Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2006

МЕТОДИКА: УРОК


Скакалка – вместо гимнастической палки

Гимнастическая палка знакома каждому, и найдется немало школ, где этот снаряд используется на уроках физкультуры. И все же далеко не каждый учитель рискнет дать его в руки сразу трем десяткам учеников. Но его можно заменить и самой обыкновенной... скакалкой.

Проведение разминки с помощью скакалки в центре образования № 2000 – дело обычное. Но, поскольку разминка должна подвести учащихся к основной части занятия в полной готовности, задача учителя – построить ее таким образом, чтобы подготовить к работе, в первую очередь, те группы мышц, на которые выпадет основная нагрузка. При этом скакалка совместима с любой изучаемой спортивной дисциплиной.

Бадминтон – вид по выбору, в который вся школа, начиная с первого класса, играет с удовольствием. Основные движения – выпады, растяжки, прогибы, наклоны с ракеткой во все стороны, куда только полетит воланчик. Подготовиться к такой работе – значит растянуть мышцы, «вдохнуть» в них энергию. А уроки с ракеткой и воланчиком на старте нового учебного года – приятная адаптация к школьной нагрузке в любом возрасте.

...В седьмом классе после легкого бега минуты на четыре ребята берут скакалки, складывают вдвое-втрое и получают необходимого размера «гибкую» палку. Ее можно сделать и короче, но нужно быть уверенным, что мышцам это, например, при разминке спины, «понравится».

Учитель, стоя напротив с таким же инвентарем, помогает вспомнить, главным образом, не сами упражнения, а где и как надо их докрутить, дотянуть до максимальной амплитуды, чтобы проработать мышцы. Во всех упражнениях скакалка должна была быть натянута, локти выпрямлены. Разминка начинается. Учитель старается держать средний темп, но если кто-то отстает, то продолжает работать самостоятельно.

Упражнения для разминки

1. Руки с зажатыми в ладонях концами скакалки вытянуть вперед; поднять вверх, скакалку пронести назад, руки задержать на уровне плеч, опустить вниз. Упражнение повторить в обратном направлении.

2. Руки со скакалкой медленно поднять вверх, слегка отвести назад, прогнувшись в верхней части туловища. Медленно через и.п. наклониться вниз; опустив руки как можно ниже, вернуться в и.п.

3. Наклоны в стороны со скакалкой в руках чередовать с круговыми вращениями туловищем в одну и в другую стороны.

4. Выпады в стороны; руки со скакалкой одновременно с выпадом отвести максимально в сторону выпада.

5. Сесть, ноги сведены и вытянуты вперед, скакалка в руках; имитировать движения веслом с максимальной амплитудой, переводя движение с одной стороны на другую.

6. Сесть, ноги разведены на длину скакалки. Наклоны к ногам, стараясь как можно дальше вперед вынести руки со скакалкой.

7. Лежа на животе, руки со скакалкой отвести за спину, одну ногу голеностопом положить на середину скакалки, потянуть вверх, растягивая мышцы бедра и живота, выполняя легкое покачивание туловищем; произвести смену ног.

8. Произвольные прыжки со скакалкой в руках (в стиле аэробики), прыжки через скакалку (со сменой ног, направлений и т.п.).

9. В завершение – обязательные восстановительные дыхательные упражнения.

Смотрю на часы: в пять-семь минут разминка не уложилась, да это и не требовалось. Важнее было включить в работу мышцы с тем, чтобы после выполнения упражнений ребята могли ответить учителю, что их мышцы «почувствовали себя сильнее».

В руках –  ракетка и воланчик

На бадминтон остается две трети урока.

Игроки в парах, друг напротив друга, располагаются вдоль боковых линий – начинается отработка ударов. Если смотреть со стороны – обычная игра. Но нить управления – голос учителя, дающий задания без остановки игры, и упражнения, таким образом, выстраиваются цепочкой:

– удары ракеткой сверху в направлении партнера с приемом воланчика в верхней точке – над головой (развитие умения работать с партнером в конкретной зоне);
– удары ракеткой снизу после приема в направлении партнера (развитие взаимопонимания, формирование готовности партнеров помочь друг другу в отработке элемента);
– удары ракеткой сбоку и чуть в сторону на ведущую руку партнера;
– удары ракеткой в сторону другой руки;
– двусторонние парные игры на время: у кого воланчик дольше не упадет.

Сетка на всю длину зала для одновременной парной игры – как спортивный финал уроку – подошла как нельзя лучше.

Баскетбол с отжиманиями

Десятый класс – не седьмой. Утверждают, что в этом возрасте интерес к физкультуре как к уроку пропадает, что с младшими работать легче, чем со старшими.

... На повестке дня стоял баскетбол. В школе он относится не к самым любимым видам спорта. Во всяком случае, когда есть выбор на уроке, баскетбол не выбирают. Но сегодня он был по программе.

Центр образования № 2000 – школа здоровья, и классы небольшие. Пятнадцать учеников – не тридцать, у каждого в руках мяч, и разминка набирает скорость. Ведение мяча по периметру в правую сторону с броском в каждое из шести колец. Места хватает всем, но кто-то пропускает кольцо, кто-то не той рукой ведет мяч, кто-то срезает дистанцию. Когда лимит времени на это задание исчерпан, ошибки выявляются просто.

– Кто выполнил задание не полностью, – говорит учитель, – десять отжиманий от пола.

На полу оказываются все без исключения.

И снова мяч в руках – разминка побежала в левую сторону, и уже левая рука должна была отвечать за мяч. Солидарность в ошибках проявилась и на этот раз. Отрабатывать пришлось на шведской стенке в висе выполнением десяти прямых углов.

Изюминка – в создании настроения

Броски в кольцо с двух шагов – классика баскетбола. Здесь все старались в поте лица и с обеих рук. Перед работой в парах разбирали задание. Кто-то не выдержал и решил постучать мячом.

– Готов к очередному испытанию? – спросил учитель с улыбкой и получил в ответ кивок черной шевелюры с ответной улыбкой.

Испытание представляло собой отжимания на кулаках. Десятиклассник отжимался так здорово, что я даже подумала: таким физически подготовленным ребятам учитель может специально разрешать мелкие нарушения, чтобы потом, выполняя штрафные упражнения, они учили других.

Работа в парах по выбиванию мяча при ведении проходила весело, не один раз прерываясь на замечания: мальчишки постоянно стремились пробиться к кольцу, двигаясь спиной вперед. Для них в тот момент важно было не потерять мяч. После внесения поправок ребята «повернулись» к технике игры лицом.

Этап работы со скакалкой был построен на выполнении не только прыжков, но и передвижений, характерных для баскетбола. Пробежать, например, приставным шагом или спиной назад, одновременно прыгая через скакалку, совсем непросто, но интересно. Перед тем как уйти на подбор мяча под щитом и несколько минут передохнуть, пришлось выполнить различные прыжки со скакалкой.

Результат там,  где взаимопонимание

Где и когда закончилась разминка и началась основная часть урока, сказать трудно. Урок выстроился в единое занятие, в котором нашлось место и мячу, и скакалке, и отжиманиям, и упражнениям на пресс, и самой игре.

Завершался урок игрой. Не борьбой двух команд, а именно игрой, не только с забитыми мячами, но и с хорошим настроением, забавными ситуациями, с уважением к сопернику. А поэтому проходил легко, несмотря на приличную нагрузку.

С кем работать легче: с большими или маленькими, – наверное, дело вкуса, как и воспитать потребность в занятиях физической культурой – дело педагогического мастерства. Без трудностей не бывает, но легко, думается, там, где личный пример достоин подражания, где есть любовь к своему делу и взаимопонимание с детьми.

Валентина РЕПИНА