Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2006

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

 

Больной или хулиган?

Советы психолога

Ни для кого не секрет, что в спортивные секции часто приходят самые трудные ребята. Они не очень успешны в учебе, многие не имеют одного или обоих родителей. Речь идет, в первую очередь, о самых обычных секциях – например, школьных, в ДЮКФ. Хотя… в одной ДЮСШОР мне рассказали такую историю: «Ребята часто приходят на тренировки голодные, дома о них никто не заботится. Поэтому мы открыли у себя столовую, содержим ее на спонсорские деньги, а спонсоры – наши же воспитанники, только повзрослевшие. А недавно психологи проводили тестирование у наших воспитанников и сказали, что больше половины из них находятся в депрессивном состоянии, а некоторые близки к суициду. Сказали и уехали. Но что мы можем сделать? Как ребятам-то помочь?»
Спорт часто становится единственным пристанищем для ребят, чья жизнь совсем не похожа на безоблачное детство. И тренеру приходится быть не только тренером, но и воспитателем, и психологом. Порой, кроме него, некому помочь детям, находящимся в сложнейших жизненных ситуациях.
Поэтому сегодня мы начинаем публиковать советы психологов, которые могут помочь учителю и тренеру при работе с подростками. Первая статья посвящена депрессии – тяжелому психическому недугу, которым, к сожалению, очень часто страдают именно подростки.

Трудности взросления

Взросление – один из самых трудных периодов в жизни человека, и каждому приходится, хочешь – не хочешь, пройти его. Не обойдешь, не перепрыгнешь, и рецептов, как облегчить сей путь, для всех не найдешь, потому что каждый раз все происходит по-другому. Трудности – то единственное, что объединяет всех людей на этом этапе.

Для слова «трудность» даже существует определение: это отражение в сознании личности того или иного несоответствия, психологического барьера между требуемыми условиями и невозможностью их изменить.

Воспринимаются трудности, конечно, по-разному. Для одних они лишь усиливают азарт борьбы, для других становятся непреодолимым барьером на пути вперед.

Эти самые трудности, несомненно, требуют внимания со стороны взрослых, так как они обладают крайне неприятной закономерностью – перетекать от одной трудности к другой, от одного расстройства к другому, усиливаясь и обрастая проблемами, как снежный ком, постепенно подводя человека к депрессии. А с ней, как известно, шутки плохи, да и распознается она у подростков крайне сложно.

Внимание – настроение!

Итак, если подросток сваливает вину на других, слишком озабочен успехами в школе, если его эмоции поверхностны и неискренни, он врет легко и правдоподобно, легко впадает в разные состояния, не планирует наперед, все откладывает до последней минуты – он должен быть под неусыпным вниманием.

Начинается все с «расстройства настроений». Изменчивость настроения обычна вообще, а у подростков – тем более. Возникают первые привязанности, увлечения, проблемы. Подростков «бросает» от радостей к горестям со страшной силой и по им одним понятным причинам. Слишком бурное проявление радости, эйфории заслуживает, кстати, не меньшего внимания, чем вспышки гнева и раздражительности. Причем это происходит не только на уровне эмоций, все усиливают физиологические факторы.

О расстройстве настроения говорит ощущение подавленности, уныния и грусти, которое нарушает нормальное течение жизни. Педагогу в этой ситуации необходима помощь семьи, друзей или команды: очень важно отследить, как настроение меняется, что является причиной, как долго длится? Это требует повышенного внимания.

Если же этого сделать нельзя, а на тренировке (или на уроке физкультуры) вы заметили, что ваш ученик ведет себя именно так, будьте особенно внимательны: около него может сложиться травмоопасная ситуация, а он сам находится в зоне риска.

Подростки – все, без исключения, – нуждаются во внимании, даже ершась и отталкивая, все равно нуждаются. Им необходимо ощущение нужности и важности. Как правило, подростки считают, что их не воспринимают всерьез, что их проблемы обесцениваются, игнорируются, считаются капризами.

Задача взрослых, которые рядом, – найти время выслушать, попытаться понять, поддержать. Иногда этого бывает достаточно, чтобы справиться с расстройством настроений и не допустить развития проблемы. К сожалению, часто спохватываемся мы лишь тогда, когда за дело взялась депрессия.

Депрессия

В целом, депрессия – это психическое расстройство, которое оказывает влияние на физические, физиологические и социальные функции человека. Степень ее проявлений имеет широкий диапазон: от изменения настроения до серьезных психотических расстройств, которые опасны возможностью суицида. Напрасно думать, что депрессия – болезнь взрослых. У детей и подростков она и бывает не реже, и протекает порой сложнее.

Подросток склонен скрывать свое состояние, перед взрослыми особенно. Взрослым и невдомек, насколько несчастным и одиноким он себя чувствует.

Попробуйте сами понаблюдать за детьми, которые вызывают у вас опасения! Они выглядят подавленными и несчастными, а, обнаружив наблюдение, или улыбаются, или взрываются! В этой ситуации очень полезной может быть помощь друзей, членов команды, класса, которым вы доверяете. Важно знать, как долго подросток пребывает в этих настроениях, как часто в них погружен.

Наблюдательность, внимание и представление о симптомах могут стать спасением.

Первоначальная стадия депрессии у подростка проявляется в мрачных мыслях, мечтаниях наяву. Следует обращать внимание на разговоры и вопросы о смысле жизни. Мне мальчик 11 лет однажды задал вопрос: «Если в мире все становится хуже и страшнее, зачем мне стараться, я ничего не изменю, легче умереть?!» – это была умеренная стадия депрессии. Обращайте внимание на подбные фразы, приглядитесь к детям, которые их произносят. Это – повод для обращения к специалистам. Сами вы вряд ли сможете помочь. Они замкнуты, не умеют вступать в контакт первыми, невероятно переживают по поводу физических недостатков, большей частью мнимых, их самооценка занижена, возникают проблемы со сном, физическая слабость, трудности в управлении гневом.

Этим ребятам особенно сложно на уроках физкультуры: они вялые и агрессивные одновременно. Агрессия – из-за плохого самочувствия. Педагог или тренер может лишь, отметив данный факт, не санкции применять, не лентяем обзывать, а, скажем, предложить отдохнуть, сменить вид деятельности. Например, можно применить следующий, очень эффективный прием: предложить вместо обычной тренировки помогать тренеру (учителю) на занятии (уроке) младших по возрасту ребят или выполнять какие-либо административные задания.

У детей, находящихся в депрессивном состоянии, замечается ухудшение внимания и неспособность сосредоточиться. Про таких детей обычно говорят: «Витает в облаках». На уроках физкультуры это может проявляться в следующем: все получается хуже, чем обычно, пропускают, не доводят до конца, делают кое-как то, что получалось идеально всегда.

Ребятам в депрессии трудно удерживать внимание на чем-то одном, они из-за неспособности сконцентрироваться начинают нервничать, делать ошибку за ошибкой и, в конце концов, приходят к выводу, что у них низкие способности, что добавляет веса в постоянно растущий ком проблем. Когда же эти проблемы связаны с физическими нагрузками (подтянуться, отжаться, сделать кувырок), ситуация может усугубиться. Если вы заметите, что кто-то из ребят стесняется выполнять то или иное упражнение, не заставляйте его делать это публично, предложите дополнительные или индивидуальные занятия, на которых легче сделать выводы о том, минутная ли это слабость или проблема, связанная с депрессией.

Они становятся беспокойными (грызут ногти, выдергивают волосы, теребят одежду). Они отключаются от окружающей действительности, а попытки включить вызывают раздражение. Утрачивается интерес к прежним увлечениям. Постоянно испытывают чувство вины, по поводу и без. Они считают себя обузой для всех: родителей, учителей, сверстников. Тоска – вернейший спутник депрессии. Нормально, если человек в тоске, например, несколько часов, но несколько дней – основание не просто для беспокойства, но для сигнала «SOS». Появляются жалобы на физическую боль в нижнем отделе груди, головные боли. Отдаляются от сверстников, стремятся оттолкнуть их своей грубостью, в результате оказываются в полном одиночестве.

Маски депрессии

Сложность диагностики состоит еще и в том, что подростковые депрессии протекают под различными масками. Симптомы, маскирующие депрессии, имеют достаточно отчетливое возрастное своеобразие.

1. Общее недомогание, различные нарушения пищеварения, ухудшение аппетита, астении – свойственны как депрессивным детям, так и просто подросткам младшего пубертатного возраста.

2. Неуспеваемость и нарушения дисциплины. Эти проявления тоже могут маскировать болезнь, а ответные «меры» школы и родителей убеждают подростка в его несостоятельности, вызывают и фиксируют страх наказания, что в результате приводит к тотальному отказу от школы.

3. Так называемое девиантное поведение также может быть маской депрессии, крайне сложной для диагностики. Действительно трудно и педагогам, и родителям догадаться, что развязный, раздражительный до злобности, подверженный всем уличным соблазнам подросток нуждается отнюдь не в наказании, а в лечении.

Полюбите хулигана...

Картина сложная и мрачная. Депрессия молодеет и усложняется параллельно с социальными проблемами, и с этим ничего не поделать.

Конечно, один или два симптома – еще не депрессия, но уже сигнал. От окружающих взрослых требуется наблюдательность и ненавязчивая поддержка.

Гораздо легче воздействовать на подростка, если он вам доверяет.

Не злитесь: подростки не всегда могут управлять своим настроением – оно часто зависит от гормональных изменений.

Вспышки гнева можно предотвратить, если отметить положительные качества подростков.

Относитесь к ним с уважением. Будьте справедливы, не используйте «двойных стандартов».

Подростки смотрят на нас, как в зеркало, и подражают нам.

Депрессию должен лечить специалист, но от нас зависит, насколько рано мы заметим первые признаки болезни.

Для этого необходимо и достаточно просто любить детей.

Осана НЕНЮКОВА,
семейный психолог