Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2006

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

Ильдар Касимович ЛАТЫПОВ

Физическая культура в профильном обучении

Учебный план курса «Физическая культура в профильном обучении»

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1 Концептуальные основы профильного обучения в области физической культуры

18

Лекция № 2 Структура и содержание общего среднего образования в области физической культуры в условиях профильного обучения

19

Лекция № 3 Особенности организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в условиях введения профильного обучения
Контрольная работа №1 (срок выполнения – до 25 ноября 2006 г.)

20

Лекция № 4 Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в области физической культуры

21

Лекция № 5 Методика преподавания основ теории и методики физического воспитания и спорта в 10–11-х классах на профильном уровне
Контрольная работа №2 (срок выполнения – до 25 декабря 2006 г.)

22

Лекция № 6 Методика преподавания основ теории и методики физического воспитания и спорта в 10–11-х классах на профильном уровне

23

Лекция № 7 Спортивно-педагогические классы: планирование и организация профильного обучения

24

Лекция № 8 Программа развития средней школы №  1916 г. Москвы по модели физкультурно-педагогического лицея на 2005–2010 гг. (из опыта работы школы, участвующей в эксперименте по профильному обучению)

Итоговая работа (срок выполнения – 28 февраля 2007 г.)
Итоговая работа сопровождается справкой из учебного заведения (актом о внедрении)

Лекция 2. Структура и содержание общего среднего образования в области физической культуры в условиях профильного обучения

Современные проблемы образования в области физической культуры

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. определены ориентиры на создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, на увеличение объема времени, отводимого на занятия физической культурой.

За последние годы, однако, сложилось устойчивое отставание сферы физкультурного образования от других образовательных направлений. Оно отчетливо проявляется в том факте, что подрастающее поколение в большинстве своем сравнительно успешно овладевает научными и гуманитарными знаниями, осваивает производственные и информационные технологии и, в то же время, физически не готово к трудовой и воинской деятельности, часто не способно противостоять стрессовым воздействиям социума на принципах здорового образа жизни. Эти проблемы стали общенациональными.

Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; около 30–35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения.

В то же время увеличилось количество детей, употребляющих наркотики, алкоголь и пристрастившихся к курению. Около половины из них имеют хронические заболевания. Недостаточная двигательная активность ведет к заболеваниям сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. Из-за плохого состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой. Остро стоит проблема гипотрофии юношей призывного возраста – до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных силах.

Очевидно, что такое положение во многом связано с продуктивностью работы системы образования в данном направлении. Поэтому приоритетным направлением модернизации структуры и содержания общего образования является повышение эффективности и качества образовательной области «Физическая культура», призванной обеспечить укрепление и сохранение здоровья школьников.

Особенность профильного обучения в области физической культуры заключается в том, что наряду с идеей воспроизводства физкультурно-педагогических кадров оно решает задачи рационального сочетания образовательной и спортивной деятельности в рамках единого учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процесса; повышения качества образования и укрепления здоровья школьников средствами физической культуры и спорта. Достижение этой цели осуществляется через углубленное изучение образовательной области «Физическая культура» в системе общего среднего образования, индивидуализацию и дифференциацию обучения, обеспечение преемственности общего и профессионального образования.

Сегодня можно утверждать, что в качестве ведущего компонента учебного предмета «Физическая культура» должны выступать не только способы деятельности, но и соответствующие научные знания. Однако в существующей практике физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе практически отсутствует формирование знаний в области физической культуры, что должно бы составлять фундаментальную основу общего среднего образования. Отсутствие в учебном процессе по физической культуре в школе теоретических занятий в настоящее время не позволяет в полной мере организовать преемственность знаний в области физической культуры в системе многоуровневой подготовки специалистов.

В Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 гг. одной из важных задач, наравне с формированием, особенно у детей и подростков, потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, стоит повышение образованности в области физической культуры.

В 1998 г. в общеобразовательных школах в программу выпускных экзаменов по выбору впервые был включен экзамен по физической культуре, предполагающий оценку не только физической, но и теоретико-методической подготовленности учащихся.

В 1999–2000 учебном году Министерство образования РФ впервые включило физическую культуру в перечень учебных предметов, по которым проводятся Всероссийские олимпиады школьников. Одной из задач олимпиады школьников является определение уровня овладения учащимися системой знаний в области физической культуры.

Однако, как свидетельствуют результаты ряда исследований, теоретические знания учащихся о физической культуре не высоки. Корень зла – в малоэффективной методике обучения. В программных документах рекомендуется обучать школьников теоретическим знаниям на уроках физической культуры. Однако эта цель требует к себе более серьезного отношения: для познания теоретических основ физической культуры необходимо полноценное учебное время. Объем теоретических знаний, который проверяется на экзамене по физической культуре, невозможно «выдать» в процессе уроков, так как основная часть времени не отводится работе с теоретическими понятиями, а посвящается другому виду учебной деятельности – двигательной. Поэтому учителя ограничиваются сообщением кратких сведений об основных понятиях физической культуры, зная, что их усвоение минимально, так как двигательная деятельность на уроке обязательно преобладает над полученными знаниями. Это приводит к низкому уровню знаний школьников в этой области, что подтверждается рядом социологических исследований. Лишь 10% учащихся получают знания о сохранении и укреплении здоровья на уроках физической культуры; от родителей – чуть более 30%; из популярной литературы – около 45%; от работников медицины – 13%. К сожалению, и методическое обеспечение учителей и учащихся по этому предмету школьной программы неудовлетворительное.

В связи с этим возникает острая необходимость формирования у подрастающего поколения соответствующих знаний. Без понимания сущности явления не может быть и ценностного отношения к нему. Отсутствие понимания такого единства является в настоящее время одной из причин низкой физкультурной активности школьников и отсутствия должного ее проявления в их образе жизни.

Разработанная нами программа «Основы знаний о физической культуре» для учащихся 1–9-х классов (в старших классах эта программа реализуется на профильном уровне на элективных курсах) устанавливает содержание теоретического раздела учебного предмета «Физическая культура» и объем учебного времени на его изучение по ступеням общего образования. Основное содержание программы ориентировано, в первую очередь, на углубленный уровень освоения предмета «Физическая культура».

Программный материал позволяет систематизировать и углубить знания учащихся о физической культуре, наиболее полно удовлетворить их познавательные и общекультурные потребности. С этой целью подробно составлен тематический план изучения теоретического раздела программы по физической культуре для 1–4-х и 5–9-х классов.

Цели и задачи начального, основного и среднего (полного) общего образования в области физической культуры

Концепция содержания непрерывного образования отмечает необходимость создания единых концептуальных подходов к определению целей, задач и содержания образования на каждой ступени с учетом их преемственности и последовательности.

Физическое воспитание учащихся начальных классов является составной частью в системе физического воспитания детей школьного возраста. Обучение строится на основе дифференциации между классами по условиям обучения с учетом физического развития и физической подготовленности учащихся.

Целью общего образования в области физической культуры на первой ступени обучения является физическое развитие личности обучающихся, укрепление их здоровья, формирование потребностей обучающихся в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

В качестве основных задач по реализации данной цели выступают:

  • освоение учащимися доступных им знаний в области физической культуры;

  • формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, закрепление и совершенствование их в процессе учебной деятельности; освоение доступных форм техники физических упражнений и отдельных видов спорта;

  • содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему развитию двигательных способностей;

  • разносторонняя физическая подготовка детей и формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой;

  • формирование моральных и волевых качеств, привитие навыков культурного поведения.

Формирование элементарных знаний о физической культуре у учащихся начальных классов – непременное условие сознательного овладения двигательными умениями и навыками.

Практика свидетельствует, что чем больше у детей знаний о физической культуре, чем больше развивается у них мыслительный компонент двигательной деятельности, тем выше результаты в освоении умений и навыков, воспитании двигательных способностей, формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом, а также потребности в них.

Но формирование знаний о физической культуре не ограничивается только теоретическими уроками. На практических занятиях в ходе обучения, например, гимнастическим, легкоатлетическим и другим упражнениям учитель должен сообщать учащимся сведения о возникновении, сущности, особенностях влияния на организм физических упражнений и т.д.

Важной составляющей практической части нашей программы являются разделы «Двигательные умения и навыки» и «Воспитание двигательных способностей».

Младший школьный возраст – благоприятный период для воспитания двигательных способностей и повышения функциональных возможностей организма детей. Это, прежде всего, относится к режиму двигательной активности младших школьников – сенситивных к физическим нагрузкам. В этом возрасте рациональный двигательный режим является самым продуктивным по накапливанию детским организмом функциональных резервов, необходимых ему для устойчивости к большим учебным нагрузкам в старшем возрасте.

Раздел «Воспитание двигательных способностей» предполагает физическое развитие учащихся и повышение функциональных возможностей организма. Воспитание двигательных способностей в младшем школьном возрасте обеспечивается подбором физических упражнений и особенностью методики урока физической культуры в начальных классах. Двигательные способности учащихся совершенствуются в процессе обучения движениям. Важнейшими требованиями к методике воспитания двигательных способностей в период возрастного становления организма являются: всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития детей младшего школьного возраста.

Ниже приводим примерное распределение учебного времени (сетка часов) для 1–4-х классов с углубленным и расширенным содержанием образования по предмету «Физическая культура».

Программный материал

Количество часов в год по классам

1-й

2-й

3-й

4-й

1. Основы знаний

2. Двигательные умения и навыки:
2.1. Гимнастические упражнения
2.2. Легкоатлетические упражнения
2.3. Подвижные игры с элементами спортивных игр
2.4. Плавание
2.5. Лыжная подготовка

6

34
32
44


16

8

34
34
36

34
24

10

34
34
34

34
24

10

34
34
34

34
24

Всего часов:

132

170

170

170

Обучение на второй ступени общего образования осуществляется на основе обеспечения преемственности с начальной школой и учета специфики и различий в образовании на основной ступени в целях реализации возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и интересов обучающихся.

Целью общего образования в области физической культуры на второй ступени обучения является всестороннее развитие способностей и склонностей каждого обучающегося, повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей, формирование ценностно-ориентированного отношения к физической культуре и спорту, внедрение спортивного стиля жизни.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

  • освоение комплекса систематизированных знаний по истории физической культуры, о функциональной направленности занятий физической культурой и спортом для укрепления здоровья, развития двигательных способностей, повышения спортивного мастерства; о роли и значении занятий физической культурой и спортом в подготовке к профессиональной деятельности и в формировании здорового образа жизни;

  • укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие подростков средствами базовых видов спорта;

  • повышение общей и специальной физической подготовленности, развитие индивидуальных двигательных способностей с целью достижения спортивных успехов в соответствии с возрастом и полом;

  • создание прочного фундамента технической подготовленности, соответствующей специфике избранного вида спорта, и постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта;

  • формирование устойчивого интереса к целенаправленной спортивной тренировке и овладение навыками соревновательной деятельности по одному из базовых видов спорта;

  • ознакомление с основными видами деятельности учителя физической культуры и тренера по виду спорта, с особенностями организации и проведения занятий физическими упражнениями и спортивных соревнований с учащимися разных возрастных групп.

Педагогическая технология реализации образовательной программы по физической культуре

В младшем школьном возрасте благодаря активному развитию функций двигательного анализатора учащиеся легко осваивают и совершенствуют разнообразные формы движений. Для них обучение новым движениям с воспитанием координационных способностей становится привлекательным и доступным. В то же время учащиеся младших классов трудно выполняют отдельные задания, плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Их привлекают те упражнения, которые они могут быстро освоить. Поэтому, выбирая тот или иной метод обучения, необходимо учитывать возрастные особенности и двигательный опыт учащихся.

При обучении детей движениям необходимо учитывать внешние «регуляторы» и «ограничители» параметров движения, по которым они могут почувствовать, правильно ли выполняется движение. Чаще используется метод целостного выполнения упражнения, при этом действия вначале упрощают за счет второстепенных элементов и облегчают путем замедленного выполнения, использования вспомогательных снарядов, ориентиров, физической помощи и т.д. Большое внимание уделяется применению игровой формы выполнения задания, которая помогает легко выполнить упражнение, удерживает интерес учащихся при многократном выполнении упражнения, особенно при совершенствовании движения и использования его для воспитания двигательных способностей.

В целях педагогического контроля за развитием физических качеств детей следует два раза в год проводить проверки уровня физической подготовленности учащихся по следующим видам контрольных упражнений: бег на 30 м с высокого старта; прыжок в длину с места; челночный бег 3ґ10 м; наклон вперед из исходного положения, сидя на полу; подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики) и подтягивание на низкой перекладине из исходного положения «вис лежа» (девочки); 6-минутный бег.

Такие проверки лучше проводить в начале (сентябрь) и в конце учебного года (май). Сопоставление показателей контрольных упражнений дает возможность вести систематический контроль уровня физической подготовленности учащихся.

В режиме учебного дня не следует ограничиваться только уроками физической культуры. Перед началом уроков надо проводить гимнастику до занятий, на уроках по общеобразовательным предметам – физкультурные минутки. На больших переменах необходимо организовывать игры и спортивные развлечения, лучше всего на открытом воздухе. Необходимо также максимально активизировать занятия школьников во всех других формах системы физического воспитания: в спортивных секциях, группах ОФП, группах начальной подготовки ДЮКФП, ДЮСШ и т.д. Они должны способствовать приобщению учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Обучение на второй ступени общего образования строится на основе внутренней дифференциации по условиям обучения и образовательным целям с учетом спортивных интересов учащихся. В этих классах кроме классно-урочной системы обучения вводится групповая система (комплектование учебно-тренировочных групп по уровню физической подготовленности и спортивным интересам учащихся).

Наша программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по физической культуре и в соответствии с требованиями, определенными Положением о средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов в г. Москве. При составлении программы учитывались также содержание существующих программ по физической культуре для учащихся 1–9-х классов и результаты педагогических исследований в области физической культуры.

Программа для учащихся 5–9-х классов рассчитана на 204 часа в год (6 часов в неделю). Содержание программного материала состоит из теоретического раздела «Основы знаний о физической культуре», методической практики по базовым видам двигательной деятельности и основ избранного вида спорта.

Освоение теоретико-методического раздела программы предусматривает 1 час в неделю на теоретические уроки в классе, еще один урок носит методический характер и проводится в практической форме. На этих уроках учащиеся осваивают методические знания, а также начальные педагогические умения в учебно-воспитательных целях, используемые для этого средства и методы, принципы построения занятий и управления их эффектом.

Выделение методических уроков как относительно самостоятельных форм педагогического процесса продиктовано необходимостью усиления общеобразовательной и методической направленности физической культуры как учебного предмета, формирования у школьников начальных педагогических умений и навыков.

Важной составляющей практической части нашей программы служит раздел «Основы избранного вида спорта». В этом разделе представлен учебный материал по общей и специальной физической подготовке, технической подготовке, а также инструкторской и судейской практике в избранном виде спорта.

Общая и специальная физическая подготовка нацелена на расширение функциональных возможностей организма школьника, повышение адаптивных свойств занимающихся. Это достигается преимущественно через направленный процесс воспитания двигательных способностей учащихся: силовых, скоростных, выносливости, гибкости и координационных, обеспечивающих успешное овладение избранным видом спорта.

Воспитание двигательных способностей учащихся осуществляется в форме обязательных учебно-тренировочных занятий по избранному виду спорта, проводимых за пределами академического расписания, что позволяет оказывать систематическое воздействие на развитие физических качеств школьников на протяжении всего учебного года.

Учебно-тренировочные группы создаются на основе учета способностей каждого ученика и общности интересов к конкретным видам физкультурно-спортивной деятельности. Для этого можно использовать различные организационные формы: объединить учащихся разного возраста и параллельных классов, проводить занятия отдельно среди мальчиков и девочек, а также выносить уроки за пределы академического расписания и проводить во второй половине дня в форме обязательных учебно-тренировочных занятий. Таким образом учебно-тренировочные занятия по видам спорта можно с успехом сочетать с теоретико-методическими уроками в рамках школьного расписания.

В процессе учебно-тренировочных занятий учитель должен определить предрасположенность ученика к определенным видам спорта и содействовать началу занятий спортом.

Предлагаемая нами программа характеризуется:

– направленностью учебного предмета на формирование научного мировоззрения в области физической культуры;
– углубленной подготовкой школьников по одному из видов спорта;
– сочетанием учебно-тренировочных занятий с теоретико-методическими уроками;
– повышением адаптационных и функциональных возможностей школьников за счет повышенного объема двигательной активности;
– формированием у школьников умений и навыков педагогической деятельности учителя физической культуры и тренера по виду спорта.

Программный материал позволяет систематизировать и углубить знания учащихся о физической культуре, освоить практические умения и навыки по укреплению здоровья, повышению работоспособности, физическому и спортивному совершенствованию, организации здорового образа жизни.

Примерное распределение учебного времени (сетка часов) для 5–9-х классов

Примерное тематическое планирование теоретического раздела программы для 5-го класса

Старшая ступень общего образования является тем важнейшим звеном в системе непрерывного физкультурно-педагогического образования, которое связывает, с одной стороны, основную школу, с другой, – профильную и профессиональное образование.

Общее среднее (полное) образование обучающихся в области физической культуры в 10–11-х классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование стойкого интереса к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре, ознакомление с основными формами и видами его педагогической деятельности;

  • освоение основ теории и методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств, формирование начальных педагогических умений и навыков;

  • закрепление навыков организации и проведения самостоятельных занятий по развитию основных двигательных способностей и совершенствованию техники двигательных действий;

  • повышение уровня индивидуальной физической, технической подготовленности и спортивных результатов в избранном виде спорта;

  • воспитание личностно-значимых качеств социальной адаптации, культуры поведения в коллективном общении и взаимодействии; умения адекватно оценивать индивидуальные возможности и способности в сфере физической культуры и спорта.

По сути, таким образом, на базе образовательной области «Физическая культура» создается единая, целостная система физкультурного образования школьников. Использование этой возможности позволяет, помимо двух учебных часов, отводимых базисным учебным планом, увеличить объем до 6 часов в неделю и тем самым обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, активного вовлечения их в разнообразные формы занятий физическими упражнениями и спортом.

Такой подход значительно меняет взгляд и на проблему преемственности общего и профессионального образования, открывает новые аспекты и направления ее разрешения. В частности, во многом сближаются цели общего и профессионального образования в области физической культуры.

Рабочий учебный план школы для профильных спортивно-педагогических классов

Непрерывность и преемственность образования в области физической культуры в условиях профильного обучения

Контрольные вопросы

1. Почему «Физическая культура» стала приоритетным направлением модернизации структуры и содержания общего образования?

2. Зачем необходимо введение теоретического раздела предмета «Физическая культура»?

3. Сформулируйте цель общего образования в области «Физическая культура» на разных ступенях школьного цикла.

Рекомендуемая литература

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

2. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студентов вузов. – Изд. 2-е, исправленное и доп. – М., 2001.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учеб. для высших спец. физк. учеб. завед. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003.

5. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. Л.Б. Кофмана; Авт.-сост. Г.И. Погадаев; предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. – М.: Физкультура и спорт, 1998.

6. Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. – К.: Рад. шк., 1988.