Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2006

НАУКА – УЧИТЕЛЮ

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Система оценивания физической подготовленности учащихся

Для оценивания физической подготовленности учащихся используется комплексная оценка, определяемая как сумма баллов, набранных в тестовых упражнениях. Баллы в каждом тестовом упражнении начисляются в соответствии с многобалльной оценочной шкалой, однако оценочная шкала может быть построена по-разному. По мнению автора данной статьи, привычный всем способ начисления баллов поддерживает, в первую очередь, большой спорт, а не массовую физическую культуру и здоровье подрастающего поколения. Но Валентин Спирин не ограничивается критикой – он предлагает свою, альтернативную шкалу оценивания выполнения тестовых упражнений. Именно с использованием этой шкалы ведется анализ результатов на Губернских состязаниях в Псковской области.

Традиционная оценочная шкала

В традиционно принятой оценочной шкале количество баллов прогрессивно нарастает по мере улучшения результата (рис. 1). Это вызывает определенные сомнения, так как в данном случае процесс физического воспитания в общеобразовательной школе ориентирован на достижение учащимися высоких спортивных результатов и не имеет ничего общего с физической культурой. Например, юноши и девушки в возрасте 16–17 лет за результат в беге на 100 м и на 1000 м, соответствующий отличной оценке, получают 130 очков, а за результат на этих дистанциях, соответствующий I разряду, – 680 очков.

Рис. 1.

Рис. 1. Общий вид оценочной шкалы, ориентированной на высокий спортивный результат, для определения уровня физической подготовленности учащихся.

Такой подход к оценке физической подготовленности учащихся, а, следовательно, и к организации процесса физического воспитания в общеобразовательной школе противоречит содержанию и целям государственного стандарта общего образования по физической культуре и оценочным нормативам тестовых упражнений, используемым в программах, рекомендованных для учебных заведений.

В настоящее время в действующих нормативных документах, организующих процесс физического воспитания в образовательной школе, не ставится задача ориентировки в широком масштабе процесса физического воспитания учащихся на высокий спортивный результат, наоборот, содержание этих документов предостерегает от этого. Причин несколько.

Во-первых, направленность физической подготовки на достижение высоких спортивных результатов требует неоправданно больших затрат времени учащихся на спортивную подготовку – до 18 часов в неделю. Такие временные затраты с учетом следовых процессов, связанных с утомлением от высоких физических тренировок, для большинства учеников могут быть причиной развития у них дискомфортных состояний и, как следствие этого, качественного снижения освоения материала по другим предметам учебного плана. А это объективно приводит к ухудшению организации учебно-воспитательного процесса и не способствует созданию здоровьесберегающей образовательной среды в школе. Следует также учитывать имеющиеся в литературе сведения о том, что около 15–20% учеников физически не в состоянии справиться с объемными требованиями учебного плана. Для такой категории учеников рекомендуется только оздоровительная направленность процесса физического воспитания.

Во-вторых, по разным данным, от 80% до 95% учеников и больше имеют отклонения в состоянии здоровья, и ориентировка процесса физического воспитания школьников на спортивную подготовку, несомненно, сопряжена с немалым риском для их здоровья.

В-третьих, выйти на уровень II и I спортивных разрядов в беге на 100 м и 1000 м может ограниченное количество детей, систематически занимающихся в течение 5–7 лет в ДЮСШ по специализации «легкая атлетика». Многолетние занятия в других спортивных секциях (борьба, гимнастика, спортивные игры и т.д.) не выведут занимающихся на уровень I и даже II взрослых разрядов в этих легкоатлетических видах спорта. В лучшем случае у отдельных занимающихся это может быть уровень III взрослого спортивного разряда.

Фактические условия работы учителя физической культуры не позволяют реализовывать массовую спортивную подготовку на таком уровне. Поэтому те районы, в которых не функционируют ДЮСШ, будут находиться в неравных условиях по сравнению с районами, имеющими специализированные спортивные школы. Кроме того, наличие ДЮСШ позволяет ученикам общеобразовательной школы показывать хорошие результаты по этой оценочной шкале, хотя сама школа может и не прилагать к этому особых усилий.

В-четвертых, в соответствии с учением академика А. Ухтомского, направленность физической подготовки учащихся на высокий спортивный результат с вытекающими отсюда значительными физическими, психическими усилиями и временными затратами вызывает в головном мозге стойкий доминирующий очаг возбуждения. Этот доминирующий очаг возбуждения не позволит большинству учащихся качественно осваивать программный материал по другим дисциплинам учебного плана. Даже для студентов физкультурных вузов специальности – 022300 – «Физическая культура и спорт» в государственном образовательном стандарте не ставится задача выполнения спортивного результата. То есть от выпускников физкультурных вузов не требуется выполнения разрядных нормативов.

Неполный перечень указанных выше причин обосновывает нецелесообразность использования шкалы, ориентированной на стимулирование высокого спортивного результата, для оценивания физической подготовленности учащихся образовательных школ и для контроля за организацией работы по физическому воспитанию в коллективах общеобразовательных школ.

Альтернативная оценочная шкала

Наша главная задача – повышение физической подготовленности каждого учащегося. Поэтому мы предлагаем оценочную шкалу, которая строится на совершенно других основаниях.

При разработке такой оценочной шкалы физической подготовленности учащихся необходимо учитывать:

1. Объемные показатели для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, заложенные в государственном стандарте общего образования по физической культуре.
2. Цели, на достижение которых направлена реализация объемных показателей для общеобразовательных учреждений Российской Федерации государственного стандарта общего образования по физической культуре.
3. Оценочные нормативы тестовых упражнений, используемые на сегодняшний день в программах, рекомендованных для учебных заведений.
4. Временные, физические и психические нагрузки, вызванные объемными показателями и требованиями качественного освоения программного материала по другим дисциплинам учебного плана.
5. Индивидуальность учащихся, позволяющую повысить их мотивацию при выполнении тестовых упражнений.

Система начисления очков в многобалльной оценочной шкале должна стимулировать:

1. Работу учителя физической культуры по повышению эффективности процесса физического воспитания в образовательном учреждении.
2. Оптимальное развитие основных двигательных качеств у учащихся, психических процессов, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма.
3. Создание не только здоровьесберегающей, но и здоровьеукрепляющей среды в образовательном учреждении, вовлечение детей и подростков в систематические занятия физическими упражнениями.
4. Обеспечение надежной физической и психической готовности к учебной деятельности.
5. Реализацию природной одаренности учащихся по другим предметам учебного плана.

Показатели уровня физической подготовленности школьников, определяемые по оценочной шкале, должны эффективно использоваться в контроле за организацией работы по физическому воспитанию в коллективах общеобразовательных школ.

Все вышеперечисленные требования могут быть учтены оптимально, когда каждому тестовому упражнению будут определены граничные результаты, соответствующие основным точкам шкалы (рис. 2), через которые проводится кусочно-линейная функция, отвечающая следующим условиям.

Рис. 2.

Рис. 2. Общий вид оценочной шкалы с выделением зон начисления очков за изменение результата на единицу измерения для определения уровня физической подготовки учащихся.

1. Выделяются зоны. Низкой зоне соответствуют результаты тестовых упражнений, оцениваемые отметкой «3». Средней зоне – отметками «4,5» и выше, например, у юношей и девушек в возрасте 16–17 лет эта зона доходит до нормативов I юношеского спортивного разряда. Высокая зона для данной возрастной группы соответствует нормативам III взрослого спортивного разряда, супервысокая зона – II и I взрослых разрядов.

2. Стоимость единицы измерения (количество очков, начисляемое за изменение результата на единицу измерения: 1 повторение, 1 см, 1 сек. в беге на 1000 м или 0,1 сек. в беге на 60 и 100 м в каждой зоне) отличается от предыдущей (последующей) зоны. Так, например, у юношей и девушек в возрасте 16–17 лет улучшение на 1 сек. в беге на 1000 м, соответствующее низкой зоне оценочной шкалы, приведет к увеличению количества очков, набранных в данном упражнении, на 20. То есть, стоимость 1 сек. в низкой зоне – 20 очков. В средней зоне стоимость 1 сек. в беге на 1000 м составляет 36 очков, в высокой зоне – 11 очков, в супервысокой зоне – 6 очков. Стоимость единицы измерения (количество очков, начисляемое за изменение результата на единицу измерения: 1 повторение, 1 см, 1 сек. в беге на 1000 м или 0,1 сек. в беге на 60 и 100 м в каждой зоне) отличается от предыдущей (последующей) зоны.

Максимальное количество очков дается за улучшение результата в средней зоне. Прирост очков в этой зоне за одну единицу измерения значительно выше, чем в супервысокой зоне. Уровень физической подготовленности учащихся, соответствующий средней зоне, свидетельствует о профессионализме учителя физической культуры. Супервысокая зона – это приоритет ДЮСШ: учитель физической культуры при той материально-технической базе, которая имеется в школе, и условиях его работы не в состоянии выйти на этот уровень, тем более в широком масштабе. Такие достижения могут быть зарегистрированы у отдельных учителей-энтузиастов.

В государственном стандарте общего образования по физической культуре и в программах, рекомендованных Министерством для учебных заведений, вполне обоснованно не ставится задача достижения учащимися высоких спортивных результатов, так как широкое ориентирование учащихся на достижение высоких спортивных результатов требует не оправданных социально затрат времени детей на спортивную подготовку (до 18 часов в неделю) и сопряжено с известным риском для их здоровья. Риск для здоровья школьников возрастает, если учитывать факт ослабленного здоровья учащихся. Стремление выйти на уровень результатов высокой и супервысокой зоны оценочной шкалы целесообразно для небольшой категории учеников общеобразовательной школы, которые по своей природе являются уникальными, способными совмещать высокие физические и умственные нагрузки, связанные с освоением объема материала всего учебного плана или готовящихся поступать в учебные заведения физкультурного либо военного профиля.

Уровень показателей физической подготовленности, соответствующий средней зоне оценочной шкалы, будет способствовать успешному достижению целей, заложенных в государственном стандарте общего образования по физической культуре. Этот уровень физической подготовленности, как никакой другой, для большинства учеников общеобразовательной школы позволяет не только удовлетворить биологическую потребность в двигательной активности, эффективно развивать основные двигательные качества, психические процессы, способствующие укреплению здоровья, расширению функциональных возможностей организма, но и успешно освоить объемные требования всего учебного плана. То есть временные затраты на занятие физическими упражнениями в этом случае социально оправданы.

3. Использование комплексной оценки и наличие зон позволяет компенсировать низкие результаты в одних упражнениях высокими – в других. Такой подход позволит до определенной степени нивелировать морфофункциональные различия тестируемых, а также повысить мотивацию при выполнении тестовых упражнений. Многобалльная шкала позволяет дифференцированно оценить результаты тестирования. В предлагаемой шкале в наибольшей степени поощряется прирост результата в средней зоне. Вместе с тем, она учитывает и индивидуальную высокую подготовку ученика.

Предлагаемая оценочная шкала может успешно использоваться для проведения соревнований на определение абсолютного победителя (класса, школы, района, области и т.д.), а также место школы, района в «Губернских состязаниях».

Примечание. Если ставится задача усиления здоровьеукрепляющей направленности физической подготовки учащихся, то за 1 сек. в беге на 1000 м следует начислять большее количество очков, чем за изменения результата на единицу измерения в других тестовых упражнениях. Так, например, у юношей и девушек в возрасте 16–17 лет улучшение на 1 сек. в беге на 1000 м, соответствующее низкой зоне оценочной шкалы, приведет к увеличению количества очков, набранных в данном упражнении, на 20. То есть стоимость 1 сек. в низкой зоне – 20 очков. В средней зоне стоимость 1 сек. в беге на 1000 м составляет 36 очков, в высокой зоне – 11 очков, в супервысокой зоне – 6 очков. По другим видам увеличение количества очков соответственно будет равняться 18, 34, 10, 5 очкам. Результат в беге на 1000 м существенно зависит от возможностей аэробной системы энергообеспечения, мощность которой, по данным отечественных и зарубежных ученых, в первую очередь определяет здоровье человека.

Использование предложенной оценочной шкалы позволит учителю повысить заинтересованность учащихся в улучшении спортивных результатов, а значит, и в укреплении собственного здоровья.

Валентин СПИРИН,
кандидат биологических наук,
доктор педагогических наук