Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2006

МЕТОДИКА. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Мы представляем вашему вниманию методические разработки директора Детского оздоровительно-образовательного центра г. Опочки Псковской области, который по праву можно назвать одним из лучших подобных центров в России. Созданные там образовательные программы с успехом прошли апробацию в ДЮКФП и хорошо себя зарекомендовали.

Директор клуба, Николай Адамович КАБАНОВИЧ, – лауреат Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «физкультурно-спортивная работа» и Всероссийского конкурса среди тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования учреждений физкультурно-спортивной направленности, дипломант IV Всероссийского конкурса авторских программ (им была представлена программа «Физическое воспитание учащихся 1–9-х классов»). Центр, который возглавляет Николай Адамович, занял второе место на II Всероссийском конкурсе учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в 2004 году.

Люди, работающие в ДООЦ, уверены, что учреждения дополнительного образования должны строить свою работу так, чтобы привлечь для занятий физической культурой и спортом на своей базе всех детей, а не только самых спортивных. Если все учебно-тренировочные занятия будут проводиться интересно, если на каждом занятии будут присутствовать элементы воспитания, ребята захотят приходить на тренировки, и спорт станет важной частью их жизни: «Спортивный результат для нашего клуба не главное. Гораздо важнее воспитать наших учащихся трудолюбивыми, честными людьми, готовыми к преодолению трудностей в жизни, укрепить их здоровье».

В рубрике «Методика. Дополнительное образование» вы сможете познакомиться с авторскими разработками Николая Кабановича и его коллег: с образовательной программой «Горный бег», с концепцией воспитательной системы и некоторыми ее результатами, с методикой проведения соревнований.

Читатель может спросить: почему все материалы взяты только из одного района Псковской области, точнее – из одного образовательного центра? Вопрос закономерен. Мы много думали, стоит ли подробно представлять одно место или для читателей будет интереснее узнать о разных школах понемногу. И решили остановиться на данном варианте. Дело в том, что он очень хорошо демонстрирует главную особенность образовательной системы в сфере физической культуры в Псковской области: кооперацию и сотрудничество между школами всех уровней, начиная от общеобразовательных, заканчивая спортивной школой олимпийского резерва. Кроме того, все разработки очень практичны и, бесспорно, могут пригодиться в работе каждому учителю физической культуры или тренеру.

Как провести интересные для всех соревнования?

Сотни учреждений дополнительного образования, расположенных в небольших городах и селах России, испытывают затруднения в комплектовании учебно-тренировочных групп: обычно в одной группе занимаются дети разного возраста и физической подготовленности.
Всем известно, что для успешного проведения воспитательной и учебно-тренировочной работы необходимо в течение года проводить различные спортивно-массовые мероприятия, причем организовывать их так, чтобы учащимся было интересно и в то же время сложно. Для этого при проведении соревнований необходимо учитывать возраст и физическую подготовленность всех участников. Приведенные ниже системы опробованы в ДООЦ на протяжении пяти лет и пользуются у ребят большой популярностью.

Система коэффициентов

Данная система позволяет проводить соревнования в группах с различной физической подготовленностью юных спортсменов. Для победы каждому участнику необходимо показывать результаты, близкие к личным рекордам.

Сначала определяется лучший предварительный результат среди участников соревнований в виде спорта, по которому будут проводиться соревнования. Потом личный рекорд каждого участника делится на данный результат. Получается личный коэффициент в данном виде спорта.

Пример. Лучший результат в группе бегунов на 1000 м равен 3.00 (Иванов И). Петров П. имеет личный рекорд на этой дистанции 3.45, а Сидоров С. – 3.30. Личные коэффициенты определяются:

Иванов И. – 3.00 : 3.00 = 1
Петров П. – 3.45 : 3.00 = 1,25
Сидоров С. – 3.30 : 3.00 = 1.17

После проведения соревнований показанный каждым участником результат делится на его личный коэффициент, и определяется зачетный результат в данных соревнованиях.

Пример. Показанные результаты:

Иванов И. – 3.02,9
Петров П. – 3.48
Сидоров С. – 3.34

Зачетный результат:

Иванов И. – 3.02,9 (3.02,9 : 1 = 3.02,9)
Петров П. – 3.02,4 (3.48 : 1,25 = 3.02,4)
Сидоров С. – 3.02,9 (3.34 : 1,17 = 3.02,9)

Во всех видах спорта преимущество отдается младшему по возрасту участнику соревнований.

Возрастной зачет

При проведении соревнований по различным многоборьям, особенно в подготовительном периоде, часто проводятся соревнования по силовой подготовке, чтобы определить уровень силовой подготовки юных спортсменов. Очень сложно определить победителя, когда одновременно соревнуются учащиеся с различной силовой подготовкой и разного возраста. При проведении соревнований по подтягиваниям на высокой перекладине (мальчики, юноши), по отжиманиям от пола или от скамейки (девушки) для определения победителей предлагается следующее.

1. Из результата, показанного участником соревнований, вычитается его возраст. Полученная разница является зачетным результатом участника соревнований.
2. При одинаковых результатах преимущество отдается младшему участнику соревнований.

Гонка преследования

При проведении соревнований в беге на средние или длинные дистанции мы с успехом используем систему «гонка преследования».

Данная система наиболее успешно позволяет решать многие задачи по обучению тактике бега на различные дистанции, а особенно финишированию.

Старт дается раздельно. Первым стартует участник соревнований, имеющий наиболее слабый результат на данной дистанции. Следующий стартует с интервалом во столько секунд, на сколько его результат лучше на данной дистанции, чем результат предыдущего участника, и т.д. Последним стартует участник, имеющий лучший результат среди участников соревнований на данной дистанции.

Определение победителей очень простое. Кто первым финишировал, тот и победитель.

Пример. Иванов И. имеет результат на 1000 м – 3.00, Петров П. – 3.10, Семенов С. – 3.15, Степанов С. – 3.49.

При одинаковых результатах преимущество отдается младшему участнику соревнований.

Легкоатлетическое многоборье

Соревнования проводятся беге на различные дистанции: 400 + 800 м, 1000 + 2000 м, 1000 + 3000 м, 1500 + 3000 м и т.д.

Данная система позволяет определить правильность развития скоростной и общей выносливости. От участников соревнований требуется максимальное приложение усилий на каждой дистанции для того, чтобы добиться победы.

Вначале соревнуются на более короткой дистанции. Победитель определяется по разнице между результатом, показанным на соревнованиях, и личным рекордом участника на данной дистанции. Чем меньше разница, тем выше занятое участником соревнований место.

Пример. Многоборье – 1000 + 2000 м

Иванов И. – личный рекорд на 1000 м – 3.0
Петров П. – личный рекорд на 1000 м – 3.21
Андреев А. – личный рекорд на 1000 м – 3.58

Во второй день участники выступают на дистанции 2000 м. Победитель определяется по лучшему коэффициенту, полученному путем деления результата в беге на длинной дистанции на результат, показанный в первый день соревнований. Чем меньше коэффициент, тем выше место, занятое участником соревнований.

За первое место в первый день соревнований дается 1 балл, за второе – 2 балла и т.д. Во второй день соревнований победитель определяется, как и в первый день, а победитель в многоборье – по наименьшей сумме баллов, набранных за два дня соревнований.

Улучшение личных достижений

Данная система проведения соревнований наиболее эффективна в тех группах, занятия в которых проводятся одинаковое время, участники соревнований близки по возрасту, физической подготовленности и т.д. Рекомендуется проводить соревнования по:

  • спринту;

  • бегу на различные дистанции, где учтены личные рекорды участников соревнований;

  • прыжкам в длину с места, с разбега;

  • тройным прыжкам в длину с разбега;

  • силовой подготовке (подтягиваниям на высокой перекладине, отжиманиям от пола, жиму штанги лежа);

  • челночному бегу 4ґ9 м, 8ґ10 м, 10ґ10 м;

  • прыжкам на скакалке за 30 сек., за 1 мин., кто дольше по времени.

Победитель определяется путем вычитания личного достижения в данном виде из результата, показанного на соревновании. Чем выше разница прироста результата, тем выше место, занятое участником соревнований.

Пример. Бег на 100 м:

При одинаковых результатах, показанных в данном виде, преимущество отдается младшему участнику соревнований.

Виды соревнований, проводимые в группах

Для более зрелищного и эффективного проведения соревнований в группах я использую нетрадиционные виды спорта, которые позволяют контролировать развитие физических качеств в учебно-тренировочном процессе. Данные соревнования пользуются большой популярностью не только в учреждении дополнительного образования: в них с удовольствием принимают участие и учащиеся школ города. Воспитанники сами предлагают свои варианты проведения соревнований:

  • прыжки в длину с места;

  • тройной прыжок в длину с места;

  • прыжок в длину с места спиной вперед;

  • прыжок в длину с места боком;

  • подтягивания на высокой перекладине;

  • прыжки через скакалку за 1мин., кто дольше – на время;

  • метание поролоновой гранаты;

  • толкание воздушного шарика;

  • дартс;

  • бег спринт 5–10 м (и.п.: сидя на полу, ноги прямые, руки согнуты в локтях);

  • бег в мешках;

  • бег на четвереньках;

  • бег со связанными ногами;

бег парами и т.д.

Бег на выживание

Учащиеся группы бегунов предложили соревнования по бегу в экстремальных условиях, где для победы необходимы как физические, так и морально-волевые качества. В 1996 году мы впервые попробовали провести соревнования под названием «Бег на выживание». Участники боролись за победу не только друг с другом, но и с природными препятствиями. Юные спортсмены преодолевали ямы, канавы, болото, кусты, горки. На трассе были следующие участки:

– канава с водой – 6–8 м;
– забор высотой 2 м;
– дистанция 20 м, которую необходимо преодолеть «по-пластунски»;
– речка шириной 20–25 м;
– кроссовая дистанция 350 м;
– болото шириной 20–25 м;
– река Великая шириной 80–90 м;
– заросли кустов «джунгли» шириной 40–50 м;
– подъем 60 м (60°);
– спуск с горки 60 м (60°);
– кросс 400 м;
– прыжок с подвесного моста и плавание по течению на дистанцию 100 м (только для старших участников соревнований).

Финишный отрезок длиной 70 м проходил по стадиону.

Длина трассы примерно 1900 м – для всех желающих, для более подготовленных – 2200 м.

Горный бег

С 2002 г. большой популярностью пользуется горный бег для учащихся младшего возраста (до 5-го класса включительно). Трасса расположена в черте города, ее длина 800 м. Дети с удовольствием пробуют свои силы в необычном беге, где нужна не только скорость, но и умение терпеть, преодолевать усталость, не бояться быстро сбегать с крутых горок.