Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2006

МЕТОДИКА. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Мы представляем вашему вниманию методические разработки директора Детского оздоровительно-образовательного центра г. Опочки Псковской области, который по праву можно назвать одним из лучших подобных центров в России. Созданные там образовательные программы с успехом прошли апробацию в ДЮКФП и хорошо себя зарекомендовали.

Директор клуба, Николай Адамович КАБАНОВИЧ, – лауреат Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «физкультурно-спортивная работа» и Всероссийского конкурса среди тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования учреждений физкультурно-спортивной направленности, дипломант IV Всероссийского конкурса авторских программ (им была представлена программа «Физическое воспитание учащихся 1–9-х классов»). Центр, который возглавляет Николай Адамович, занял второе место на II Всероссийском конкурсе учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в 2004 году.

Люди, работающие в ДООЦ, уверены, что учреждения дополнительного образования должны строить свою работу так, чтобы привлечь для занятий физической культурой и спортом на своей базе всех детей, а не только самых спортивных. Если все учебно-тренировочные занятия будут проводиться интересно, если на каждом занятии будут присутствовать элементы воспитания, ребята захотят приходить на тренировки, и спорт станет важной частью их жизни: «Спортивный результат для нашего клуба не главное. Гораздо важнее воспитать наших учащихся трудолюбивыми, честными людьми, готовыми к преодолению трудностей в жизни, укрепить их здоровье».

В рубрике «Методика. Дополнительное образование» вы сможете познакомиться с авторскими разработками Николая Кабановича и его коллег: с образовательной программой «Горный бег», с концепцией воспитательной системы и некоторыми ее результатами, с методикой проведения соревнований.

Читатель может спросить: почему все материалы взяты только из одного района Псковской области, точнее – из одного образовательного центра? Вопрос закономерен. Мы много думали, стоит ли подробно представлять одно место или для читателей будет интереснее узнать о разных школах понемногу. И решили остановиться на данном варианте. Дело в том, что он очень хорошо демонстрирует главную особенность образовательной системы в сфере физической культуры в Псковской области: кооперацию и сотрудничество между школами всех уровней, начиная от общеобразовательных, заканчивая спортивной школой олимпийского резерва. Кроме того, все разработки очень практичны и, бесспорно, могут пригодиться в работе каждому учителю физической культуры или тренеру.

Горный бег

Образовательная программа для ДЮКФП и ДЮСШ

Легкая атлетика – один из популярнейших и базовых видов спорта среди молодежи, который не требует особых затрат на проведение учебно-тренировочных занятий и экипировку занимающихся. Легкая атлетика, в то же время, как ни один другой вид спорта, положительно влияет на развитие мышечной, дыхательной, нервной систем организма, а также на развитие волевых качеств, воспитание трудолюбия, упорства в достижении цели, укрепления чувства товарищества и коллективизма. В 1996 г. в России, в Санкт-Петербурге, впервые появилось новое направление легкой атлетики – горный бег. Это очень зрелищный, динамичный вид спорта, который требует от спортсменов высокой концентрации внимания, хорошей силовой подготовки, отличной координации движений, быстрого переключения с одного стиля бега на другой.

Трасса, проложенная по крутым горным подъемам и спускам, привлекает детей, дает возможность испытать себя в более жестких условиях борьбы, проверить себя на выносливость, силу, терпение. Слабым духом нет места в горном беге.

Необычность и новизна в проведении учебно-тренировочных занятий позволяют привлечь к тренировкам «трудных» детей: именно такие учащиеся, как правило, показывают наиболее высокие результаты.

Горный бег получает в России все большую популярность, но, к сожалению, учебно-тренировочных и образовательных программ по данному вида спорта нет. В предлагаемой программе собран, классифицирован и систематизирован материал работы тренеров из центров подготовки бегунов-горников городов Ярославля, Череповца, а также Подольска и других городов Московской области. В программе проанализированы и приспособлены к местным условиям методики подготовки бегунов Австралии, Италии.

Программа предусматривает постепенное развитие физических качеств с учетом сенситивных периодов развития детей и индивидуализации педагогического процесса.

В соответствии с планом учебно-тренировочного процесса в ДЮКФП и ДЮСШ по годам обучения определяется следующая учебная нагрузка:

1-й год обучения

Теоретическая подготовка

  • История развития горного бега в России.

  • Влияние спорта на развитие и поведение человека.

  • Техника безопасности при проведении учебно-тренировочных занятий.

  • Здоровый образ жизни, его влияние на здоровье человека.

Основной задачей первого года обучения является приобщение к ежедневным физическим нагрузкам, соответствующим возрасту занимающихся. Формирование интереса к тренировкам, умеренная нагрузка, индивидуальное определение физического развития занимающихся – первостепенные задачи педагога.

В первый год обучения групп начальной подготовки основная работа направлена на пропорциональное развитие организма будущего легкоатлета. По окончании первого года обучения вырисовывается индивидуальный портрет юного спортсмена, с сильными и слабыми сторонами его физического развития.

Для решения поставленных задач используются:

  • медленный групповой бег (на природе – стадион, парк, городской вал, лес);

  • спортивные игры: футбол, регби, баскетбол;

  • подвижные игры: «Казаки-разбойники», эстафеты, «Веселые старты», «Народный мяч» и др.).

  • походы по памятным местам района продолжительностью до 2-х часов;

  • ходьба по горкам в лесу и в парке;

  • выполнение круговой тренировки на свежем воздухе;

  • развитие силовых качеств на тренажерах;

  • зимой – катание на лыжах, катание на санках с горок с обязательным преодолением горок шагом.

Специальная физическая подготовка

В первый год работы групп начальной подготовки специальная физическая подготовка включает в себя ознакомление с основами правильного выполнения физических упражнений, основные элементы бега. Особое внимание обращается на свободное, естественное выполнение беговых упражнений, индивидуально подходящее для каждого обучающегося.

Спортивная техника – органически взаимосвязанные кинематические и динамические характеристики движений и действий спортсмена, учитывающие индивидуальные особенности физического развития каждого в отдельности.

На ознакомление с техникой бега отводится 10 часов. Основной задачей является обучение правильной постановке стопы, свободной, ненапряженной работе рук и правильному дыханию. Для этого используются медленные пробежки на 1–2 км, работа рук на месте, имитация выноса бедра и постановки стопы с различной интенсивностью выполнения.

В возрасте от 7 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа движений. В этот период целесообразно обратить внимание на развитие быстроты выполнения движений через подвижные игры, эстафеты, бег на 20–30 м, прыжки через скакалку, прыжки в мешках, через небольшие канавы, препятствия.

Гибкость и подвижность в суставах достигаются через выполнение физических упражнений на гимнастической стенке, растяжек, ОРУ, махов, полушпагатов и шпагатов.

Соревнования проводятся в группе в виде эстафет, спринта на 30–60 м, многоборье (прыжки в длину с места, прыжки на 10–15 м в мешках, метание дротиков, метание поролоновых мячей, броски набивного мяча весом до 1 кг и т. д.).

Главная цель соревнований – приобретение соревновательного опыта в группах, умения бороться и проигрывать более сильным соперникам.

2-й год обучения

Второй год обучения рассчитан на 36 недель с годовой нагрузкой в 216 часов и четырехразовыми учебно-тренировочными занятиями.

Теоретическая подготовка

  • История развития легкой атлетики.

  • Основы личной и общественной гигиены в режиме спортивных занятий.

  • Характеристика основных движений человека.

  • Техника безопасности во время тренировок.

  • Закаливание организма, его значение в укреплении здоровья человека.

  • Дневник самоконтроля юного спортсмена.

Общая физическая подготовка

Основной задачей второго года обучения групп начальной подготовки является индивидуальная работа по устранению недостатков в физическом развитии ребенка, дальнейшее укрепление и закаливание организма детей, укрепление интереса к занятиям легкой атлетикой, повышение уровня работоспособности организма в условиях наступающей усталости.

Для решения данной задачи используются физические упражнения различной интенсивности, проводимые на свежем воздухе, в лесу, парке или на берегу реки: походы с преодолением естественных препятствий, прогулки в лес, на горки, игры на горах, подвижные и спортивные игры на свежем воздухе, эстафеты, купания, лыжные прогулки и другие виды физической нагрузки, связанные с длительным и непрерывным выполнением работы в спокойном режиме.

Специальная подготовка

Техническая подготовка включает в себя изучение и доведение до автоматизма выполнения простых беговых движений (постановки стопы, захлеста голени назад, работы рук) в различных условиях тренировки и с различной интенсивностью выполнения, а также – положения туловища во время бега, дыхания при спокойном ритме бега. Для этого используют пробегание дистанции в медленном непрерывном темпе до 15–20 мин. с сохранением изученных ранее движений, сбегание с горки под уклон 5–6°, имитацию работы рук на месте с различной интенсивностью.

Общая выносливость развивается при непрерывном выполнении упражнений в спокойном темпе длительностью 25–30 мин.: медленный бег, походы, круговая тренировка, преодоление горок шагом, преодоление препятствий в лесу, в парке, на стадионе.

Быстрота и скорость лучше развиваются в игровом варианте проведения тренировки в виде эстафет, соревнований в парах и тройках. Имитация движений на месте в быстром и максимальном темпе в течение 5–10 сек. дает наибольший эффект в достижении поставленных задач. Бег из различных положений на 10–15 м хорошо развивает быстроту реакции на команды.

Гибкость и подвижность в суставах развивается через выполнение ОРУ на гибкость, растяжки, статические упражнения, шпагаты, полушпагаты, упражнения на гимнастической стенке, упражнения в парах.

Силовая подготовка способствует преодолению усталости при выполнении физических упражнений. Силовая подготовка в первую очередь направлена на укрепление определенных групп мышц, поддерживающих свободный бег, повышающих общую силу занимающихся и развивающих силовую выносливость. Для этого используют отжимания от пола, подтягивания на высокой перекладине, а также упражнения на развитие мышц брюшного пресса, спины, плечевого пояса, выполняемые на тренажерах, и жим штанги лежа.

Соревнования

Соревнования проводятся в группе в основном для приобретения соревновательного опыта, умения правильно бежать определенные дистанции, повышать свои спортивные результаты на дистанциях до 500 м (девочки) и до 1000 м (мальчики). Это могут быть эстафеты, «Веселые старты», нестандартные многоборья, спринт, прыжки, метания. Кроме того, занимающиеся участвуют в клубных соревнованиях по кроссу.