Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2006

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

Курс ведет Ильдар Касимович ЛАТЫПОВ

Физическая культура в профильном обучении

Ильдар Касимович ЛАТЫПОВ Ильдар Касимович ЛАТЫПОВ – кандидат педагогических наук, доцент педагогического института физической культуры Московского городского педагогического университета. После окончания в 1984 г. факультета физической культуры Казанского государственного педагогического института работал учителем физической культуры в школе, тренером-преподавателем, а затем директором ДЮСШ. В 1992 г. окончил Высшую школу тренеров в Москве. В настоящее время занимается разработкой профильного обучения школьников в области физической культуры.

Краткая концепция курса

В соответствии с Планом введения профильного обучения с 2006/07 учебного года планируется массовый переход российских школ на профильное обучение. В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования выделены следующие основные профили: естественно-математический; гуманитарный; социально-экономический; технологический. Однако эти профили не исчерпывают всего перечня возможных вариантов. В ряде школ, в зависимости от потребностей учащихся, возможностей школы и местной образовательной сети, вполне может быть организовано обучение и по другим профилям, таким, как: педагогический, физкультурно-педагогический, спортивный, оборонно-спортивный, спортивно-педагогический и другие.

Данный курс рассматривает теоретические основы содержания общего среднего образования в условиях профильного обучения в области физической культуры. Приводятся примерные учебные планы и тематика элективных курсов (все желающие, в первую очередь – слушатели курсов повышения квалификации, могут приобрести брошюру с их подробным описанием).

В материалах лекций приводятся научно-методические разработки по вопросам организации профильного обучения, проектирования профильных школ в системе непрерывного физкультурно-педагогического образования, которые можно использовать при переходе к данной специализации в любой российской школе.

Предлагаемый курс лекций может представлять интерес не только для учителей физической культуры, но и для директоров школ, завучей, методистов.

Учебный план курса «Физическая культура в профильном обучении»

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1 Концептуальные основы профильного обучения в области физической культуры

18

Лекция № 2 Структура и содержание общего среднего образования в области физической культуры в условиях профильного обучения

19

Лекция № 3 Особенности организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в условиях введения профильного обучения
Контрольная работа №1 (срок выполнения – до 25 ноября 2006 г.)

20

Лекция № 4 Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в области физической культуры

21

Лекция № 5 Методика преподавания основ теории и методики физического воспитания и спорта в 10–11-х классах на профильном уровне
Контрольная работа №2 (срок выполнения – до 25 декабря 2006 г.)

22

Лекция № 6 Методика преподавания основ теории и методики физического воспитания и спорта в 10–11-х классах на профильном уровне

23

Лекция № 7 Спортивно-педагогические классы: планирование и организация профильного обучения

24

Лекция № 8 Программа развития средней школы №  1916 г. Москвы по модели физкультурно-педагогического лицея на 2005–2010 гг. (из опыта работы школы, участвующей в эксперименте по профильному обучению)

Итоговая работа (срок выполнения – 28 февраля 2007 г.)
Итоговая работа сопровождается справкой из учебного заведения (актом о внедрении)

Лекция № 1. Концептуальные основы профильного обучения в области физической культуры

Профильное обучение как условие многоуровневой системы образования

В настоящее время каждая школа стоит перед выбором дальнейшего пути развития в связи с модернизацией системы образования. Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений заключается в обеспечении наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность.

Одним из направлений обновления образовательной деятельности школы является введение профильного обучения, которое следует рассматривать как условие многоуровневой системы непрерывного образования.

Широкий переход на профильное обучение в 10–11-х классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации должен начаться с 2006/07 учебного года. Переход на массовое профильное обучение в настоящее время можно рассматривать как осуществление радикальной дифференциации образования.

Как показывают многочисленные психолого-педагогические исследования, профильная дифференциация образования предоставляет возможность эффективного повышения качества образования учащихся, что, собственно, и обусловливает резкий рост интереса к данной проблеме в последние годы.

Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависит и успешность учения в старших классах, подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом, и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит хорошего специалиста-профессионала.

Однако проблема выбора профиля обучения пока не разрешается должным образом. Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Поэтому создатели системы профильного обучения обоснованно подчеркивают, что школьников необходимо заранее подготовить к осознанному определению профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями.

По данным научных исследований, в ряду мотивов при поступлении в вуз до 45% абитуриентов вузов и 10% абитуриентов факультетов физической культуры изъявляют желание совершенствоваться в избранном виде спорта. Около 10% студентов I курса объясняют свое пребывание в вузе тем, что сюда было легче поступить, чем в другие вузы. Настораживает и то обстоятельство, что более четверти абитуриентов попадают в число студентов, не имея осознанного желания работать в отрасли физической культуры и спорта.

Исследования подтверждают тот факт, что эффективность обучения студента в высшей школе в немалой степени зависит от его «стартовой» подготовленности к обучению в вузе. К числу важных факторов, характеризующих данную подготовленность, на наш взгляд, можно отнести:

– уровень информированности абитуриента о назначении специальности и об основных технологиях, определяющих принципиальное содержание данной специальности;
– понимание абитуриентом перспектив своего профессионального развития в рамках данной специальности;
– физическую и психологическую готовность к данной профессии;
– наличие определенного объема предметных базовых знаний, необходимых для полноценного освоения данной специальности;
– наличие необходимых для обучения в высшей школе навыков самостоятельной работы.

Учитывая, что формирование личности специалиста начинается в школьные годы, необходимо осуществлять планомерную и целенаправленную допрофессиональную подготовку учащихся старших классов, проявивших способности к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, к поступлению в физкультурные учебные заведения. Основным содержанием этой работы является формирование профессиональной направленности личности учащихся.

Предлагаемая нами концепция профильного обучения в области физической культуры предполагает, что профильное обучение, предусматривающее отбор и профессиональную ориентацию школьников на физкультурно-педагогическую деятельность, будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся в соответствии с профилем избранной специальности и индивидуальными особенностями, формированию устойчивой профессиональной мотивации на педагогическую профессию.

Цели профильного обучения

Переход к профильному обучению в области физической культуры преследует следующие основные цели:

  • создание условий для самореализации и самоутверждения личности для овладения профессией и включения молодого человека в систему непрерывного профессионального образования в области физической культуры в соответствии с его интересами, способностями и возможностями;

  • обеспечение углубленного изучения образовательной области «Физическая культура»;

  • формирование интереса к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и разработка системы допрофессионального образования учащихся в области физической культуры в рамках профильной дифференциации обучения;

  • расширение возможности социализации учащихся; обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием и решение проблем перехода от одной ступени обучения к другой в системе непрерывного образования;

  • обеспечение повышения уровня общей физической подготовленности учащихся, внедрение здорового образа жизни;

  • внедрение в учебный процесс инновационной технологии обучения, физического воспитания и спортивной подготовки учащихся.

Достижение этой цели осуществляется через углубленное изучение образовательной области «Физическая культура» в системе общего среднего образования, индивидуализацию и дифференциацию обучения, обеспечение преемственности общего и профессионального образования.

Особенность профильного обучения в области физической культуры заключается в том, что наряду с идеей воспроизводства физкультурно-педагогических кадров оно решает задачи рационального сочетания образовательной и спортивной деятельности в рамках единого учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процесса; повышения качества образования и укрепление здоровья школьников средствами физической культуры и спорта.

Такой подход значительно меняет взгляд и на проблему преемственности общего и профессионального образования, открывает новые аспекты и направления ее решения. В частности, во многом сближаются цели общего и профессионального образования в области физической культуры.

Структура и содержание образования на старшей ступени школы

Принципы построения рабочего учебного плана школы, реализующей профильное обучение в области физической культуры в 10–11-х классах, основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Во-первых, это обеспечит возможность для адаптации структуры и содержания образования на старшей ступени школы к потребностям высшего образования.

Во-вторых, введение профильного обучения означает переход к многокомпонентной структуре учебного плана, дифференциации содержания образования на три типа курсов (базовые, профильные, элективные), имеющих разные функции в образовательном процессе, что приближает структуру школьного учебного плана к вузовскому плану. Вариативность содержания образования на старшей ступени школы открывает возможности использования зачетно-модульной системы для формирования образовательных программ по принципу «образовательного кредита», которые начинают внедряться и в вузах.

Наконец, в-третьих, существенным фактором усиления преемственности школьного и вузовского образования может стать выделение компонента содержания образования (профильные предметы и элективные курсы) в школе, непосредственно направленного на подготовку выпускников к поступлению и обучению в вузе. Задачи профильных предметов во многом определяются основным мотивом учащихся, приходящих в профильную школу – подготовка к поступлению в вуз, получение высшего профессионального образования. По данным социологических опросов, 95–96% школьников именно в этом видят смысл обучения в 10–11-х классах.

Поэтому базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования; задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности.

Обязательными для изучения на базовом уровне для классов спортивно-педагогического профиля являются следующие базовые общеобразовательные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физика», «Химия», интегрированный курс «Обществознание». Остальные учебные предметы на базовом уровне изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные предметы обеспечивают углубленное изучение предметов «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), «Биология» и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников к последующему профессиональному образованию в сфере физической культуры и спорта, педагогического, военного образования и др.

Немалую роль в обеспечении преемственности образования может сыграть введение в школьное образование на старшей ступени новых компонентов (элективные курсы, проектная и исследовательская деятельность), которые определяют необходимость использования новых для школы организационных форм (лекции, семинары, учебные проекты и т.д.) и способов учебной деятельности, во многом характерных для вузовского образования.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Перечень и содержание элективных курсов определяются самой школой. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют несколько функций.

Одни из них могут быть «надстройкой» профильного курса. Тогда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным. Другие элективные курсы могут развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне, а интересующиеся школьники могут удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету на профильном уровне. Третий тип элективных курсов ориентирован на познавательные интересы отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного ими профиля, но способствующих их разностороннему личностному развитию.

На занятиях по элективным курсам преобладают вузовские формы их организации и виды учебной деятельности: обзорные и установочные лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторно-практические занятия, зачеты. Элективные курсы в профильной школе наряду с собственно профильными предметами становятся базой для понимания программ вузовского обучения и научной литературы. Первый опыт создания элективных курсов показывает, что они и по содержанию, и по методам обучения, как правило, тесно связаны с вузовским образованием. Их изучение в старших классах будет способствовать, в частности, подготовке выпускников школы к обучению в вузе, развитию их профессионального самоопределения.

По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

Элективные курсы для учащихся спортивно-педагогического класса в основном углубляют и расширяют рамки действующих общеобразовательных и профильных предметов, выявляют специфику педагогической деятельности и профессиональных требований к специалистам по физической культуре и спорту.

Далее мы рассмотрим примерные элективные курсы для классов спортивно-педагогического профиля, изучающих образовательную область «Физическая культура» как профильный предмет.

1. Основы профориентации и введение в педагогическую деятельность.
2. История физической культуры и основы олимпийского образования.
3. Психолого-педагогические основы физического воспитания.
4. Основы анатомии, физиологии и гигиены физического воспитания.
5. Основы теории и методики физического воспитания и спорта.
6. Введение в научное исследование в физическом воспитании.

Модели организации профильного обучения

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение модели организации профильного обучения. Введение на третьей ступени общего образования двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый и профильный уровни), нового Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312, предполагает, что региональные и муниципальные органы управления образованием, каждое образовательное учреждение будут строить свои модели организации профильного обучения.

Таким образом, можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения в области физической культуры.

1. Модель внутришкольной профилизации

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

В рамках внутришкольной профилизации школа, при наличии квалифицированного педагогического персонала и учебно-материальной базы, может создавать профильные классы. Например, педагогический, физкультурно-педагогический, спортивно-педагогический, оборонно-спортивный и т.д.

В спортивно-педагогических классах общеобразовательных школ наряду с физической подготовкой учащихся происходит целенаправленное накопление знаний о будущей профессии и формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии в области физической культуры.

Решение о создании профильных классов принимает учредитель – по представлению от администрации и органа самоуправления школы. При этом обязательным условием введения того или иного профиля должно стать предварительное изучение мнения старшеклассников и их родителей.

2. Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций

В данной модели профильное обучение учащихся старших классов в области физической культуры осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый вариант связан с объединением нескольких школ вокруг одной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, способной стать «ресурсным центром» для других школ. В этом случае каждая школа обеспечивает преподавание в полном объеме базовых учебных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на паритетной кооперации школы с учреждениями дополнительного образования, среднего и высшего профессионального физкультурно-педагогического образования.

В числе таких образовательных учреждений могут быть:

  • общеобразовательные школы с профильными классами (спортивные, физкультурно-педагогические и т.д.);

  • педагогические лицеи, школы спортивного профиля и др.;

  • ДЮСШ, ДЮКФП, Центры детского творчества и др.;

  • физкультурно-педагогические колледжи, техникумы, УОР;

  • вузы физкультурного профиля, педагогические вузы.

В своей совокупности они составят образовательную сеть, ресурсный потенциал которых можно будет в той или иной мере использовать для последующего введения профильного обучения в школе. Данная образовательная модель особенно актуальна в условиях создания университетских комплексов.

Предложенный подход не исключает возможности существования и дальнейшего развития других образовательных моделей. Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает школа и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.

В этом отношении в Москве сложилась система взаимодействия средней и высшей школы. Более 800 общеобразовательных учреждений работают в режиме лицеев, школ, спрофилированных на вуз, обеспечивающих образовательные потребности учащихся с повышенной мотивацией к обучению.

Анализ образовательной практики функционирования данных учреждений свидетельствует о том, что большинство из них фактически осуществляют профильную дифференциацию содержания образования, основанную на добровольном выборе учащимися профиля обучения, исходя из их познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.

Показателен также опыт работы факультета физической культуры Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета, организовавшего МОУ «Спортивная школа – лицей № 16». Лицей является многоступенчатым специализированным образовательным учреждением, ориентированным на подготовку специалистов в области физической культуры и спорта. Основу составляют модули как относительно самостоятельные части образовательной системы лицея:

  • Пролицей (5–7-е классы). Основные задачи: специализированное изучение избранного вида спорта в сочетании с общеобразовательной подготовкой.

  • Лицей (8–11-е классы) представляет собой четыре класса двухэтапного развития:

  • 1-й этап (8–9-е классы). Основные задачи: дифференцированное, углубленное освоение избранного вида спорта, начальное изучение профильных предметов в сочетании с программой основного общего образования;

2-й этап (10–11-е классы). В зависимости от модуля решаются задачи обеспечения учебного процесса максимальными возможностями для индивидуального формирования личности лицеиста в области его специальной, психолого-педагогической и общекультурной подготовки.

Профессиональная ориентация школьников на физкультурно-педагогическую деятельность в условиях профильного обучения

В системе профильного обучения большую роль играет профессиональная ориентация школьников. Правильный выбор профессии выпускниками школ предполагает наличие профессиональной пригодности, которую можно определить как соответствие личных интересов, склонностей и способностей школьника требованиям профессии.

В практической работе школы по профессиональной ориентации особенно актуальны вопросы: как оказать помощь учащимся в профессиональном самоопределении, как определить их склонности и способности, как грамотно вести профориентационную работу с учащимися. Очевидно, что разнообразная и целенаправленная профориентационная работа способствует формированию устойчивого интереса к вузу и помогает выпускникам школ сделать правильный выбор профессии.

Мотивация при выборе профессии имеет существенное значение. Мотивация представляет собой «сплав» движущих сил поведения в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов. Она – стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.

Создание устойчивого интереса к профессиям физкультурно-педагогического профиля О.В. Захарова и Г.Д. Бабушкин, например, связывают, в основном, с возрастом 13–15 лет, т.е. с молодежью, обучающейся в 8–9-х классах. Эти ученые наметили перспективный путь решения проблемы профессиональной ориентации учащихся в процессе допрофессиональной подготовки по этапам:

1) познавательный этап (4–6-е классы), когда идет накопление знаний о мире профессий;

2) пробный этап (7–8-е классы); в этом возрасте школьники «примеривают» себя к выбранной профессии;

3) основной этап (9–11-е классы), когда отмечается профессиональное самоопределение, накопление знаний о выбранной профессии и формирование профессионально значимых качеств.

Специфика профессиональной ориентации учащихся 8–9-х классов, по мнению Г.В. Пономаревой, состоит в том, что их дальнейшее обучение организуется с учетом выбранного ими профиля. В соответствии с концепцией автора программы, профессиональная ориентация учащихся 8–9-х классов обеспечивается комплексом общеобразовательных предметов с углубленным изучением дисциплин спортивно-педагогического цикла. По утверждению автора, это позволяет расширить, закрепить, систематизировать и интегрировать полученные знания, сформированные умения и навыки, являющиеся основой овладения специальностью учителя физической культуры в процессе дальнейшего обучения в среднем специальном или высшем учебном заведении.

В.А. Голубев, исследуя вопросы по ориентации учащихся 10–11-х классов на профессию учителя физической культуры, выявил причины, отрицательно сказывающиеся на формировании профессиональной направленности абитуриентов факультетов физической культуры педагогических институтов, которые заключаются в следующем:

– учителя физической культуры и тренеры не ведут целенаправленной ориентации на профессию учителя физической культуры, так как затрудняются в выборе содержания и методов такой работы;

– выбор профессии преимущественно связан со спортивной направленностью личности абитуриента, а не с технологией педагогической деятельности учителя физической культуры;

– структура и содержание вступительных экзаменов не решают главной задачи – определения профессиональной пригодности абитуриентов в соответствии с требованиями профессиональной деятельности и содержанием профессиональной подготовки в вузе.

Осуществление профессиональной ориентации учащихся на физкультурно-педагогическую деятельность, что является предметом нашего рассмотрения, возможно еще в начальной школе. Хотя обучение в этом случае и не носит явно выраженного профильного характера.

На первой и второй ступенях средней школы ориентация на дальнейшее обучение в классах спортивно-педагогического профиля реализуется через уровневую дифференциацию, поэтому в целом этап допрофессионального образования в области физической культуры на всех этапах обучения можно представить в следующей структуре построения учебно-воспитательного процесса:

Начальная школа (1–4-е классы) – обучение строится на основе дифференциации между классами по условиям обучения с учетом физического развития и физической подготовленности учащихся.
Цель – выявление и развитие индивидуальных способностей детей. В связи с этим осуществляется комплектование первых классов по уровню физической подготовленности обучающихся.

Основная школа (5–9-е классы) – обучение строится на основе внутренней дифференциации по условиям обучения и образовательным целям с учетом спортивных интересов учащихся (предметно-ориентированные классы).
Цель – развитие интереса к педагогической профессии на уроках физической культуры и через различные формы дополнительного образования.
В этих классах кроме классно-урочной системы обучения вводится групповая система (комплектование учебно-тренировочных групп по уровню физической подготовленности и спортивным интересам учащихся).
Центральным звеном перехода к профильной школе должна стать предпрофильная подготовка выпускников основной школы. Перед введением профильного обучения в школах должен быть проведен значительный объем работ по обеспечению предстоящего выбора учащимися профилей обучения (социологический опрос, психолого-педагогическая диагностика, индивидуальные собеседования с учащимися и их родителями и др.). Параллельно должна быть осуществлена разработка порядка приема выпускников 9-х классов в профильные школы (классы).

Старшая школа (10–11-е классы) – обучение строится на основе профильной дифференциации по образовательным целям. Профильное обучение реализуется в гомогенных группах учащихся, сформированных по принципу их профессиональной ориентации (профессионально-ориентированные классы).
Содержание образования в 10–11-х классах является личностно-значимым для каждого учащегося. При этом профильная составляющая образования не поглощает базовую часть, а является вариативной (дополнительной) и расширяет сферу применимости общего образования к профилю обучения, связывает общее образование и профессиональное.
Таким образом, предложенная структурная модель позволяет выстроить единую систему общего среднего образования в области физической культуры, включающую в себя начальное, основное общее, среднее (полное) общее и профильное обучение.

Организационно-педагогические условия перехода школы в режим профильного обучения в области физической культуры

Осуществление перехода к профильному обучению возможно при наличии ряда педагогических, ресурсных и организационных условий, созданных в общеобразовательном учреждении.

  • Педагогические условия:

– наличие опыта работы по программам углубленного изучения предмета «Физическая культура»;
– наличие опыта предоставления учащимся выбора (курсов, программ, заданий, форм контроля);
– знание учащимися своих познавательных возможностей и интересов, понимание смысла своего образования и его взаимосвязи с будущей профессиональной карьерой и личным жизненным успехом;
– наличие опыта диагностики познавательных интересов и возможностей учащихся, их склонности к профессиям в сфере физической культуры и спорта.

  • Ресурсные условия:

– обеспечение равного доступа к получению образовательных услуг (в том числе дополнительных) для всех желающих учащихся;
– наличие квалифицированных педагогических кадров, имеющих опыт инновационной деятельности;
– учебно-методическое сопровождение (наличие программ и учебно-методических пособий по профильным предметам и элективным курсам; готовность учителя адаптировать их к профильному и базовому уровням);
– связь с учреждениями среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры, а также учреждениями дополнительного образования спортивной направленности, которые могут содействовать реализации профильного обучения;
– материально-техническое обеспечение программ профильного обучения (наличие учебно-спортивной базы, современного спортивного оборудования и инвентаря, предметных кабинетов и т.д.).

  • Организационные условия:

    • наличие опыта организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы;

    • разработка механизма комплектования 10-х профильных классов;

    • наличие внутренних нормативных документов (приказов, распоряжений, положений, договоров и т.п.) для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Перечень нормативных и информационных документов по введению профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования

1. Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «Об утверждении концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

2. Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования».

3. Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2003 № 2757 «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения».

4. Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».

5. Информационное письмо Департамента общего и дополнительного образования Министерства образования РФ от 13.11.2003 № 14-51-277/13 «Элективные курсы в профильном обучении».

6. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

7. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 20.04.2004 № 14-51-102/13).