждающие средства и стимуляторы, как алкоголь, наркотики, никотин, увеличивают восприимчивость внушению и снижают сознательность личности.

5. При сниженном осознании своих поступков человек в толпе теряет одни способности, а другие доводит до крайней степени напряжения. В толпе эффект от внушения оказывается намного сильнее, так как люди начинают взаимно влиять друг на друга.

Итак, исчезновение сознательной и преобладание бессознательной личности, одинаковая направленность чувств и идей, определяемая взаимным внушением и заразительностью, стремление немедленно превратить внушенные идеи в действия – вот главные черты, характеризующие человека в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится безвольным автоматом. При этом уровень культуры человека опускается на несколько ступеней ниже. Поэтому при беспорядках во время матчей мы наблюдаем такое варварство, агрессивность и псевдогероизм.

Психологические особенности болельщиков на стадионе

1. Импульсивность желаний и поступков. Любое неожиданное препятствие будет встречено с яростью. Поэтому запреты, ограничения и другие предпринимаемые меры для охраны безопасности должны вводиться постепенно и дозированно. Если этого не учитывать, то дальше любое препятствие будет стремительно уничтожаться, будь то кордон милиции или сиденье стадиона.

2. Взаимовнушаемость, подталкиваемая сознанием силы и могуществом, очень быстро создает всеобщее соответствующее настроение. Поэтому от эмоций и идей болельщики очень быстро переходят к действиям, порой лишаясь способности объективно оценивать ситуацию. Прервать этот процесс можно только более сильным стимулом. Это может быть удачное слово, яркая информация на табло, какой-нибудь вызванный кстати образ – в общем, все, что может отвлечь «заряженных людей от импульсивных и агрессивных реакций».

По мнению Гюстава Лебона, толпа восприимчива только к образам. И надо уметь находить такой образ, чтобы масса людей была «поражена», чтобы всецело завладеть ею. «Кто владеет искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять».

Одним из ярких подтверждений такого влияния, причем со знаком отрицательным, может послужить случай на Манежной площади в 2002 г., когда рекламный ролик, показывающий молодого человека, разбивающего машину, стал одним из стимулов для толпы последовать этому действию.

В толпе наблюдается склонность к преувеличению чувств. Любое предположение или подозрение часто воспринимается в толпе как неоспоримая очевидность. Поэтому малейшая антипатия или неодобрение среди болельщиков может быстро перерасти в самую свирепую ненависть. В общении с болельщиком необходимо избегать демонстрации неприязненного отношения к нему, либо к игре команды, либо к другим болельщикам. Неодобрение может быть связано только непосредственно с действиями, нарушающими порядок во время и после матча, а не с личностью болельщика.

4. Находясь среди огромного количества людей, человек теряет свою индивидуальность, освобождается от сознания своего ничтожества, несостоятельности или бессилия. К нему приходят ощущения свободы, своей значительности, грубой и безмерной силы. Необходимо следить, чтобы эти чувства не выходили за определенные границы.

5. При массовых беспорядках сознание значительного могущества («мы – сила!», «мы действуем!») создает уверенность в безнаказанности и чувство безответственности «это не я сделал, это мы все». Поэтому любое сформированное скопление «заряженных людей» необходимо «раздробить».

6. Известны исследования о том, что энергетическая активность молодежных собраний снижается, если они «разбавлены» пожилой публикой, ветеранами футбола.

7. Сезонность проведения игр также влияет на возможность массовых беспорядков. Это связано с действием солнечной активности. Как считал известный социолог и криминалист Габриэль Тард, «солнце является одним из главных элементов, разжигающих толпу. Летние толпы имеют более горячий характер, нежели зимние».

Рекомендации:

  • Проведение тренингов общения для тех, кто непосредственно работает с болельщиками. В первую очередь это руководители клубов болельщиков, сотрудники правоохранительных органов, занимающиеся этой работой, и все кураторы спортивных организаций, также занимающиеся с болельщиками.

  • Проведение семинаров по проблемам особенности работы с болельщиками.

  • Ознакомление с программами, существующими в фан-клубах других странах, с многолетним опытом педагогов, психологов, социальных работников (от сопровождения в поездках и организаций различных интересных мероприятий до персональной работы с каждым болельщиком).

  • Более активное использование в работе фан-клубов совместного обсуждения игр болельщиками и игроками команды.

  • Активное использование комментатора на стадионе для управления болельщиками во время проведения матчей.

Лариса КОМИССАРОВА,
президент фонда «Новый век»