Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2006

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

В Псковской области

Координацией всей работы в сфере физической культуры: содержанием физкультурного образования детей и спортивной работой – занимается Областной центр внешкольной спортивной работы (ОЦВСР). О достижениях, проблемах, ближайших планах рассказывает директор центра
Николай Михайлович АГАФОНОВ.

Спонсор публикации статьи веревочный парк "Tree to Tree" в Репино. Активный отдых на свежем воздухе для всей семьи и весёлой компании, для детей и взрослых, проведение дня рождения, корпоратива, тимбилдинг. Маршруты на высоте от 1 до 20 метров, трассы для новичков и продвинутых экстремалов, захватывающие прыжки с верёвкой с высоты 20 метров. Надёжная страховка и опытные инструктора, скидка 20% при приобретении индивидуального абонемента на 5 посещений верёвочного парка и скидки для многодетных семей. Узнать подробную информацию о парке, посмотреть фотографии отдыха, цены, контакты и купить билеты Вы можете прямо сейчас по ссылке: treetotree.ru.

Система физического воспитания в общеобразовательных школах

В настоящее время на территории Псковской области работают 396 общеобразовательных школ, в которых обучается 72 409 учащихся. Уроки физической культуры проводят 498 преподавателей (244 – в сельской местности), 85,1% из них имеют специальное образование (высшее – 293, среднее – 131).

По оснащенности спортивной базой сеть образовательных учреждений области представлена следующими образом:

 

Всего

 

на селе

Спортивных залов

344

в т.ч.

156

Плавательных бассейнов (крытых)

5

в т.ч.

2

Обеспеченность образовательных учреждений спортивными залами составляет 87%.

Многие общеобразовательные школы используют для занятий спортивные залы учреждений дополнительного образования и предприятий. Необходимо решать вопросы строительства плавательных бассейнов, хотя бы небольших, во вновь открываемых школах.

Учителя-предметники при проведении занятий пользуются следующими учебными программами по предмету «Физическая культура»:

  • Программа Министерства образования РФ 1993 года «Физическое воспитание учащихся 1–11-х с направленным развитием двигательных способностей» под редакцией А.П. Матвеева.

  • Комплексная программа 1996 г. под редакцией Литвинова.

  • Комплексная программа 1996 г. под редакцией В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана.

  • Авторские программы преподавателей ДЮКФП.

  • М.Л. Зеленцова, В.П. Зеленцов, В.П. Копаев. Программа по физической культуре для учащихся 5–11-х классов с углубленным изучением предмета, 2002 г.

Во многих образовательных учреждениях области введен третий дополнительный час по предмету «физическая культура»: в некоторых – полностью, в других – частично, в основном за счет компонента образовательного учреждения, а также проведения во внеурочное время Дней здоровья, физкультминуток, игр на больших переменах, посещения обучающимися занятий в спортивных секциях, кружках. Наиболее трудно осуществляется введение третьего часа по предмету «физическая культура» во II и III ступенях образования.

Система физического воспитания в образовательных учреждениях дополнительного образования

В настоящее время в системе образования области работают 19 детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП), 3 детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и 1 СДЮШОР (Пушкиногорский район). В них культивируется 18 видов спорта и занимаются 13 066 человек, с которыми работают 402 педагога дополнительного образования и тренера-преподавателя, из них штатных – 172.

В спортивных школах и клубах функционируют 20 спортивных залов, 3 плавательных бассейна, 6 стрелковых тиров, 2 лыжные базы, 1 учебно-тренировочная база, 2 стадиона с трибунами, 4 футбольных поля, 14 площадок для других игровых видов спорта.

В настоящее время в 48 сельских школах работают филиалы районных ДЮКФП, в которых занимаются 1442 школьника.

В 2005 г. спортивными школами и клубами были открыты в школах-интернатах и детских домах области 35 групп оздоровительной направленности.

В детских садах области насчитывается 55 спортивно-оздоровительных групп (на 12 больше, чем в 2004–2005 учебном году), занятия в которых проводят педагоги дополнительного образования и тренеры-преподаватели ДЮКФП и ДЮСШ.

Планируется создание в Пушкиногорском районе Образовательного спортивно-оздоровительного центра (ОСОЦ) путем интеграции Зарецкой общеобразовательной школы и СДЮШОР. В этом центре будут обучаться и тренироваться лучшие спортсмены-самбисты Пушкиногорского и близлежащих районов.

В планы работы образовательных объединений спортивной направленности входят внеучебные (воспитательные) мероприятия, которые, бесспорно, способствуют развитию творческих и организаторских способностей детей, их сплочению (посвящение в учащиеся ДЮСШ и ДЮКФП, тематические праздники, викторины, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы и др.).

Разработаны и реализуются на практике оригинальные модели воспитательных систем учреждений дополнительного образования со спортивной направленностью. Идет постоянный поиск путей сотрудничества с различными учреждениями социума.

Спортивно-массовые мероприятия

Основным спортивно-массовым мероприятием в системе образования в нашей области является областной спортивный фестиваль учащихся, который проводится один раз в два года. В нем принимают участие ученики общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования.

В программу фестиваля включаются только те виды спорта, в соревнованиях по которым собираются участвовать не менее половины районов (для этого за 3–4 месяца до начала фестиваля в районы направляются соответствующие запросы, проходит обсуждение на областном совете директоров ДЮСШ и ДЮКФП). Обязательным видом программы является олимпиада по предмету «Физическая культура». С целью пропаганды и популяризации национальных видов спорта в программу фестивалей включается лапта.

Кроме того, в фестивальный год в области проводятся областные первенства среди учащихся по видам спорта, не вошедшим в программу фестиваля (5–6 видов спорта).

В год, свободный от фестиваля, первенства области среди учащихся проводятся практически по всем видам спорта, культивируемым в ДЮСШ и ДЮКФП.

Особое внимание уделяется соревнованиям среди учащихся школ-интернатов и специальных (коррекционных) школ. Ежегодно проводится областной турнир по мини-футболу среди команд школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Областной центр внешкольной спортивной работы совместно с областным военным комиссариатом, Государственным комитетом Псковской области по молодежной политике и спорту проводит военно-спортивную игру на местности «Зарница».

В три этапа ежегодно проводятся областные финальные соревнования по легкоатлетическому четырехборью «Шиповка юных» среди команд общеобразовательных школ.

В Псковской области получает распространение движение «Специальная олимпиада России». В рамках этой программы в июне 2000 г. областной центр внешкольной спортивной работы совместно с Главным управлением общего и профессионального образования Псковской области провели первые областные соревнования среди учащихся специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов VIII вида. Соревнования проводились по следующим видам: настольный теннис, полиатлон, «Веселые старты», мини-футбол.

С 2004 г. физкультурно-оздоровительным отделом Областного центра внешкольной спортивной работы проводятся смотры-конкурсы:

  • на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства;

  • на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные идеи развития ОЦВСР

  • создание оптимальных условий для целостного развития личности учащихся (данная цель является приоритетной и предполагает создание условий для развития интеллектуального, нравственного, физического, художественного (творческого), коммуникативного потенциалов личности, а не только приобретение профильных знаний, умений);

  • системность (спортивно-оздоровительная деятельность в области, районах должна представлять систему, которая имеет конкретную цель и задачи, содержание деятельности, механизмы решения задач, способы фиксации и коррекции результатов);

  • научно-методическое сопровождение (обоснование) деятельности УДО спортивного профиля, образовательного процесса в них (именно такой подход способствует осмыслению педагогической деятельности, вооружает ее соответствующими технологиями, повышает эффективность образовательного процесса);

  • интеграция основного и дополнительного образования детей (преемственность и непрерывность образовательных и учебных программ физического воспитания, охватывающего все возрастные ступени; совместное определение валеологического компонента, межпредметных связей и др.);

  • открытость учреждения (дальнейший поиск целенаправленных форм сотрудничества с различными образовательными учреждениями, общественными организациями, социальными институтами области и города);

  • создание детской общественной организации «Олимп» (активизация социально-значимой деятельности детей, создание дополнительных условий для развития организаторских, коммуникативных качеств личности и др.).

Николай АГАФОНОВ,
директор ОЦВСР
Псков