Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2006

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

Удивительный мир спорта

Мечта, ставшая судьбой

Д. Губерниев

Наверняка среди ваших одноклассников есть такие, кого не назовешь «спортивными», но кому среди болельщиков и знатоков спорта нет равных, кто может дать дельный совет в игре, оставаясь любителем, а не профессионалом, кто с удовольствием изучает историю спорта, смотрит спортивные репортажи, может прокомментировать футбольный матч школьной команды.
Пройдет время, и, очень может быть, кто-то из этих ребят-любителей спорта станет спортивным комментатором.
О том, что это за профессия, наш разговор с Дмитрием ГУБЕРНИЕВЫМ, комментатором телеканала «Спорт».

– Для Дмитрия Губерниева эта профессия – призвание?

– Сначала – мечта, теперь – работа, которую люблю, которой очень хотел заниматься, которой сегодня занимаюсь с еще большим удовольствием, потому что многое умею, знаю, как сделать лучше.

– Состояться в профессии спортивного телекомментатора трудно? Что бы ты поставил на первое место?

– Веру в себя и трудолюбие. Если чувствуешь в себе силы, надо не бояться стучаться во все окна и двери. Есть на нашем канале девочка, которая пытается работать спортивным корреспондентом, учась в 10-м классе. Тратит на любимое дело выходные дни, свободные от учебы часы. Все на самом деле реально, и на спортивном телевидении профессионалы нужны так же, как и на любом поле деятельности.

– Допустим, будущий спортивный корреспондент достучался в одно из «окон» и попал к вам на практику. Что дальше?

– А дальше – браться за любую работу: у микрофона, в монтажной, в студии записи, в наборе на компьютере текстов спортивных выпусков. Например, когда я начинал, то все свои пилотные выпуски новостей и первые эфиры рассматривал как некое соревнование, которое надо выиграть. Но при этом очень важно, чтобы начинающий журналист имел право на ошибку. Мне в этом смысле повезло: рядом со мной были те, кто мне помог, поддержал веру в свои силы.

– Насколько важна в вашей профессии роль педагога?

– Счастливый случай – когда рядом оказывается профессионал, у кого не только можно спросить совета, но кто с радостью даст его, поделится своими знаниями. Если появляется такой человек, которому ты доверяешь, то, в буквальном смысле, вырастают крылья. И уже не страшно «лететь», потому что рядом – тот самый объективный взгляд со стороны на твою работу, а это очень важно.

– Дима, ты – мастер спорта по академической гребле. А кого бы из спортивных комментаторов, не спортсменов, ты бы выделил?

– Прежде всего, Василия Уткина, которого, я уверен, все мальчишки по футбольным репортажам узнают сразу. Я не могу сказать, что в его репортажах, например, интересной информации больше, чем эмоций или юмора. Мне кажется, они интересны именно потому, что в них во всем выдерживается «золотая середина». В любой профессии важно понять, что, как и почему ты должен делать. И совсем необязательно, что эту «золотую середину» в профессии спортивного комментатора сможет найти знаменитый спортсмен.

– Комментатор Дмитрий Губерниев тебе как слушателю и зрителю нравится?

– Все свои репортажи, особенно с таких марафонов, как Олимпиада, я просматриваю. Лучше, чем я сам, но при этом как бы взглядом со стороны, мою работу никто не увидит. Но это не значит, что я не прислушиваюсь к мнению других. Я профессионал и должен быть объективным. Мне, например, не очень понравилось, как я отработал зимнюю Олимпиаду: где-то можно было быть, наверное, и поспокойнее. Эмоциональность моих репортажей отмечают часто. Я спрашиваю: что это – неправильно, непрофессионально? Но если, выделяя одну сторону, народ не говорит о другой, я делаю вывод, что с профессиональной стороной все в порядке.

– Во время спортивных репортажей мы слышим только голос комментатора. А что за кадром?

– Телевизионный комментатор сегодня (и спортивный не исключение) в идеале должен уметь все: и комментировать, и вести программы, и создавать их. И многие телекомментаторы успешно выступают в роли тех и других. Быть только диктором в спортивных новостях, не уметь сделать сюжет, взять «вживую» интервью, на мой взгляд, стыдно. В роли диктора комментатор должен оставаться и комментатором, и журналистом – пишущим и редактирующим… за кадром.

– Можно ли сказать, что у нас есть своя комментаторская школа?

– Скорее, традиции. Но я иногда слышу о том, что такие школы будут создаваться. Вопрос в другом: кто в них будет преподавать? Я читаю курс спортивной журналистики в Московском институте журналистики и литературного творчества, и приходят люди, которые хотят у меня чему-то научиться, кому мое восприятие спорта, мой подход к комментаторскому делу близок. А кому-то нравится манера работы другого журналиста – это право выбора. Можно прослушать разные курсы – Уткина, Гусева, Маслаченко и других и выбрать только то, что нужно тебе. Мне в свое время этого не хватало.

– Дима, из девяти лет у микрофона за три последних тебя признали «Лучшим спортивным журналистом России», «Звездой спортивной информации», лауреатом премии имени Николая Озерова.

– Признание заслуг приятно. Но самую лучшую похвалу я получил на церемонии награждении паралимпийцев. Меня поблагодарила одна полностью незрячая спортсменка: «Дима, спасибо, я смотрю биатлон, – она сказала именно «смотрю», хотя она никогда в жизни не видела, – и получаю огромное удовольствие. Я все слышу, мне все понятно». Тогда я понял, что есть для чего работать. Когда трудно или что-то случается, я вспоминаю эту девушку и мне хочется работать.

Встретиться в телевизионном эфире с Дмитрием Губерниевым можно в программе «Сборная России», которая еженедельно выходит на российском спортивном канале.
А от ребят, которым интересна спортивная тематика и профессия газетного журналиста, мы ждем интересных рассказов о школьной спортивной жизни.

Записала Валентина РЕПИНА