Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2006


От редакции

В комплексной программе физического воспитания для общеобразовательных школ начиная с 7-го класса предусмотрено изучение элементов единоборств, на которое отводится 4 часа в 7 классе и 6 часов в 8–9-х классах при двухразовых занятиях физкультурой в неделю. При трехразовых занятиях число учебных часов соответственно увеличивается на три.

Если исходить из этого норматива времени, то реальное, что можно сделать в течение года, – это познакомить учащихся с некоторыми элементами и освоить простейшие из них.

С другой стороны, во всех спортивных дисциплинах школьной программы есть общие элементы, движения, упражнения, которые подходят для любых спортивных занятий.

Можно предложить учащимся и более глубокую и интересную программу, увеличив объем, частично или полностью, за счет вариативных часов.

Теперь о том, какие единоборства выбрать.

В классе, где девочки и мальчики занимаются отдельно, по своим программам, возможностей больше. Но мнение, что девочкам какие-то спортивные дисциплины не интересны, не всегда справедливо. Например, восточными единоборствами девочки занимаются с не меньшим интересом, чем мальчики.

Но получится ли адаптировать восточные дисциплины к обычной школе?

Разумеется, цель не состоит в том, чтобы дать специальную спортивную подготовку учащимся общеобразовательных школ за счет уроков физической культуры. Речь идет о расширении границ знаний и практических умений, о повышении заинтересованности в уроках за счет разнообразия выбора видов спорта. И главный вопрос заключается в том, какие задачи ставит преподаватель, предлагая учащимся ту или иную программу.

Ушу – из тех спортивно-оздоровительных дисциплин, в которых учитель физкультуры даже не дилетант. Но с другой стороны, Единая Всероссийская программа «Основы ушу» Глеба Николаевича Музрукова, президента Российской федерации ушу и одновременно директора ГОУ ЦО «Муниципальная экспериментальная школа комитета физической культуры и спорта Правительства г. Москвы», – это, в первую очередь, путь оздоровления и физического самосовершенствования наших детей, который они могут выстраивать с помощью педагогов, исходя из собственных способностей.

Программа, являясь базовой для подготовки спортсменов, в то же время дает реальную возможность улучшить свою физическую подготовку и всем тем, кто в спортивных занятиях находит для себя радость и удовольствие, для кого они – путь к здоровому образу жизни. На школьных уроках физкультуры многие из предлагаемых упражнений, и уже знакомых, и новых, могут быть использованы не только при изучении ушу как отдельного вида, но и на занятиях гимнастикой, акробатикой, легкой атлетикой, даже игровыми видами.

В начале учебного года, после большого летнего перерыва, особенно эффективно включение в уроки упражнений на гибкость и растяжку, которые вернут мышцам рабочую энергию, подготовят учащихся к выполнению программы по легкой атлетике, помогут избежать травм. Возможность заниматься на улице, отсутствие затрат на инвентарь – еще один плюс этих занятий.

Придерживаясь утвержденной классификации, предлагаем подборки упражнений различной направленности, рассчитанные в большем объеме на этап начальной подготовки по ушу. В то же время каждое из упражнений, если его делать правильно и освоить в совершенстве, ступенька к познанию самого интересного – своих собственных возможностей

Ведь ушу не просто спорт. Это – жизненная философия, которая, в первую очередь направлена на защиту сил человеческого организма. И первые шаги в ее постижении и учителями, и учениками, без сомнения, будут способствовать повышению интереса школьников к урокам физической культуры, их мотивации в занятиях спортом.