Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2006

БАДМИНТОН В ШКОЛЕ


Обучение тактике

Основы тактики для начинающих игроков

Применительно к бадминтону, тактика – это выбор приема и направления, куда послать волан (в какое место и по какой траектории). Тактические действия зависят от действий соперника и от его уровня владения техническими приемами.

Как только у детей попадание по волану и отыгрывание его на сторону соперника перестало быть проблемой, надо начинать знакомить их с тактическими действиями.

Но вначале рассмотрим некоторые негативные привычки, встречающиеся у школьников.

Как правило, большинство учащихся уже играло в бадминтон во дворе, и у них сложилась стойкая привычка посылать волан друг другу. Кроме того, во многих упражнениях при обучении технике надо тоже посылать волан друг другу. Поэтому в играх через сетку они играют только в направлении соперника, независимо от того, где он находится. Исправление – упражнения, в которых волан посылают туда, где нет игрока. Например, один игрок, выполнив подачу, специально выходит к сетке, а второй посылает волан к задней линии.

Сюда же можно отнести и игру все время в середину площадки из-за боязни промахнуться. Исправление – удары на точность с разных позиций (посылая волан ближе к краю площадки), с набрасывания или с подачи.

Еще одна нехорошая привычка – просто бить в направлении друг друга, из-за чего многие школьники с трудом переключаются с сильных ударов на слабые, другими словами, не могут менять ритм игры. Исправление – упражнения с чередованием сильных и слабых ударов (в разных сочетаниях, например, два сильных – один слабый и т.п.).

Обучение тактике проходит в процессе закрепления и совершенствования приемов игры, при выполнении специальных упражнений и учебных игр.

  • При выполнении подачи располагаться ближе к середине площадки.

  • При приеме подачи располагаться в середине зоны подачи.

  • Всегда возвращаться в середину площадки.

  • Удары и подачу на переднюю часть площадки (ближе к сетке) выполняют по низкой траектории, чтобы соперник не смог ударить сверху.

  • Удары и подачу на заднюю часть площадки выполняют по высокой траектории так, чтобы соперник не смог достать волан в средней части площадки.

  • Чаще менять ритм и направление ударов.

  • Посылать волан в площадку как можно дальше от соперника.

  • Использовать «противоход», то есть посылать волан в сторону, противоположную направлению движения соперника.

  • Выполнять удар сверху вниз («смэш») при первой же возможности.

  • Выполнять удар сверху вниз («смэш») по более крутой траектории или в туловище соперника.

  • Если соперник что-то плохо умеет делать, именно это и надо заставлять его делать. Например, он плохо выполняет удары справа, значит, надо чаще играть в его правую сторону. Или, если после его ударов снизу волан подлетает высоко (удобно вам для удара сверху), надо чаще посылать волан ближе к сетке.

  • Использовать обманные движения.

Не стоит на начальном этапе обучения учить детей скрывать свои намерения. Например, перед подачей развернуть головку ракетки не плоскостью к волану, а ободом. Во-первых, эти действия требуют дополнительных движений, которые сложны для начинающих. Во-вторых, скрывать надо то, что знаешь и умеешь. Зачем скрывать то, чего не можешь? В-третьих, на начальном этапе выигрывает тот, кто играет точнее, кто делает меньше своих ошибок, а не тот, кто скрывает свои намерения. Лучше открыто и точно подать, чем скрытно промахнуться.

Удар в прыжке целесообразно выполнять лишь в следующих случаях:

– для того чтобы послать волан вниз по более крутой траектории;
– для увеличения силы удара;
– для ускорения игры.

Во всех остальных случаях его применение нецелесообразно, так как требует больших энергетических затрат.