Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2006

МЕТОДИКА. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Мы представляем вашему вниманию методические разработки директора Детского оздоровительно-образовательного центра г. Опочки Псковской области, который по праву можно назвать одним из лучших подобных центров в России. Созданные там образовательные программы с успехом прошли апробацию в ДЮКФП и хорошо себя зарекомендовали.

Директор клуба, Николай Адамович КАБАНОВИЧ, – лауреат Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «физкультурно-спортивная работа» и Всероссийского конкурса среди тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования учреждений физкультурно-спортивной направленности, дипломант IV Всероссийского конкурса авторских программ (им была представлена программа «Физическое воспитание учащихся 1–9-х классов»). Центр, который возглавляет Николай Адамович, занял второе место на II Всероссийском конкурсе учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в 2004 году.

Люди, работающие в ДООЦ, уверены, что учреждения дополнительного образования должны строить свою работу так, чтобы привлечь для занятий физической культурой и спортом на своей базе всех детей, а не только самых спортивных. Если все учебно-тренировочные занятия будут проводиться интересно, если на каждом занятии будут присутствовать элементы воспитания, ребята захотят приходить на тренировки, и спорт станет важной частью их жизни: «Спортивный результат для нашего клуба не главное. Гораздо важнее воспитать наших учащихся трудолюбивыми, честными людьми, готовыми к преодолению трудностей в жизни, укрепить их здоровье».

В рубрике «Методика. Дополнительное образование» вы сможете познакомиться с авторскими разработками Николая Кабановича и его коллег: с образовательной программой «Горный бег», с концепцией воспитательной системы и некоторыми ее результатами, с методикой проведения соревнований.

Читатель может спросить: почему все материалы взяты только из одного района Псковской области, точнее – из одного образовательного центра? Вопрос закономерен. Мы много думали, стоит ли подробно представлять одно место или для читателей будет интереснее узнать о разных школах понемногу. И решили остановиться на данном варианте. Дело в том, что он очень хорошо демонстрирует главную особенность образовательной системы в сфере физической культуры в Псковской области: кооперацию и сотрудничество между школами всех уровней, начиная от общеобразовательных, заканчивая спортивной школой олимпийского резерва. Кроме того, все разработки очень практичны и, бесспорно, могут пригодиться в работе каждому учителю физической культуры или тренеру.

Концепция воспитательной системы школьников в Опочецком районе

Введение

Современная наука доказала, что здоровье человека на 10–15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15–20% – от генетических факторов, на 20–25% – от состояния окружающей среды и на 50–55% – от образа жизни людей, неотъемлемой составной частью которого является физическая культура и спорт. Таким образом, доступность и качество занятий является основным фактором в профилактике заболеваний, укреплении здоровья учащихся и формировании здорового образа жизни после окончания обучения в школе.

Сокращение двигательной активности учащихся в 10–11-х классах до 5–8% от общего занятого времени провоцирует развитие ряда заболеваний. Увеличения двигательной активности можно добиться через участие в спортивно-массовых мероприятиях, посещении Детского оздоровительно-образовательного центра, занятия в группах общей физической подготовки.

Состояние материально-технической базы образовательных школ, учреждений дополнительного образования, оснащение их оборудованием и инвентарем, научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта оставляет желать лучшего. Предлагаемая концепция деятельности Детского оздоровительно-образовательного центра и районного методического объединения учителей физической культуры направлена на решение этих проблем, что в конечном итоге повышает доступность, интерес к проведению спортивно-оздоровительных мероприятий, учебно-тренировочных занятий с учащимися общеобразовательных школ района и города.

Расположен ДООЦ, на котором базируется районное методическое объединение учителей физической культуры, в центральной части города. Это позволяет использовать в своей работе по физическому воспитанию возможности всех городских культурно-спортивных учреждений. Недалеко от ДООЦ находятся общеобразовательные школы, городской стадион, спортивный комитет, центр досуга и культуры, дом детского творчества, с которыми установлены тесные связи по организации и проведению спортивно-массовой работы среди учащихся. Удачное расположение методического объединения учителей физической культуры позволяет вести в течение года постоянную работу с учителями физической культуры Опочецкого района. Ежеквартальное проведение заседаний координационного совета вносит коррективы в проведение спортивной массовой работы среди школьников в течение года.

Ожидаемые результаты и ключевые понятия

Планомерная и целенаправленная работа по «Концепции воспитательной системы физического развития школьников» предполагает:

– воспитание физически крепких, морально устойчивых, работоспособных, уважающих не только себя, но и окружающий мир молодых людей;
– увеличение числа учащихся, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом, посещение секций для укрепления здоровья до 70–75%;
– расширение контингента учащихся общеобразовательных школ, принимавших участие в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в районе, до 55–60%;
– увеличение количества спортивно-массовых мероприятий, проводимых в общеобразовательных школах района, до двух раз в месяц;
– формирование здорового образа жизни – как неотъемлемой части жизни школьников;
– превращение Детского оздоровительно-образовательного центра в центр спортивно-массовой работы в районе среди школьников.

Для достижения предполагаемых результатов учителя физической культуры и работники учреждения дополнительного образования детей выделяют основные, ключевые понятия:

Личность – постоянно изменяющееся системное качество учащегося, проявляющая себя как устойчивая совокупность индивида и характеризующая социальную сущность человека.

Я-концепция – осознаваемая и переживаемая школьником система представлений о своем физическом развитии и совершенствовании, на основе которой он строит свои взаимоотношения с окружающим миром.

Выбор – осуществление учащимся возможности выбора из существующих услуг физического развития наиболее предпочтительного варианта своего физического развития.

Педагогическая поддержка – совместная деятельность учителей физической культуры и педагогов Детского оздоровительно-образовательного центра по оказанию оперативной помощи школьникам в решении индивидуальных проблем по физическому и психологическому развитию.

Системный подход – физическое развитие детей в районе рассматривается как методологическая система воспитания и развития личности, начиная с учреждений дошкольного образования и заканчивая 11-м классом образовательных школ.

Коллектив – постоянная работа по созданию школьных коллективов, связанных единой целью – физическим развитием и совершенствованием физической культуры, участием в соревнованиях, стремящихся к победе.

Непрерывность – постоянная (на протяжении многих лет), целенаправленная изменчивая система элементов, сведений, структуры воспитательной системы и внешних условий, позволяющая совершенствовать и развивать деятельность в данном направлении.

Система ценностей

В своей работе по физическому развитию и совершенствованию школьников в Опочецком районе учителя физической культуры и работники спортивного центра выделяют наиболее значимые ценности:

  • Здоровье – основное направление в деятельности работников физической культуры.

  • Коллектив – создание в каждой общеобразовательной школе спортивного ядра (учитель, учащиеся, ДООЦ) с единой целью: физическим совершенствованием и физическим развитием школьников.

  • Творчество – учащиеся общеобразовательных школ принимают участие в составлении спортивного районного календаря, через учителей физической культуры выражают свои пожелания в проведении районных соревнований.

  • Успех – обязательное поощрение и сообщение в местной прессе, на районных совещаниях директоров школ об успехах школьной команды и учащихся, выступивших в личном зачете.

  • Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности, уважения друг к другу, коллективизма.

Районное методическое объединение учителей физической культуры совместно с ДООЦ ведет планомерную целенаправленную работу по внедрению вышеперечисленных ценностей в повседневную жизнь школьников.

Вся работа коллектива учителей физической культуры общеобразовательных школ по физическому развитию учащихся строится на следующих принципах:

  • Принцип индивидуальности и успеха – в каждой образовательной школе района определяется «свое лицо» в области физической культуры, а работники ДООЦ оказывают помощь в совершенствовании работы школы в этом направлении.

  • Творчество и успех – школам района предлагается проводить районные соревнования на своих базах (кросс, лыжные гонки, легкая атлетика, многоборье). Каждая школа стремится улучшить свой результат в районных соревнованиях по видам спорта, улучшить средний бал школы по итогам проверки физического развития школьников 4-х, 7-х, 9-х, 11-х классов.

  • Принцип доверия и поддержки – педагоги дополнительного образования ДООЦ оказывают помощь учителям физической культуры в проведении внутришкольных соревнований по видам спорта, организуют консультации для учителей физической культуры по вопросам физического воспитания и развития школьников, оказывают теоретическую и практическую помощь коллективам школ в работе по выбранному направлению в области физического воспитания.

  • Принцип непрерывности – непрерывность воспитательного процесса обусловлена постоянной изменчивостью элементов, методов физического развития. Изменяется состав детей и учителей физической культуры в школах, их интересы, потребности и ценностные установки, корректируются межшкольные отношения, появляются новые формы и методы совместной деятельности. Некоторые новшества становятся частью системы преднамеренно, а другие проникают случайно. Предлагаются и проводятся новые различные соревнования и системы зачета командной борьбы на районных соревнованиях; лучшие, принятые детьми и учителями физической культуры, становятся традиционными.

Цели и задачи

Учителя физической культуры во главе с руководителем районного методического объединения учителей физической культуры в своей работе со школьниками района выделяют основные цели:

  • создание условий для:

    • постоянного укрепления здоровья детей;

    • роста спортивных результатов, воспитания чувства красоты движений;

    • тренировки выносливости, силы, смелости, достижения физического и эстетического совершенства;

  • объединение школьников в коллектив;

  • расширение круга общения детей;

  • воспитание моральных качеств: чуткости, отзывчивости, внимательности.

Задачи:

  • укрепление здоровья детей;

  • повышение работоспособности организма;

  • развитие основных физических качеств (выносливости, быстроты, силы);

  • формирование умений:

    • поступать в интересах коллектива;

    • согласовывать свои интересы с интересами других,

    • соблюдать правила взаимной вежливости.

Способы и методы

1. Районные методические объединения учителей физической культуры – не реже четырех раз в год. Обмен опытом с методическим объединением учителей физической культуры Красногородского района.

2. Координационный совет района по физическому воспитанию школьников. Совет определяет план спортивно-массовой и оздоровительной работы на новый учебный год.

3. Проведение районных соревнований.

4. Военно-патриотическое воспитание.

5. Проведение районной олимпиады по физической культуре.

6. Встречи с лучшими спортсменами района.

7. Участие лучших спортсменов-школьников района в областных и всероссийских соревнованиях.

8. Прием у главы района лучших спортсменов года.

9. Освещение проведения соревнований среди школьников в местной прессе.

Для выполнения запланированных мероприятий в течение года в ДООЦ за каждым педагогом дополнительного образования закреплены школы, которым оказывается помощь в подготовке и проведении спортивно-массовой работы, а также в подготовке команд к участию в районных соревнованиях.

Разрабатывается и совершенствуется командная система зачета в районных соревнованиях. Это делается для того, чтобы заинтересовать в командной борьбе школы, которые имеют небольшой контингент учащихся и слабую материально-техническую базу. Например: вначале проводился общий зачет среди городских и сельских школ, затем стали проводить командный зачет для сельских школ отдельно. Сейчас командный зачет общий, но разное количество детей в составе команды. Сельская школа – 6 человек, школа № 1 и школа-интернат – по 18 человек, СШ № 4 и гимназия – по 30 человек. Набранные очки школы № 1 и школы-интерната делятся на 3, СШ № 4 и гимназии – на 5.

Каждое спортивно-массовое мероприятие проводится как праздник, в красочно оформленном месте, с вручением ценных призов, привлечением спонсоров и местной прессы.