Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2006

С НОВЫМ УЧЕБНЫМ ГОДОМ!


Здравствуй, Козулька!

Все началось в далеком 2001 году, когда доктор педагогических наук профессор В.И. Усаков предложил новую систему организации дополнительного образования школьников в области физической культуры и спорта.

Система заключается в том, что в школах повсеместно организуются новые структурные подразделения – физкультурно-спортивные клубы для педагогов, учеников и их родителей. Клубам, возглавляемым директорами школ, предназначено стать центрами организации всех внеурочных форм физического воспитания и спортивной деятельности ребенка.

Номинально практическую работу по организации и управлению этим процессом осуществляет исполнительный директор клуба, назначаемый руководителем школы.

После долгих раздумий и обсуждений эта идея была поддержана агентством по образованию администрации края: стало абсолютно ясно, что лимит экстенсивных способов дальнейшего повышения числа школьников, занимающихся физическими упражнениями во внеурочное время, исчерпан: из 67 учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности только 15 имеют собственную учебно-тренировочную базу, остальные осуществляют свою деятельность на базе общеобразовательных школ. Около 50% тренеров-преподавателей – совместители. Как правило, это учителя физической культуры.

Только 14% наших школьников занимаются в этих физкультурно-спортивных учреждениях, и их количество не может удовлетворить ни родителей, ни самих детей. Поэтому вопрос об организации физкультурно-спортивных клубов объявлен краевым августовским совещанием работников образования приоритетным для всех общеобразовательных школ края на 2006–2008 годы, а краевой детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва как основному инициатору клубной системы была поручена разработка идеологии и нормативно-правовой базы создания школьных физкультурно-спортивных клубов. На месте были отправлены рекомендации и методические письма агентства по образованию; созданию этих структурных подразделений было посвящено совместное с агентством по физической культуре и спорту краевое совещание руководителей спортивных школ в Шушенском.

Детальная проработка вопроса на всех уровнях позволила выделить основные преимущества клубной системы:

  • Осуществляя девиз «Школа – центр воспитательной работы в микрорайоне, селе», посредством клубов мы максимально приближаем дополнительное физическое воспитание и детский спорт к школе, включая его в режим свободного времени ребенка.

  • Идеология физкультурно-спортивного клуба позволяет вовлечь в его орбиту не только «спортивную элиту» школы, не только определенную часть учителей и родителей, не только сельскую молодежь, но, что очень важно, учеников, которым по разным причинам недоступен спорт, физические упражнения общего уровня. Таких детей, к сожалению, становится все больше, и именно им больше всего нужна двигательная активность. Наряду со спортивными секциями в клубах будут создаваться кружки оздоровительных технологий, где дети могли бы заниматься совместно с родителями, со временем, возможно, находя свое место в спорте.

  • Физкультурно-спортивный клуб, принимая на себя функции организатора внутришкольных массовых соревнований, вечеров, праздников, комплектование сборных команд клуба и участие в районных соревнованиях, высвобождает рабочее время учителя физической культуры для совершенствования качества урока – основной формы образовательной деятельности по воспитанию физической культуры ребенка.

Таких физкультурно-спортивных клубов в крае уже открыто 227.

Уверены, что физкультурно-спортивный клуб – это то, что сегодня необходимо школе, и предполагаем, что при улучшении кадрового и материального обеспечения детского спорта (а предпосылки этого появляются повсеместно) возможно увеличение охвата учащихся школ дополнительным образованием физкультурно-спортивной направленности до 50% от контингента. А это, в итоге, – укрепление детского здоровья.

Детско-юношеские спортивные школы должны остаться главным стержнем системы подготовки спортивного резерва, возглавляя и направляя организацию спортивной подготовки с детьми, имеющими признаки одаренности в спортивной деятельности.

В село с поэтичным и улыбчивым названием – Козулька я приехал на электричке к концу дня, когда длинные зимние сумерки начали переходить в долгую зимнюю ночь.

По нашим сибирским меркам центр Козульского района расположен рядом с Красноярском – в каких-нибудь ста километрах к западу по великой Транссибирской магистрали.

Привели меня в Козульский район немаловажные события: в течение последних трех месяцев здесь создано 8 школьных физкультурно-спортивных клубов. При том, что в районе всего 9 средних и основных школ, такое событие достойно внимания. Тем более если иметь в виду, что в Козульском районе нет и никогда не бывало никаких спортивных школ.

Я был приглашен для того, чтобы совместно с руководителями образовательных учреждений попытаться найти ответы на вопросы, которые закономерно должны были появиться в ходе организации физкультурно-спортивных клубов. Как говорится, «со стороны виднее».

Первая реакция большинства руководителей школ и, как ни странно, учителей физической культуры на рекомендации агентства по образованию администрации края по организации физкультурно-спортивных клубов была сдержанной. И только активная разъяснительная работа позволила в определенной степени снять напряжение. В сжатые сроки районным управлением образования было разработано примерное положение, определены источники финансирования, просчитаны возможности материальной и кадровой базы. После этих мер вопрос об организации школьных клубов был вынесен на открытое обсуждение в коллективы школ. Надо отдать должное руководителям школ и учительским коллективам – идея их захватила. В школах были разработаны атрибуты клубов, эмблемы, названия и необходимые документы нормативно-правовой базы. И только после этого состоялись физкультурно-спортивные праздники, посвященные открытию физкультурно-спортивных клубов.

Времени прошло совсем мало, но положительные результаты просматриваются: в клубы потянулись дети, которые и на уроки-то редко захаживали. Их привлекает «необязательность» занятий, свобода выбора рода деятельности по душе. Особенно, если рядом мама, а еще лучше – если мама с папой.

Особенно важно то, что все участники педагогического процесса, включая руководителей школ, осознали неотвратимость происходящих изменений, поняли, что новая система приводит в порядок средства педагогического воздействия на физическую культуру ребенка, его телесную, двигательную сущность.

В физкультурно-спортивном клубе «Олимпиец» Балахтонской средней школы занимаются 88 школьников при общем количестве учащихся 117 человек.

В прекрасном состоянии 40 пар старых, видавших виды лыж, так называемых «деревяшек», и десяток пар пластиковых, недавно полученных в комплекте с палками, креплениями и ботинками. За счет федеральных субвенций пополнился арсенал гимнастических матов, мячей.

В шадринской средней школе 82 ученика, и здесь уже несколько лет существует туристский клуб «Бродяга». Сейчас создан физкультурно-спортивный клуб «Призер». В результате 60 детей занимаются в спортивных и оздоровительных секциях клубов. Возглавляют эти клубы Анна и Сергей Гердт, уроженцы села Шадрино, выпускники Красноярского педуниверситета по специальности «физическая культура» и «психология».

Крупнейшая в районе и наиболее благополучная в материальном обеспечении физической культуры козульская средняя школа (570 учащихся, директор Елена Михайловна Космаченко) находится в авангарде действий по сохранению здоровья детей средствами физической культуры. Здесь главный генератор идей здоровьесберегающей педагогики – учитель физической культуры Елена Анатольевна Румянцева, автор нескольких образовательных программ для физкультурно-спортивного клуба.

Можно много хорошего рассказать о каждой в отдельности школе Козульского района, но есть одна общая черта, объединяющая их: единая цель – сохранение здоровья школьников всеми доступными средствами. Это единство цели собирает в сплоченную команду руководителей районного управления образования Людмилу Петровну Овчаренко, Тамару Петровну Яковенко и коллективы школ.

В определенной степени повезло молодежи с главой администрации Козульского района: молодой, активный, спортивного склада Федор Владимирович Гердт держит в поле зрения детский и юношеский спорт. При его прямом участии в одном из сел района открыт молодежный культурно-спортивный комплекс, а команда Козульки успешно выступает в спартакиаде городов и районов края.

За 2004–2006 годы только за счет федеральных субвенций школы края приобрели спортивного инвентаря на сумму свыше 50 миллионов рублей. На подходе спортинвентарь, приобретаемый на средства администрации края.

Регулярно поступают в школы субвенции на физкультурно-оздоровительную и культурно-массовую работу. Конечно, после 15 лет полного развала материальной и кадровой базы школьной физической культуры эти субвенции еще недостаточны для кардинального изменения ситуации, но хочется верить, что самые трудные времена для школьного спорта миновали и дальше все будет хорошо.

Семинар-совещание, ради которого я побывал в Козульке, прошел продуктивно. По многим проблемам удалось выработать единую точку зрения. Многие вопросы пока остались без ответа. Главный из них – где изыскать средства для введения ставок исполнительных директоров всех школьных клубов? Пока они работают, в основном, на энтузиазме. Но уже сегодня появляются предпосылки для решения и этого вопроса.

На обратном пути, провожая взглядом редкие огоньки за окном электрички, я думал об особой, положительной ауре, которую ощущаешь в посещенных школах.

Заходишь, и тебя охватывает теплая волна добросердечия и дружелюбия. В школах чисто, уютно и тепло. Тепло физическое и душевное. Школы Козульского района – добрые школы. Детям здесь интересно, комфортно и весело. Думал о том, что вдоль Транссибирской магистрали много таких же маленьких сельских школ, и как здорово, что в них работают добрые и веселые люди, все свое время, сердце и душу отдающие детям, получая ответную благодарность на долгие годы, возможно, на всю жизнь.

Поэтому хочется не только в качестве приветствия, но и в качестве пожелания добра и здоровья этим людям сказать: «Здравствуй, Козулька!»

Всеволод ВАСИЛЬЕВ
г. Красноярск