Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2006

Статья подготовлена при поддержке компании «Авторский сад». Если Вы решили разбить на своем участке красивый и уникальный сад, но не знаете, как правильно это сделать, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Авторский сад». Компания «Авторский сад» предоставляет шанс записаться на курсы ландшафтного дизайна, по выгодной цене. Более подробную информацию Вы сможете найти на сайте www.Avtorsad.Ru.


С НОВЫМ УЧЕБНЫМ ГОДОМ!


В поиске «настоящего учителя» в себе...

Одно дело – давать правильные советы, и совсем другое – соответствовать им не в мечтах и грезах, а в жизни реальной. Как бы то ни было, но этот извечный вопрос: «Как стать настоящим учителем?» – задавали себе раньше, задают сегодня и задавать будут во все времена учителя, работающие с детьми и подростками в образовательных учреждениях, независимо от того, частные эти учреждения или государственные.

Как показало время, этого избежать и мне не удалось. Начиная со школьной скамьи, когда был сам еще учеником, и по сей день я нахожусь в поиске «настоящего учителя» в себе: такое состояние стало нормой жизни и пронизывает все мои действия и поступки. Обращение к вам, уважаемые коллеги – учителя физической культуры, вызвано рядом причин.

Причина первая – стремление поделиться с вами своими наблюдениями и, тем самым, пригласить вас в качестве собеседников на страницы газеты «Спорт в школе».

Причина вторая – желание подытожить пройденный путь, внести существенные изменения с учетом того, что не получилось или было удачным, и наметить ближайшую перспективу саморазвития.

Причина третья – стремление активизировать творческие способности в совершенствовании педагогического мастерства для решения конкретных практических задач по планированию, организации и проведению учебной, внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию подрастающего поколения.

Мои школьные учителя

Их авторитет для меня является главным мерилом моей жизнедеятельности до такой степени, что мое стремление не выглядеть в их глазах человеком, огорчающим их своими делами и поступками, как «оберег», всегда сопутствует мне в повседневной жизни. Я уверен: если человеку дано однажды испытать боль за причиненное другому человеку огорчение искренне, с тревогой в сердце, страданием в душе на фоне испепеляющего стыда и самоедства, – это и есть тот самый перелом в становлении личности на путь истинный. С этим качеством приобретается умение понимать поведение других, что делает возможным умело управлять ситуативными процессами как предсказуемого, так и непредсказуемого характера.

Кто и почему становится учителем? На этот тривиальный вопрос появится столько ответов, сколько учителей будет опрошено. У каждого свой путь вступления в педагогическую «когорту». Одни идут по стопам своих родителей, другие выбирают профессию учителя по совету окружающих, третьи – в силу социальных обстоятельств («не служить в армии»), четвертые – для карьерного роста, пятые – по чистой случайности. Перечисление причин можно продолжать до бесконечности.

Жизнь показывает, что главным и определяющим, быть или не быть учителем, является внутреннее состояние конкретного человека, а не его наследственный статус или причины внешнего характера. Одно дело – собственные планы, и совсем другое – реализовать себя на практике, соизмеримо с возможностями тех, кого мы обучаем. Становление внутренней потребности пребывать в педагогической стихии возможно только в одном случае – когда человек на осознанном и интуитивном уровне следует по пути благородства. Именно оно, благородство, позволяет человеку не только осваивать вселенскую человеческую культуру бытия, но и приумножать, развивать ее, а значит, и учить других жизненно важным умениям и навыкам. Из чего следует, что понятное всем не всегда может быть достоянием для всех, несмотря на то, что теоретически это допустимо.

Когда познание становится стилем жизни, а возможность поделиться освоенным с другими и увидеть то, как те, другие, в свою очередь, загораются жаждой познания и трепет их души в результате целенаправленной деятельности преобразуется до мышечной радости-торжества, это, наверное, то самое состояние, ради которого имеет смысл идти работать в школу учителем. Нечто подобное я наблюдаю у моих любимых и уважаемых учителей, которые окружают и сопровождают меня по жизни. Проживание любого человека постоянно окружено вниманием со стороны подобных ему. Но то, кому из них мы доверяем учить и воспитывать себя, во многом предопределяет судьбоносную перспективу нашего приобщения к учительской профессии. Если склонность к педагогике в раннем возрасте глубока, она обязательно будет наращивать свою мощь устремлениями в познание и практику с каждым новым прожитым днем в среднем и старшем школьном возрасте, прирастать в студенческие годы и укрепляться в непосредственной повседневной практической деятельности в качестве педагога.

Григорий ПОГАДАЕВ,
член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования,
кандидат педагогических наук,
заслуженный учитель РФ,
учитель физической культуры МОУ СОШ № 5
г. Одинцово, Московская обл.