Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2006

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

Удивительный мир спорта

Ролики

Азбука техники

 Основы движения назад

1) Повторите второе упражнение из раздела «Широкий шаг». Добейтесь того, чтобы было удобно выполнять его на обоих роликах. Это придаст уверенности в движении, когда будете ехать назад.

2) Поставьте ноги в позицию перевернутой V, отталкивайтесь на роликах назад, опираясь на внутреннюю грань ролика, делайте полукруг ногами до тех пор, пока они не встанут в позицию V. Тренируйтесь до обретения полной уверенности в движениях.

3) Отрабатывайте этот маневр при движении вперед. Это поможет вашим мышцам запомнить положение, необходимое для движения назад.

Избегайте делать слишком широкие круги ногами, иначе вы можете остановиться. Оптимальная величина полукругов – ноги примерно на ширине плеч.

Когда будете сводить ролики в позицию V, не позволяйте себе сильно отклоняться вперед. Сконцентрируйтесь на том, чтобы чувствовать напряжение в сводах стоп. Это и будет проверкой равновесия.

Удостоверьтесь, что тренируетесь в движении назад на пустой дороге с хорошей поверхностью. Будьте готовы к тому, что, учась выполнять этот маневр, вы наверняка не сможете ехать по прямой.

Поворот

Это движение во многом напоминает поворот на лыжах.

1) Стоя на месте, тренируйтесь переносить вес тела с внутренней грани одного конька на внутреннюю грань другого.

2) Начните с более широких по амплитуде поворотов. Они легче исполняются, и вы почувствуете уверенность в движении. Постепенно переходите к более резким поворотам.

3) Стоя на одном месте, потренируйтесь вращать вместе и плечи, и торс сначала вправо, затем – влево.

Перед началом движения немного наклонитесь вперед, чтобы голени были прижаты к язычкам коньков все время движения. Если наклонитесь назад, то не сможете сделать упор на грани и выполнить маневр. К тому же можно упасть назад.

Никогда на пытайтесь исполнить поворот на очень высокой скорости. Вас может развернуть слишком быстро, и вы потеряете контроль над равновесием.

Бордюры

Предлагаемый маневр поможет научиться залезать на бордюр, спускаться с него.

1) Встаньте, чтобы ваша «тормозящая» нога стояла рядом с бордюром, переставьте эту ногу на бордюр так, чтобы она стояла на внешней грани этого ролика. Поставьте вторую ногу рядом на бордюр. Как только обе ноги оказались на бордюре, поставьте ноги в безопасное V-положение или в Т-положение.

2) На ковре или на траве потренируйтесь перешагивать через одну, а затем через две книги.

3) Встаньте на краю бордюра параллельно краю. Снимите ногу с бордюра и поставьте так, чтобы она стояла на внешней грани ролика тормозящей ноги. Снимите вторую ногу с бордюра. Как только обе ноги оказались на земле, поставьте ноги в безопасное V-положение или Т-положение, руки держите перед собой.

Не наклоняйтесь вперед, когда делаете шаг.

Следите за тем, чтобы передние колеса роликов не касались бордюра, когда вы хотите на него подняться. Поднимайте коньки достаточно высоко.

Если ударитесь коньком в бордюр, сильно наклонитесь вперед, расслабьте колени, голени должны быть прижаты к язычкам коньков. Это поможет вам удержать равновесие.

Стандартное торможение пяткой

Научитесь делать простую остановку на низкой или умеренной скорости. Как для новичков, так и для опытных спортсменов основной аспект катания – это умение затормозить.

1) Стоя на месте, вынесите прямую ногу с тормозом вперед, а вес тела перенесите на опорную ногу.

2) Стоя на месте, вынесите прямую ногу с тормозом вперед, приподнимите носок ноги и чуть-чуть надавите ею на землю.

3) На медленной скорости вытяните ногу с тормозом вперед, но не работайте тормозом.

4) Приподнимите носок ролика и попробуйте чуть-чуть надавить на землю, но не останавливайтесь.

Постоянно держите тормоз над землей.

Если тормоз подпрыгивает, удостоверьтесь, что колодка тормоза находится достаточно далеко перед вами и что вы тормозите равномерно.

Избегайте зацепа. Ролик опорной ноги должен быть направлен строго прямо.

Не наклоняйтесь вперед и не выгибайте спину.

Не смотрите вниз. Смотрите прямо перед собой, это поможет удержать равновесие.

Избегайте резкого торможения – иначе вас «подбросит» в воздух, для этого правильно держите туловище и руки и не давите на тормоз слишком резко.

Остановка в повороте

Вы можете остановиться при движении вперед, если перейдете в круговое движение и закончите остановкой в повороте. Этот маневр – хорошая альтернатива торможению пяткой, так как для остановки используется масса тела и кромка роликов.

1) Стоя на месте, поднимите пятку правого конька. Это движение – составная часть остановки в повороте, и отработать его сначала необходимо, стоя на одном месте.

2) В той же позиции попрактикуйтесь вращаться на пятке, поворачиваясь на первом колесе вашего правого конька для вращения по часовой стрелке, а затем – на первом колесе левого конька для вращения против часовой стрелки.

Избегайте слишком сильного разворота, для этого не начинайте поворот слишком быстро.

Если чувствуете, что теряете равновесие, проверьте, где находятся руки. Они должны быть на уровне живота в течение всего времени поворота.

Чтобы сделать резкий поворот, нужны маневренность и контроль. Во время поворота наклонитесь вперед с чуть согнутыми коленями и перенесите давление на внутреннюю сторону коньков.

Широкий шаг

Широкий шаг – основное движение вперед, с которого начинается любое движение в этом виде спорта.

1) До того как встанете на асфальт, потренируйтесь ходить «гусиным шагом» по ковру маленькими шажками.

2) Стоя на одном месте на ковре или газоне, попробуйте двигать ролик назад и вперед, опираясь на центральную грань конька, плавно переходя на катание на внутренней грани конька. Добейтесь того, чтобы было удобно делать это на обоих роликах.

3) Стоя на одном месте, поставьте правую ногу так, чтобы по отношению к вашему телу она находилась в положении «на 4 часа», а левую ногу – так, чтобы она находилась в положении «на 8 часов».

Если чувствуете, что двигаетесь слишком медленно, проверьте, достаточно ли усилия, которое вы прикладываете к внутренней грани конька при отталкивании.

Стили и направления

«Отдых»

Катание по дорогам в парках для удовольствия называется стилем «отдых». Коньки класса «отдых» – это ролики для начинающих. Они обязательно снабжены пяточным тормозом, ботинок застегивается на бакли.

Скоростной бег

В этом виде существует как индивидуальное, так и командное первенство (гонки на время, забег с общим стартом, эстафеты и т.д.). Соревнования проводятся на трассе или треке, в закрытых помещениях и на стадионах. У трека должны быть специальные приподнятые повороты. Трасса – это замкнутое кольцо длиной 250–1000 м, шириной минимум 5 м. У роликов короткий ботинок, длинная рама и 5 узких колес, тормоза нет.

Хоккей

Есть две разновидности этого спорта: традиционный роликовый хоккей и инлайн-хоккей. В инлайн-хоккей играют на площадках размером 20ґ40 м. В команде 5 человек. Игра длится 2 периода по 20 мин. с перерывом в 15 мин. Нельзя поднимать клюшку выше колена, в игре нет штрафной линии. Клюшки – из пластика, в качестве шайбы используют мяч или специальную шайбу на ножках.

Даунхилл

Скоростной спуск по наклонной трассе. Профессиональные даунхиллисты иногда используют бобслейные желоба. Официально зарегистрированный рекорд – 148 км/час. В защиту для даунхилла входят удлиненные щитки на колени и локти, шлем с забралом. Чтобы выполнить такой спуск, надо корпус подать вперед сильнее обычного, руки согнуть в локтях и прижать к телу, а в конце трассы сделать разворот для гашения скорости.

Прыжки в высоту

Для них необходимы стойки с планкой и специальный радиусный трамплин высотой 50 см. Разгон – со стартовой горки. Прыгуны выполняют в воздухе сальто, захваты ног и поперечный шпагат. Но главное – преодолеть как можно большую высоту. При приземлении одну ногу надо выставить вперед, а другую опустить на колено.

Слалом

На специально размеченной трассе ставится около 40 фишек. Оптимальное расстояние между фишками – 1 м 70 см. Учитываются время и сбитые фишки. Способов прохождения трассы несколько: лицом вперед, спиной, на одной ноге, попеременно скрещивая ноги. Для слалома нет специальных роликов, можно ездить на любых быстрых и маневренных.

Стрит

Стритом может заняться любой: перила и бордюры есть везде. На специальной площадке размещаются разные сооружения: трамплины, пирамиды, перила и т.д. В течение 1–2 мин. спортсмен должен выполнить как можно больше трюков. Оценка выступления подсчитывается по баллам в зависимости от количества, сложности трюков и чистоты исполнения. Для этого стиля производятся специальные укрепленные ролики с разной степенью защиты.

Верт

Катание в халф-пайпе. Халф-пайп представляет как бы половину очень большой трубы. У нас это обычно называют рампом. Стартуют с любой стороны рампа. Вылетая вверх, роллер успевает за 1–2 мин. сделать множество головокружительных трюков: сальто вперед и назад, сальто согнувшись и прямое, перевороты, стойки на руках и т.д. Для верта обязательна самая прочная защита всех суставов и головы.

Из истории

Считается, что еще первые японские супершпионы ниндзя, словно молнии, скользили по каменным полам замков своих врагов, раскатывая на хитро закрепленных бамбуковых каточках. Но самые первые роллы появились несколько тысяч лет назад, когда полярные жители прикрепляли части костей животных к подошве ботинок, чтобы делать неприятное и холодное путешествие более легким.

Вероятнее всего, первые ролики были своеобразной адаптацией ледовых коньков и использовались в основном для передвижения, а не для спорта.

Изобретателем роликовых коньков считается бельгийский мастер Жозеф Мерлин. Он сделал первые коньки с металлическими роликами еще в 1760 г. Мастер лично представил свое изобретение в Лондоне на пышном балу, во время которого он катался на роликах и играл на дорогой скрипке. Исторические записи свидетельствуют, что его первая модель коньков не могла поворачивать и тормозить, поэтому в конце концов Жозеф грациозно въехал в огромное зеркало и получил множественные телесные повреждения.

Первая «успешная» демонстрация роликовых коньков на публике была проведена в 1849 г. французом Луисом Легранжем. Луис использовал ролики для имитации катания на льду в одной из театральных постановок. Он сделал свои роликовые коньки из обычных ледовых коньков, прикрепив к их лезвиям маленькие ролики.

В середине XIX в. изобретатели продолжили начатое благое дело и создали много разных моделей роликовых коньков. Однако у всех был один общий недостаток, такой же, как и у роликов бедного Жозефа: невозможность эффективно управлять роликами и тормозить на них.

Житель Нью-Йорка Джеймс Плимптон решил проблему управляемости роликов в 1863 г. Ролики Плимптона использовали резиновую подушечку для торможения вращения оси ролика. Эта подушечка сжималась при наклоне тела и, когда роллер переносил свой вес, позволяла колесам легко вращаться. Схема этой модели считается основой современных роликовых коньков.

Плимптон открыл много катков по всей Америке и даже в Европе. Он пропагандировал ролики только как приятное развлечение для богатых, но вскоре, после истечения срока действия патента, дешевые модели заполнили рынок и стали популярными среди всех классов населения.

Первая волна популярности роликов пошла именно от Джеймса Плимптона, получившего в Нью-Йорке патент на четырехколесные коньки с парой осей – «тележки». Чуть позже появился ринк-хоккей и фигурное катание на роликах, до сих пор популярные в Англии, Португалии, Германии, Италии и Австралии.

Организованный роликовый спорт постепенно развивался по мере роста популярности роликовых коньков в конце ХIХ – начале ХХ вв. Первые команды по хоккею на роликах играли в Европе уже в 1901 г.

Хоккей на роликах и сегодня является довольно популярным видом спорта. В Испании, Португалии, Италии и странах Южной Америки он уступает по популярности только футболу. В 1992 г. на летних Олимпийских играх в Барселоне хоккей на роликах был представлен как показательный вид спорта. Кроме этого, все варианты катания на роликах (хоккей, бег и фигурное катание) включены в программу Панамериканских игр.

Вторая волна началась в 20-е гг. во Франции и к концу Второй мировой войны охватила всю Западную Европу. Но еще в 1916 г. особо лихие феминистки не просто катались на роликах, а еще катали перед собой обруч от бочонка с помощью специального крючка. Для этого шили специальные платья (по тем временам вызывающе короткие и облегающие).

Несмотря на перерыв в связи с Первой мировой войной, роликовый спорт после ее завершения быстро восстановил свои позиции, и первый чемпионат по хоккею на роликах был проведен в 1936 г. в Штутгарте. Спустя год первый чемпионат по бегу на роликах состоялся в итальянском Монзе. Кроме этого, соревнования проводились и по фигурному катанию на роликовых коньках, но первое мировое первенство состоялось только в 1947 г. в Вашингтоне (США).

В 1965 г. появились первые заводские (мануфактурные) роликовые доски. Долгое время скейтбординг развивался как некое цирковое «уродство» – необычная акробатика, которой серфингисты коротали время штормов. Лишь в начале 80-х гг. в так называемом фристайле (танцевальной акробатике на плоской площадке) Родней Маллен из Флориды ввел технику «олли» – прыжка с помощью подбива загнутого края доски. На другом краю Америки, в Калифорнии, в это время фермеры стали использовать капельное орошение, и огромное количество оросительных каналов перешли во владение скейтеров. Вскоре появилась первая профессиональная команда, выступавшая на рампе – специальном сооружении с плоским дном и закругленными (не в пример каналу) краями.

В 1980 г. два брата-хоккеиста из Миннесоты натолкнулись в одном из спортивных магазинов на роликовые коньки. Братья решили, что ролики могли бы стать отличным подспорьем в межсезонных тренировках. Дома они усовершенствовали коньки, и вскоре к летним тренировкам на роликах подключились не только хоккеисты, но и лыжники. Так появились коньки Rollerblade.

В компании, созданной братьями, впервые были разработаны коньки на четырех узких пластиковых роликах с подшипниками, с пластиковым защитным ботинком и тормозом на пятке. Первые четыре года их производство было ограниченным, в соответствии с весьма невысоким спросом. Лишь в 1984 г. компания предприняла значительные усилия по пропаганде катания на роликовых коньках как нового вида спорта – Rollerblading. Для популяризации нового вида спорта компания стала предлагать ролики своего производства в прокат на побережье калифорнийских пляжей. Волна интереса к роликовым конькам захватила Калифорнию. Производство коньков наладили еще несколько фирм, а на пляжах роллеры начали осваивать не только асфальтовые дорожки, но и рампы-полубочки, перила, ступеньки и вообще все территории, казалось бы, совсем не приспособленные для катания.

К середине 80-х гг. уже была известна техника вылетов, флипов (сальто), грэбов (хваток), грайндов и слайдов (скольжений), но зрителей это уже не удивляло, а массовому движению развиваться было негде. Но фирма «Powell-Peralta» вовремя поддержала молодых скейтеров, для которых доска стала частью, а точнее, центром всего стиля жизни. Они просто не расставались с ней ни в школе, ни в супермаркете, ни на вечеринке. Они хулиганили – вели себя вызывающе, одевались не как все, не знали границ. Им не нужна была рампа – они скользили по перилам и прыгали на парковые скамейки. Вскоре уровень продажи уличных роликовых досок достиг миллионов. Запрет на хулиганское катание по городскому центру вскоре привел к появлению скейт-парков со специальным оборудованием, имитирующим городские «препятствия»: скамейки, перила, ступени, съезды, парапеты. Рядом со скейтерами на них стали кататься роллеры и велосипедисты, выполняя практически те же трюки и не меняя их название.

80-е гг. XX в. были эрой «диско». Диско-ролл-шузы, на которых все еще докатывают многие пионеры экстрим-культуры, имеют двухосную платформу и полужесткий или мягкий ботинок с тормозом впереди – они действительно хороши для танцев, но и устойчивы на вылетах с трамплинов. На них скользят по перилам и крутят сальто, но по лестницам на них не скатишься – это уже другое поколение «копыт». Тем не менее уже с «тележек» в роликах, наряду со спортивным и танцевальным направлением, появился уличный экстрим – стрит-стайл. Вскоре его объявили вне закона. Трюки на скейтборде, роликовых коньках, а потом и на велосипеде – не в спортзале или в цирке, а просто на улице, а чаще еще и на памятниках, соборных лестницах и в прочих местах, вскоре стали головной болью для полиции, дворников и городских властей, предметом дискуссий в прессе и дебатов в парламентах. В 1995 г. стрит-стайл получил официальное признание.

В Германии Титус Диттманн, сначала учитель физкультуры в гимназии, потом лидер уличного экстрима в Европе и миллионер, активно продвигал «тележки» на рампе и в стрите.

В России к началу 90-х гг. прошлого века было два относительно мощных соперничающих центра скейтборда: Ленинград и Саратов, где до сих пор мини-рамп – лучший в России.

Новое большое безумие 90-х годов и новая волна уличной культуры крейзи-роллеров связаны с «блэйдами» («лезвиями»): четыре колеса в ряд на полозьях (фреймах), укрепленных на высоком жестком ботинке. Их рождение произошло в Лас-Вегасе, где в 1981 г. на промышленной выставке встретились американский хоккеист Скотт Ольсон и итальянец Джузеппе Кавазини, производитель коньков для хоккея и ботинок для горных лыж.

В начале 90-х гг. число роллеров в мире оценивалось Всемирной федерацией ролл-спорта в 90 млн. человек.

Школа новичка

Начинать осваивать движение на роликах надо на широкой площадке с гладкой поверхностью (чтобы там даже намека не было на горку). Это может быть пустая стоянка или асфальтовая площадка перед зданием. Основной проблемой для начинающих является торможение, так что лучше всего сразу определить для себя, что при необходимости поможет вам остановиться. Лучший вариант – когда вас кто-то подстраховывает. Для торможения можно хвататься за деревья, перила, высокие парапеты или выскакивать на траву.

Обязательно поставьте перед собой цель: проехать определенное расстояние, будь то количество кругов по площадке или маршрут в городе. С каждым разом можно разнообразить маршруты и усложнять задачи. Катаясь по дорогам, старайтесь объезжать все помехи, которые попадаются на пути – камешки, трещины, фантики, масляные пятна и прочее... Не потому, что из-за этого можно упасть, а потому, что это дополнительная тренировка поворотов, равновесия и маневров! К тому же это просто весело.

Упражнение «Хождение на роликах»

Пусть это смотрится не очень эффектно, зато так проще начать движение, в первый раз встав на ролики. Сделайте шаг – и вы начнете движение, ролики уже катятся. Не надо быстро разгоняться, самое главное – поймать равновесие.

Задача: отрывать поочередно ноги от земли, переставлять их и как можно дольше катиться на каждой ноге.

Самое главное отличие передвижения на роликах от хождения пешком – в том, что во втором случае вы отталкиваетесь мыском, а в первом – всеми четырьмя колесами. Никогда не отталкивайтесь только передним колесом! Не забывайте про постоянный наклон вперед и согнутые в коленях ноги.

Упражнение «Лыжный ход»

Это упражнение направлено исключительно на привыкание к роликам. Ноги на ширине плеч и перемещаются строго параллельно друг другу. Правая идет вперед, левая назад, потом наоборот. В отличие от классического лыжного хода, здесь не надо отрывать пятку от асфальта, наоборот, все колеса должны всегда касаться поверхности! Упражнение не подразумевает отталкивание и набор скорости, просто, набрав скорость, раскатывайте ногами вперед-назад. Через 10 минут вы почувствуете, насколько проще станет раскатывать ролики, и приобретете уверенность, необходимую для освоения более сложных элементов.

Задача: постепенно увеличивать расстояние между ногами, каждый раз уводя одну ногу дальше вперед, а другую – дальше назад. Так же надо увеличивать скорость движения.

При этом центр тяжести не смещается в сторону одной из ног, а постоянно находится строго посередине.

Ноги должны двигаться параллельно!

Упражнение «Змейка»

Расставьте небольшие предметы, например, банки из-под кока-колы, на одной линии, примерно в 1,5 м друг от друга. Возьмите небольшой разгон и начните их объезжать. Получится своеобразный слалом.

Задача: начав с положения ноги на ширине плеч, постепенно сближайте их и работайте корпусом. Когда освоитесь, увеличивайте скорость. Для усложнения можно поставить банки на расстояние 1 м друг от друга.

Не отрывая передних колес от асфальта, слегка переносите тяжесть тела на задние колеса. Держите ноги вместе.

Не катайтесь на прямых ногах! Согните ноги в коленях и наклоните корпус вперед – маневрировать будет проще.

Упражнение «Лабиринт»

Это то же самое, что и «змейка», только расставьте банки не на одной линии, а по всей площадке, на расстоянии 2–3 м друг от друга. Катайтесь, стараясь постоянно их объезжать.

Избегайте ездить по прямой, старайтесь все время маневрировать и поворачивать.

Наметьте определенный маршрут прохождения «лабиринта».

Комплект защитной экипировки выглядит так:

· Наколенники, налокотники: закрывают и предохраняют от ударов локти и колени. Конструктивно модели разных фирм схожи – жесткая пластиковая спрофилированная по ноге или локтю оболочка (чашка) снаружи и амортизирующая обшитая тканью прокладка изнутри. Хорошая защита делается в виде чулка – только такой вид крепления надежно фиксирует ее на теле, не давая сползать при падениях. Защита с пластмассовыми щитками всегда надевается на одежду: пластиковые накладки наколенников проскальзывают по асфальту, не давая коленям выскользнуть.

· Защита запястий предохраняет кисть от ударов благодаря жестким пластинам на тыльной стороне, не дает кисти выгибаться назад, страхуя запястье от вывихов. Самая частая травма при катании на роликах, вне зависимости от стиля катания, опытности и других факторов, – вывихи, ушибы и переломы запястий, ведь при падении человек инстинктивно вытягивает руки вперед.

· Шлем служит для защиты головы. К сожалению, этим элементом экипировки зачастую пренебрегают: роллера в шлеме встретишь не часто.

Кроме традиционной для стиля «стрит» недавно была придумана защита с чашками, обшитыми кевларом (ткань для бронежилетов). Между пластмассовой внутренней чашкой и кевларом – прослойка из резины. Такая защита надевается только под одежду. При падении на асфальт она не может порвать одежду, в отличие от традиционной, в которой жесткий пластик чашек мгновенно разрывает ткань об асфальт.

 

Рейтинг@Mail.ru