Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2006

НАУКА – УЧИТЕЛЮ

Подготовила Ирина БОГДАНОВА

О чем пишут в журналах?

Здоровье ребенка в условиях материнской депривации

Целью исследования являлось изучение психологического и физического состояния детей-сирот. На протяжении четырех лет проводилось тестирование и анкетирование всех исследуемых групп детей по вопросу отношения к физической культуре и спорту, а также педагогическое наблюдение за ними. Общий уровень физической подготовленности определялся с помощью тестов «Президентские состязания». У детей-сирот выявлены заболевания желудочно-кишечного тракта (хронический гастрит, язвенная болезнь, заболевания органов дыхания (бронхиальная астма, бронхит, хронический тонзиллит), вегетососудистая дистония, дефицит веса и т.д.

Данные психологического состояния показали, что большинство наблюдаемых воспитанников обладают низкой адаптивностью к своей микросоциальной среде, у учащихся высока вероятность агрессивных проявлений. Причем склонность к агрессивному проявлению для мальчиков характерна в большей степени, чем для девочек.

Для коррекции состояния здоровья детей-сирот предлагалось, помимо укрепления здоровья, еще и изменение эмоционального стереотипа и поведения.

Для укрепления физического состояния ребенка были внедрены следующие оздоровительные технологии:

1. Гимнастика для занятий (с изучением танцевальных упражнений) и динамические перемены.
2. Третий урок физической культуры, который проходил в тренажерном зале (аэробная силовая нагрузка).
3. Различные виды аэробики.
4. Различные формы закаливания, воздушные и холодные ванны.
5. Аутотренинг (для полного расслабления мышц).
6. Занятия корригирующей гимнастикой для всех детей, отнесенных к подготовительной группе здоровья.
7. Спортивные секции по интересам (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, шахматы, аэробика).
8. Различные виды массажа и самомассажа для учащихся старших классов.
9. Внеклассные мероприятия (день здоровья, день туризма и т. д.).
10. Тематические беседы, диспуты.
11. Различные психологические тренинги и индивидуальная работа с психологом.

После четырехлетнего эксперимента общий уровень физической подготовленности детей-сирот значительно вырос, улучшились знания в области гуманитарных школьных дисциплин.

Психологическое состояние детей-сирот после реализации ряда специальных рекомендаций изменилось в лучшую сторону. Внедрение оздоровительных технологий в физическое воспитание детей-сирот может быть рекомендовано для использования в учреждениях интернатного типа для таких детей как средство улучшения не только соматического, но и психологического состояния.

М.Р. ЗАМЯТИНА,
«Физическая культура, воспитание,
образование, тренировка»,
№ 6, 2005