Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2006

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Губернские состязания,

или Как сделать так, чтобы работали лучше?

В Положении о программе «Здоровые дети» указывается, что это «комплексное спортивно-массовое мероприятие, которое проводится в целях привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышения их физической подготовленности.

Основные задачи:

– контроль за организацией работы по физическому воспитанию в коллективах общеобразовательных школ;
– развитие массового физкультурно-спортивного движения школьников «Губернские состязания»;
– пропаганда здорового образа жизни, повышение двигательной активности учащихся;
– дальнейшее совершенствование спортивно-массовой и оздоровительной работы с детьми во внеурочное время;
– укрепление здоровья подрастающего поколения, вовлечение детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом;
– выявление уровня физической подготовленности школьников.

Первый этап: сдача нормативов в школах. Сроки проведения: май. Прием нормативов желательно проводить на базе ведущей школы города (района).

Второй этап: районные соревнования проводятся в сентябре 2006 г. (по решению администрации района).

Третий этап: финальные соревнования будут проводиться в сентябре–октябре 2006 г. в Пскове».

Для тех, кто принимал участие в Президентских состязаниях, сразу бросается в глаза общность целей и способов проведения. Тесты, которые предлагаются в этом проекте, тоже похожи:

– бег 1000 м;
– бег 30 м, 60 м;
– поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек.;
– сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) – девочки;
– подтягивания на перекладине – мальчики;
– прыжки в длину с места.

В финальные соревнования вводится встречная эстафета. Фактически проводятся соревнования по бегу, отжиманиям, подтягиваниям между всеми школьниками области – учащимися 5-х, 7-х, 9-х классов, называются они Губернскими. Неужели все это – лишь местная модификация Президентских состязаний?

Беседа с губернатором

Михаил Кузнецов

Михаил Кузнецов

Михаил Варфоломеевич Кузнецов в губернаторском кресле совсем недавно, а спортом занимается давно и серьезно. В его кабинете множество ярких фотографий и спортивных кубков: губернатор Псковской области – мастер спорта по прыжкам с парашютом. Экстремал? Оптимист? Мечтатель? На все вопросы отвечает с азартом спортсмена, торопится объяснить идею, доказать возможность ее осуществления.

– Несмотря на то что я спортсмен, уверен: деньги нужно тратить на массовую физическую культуру, а не на спорт больших достижений. Значит, нужно создать такую систему, при которой основная цель будет сфокусирована на разносторонней физической подготовке всех школьников, а не на тренировке единиц. За счет чего? Проще всего этого добиться за счет финансового стимулирования районной администрации. Для этого нужно поставить финансирование районов в зависимость от уровня физической подготовки всех школьников. Набрал, к примеру, 50 баллов – получил столько же денег, сколько в прошлом году. Набрал 75 – получил в полтора раза, а 100 – в два раза больше денег. Результат зависит не от спортивных талантов ребят, не от количества катков или спорткомплексов, а от всей организации системы работы в этом направлении. Даже не имея специальной базы, можно добиться отличных результатов.

При разработке регионального проекта «Здоровые дети» были прежде всего проанализированы федеральные рекомендации. Стало ясно, что они требуют доработки: применить их в том виде, в котором они были даны, невозможно.

Работниками учреждений физической культуры и образования Псковской области было проведено выборочное тестирование физического состояния школьников (в нем участвовало около 3 000 школьников из разных районов Псковской области) и отобраны некоторые упражнения для тестирования (пять – для мальчиков, пять – для девочек). Для наиболее адекватной оценки полученных данных была разработана принципиально иная шкала оценки результатов тестирования (о ней читайте в статье «Система оценивания физической подготовленности учащихся». – Прим. ред.).

Только после этого весной 2006 г. мы начали широкомасштабный эксперимент, в котором принимают участие все школы Псковской области. Закончатся Губернские состязания 2006 г. только в октябре, тогда и будем подводить первые итоги.

Бесспорно, мы столкнулись и с рядом проблем. Конечно, отследить результаты 10–20 спортсменов из каждого района (и по этим данным судить о развитии физической культуры) гораздо проще, чем проверить уровень физической подготовленности хотя бы у 80% всех школьников области. В то же время, наличие нескольких спортсменов высокого класса в районе не является показателем общего уровня физического воспитания, а именно этот уровень для нас, руководства области, самый важный. Организация массового тестирования – очень сложная задача. У нас больше 70 000 детей школьного возраста. Мы проводим зачет по трем возрастным группам (5-е, 7-е и 9-е классы) – это примерно 20 000. 80% из них – 16 000 человек. У нас к этой работе были привлечены спорткомитет, управление образования, тренеры спортивных школ – около 20 человек в течение трех недель ездили по районам, по школам.

Другой важной частью организации Губернских состязаний мы считаем создание праздничной атмосферы на всех уровнях, начиная с самого первого, школьного. Для детей спорт всегда должен быть праздником, а не будничным мероприятием.

Кто-то поспорит: мол, какой же это спорт, это же обычная физкультура! Нет, для детей это – спорт, соревнования, радость победы, горечь поражения. Когда я учился в интернате, у нас проводилась спартакиада, включавшая полтора десятка разных видов. Для нас это был спорт, хотя, конечно, это физкультура. Мы выходили на старт, чтобы победить. Поэтому я думаю, что и на Губернских состязаниях терминология должна быть спортивная. Даже если учителя начнут натаскивать ребят на выполнение нормативов – ничего страшного. Ведь каждый учитель знает: если детям станет скучно, они ни за что не будут заниматься, как бы учитель ни заставлял. Задача педагога – сделать так, чтобы каждому ребенку было интересно. Например, все мальчишки любят играть в футбол. Может, для них и не нужны уроки, а тренировок будет достаточно, чтобы в конце года показать хорошие результаты в тестировании.

Мое дело – создать стимул для развития физической культуры. Задача муниципальных властей – помочь школам, учителям. Заинтересовать детей – цель работы педагогов. Каждый должен быть на своем месте. Осенью мы проведем финальные состязания с вручением огромного количества подарков и наград. Но главным призом победившему району будет увеличение его финансирования на будущий год. Конечно, при такой цели обучения физической культуре должны измениться и методы работы учителей. Поэтому в дальнейшем мы планируем проводить учебу для преподавателей физической культуры, семинары, чтобы познакомить их с новейшими методиками, позволяющими добиваться наиболее высоких результатов.

Похоже, что этот проект действительно отличается и от Президентских состязаний, и от множества других аналогичных региональных проектов. Отличие, прежде всего, – в ожидаемых результатах: по результатам тестирования предполагается изменение финансирования муниципальных органов власти, что, по мнению губернатора, должно привести к конкуренции между муниципалитетами и развитию на уровне районной власти новых принципов управления в сфере физической культуры и спорта. Мы поехали по школам, чтобы посмотреть, что происходит там на самом деле, поговорить с учителями, с ребятами.

Губернские состязания глазами постороннего

Подходил к концу первый этап Губернских состязаний в Псковской области: тестирование учеников 5-х, 7-х, 9-х классов. К моменту приезда журналиста газеты «Спорт в школе» лишь некоторые районы не были протестированы. В эти школы мы и отправились – никакого отбора «образцово-показательных» школ.

Дорога от Пскова до Гдовского района дальняя, на машине – около двух часов. Но что делать? На Губернских состязаниях каждого уровня обязательно присутствует кто-то из областного центра внешкольной спортивной работы – с его директором, Николаем Михайловичем Агафоновым, мы и отправились туда.

Сразу поясню: представители областного центра присутствовали на состязаниях не с целью проверки или контроля. Их задачей было консультирование учителей, проводящих тестирование, помощь (если потребуется), анализ происходящего с целью дальнейшего совершенствования начатого проекта.

Вячеслав Лаврентьев

Вячеслав Лаврентьев

ДЮКФП «Дубно». Сосновый бор, ветреная погода, скромные неизбалованные дети из трех сельских школ. Соревнования проводит инструктор-методист Вячеслав Сергеевич Лаврентьев. Его жена, директор клуба Маргарита Даниловна, выполняет роль гостеприимной хозяйки – каждому улыбнется, всем поможет, все объяснит. Вневозрастная супружеская пара: в глазах задор и хитринка двадцатилетних, на лицах – морщинки. Может быть, они от постоянных улыбок? Вся жизнь – для детей, вместе с детьми без улыбки нельзя.

Ассистировали при проведении тестирования учителя физической культуры из школ, которые принимали в них участие. Атмосфера домашняя, спокойная, неторопливая. Мы приехали, когда ребята бежали кросс. «На старт. Внимание. Марш!» Кросс по пересеченной местности – отнюдь не то же самое, что по стадиону. Да, метраж один и тот же, а вот силы тут совсем другие нужны… но дети не ропщут, им сказано бежать – они бегут.

После первого круга девочка останавливается: «Я больше не могу!» Ее уговаривают все вместе: «Не сдавайся, пусть очень медленно, но дойди до финиша». Она отходит в сторону. «Ну не можешь, так не можешь, только сразу не останавливайся, немного подвигайся», – заботится о ней врач. Глаза у девочки совсем не уставшие, даже веселые. Мне говорит с вызовом: «Да просто не люблю я бегать и не буду, зачем это надо?»

Такие ученики встречаются везде. Они словно провоцируют учителя: «Ну и как ты меня заставишь заниматься, если я этого не хочу?!» Профессионализм педагога виден не в отсутствии таких ребят, а в том, как с ними работают, ведь всем понятно, что мальчишки-футболисты пробегутся запросто и с удовольствием, а как привлечь к спорту вот таких, совсем неспортивных девчонок или неуклюжих мальчишек?

Поэтому я внимательно наблюдала за девочкой, сошедшей с дистанции. Ее никто не ругал, а именно на это она и вызывала своих учителей. К ней отнеслись с пониманием и… с небольшой иронией: «Жаль, что не удалось до конца добежать. Трудно тебе в жизни придется, и поезд от тебя уедет, и автобус…» Она одна сошла с дистанции, но ей уделили внимания меньше, чем другим: большего внимания взрослых удостоились те, кто, несмотря на трудности, добежали до финиша: «Давай, Серега, ты можешь, молодец, еще чуть-чуть…» Она смотрела на этих ребят со старательно скрываемой завистью.

Было понятно, что в Губернских состязаниях действительно участвуют все ученики области, что это – не способ показать лучших, а возможность привлечения к физкультуре всех. Эта задача гораздо сложнее, чем кажется многим людям, далеким от школы: далеко не все ученики с радостью воспринимают физическую нагрузку, а именно им она, как правило, больше всех необходима.

Построение – поздравление – подведение итогов. Соревнования закончились. Как-то грустновато было, и праздника, пожалуй, не получилось. «Здесь три школы, но школы – маленькие, сельские. Сами видите, ребят еле-еле набралось три десятка. Наверное, в следующем году нужно будет что-то изменить», – делятся впечатлениями учителя. Идеала нет и быть не может. Движение вперед возможно только тогда, когда ты сам замечаешь, что стоит исправить.

Оттуда поехали в Гдовскую СОШ. Точнее, на финал проводимых в ней тестов, на городской стадион, заросший по краям яркими одуванчиками, уютный, понятный. Там ребята поддерживали друг друга ничуть не хуже, чем английские болельщики – свою футбольную команду на чемпионате мира. Рядом с ними – директор школы, завучи, учителя. Болельщики все равны, среди них нет победителей. Радуются, переживают, кричат…

Там состоялся настоящий спортивный праздник. Торжественное построение. Стихи, сочиненные учителями специально к этому дню. Победителям – награды и почет.

Третья школа, которую удалось посетить во время Губернских состязаний, – Дедовичская СОШ № 2. Директор, Геннадий Всеволодович Иойлев, торопится на Последний звонок: «Хорошо, что состязания проводим как настоящий спортивный праздник. Жаль, что сегодня – конец учебного года у выпускников, но ничего, успею и туда».

Прием нормативов проходил в спортивном зале и на улице. Обычная кутерьма, смех, аплодисменты. Мальчишки норовили попозировать перед фотокамерой, девчонки немного стеснялись посторонних глаз. Вдруг к демонстрирующим свою силу мальчишкам подошел парень, чуть постарше: «Милов, хватит баловаться, тебе еще кросс бежать – сил-то может не хватить!» 17-летний Константин Валерьевич Хрытин стал и.о. классного руководителя на время Губернских состязаний, подменив любимую учительницу. Интересная идея для проведения подобных мероприятий!

Учителя – о тестировании и губернских состязаниях

Конечно, мне (как и читателям газеты) было интересно, что думают учителя физической культуры о нововведении, какие преимущества и недоработки этого проекта им видны. Мы говорили с педагогами, отойдя в сторону и от директоров школ, и от руководства района.

– Я считаю, что Президентские тесты дают более объективную оценку физического состояния школьников, чем новые, губернские. Там и эстафетный бег, и гибкость проверяется.

– Губернские состязания отражают физическую подготовленность каждого ребенка. Если их проводить не одноразово, а регулярно, они покажут уровень работы и ученика, и учителя, и муниципальных властей.

– Состязания слишком поздно проводятся, в самом конце учебного года. Фактически мы сейчас делаем второй раз одну и ту же работу: по программе нормативы принимали в конце апреля. Результаты еще не сравнивали, но, похоже, сегодня пробежали чуть лучше, чем в апреле. Думаю, такие тесты нужно проводить как минимум два раза в год: в сентябре и в апреле, а потом – сравнивать. Так можно будет понять, насколько учитель хорошо работает.

– А я уверен, что тестирование и сдача нормативов не отражают качество работы учителя. У меня один ученик в сентябре подтягивался 12 раз, а в конце апреля – только 6. За год он вырос на 10 см, прибавил в весе – конечно, ему труднее выполнять упражнение. Кто виноват? Я? Он?

– Нам нужны точные критерии оценивания работы детей и учителей, но ведь есть ребята, которые, как бы ни занимались и ни старались, не смогут сдать эти тесты, получить хорошие отметки. Природа есть природа. Что делать?

– Лично мне и моим коллегам нравится, что проводятся именно состязания, а не простое тестирование: каждый учитель хочет, чтобы его ребята были лучшими. И каждый ребенок хочет, чтобы его класс победил. Начнем анализировать полученные результаты и увидим, над чем нужно работать. Это, конечно, станет дополнительным стимулом. Правда, есть еще один фактор, который мало кто учитывает: одно дело – физическая подготовка, а другое – психологическая. Есть ребята, которые на соревнованиях показывают самые лучшие результаты, потому что могут собраться, выложиться. А другие, наоборот, во время соревнований теряются, пугаются, показывают низкие результаты. Чем чаще проводятся соревнования, чем чаще ребенок в них участвует, тем лучше он будет подготовлен к ним не только физически, но и психологически.

– За счет психологической подготовки ребенок, менее подготовленный физически, может выиграть у более сильного. У меня был ученик, который очень боялся стартов и выхода на большую аудиторию и только из-за этого проигрывал. Мы каждый раз говорили, что он может победить, знали, что его это подхлестнет. И оказались правы: вы только посмотрите на него, он победил практически везде.

– Такие состязания обязательно нужны, чтобы наши ученики не боялись публичных выступлений.

– По поводу финансового стимулирования. Мы боимся следующего: предположим, в каком-то районе мало выделяют средств на физическое воспитание, в результате этот район в Губернских состязаниях проиграет, ему выделят из областного бюджета меньше средств... Откуда же появятся деньги на физическое воспитание? Скорее всего в этом районе в него будут вкладывать еще меньше средств. Вот это страшно.

– Конечно, в Президентских тестах больше упражнений. Но с введением Губернских состязаний изменилось отношение к ним у администрации района. Раньше тесты мы принимали сами, так сказать, в узком кругу – скучно! А теперь ребятам понравилось соревноваться, вот что важно. Они домой не уходят, пока мы не подсчитаем все результаты, не объявим лучший класс, не раздадим грамоты. Не знаю, как сегодняшние результаты повлияют на желание ребят заниматься физкультурой в следующем году, но надеюсь, что положительно – ведь они хотят победить. Ой, как бы не сглазить...

Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Псков – Москва