Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2006

БАДМИНТОН В ШКОЛЕ


Удары

По месту нахождения волана в момент соприкосновения с ним ракетки удары подразделяют на: удар сверху, снизу, справа и слева. Кроме того, удары справа и слева еще делят на удары справа сверху, справа снизу, слева сверху, слева снизу. Это разделение идет на уровне пояса игрока.

Если круг разделить на 6 равных частей и поместить его центр на поясе игрока, то каждый сектор будет указывать направление ударов (см. рис.).

Удары справа и сверху выполняются открытой стороной, удары слева и снизу – закрытой.

Удар справа

Выполняется открытой стороной.

Имитация:

1. И.п.: игровая стойка. Вытянуть правую руку вправо, слегка разворачивая туловище в ту же сторону. Плоскость ракетки расположена вертикально, головка – на уровне пояса. Взгляд направлен на головку ракетки. Запомнить расстояние до головки ракетки. Это предполагаемое место соприкосновения с воланом. Вернуться в и.п. Повторить 3–5 раз.

2. То же, но, вытянув руку, выполнить короткое движение головкой ракетки вперед. Взгляд направлен в место предполагаемой встречи с воланом. Повторить 3–5 раз.

3. То же, но место предполагаемой встречи с воланом находится выше или ниже пояса.

4. То же, но место предполагаемой встречи с воланом находится ближе к туловищу или дальше от него.

5. То же, но с небольшим замахом для удара.

6. Удар справа с шагом (выпадом) правой ногой вправо. Каждый раз возвращаться в и.п.

В парах. Игроки располагаются напротив друг друга. У одного – волан, у другого – ракетка. Если ракеток много, то они могут быть у обоих игроков. В этом случае игрок с воланом держит ракетку за шейку левой рукой и не выполняет ею никаких действий.

7. Второй игрок располагает головку ракетки в место предполагаемой встречи с воланом. Первый бросает волан рукой в головку ракетки (по прямой). Второй располагает головку ракетки на пути волана, не давая ему пролететь дальше. В данном упражнении не должно быть ударных движений. Волан, ударившись о струны, падает на пол рядом со вторым игроком, который рукой возвращает волан первому. Второй, подставляя ракетку, должен смотреть на волан, не отводя взгляда, до тех пор, пока не услышит звук удара о струны. Упражнение учит определять траекторию полета волана и его скорость, чтобы в дальнейшем соразмерять с ними скорость своих движений.

8. То же, но отбивая волан первому. Отбивание выполняется с короткого замаха и коротким движением головки.

9. То же, но в и.п. игрок с ракеткой в игровой стойке, ракетка спереди головкой вперед. Первый бросает волан в место предполагаемой встречи с воланом у второго игрока (т.е. туда, где была головка ракетки в предыдущем упражнении). Если игрок не может нормально отбить волан, промахивается или делает слишком резкие и большие движения, то ему необходимо дольше задержаться на двух предыдущих упражнениях.

10. То же, но, отбивая волан, как бы провожать его головкой ракетки.

11. То же, но стараясь отыграть волан точно первому игроку.

12. Первый выполняет подачу в правую сторону от партнера, а второй – удар справа.

13. Игроки выполняют удары справа, посылая волан друг другу в правую сторону.

14. Первый бросает волан то справа, то слева от второго игрока, который старается угадать направление броска и отыграть волан первому.

15. То же, но с подачи.

16. Игроки выполняют удары друг другу, посылая волан то справа, то слева от соперника. Чаще надо играть в ту сторону, откуда удар у партнера получается хуже.

17. То же, но волан посылают на сторону соперника по низкой траектории.

18. То же, но по высокой траектории.

19. Один игрок выполняет подачу под правую руку партнера. Второй отыгрывает волан по высокой траектории на заднюю линию площадки. При этом высота полета волана должна быть такой, чтобы первый не мог его достать.

Обучение приему волана после удара сверху:

20. Игрок с ракеткой в игровой стойке. Первый сильно бросает волан рукой в место предполагаемой встречи с воланом второго игрока. Второй – располагает головку ракетки на пути волана, не давая ему пролететь дальше. В данном упражнении не должно быть ударных движений. Волан, ударившись о струны, падает на пол рядом со вторым игроком. Второй рукой возвращает волан первому. Постепенно расстояние между игроками сокращают.

21. То же, но отбивая волан.

22. Первый подбрасывает волан вверх перед собой и выполняет удар сверху в правую сторону от второго. Второй отыгрывает волан первому. Постепенно силу удара увеличивают.

23. Первый выполняет удары сверху в правую сторону от второго, а второй, отыгрывая волан, набрасывает его для удара первому.

24. То же, но удары выполняют в любую сторону (правую или левую).

25. Подвижные игры.

26. Учебные и соревновательные игры.

Ошибки при выполнении удара справа:

  • Неправильный хват.

  • Меняет хват при выполнении разных ударов.

  • Отводит взгляд от волана в момент удара или до удара (смотрит в направлении предполагаемого полета волана или на сетку).

  • Сгибает руку в момент удара, укорачивая ее.

  • В момент соприкосновения с воланом отклоняет туловище в сторону.

  • В момент соприкосновения с воланом игрок находится в движении (к волану).

  • Начинает возвращаться в середину площадки, еще не завершив удар.

  • Выполняет неоправданно резкие и по большой амплитуде движения, из-за чего промахивается по волану или посылает его далеко в сторону от цели.

  • Не находится в игровой стойке до удара или не возвращается в стойку после удара.

Удар слева

Выполняется закрытой стороной.

Методика обучения удару слева аналогична методике обучения удару справа. Поэтому рекомендуется использовать те же упражнения, с поправкой на удар слева.

Кроме того, оба удара, как правило, разучиваются параллельно. Выполнив несколько упражнений на один удар, выполняют те же на другой. Затем так же двигаются дальше.

Ошибки при выполнении удара слева аналогичны ошибкам при ударе справа.

Удар снизу

Выполняется закрытой стороной.

Имитация:

1. И.п.: игровая стойка. Вытянуть правую руку вниз-вперед, разворачивая головку закрытой стороной вверх. Ракетка является продолжением руки, а головка находится на уровне колен. Головка ракетки должна двигаться кратчайшим путем. Взгляд на головку ракетки. Запомнить расстояние до головки ракетки. Это предполагаемое место соприкосновения с воланом. Вернуться в и.п. Повторить 3–5 раз.

2. Принять положение, как в предыдущем упражнении. Движением кисти выполнить одно короткое движение головкой ракетки вперед-вверх. Оставаясь в этом же положении, повторить однократное движение еще 3–5 раз.

3. То же, но соединив два предыдущих упражнения. Из и.п. игровой стойки, вытянув руку, выполнить короткое движение головкой ракетки вперед-вверх. Взгляд направлен в место предполагаемой встречи с воланом. Повторить 3–5 раз.

4. И.п.: игровая стойка. Выполняя выпад правой ногой вперед, вытянуть руку с ракеткой как можно дальше вперед и вниз, располагая головку ближе к полу. Вернуться в и.п. Повторить 3–5 раз.

5. То же, но, сделав выпад и вытянув руку, выполнить короткое движение головкой ракетки вперед-вверх. Взгляд направлен в место предполагаемой встречи с воланом. Повторить 3–5 раз.

В парах. Игроки располагаются напротив друг друга через сетку, на расстоянии 3–4 м от нее. У одного – волан, у другого – ракетка. Если ракеток много, то они могут быть у обоих игроков. В этом случае игрок с воланом держит ракетку за шейку левой рукой и не выполняет ею никаких действий.

6. Первый игрок набрасывает волан через сетку так, чтобы он падал ближе к сетке, под удар снизу. Второй – отыгрывает волан ударом снизу (обязательно закрытой стороной), возвращая его первому. В зависимости от того, где опускается волан, второй, отыгрывая, делает выпад вперед или остается на месте. В данном упражнении главное – подставить ракетку под волан закрытой стороной и попасть по волану серединой головки. Второй, подставляя ракетку, должен смотреть на волан, не отводя взгляда, до тех пор, пока не услышит звук удара о струны. Грубейшей ошибкой является взгляд на сетку в момент соприкосновения с воланом.

7. То же, но обязательно отыгрывая волан первому.

8. То же по низкой траектории, как можно ближе к верхнему краю сетки.

9. То же, но отыгрывать волан так, чтобы он падал как можно ближе к сетке на стороне соперника.

10. Первый набрасывает волан под удар снизу или снизу-слева (чередуя). Второй отыгрывает все время закрытой стороной.

11. Первый набрасывает волан под удар снизу-справа. Второй отыгрывает его открытой стороной.

12. Первый набрасывает волан под удар снизу, снизу-слева или снизу-справа, чередуя набрасывания в любом порядке. Второй старается угадать, куда брошен волан, и отыгрывает его. При этом снизу и снизу-слева – закрытой стороной, а снизу-справа – открытой.

13. То же, но второй, отыгрывая за сетку, посылает волан в сторону от соперника (вдоль сетки).

14. Игра у сетки короткими ударами. Оба игрока с ракетками в руках, на расстоянии 1,5–2 м от сетки. Один из них выполняет подачу, посылая волан по низкой траектории, чтобы он падал ближе к сетке. После этого игроки ракетками отбивают волан друг другу. Удары только снизу, а соприкосновение с воланом – ниже верхнего края сетки. Если игрок уронил волан на своей стороне, коснулся сетки или послал волан далеко от сетки, то он проигрывает очко. Подает игрок, выигравший очко. Играют на время. У кого больше очков, тот и победил.

15. Первый – набрасывает волан под удар снизу. Второй – отыгрывает его, посылая к задней линии подачи.

16. То же, но чередуя отыгрывание за сетку с отыгрыванием к задней линии.

17. Оба игрока с ракетками в руках, на расстоянии 4–5 м от сетки. Первый выполняет подачу по низкой траектории, под удар снизу. Второй отыгрывает.

18. Второй выполняет подачу. Первый – слабый удар сверху, за сетку. Второй отыгрывает ударом снизу. Первый – любым ударом возвращает волан второму.

19. Учебная игра, только удары снизу.

20. Подвижные игры с ударами снизу.

21. Учебные и соревновательные игры.

Ошибки при выполнении удара снизу:

  • Неправильный хват.

  • Меняет хват при выполнении разных ударов.

  • Отводит взгляд от волана в момент удара или до удара (смотрит в направлении предполагаемого полета волана).

  • Смотрит на сетку, а не на волан.

  • Сильный замах.

  • Головка ракетки не провожает волан в направлении полета.

  • Сгибает руку в момент удара.

  • В момент соприкосновения с воланом игрок находится в движении (к волану).

  • Начинает возвращаться в середину площадки, еще не завершив удар.

  • Не находится в игровой стойке до удара или не возвращается в стойку после удара.

  • Не рассчитывает силу удара и посылает волан высоко над сеткой.

Удар сверху открытой стороной

Данный удар можно подразделить на два варианта в зависимости от прикладываемых усилий: слабый и сильный. Кроме того, сильный удар имеет две разновидности:

1) удар, при котором волан летит сверху вниз («смэш»);

2) удар, при котором волан летит снизу вверх (пролетая над соперником и опускаясь у задней линии его площадки).

Слабый

Слабый – не значит плохой. Данный удар эффективен в игре, прост в исполнении, позволяет почувствовать волан и является подготовительным для сильного удара («смэша»).

Имитация:

1. Находясь в игровой стойке, поднять руку с ракеткой вверх и немного вперед, при этом ракетка является продолжением руки, а рука выпрямлена, головка развернута открытой стороной вперед. Головка ракетки впереди кисти, а не над ней и, тем более, не сзади. Это положение для удара сверху. Запомнить расстояние до центра головки ракетки – место предполагаемой встречи с воланом. Вернуться в и.п. Повторить 3–5 раз.

2. Принять положение, как в предыдущем упражнении. Движением кисти выполнить одно короткое движение головкой ракетки вперед-вниз. В работе участвует только кисть. Оставаясь в этом же положении, повторить однократное движение еще 3–5 раз.

3. Соединить два предыдущих упражнения. Из и.п. игровой стойки, вытянув руку вверх-вперед, выполнить короткое движение головкой ракетки вперед-вниз. Взгляд направлен в место предполагаемой встречи с воланом. Головка ракетки от и.п. до места предполагаемой встречи с воланом должна двигаться кратчайшим путем. Вернуться в и.п. Повторить 3–5 раз. Следить за тем, чтобы рука в момент удара не опускалась, а оставалась в том же положении.

4. То же, но с шагом одной ногой (вперед или вперед в сторону). Одновременно с шагом (правой или левой ногой) рука поднимается вверх. После имитации удара вернуться в и.п. Повторить 3–5 раз каждой ногой. Обязательно следить за тем, чтобы рука в момент удара не опускалась.

5. Имитация удара после 2–3 шагов вперед, или вперед в сторону. Рука поднимается вверх при выполнении последнего шага. После завершения последнего шага игрок должен оставаться на месте, исключив любое смещение туловища относительно пола.

6. То же, но шаги в правую сторону.

7. То же, но шаги в левую сторону.

8. То же, но назад.

С воланом и ракеткой:

9. Игрок с воланом и ракеткой в руках находится в игровой стойке. Выполнить удар по волану снизу вверх так, чтобы он полетел вверх и немного вперед. Когда волан будет опускаться вниз, выйти к нему на удобное расстояние (если это необходимо) и принять положение для удара сверху. Оставаясь в этом положении, наблюдать за воланом, который должен пролететь рядом с верхним краем головки ракетки. Волан должен упасть на пол. Никаких движений совершать не надо. Главная цель данного упражнения – правильный выход к волану. Перед ударом он должен быть сверху спереди.

10. То же, но, когда волан пролетает мимо головки ракетки, коротким движением кисти ударить его по перьям вдогонку. Волан после удара должен лететь строго вниз. Следить за тем, чтобы рука в момент удара не опускалась.

11. То же, но, где бы ни находился волан, всегда располагаться грудью в одном направлении.

В парах:

Игроки располагаются напротив друг друга через сетку, на расстоянии 2–4 м от нее. У одного – волан, у другого – ракетка. Если ракеток много, то они могут быть у обоих игроков. В этом случае игрок с воланом держит ракетку за шейку левой рукой и не выполняет ею никаких действий.

12. Второй игрок располагает головку ракетки в место предполагаемой встречи с воланом. Первый бросает волан рукой в головку ракетки (по прямой). Второй располагает головку ракетки на пути волана, не давая ему пролететь дальше. В данном упражнении не должно быть ударных движений. Волан, ударившись о струны, падает на пол рядом со вторым игроком. Второй рукой возвращает волан первому. Второй, подставляя ракетку, должен смотреть на волан, не отводя взгляда, до тех пор, пока не услышит звук удара о струны. Упражнение учит определять траекторию полета волана и его скорость, чтобы в дальнейшем соразмерять с ними скорость своих движений.

13. То же, но отбивая волан первому. Отбивание выполняется с короткого замаха и коротким движением головки. Волан должен лететь сверху вниз.

14. Игрок с ракеткой в игровой стойке. Первый игрок рукой набрасывает волан по высокой траектории так, чтобы он падал ближе к сетке, под удар сверху (под правую руку партнера). Второй отыгрывает волан ударом сверху (обязательно открытой стороной), возвращая его первому. В зависимости от того, где опускается волан, второй перемещается в удобное для удара место. В данном упражнении главное – попасть по волану так, чтобы он летел сверху вниз и как можно круче. Игрок должен смотреть на волан, не отводя взгляда, до тех пор, пока не услышит звук удара о струны. Грубейшей ошибкой является взгляд на сетку в момент соприкосновения с воланом.

15. То же, но волан набрасывают то вправо, то влево. Второй, выполняя перемещение, всегда располагается грудью к сетке.

16. Удары друг другу со своего подбрасывания. Игрок подбивает волан вперед вверх на своей стороне площадки. Выполняет перемещение к опускающемуся волану (если необходимо) и удар сверху на сторону партнера. Партнер подбирает волан и выполняет то же в другую сторону.

17. Удар сверху с подачи партнера, который специально подает удобно для удара. Выполнив упражнение 3–4 раза, игроки меняются ролями.

18. Учебная игра. Учащиеся выполняют удары друг другу, стараясь ударить сверху любой удобный волан.

19. Учебные и соревновательные игры.

Сильный

Сильный удар начинают разучивать только после хорошего освоения слабого удара. Особенно хорошо должен быть освоен выход к волану.

Сильный удар сверху вниз («смэш») похож на слабый, но все движения выполняются быстрее, с добавлением работы мышц туловища и ног. Немного отличается лишь момент замаха, однако он существенно влияет на силу и скорость удара. Поэтому при обучении на него стоит обратить внимание.

Сильный удар сверху, выполняемый снизу вверх на заднюю линию (высоко-далекий), в отличие от «смэша», имеет лишь другое расположение волана в момент удара. Он находится над игроком или немного спереди. Все остальное аналогично «смэшу».

Имитация:

1. Находясь в игровой стойке, поднять руку с ракеткой вверх-вперед и немного в сторону, при этом головка ракетки в начале движения отстает (как бы остается на месте), а в конечном положении находится на одном уровне с кистью. При этом ракетка параллельна полу, головка направлена вперед и развернута открытой стороной вниз. Рука почти прямая. Запомнить это положение. Вернуться в и.п. Повторить 3–5 раз.

2. То же, но соединить с ударным движением кистью. Когда игрок вскидывает руку вверх, головка ракетки вначале отстает, а затем опережает кисть, и начинается ударное движение кистью. Движение ракетки как вверх, так и вниз должно быть слитным, без остановки. В результате этого получается хлестообразное движение головкой ракетки. Хлест значительно усиливает удар по волану. Удар должен наноситься по месту предполагаемой встречи с воланом, и туда же направлен взгляд. Руку ни в коем случае не опускать. После удара головка ракетки должна опуститься ниже кисти, а рука – остаться вверху. Завершив удар, вернуться в и.п. Повторить 3–5 раз.

3. То же, но в момент замаха отклонить туловище немного назад, а ударное движение начать с сокращения мышц брюшного пресса. Движения туловища назад и вперед должны быть тоже слитными, без остановок. В данном случае используется «рессорное» свойство мышц, когда они растягиваются и тут же сокращаются. При этом сокращение происходит значительно быстрее. Следить за тем, чтобы рука в момент удара не опускалась.

4. То же, но обратить внимание на выпрямление ног в момент удара вместе с сокращением мышц брюшного пресса.

5. Имитация удара сверху после приставного шага вперед. Игрок, находясь в игровой стойке, делает шаг вперед одной ногой и тут же приставляет вторую ногу, опять принимая положение стойки. Рука поднимается вверх при подшагивании второй ногой. После завершения шага игрок должен оставаться на месте, не двигаясь вперед.

6. То же, но шаг в правую сторону. Первой начинает движение нога, находящаяся первой по ходу движения.

7. То же, но шаг в левую сторону.

8. То же, но назад.

9. Имитация удара сверху после перемещения вперед. Игрок выполняет 3–5 шагов, располагая ноги на последних двух шагах, как в игровой стойке, и удар сверху.

10. То же, но выбегая в разные стороны.

11. Имитация удара сверху после шага вперед одной ногой. Это разновидность перемещений при ударе сверху, которая должна разучиваться отдельно. Игрок, находясь в игровой стойке (левой вперед), делает шаг вперед правой ногой. Рука поднимается вверх в начале шага, а во второй его половине начинается ударное движение. Удар наносится одновременно с постановкой ноги на пол. После завершения шага игрок должен оставаться на месте, не двигаясь вперед.

12. То же, но после перемещения вперед или вперед в сторону.

В парах через сетку:

13. Игрок с ракеткой в игровой стойке. Первый игрок рукой набрасывает волан по высокой траектории так, чтобы он падал ближе к сетке, под удар сверху (под правую руку партнера). Второй – отыгрывает волан ударом сверху (обязательно открытой стороной), возвращая его первому. В зависимости от того, где опускается волан, второй перемещается в удобное для удара место. В данном упражнении главное – попасть по волану так, чтобы он летел сверху вниз и как можно круче. Игрок должен смотреть на волан, не отводя взгляда, до тех пор, пока не услышит звук удара о струны. Грубейшей ошибкой является взгляд на сетку в момент соприкосновения с воланом.

14. То же, но волан набрасывают то вправо, то влево. Второй, выполняя перемещение, всегда располагается грудью к сетке.

15. Удары друг другу со своего подбрасывания (подбивания ракеткой вверх).

16. Удар сверху с подачи партнера, который специально подает удобно для удара. Выполнив упражнение 3–4 раза, игроки меняются ролями.

17. То же, но посылая волан как можно ближе к краю площадки.

18. То же, но удар в подающего игрока, который старается защититься или отыграть волан.

19. Удар по волану, опускающемуся близко к сетке с подачи партнера.

20. Удар по волану, опускающемуся в средней части площадки с подачи партнера.

21. Если удар получается хорошо, то к отклонению туловища назад во время замаха можно добавить небольшой разворот плечевого пояса вправо.

22. Учебная игра. Учащиеся играют в паре, стараясь ударить сверху любой удобный волан.

23. Первый выполняет низкую подачу, а второй – удар сверху по любому волану, в обязательном порядке. Если волан летит низко, то для удара сильнее сгибают ноги (приседая), а рука всегда остается прямой.

24. Учебные и соревновательные игры с использованием «смэша».

25. Удар сверху (снизу вверх, или высоко-далекий) на заднюю линию по волану, опускающемуся в средней части площадки с подачи партнера. Перед ударом волан должен находиться над игроком.

26. То же, но по волану, опускающемуся у своей задней линии. При этом бьющий игрок находится рядом с линией.

27. То же, но бьющий игрок находится в середине площадки, а перед ударом смещается к задней линии.

28. Удар сверху (высоко-далекий) по углам площадки.

29. Игроки, располагаясь в средней части своих площадок, выполняют друг другу удары сверху (высоко-далекие). Постепенно расстояние между игроками увеличивают.

Ошибки при выполнении ударов сверху:

  • Неправильный хват.

  • Меняет хват при выполнении разных ударов.

  • Отводит взгляд от волана в момент удара или до удара (смотрит в направлении предполагаемого полета волана).

  • Смотрит на сетку, а не на волан.

  • Сильный замах при выполнении слабого удара.

  • Опускает руку вниз в момент удара. То есть, выполняет удар за счет опускания руки (как будто рубит саблей), при этом стаскивает волан вниз. В этом случае волан летит параллельно полу или в сетку.

  • Сгибает руку в момент удара, тем самым стаскивает волан вниз.

  • Выполняет удар не на максимально возможной высоте.

  • Перед нанесением удара «смэш» кисть находится под воланом, из-за чего удар получается снизу вверх.

  • В момент соприкосновения с воланом игрок находится в движении к волану. В этом случае волан оказывается над головой игрока, и по нему будет невозможно ударить сверху, чтобы волан полетел вниз.

  • Неправильно выходит к волану. Волан далеко впереди или над головой.

  • При низких ударах соперника ждет волан на месте, а не выходит в место наивысшего полета волана.

  • Начинает возвращаться в середину площадки, еще не завершив удар.

  • Не находится в игровой стойке до удара или не возвращается в стойку после удара.

  • Не рассчитывает силу слабого удара и посылает волан далеко от сетки.

  • Выполняет сильный удар («смэш») по прямой, а не сверху вниз, как можно круче.

  • Выполняет сильный удар (к задней линии) по прямой, а не снизу вверх, над соперником.

Удар сверху открытой стороной в прыжке

К обучению данному удару переходят только после хорошего освоения удара сверху: в противном случае не имеет смысла прыгать. О целесообразности данного приема рассказано в главе «Обучение тактике».

Удар в прыжке имеет два варианта, которые представлены ниже.

Отталкиваясь двумя ногами

С воланом:

1. И.п.: стоя, левая нога немного вперед, волан в правой руке. Прыжок на месте вверх, поднимая правую руку вверх, в и.п. для броска. Приземлиться и принять и.п.

2. То же с броском партнеру.

3. То же, но после двух шагов, начиная с правой ноги.

4. То же, но вместо шагов – напрыгивание (как в волейболе), поочередно ставя ноги на пол (правую, левую).

5. Шаг левой, напрыгивание, бросок партнеру.

С ракеткой:

6. И.п.: стоя, левая нога немного вперед, ракетка в правой руке. Прыжок на месте вверх, поднимая правую руку вверх, в и.п. для удара. Приземлиться и принять и.п.

7. То же с имитацией удара.

8. Шаг левой, напрыгивание, имитация удара.

9. Удар в прыжке с набрасывания партнера. Партнер набрасывает волан по высокой траектории, при этом волан должен опускаться перед бьющим игроком. Основное внимание обращать на выход к волану. Он должен быть немного спереди, но не над головой.

10. То же, но основное внимание обращать на технику.

11. То же, но основное внимание обращать на попадание в площадку.

12. Удар в прыжке с высокой подачи.

13. Применение удара в прыжке в учебных играх.

Отталкиваясь одной ногой

С воланом:

1. И.п.: стоя в шаге левая нога вперед, волан в правой руке. Сгибая правую ногу в колене, поднять колено вперед вверх маховым движением, поднимаясь на носок левой ноги. Вернуться в и.п.

2. То же, но одновременно с подъемом колена поднять правую руку в и.п. для броска. Вернуться в и.п.

3. То же с броском партнеру.

4. И.п.: стоя в шаге левая нога вперед, волан в правой руке. Маховым движением правым коленом вперед вверх оттолкнуться левой ногой и подпрыгнуть на месте. Приземлиться на левую ногу и вернуться в и.п.

5. То же, но одновременно с прыжком поднять правую руку в и.п. для броска.

6. То же с броском партнеру.

7. И.п.: стоя в шаге правой вперед. С шагом левой прыжок, отталкиваясь левой ногой, и бросок в прыжке.

8. Бросок в прыжке, отталкиваясь одной ногой после 2–3 шагов.

С ракеткой:

9. И.п.: стоя в шаге левая нога вперед, ракетка в правой руке. Одновременно с подъемом колена поднять правую руку в и.п. для удара. Вернуться в и.п.

10. То же с имитацией удара.

11. И.п.: стоя в шаге левая нога вперед, ракетка в правой руке. Маховым движением правым коленом вперед-вверх оттолкнуться левой ногой и подпрыгнуть на месте, одновременно поднимая правую руку в и.п. для удара. Приземлиться на левую ногу и вернуться в и.п.

12. То же с имитацией удара в прыжке.

13. То же с имитацией удара в прыжке после 2–3 шагов.

14. Удар в прыжке с набрасывания партнера. Партнер набрасывает волан по высокой траектории, при этом волан должен опускаться перед бьющим игроком. Основное внимание обращать на выход к волану. Он должен быть немного спереди, но не над головой.

15. То же, но основное внимание обращать на технику.

16. То же, но основное внимание обращать на попадание в площадку.

17. Удар в прыжке с высокой подачи.

18. Применение удара в прыжке в учебных играх.

Ошибки при выполнении удара сверху в прыжке:

  • Прежде всего, те же, что и при ударе без прыжка.

  • Опаздывает с прыжком, из-за чего встречается с воланом, не долетев до высшей точки прыжка.

  • Рано прыгает, из-за чего выполняет удар, уже опускаясь вниз.

  • При отталкивании двумя ногами напрыгивает на две ноги одновременно, из-за чего ухудшается точность выхода к волану.

  • При отталкивании одной ногой не выводит колено маховой ноги вперед-вверх, из-за чего прыжок будет ниже или с опозданием, а удар – несильным.

  • Вместо прыжка лишь сгибает ноги.

Удар сверху закрытой стороной

Используется гораздо реже, чем удар открытой стороной, однако бывают такие ситуации, когда он необходим. Поэтому после хорошего освоения ударов открытой стороной переходят к обучению данному удару. Методика обучения та же, что и удара сверху открытой стороной, варианты и разновидности удара – те же.

Слабый

Имитация:

1. Находясь в игровой стойке, сделать шаг правой ногой влево, разворачивая туловище влево, а голову оставляя в том же направлении. При этом левая нога остается на месте и поворачивается на носке в сторону поворота. Вернуться в и.п. Повторить 3–5 раз.

2. То же, но вначале делается шаг левой ногой влево или влево-назад.

3. Выполнить поворот, как в упражнении 1, поднять руку с ракеткой вверх-вперед, рука выпрямлена, а ракетка является продолжением руки, головка развернута закрытой стороной в направлении удара. Головка ракетки впереди кисти, а не над ней и, тем более, не сзади. Это положение для удара сверху закрытой стороной. Запомнить расстояние до центра головки ракетки – место предполагаемой встречи с воланом. Опустить руку вниз, оставаясь в положении поворота. Поднимать руку 3–5 раз.

4. Принять положение для удара сверху закрытой стороной. Движением кисти выполнить одно короткое движение головкой ракетки вправо-вниз (в направлении удара). В работе участвует только кисть. Оставаясь в этом же положении, повторить однократное движение еще 3–5 раз.

5. Соединить два предыдущих упражнения.

6. То же, но из и.п. игровой стойки, грудью к сетке. Объединяются все предыдущие упражнения. Упражнение выполняется как с поворотом на левой ноге, так и с шагом левой ногой (по 3–5 раз). Взгляд направлен в место предполагаемой встречи с воланом. Головка ракетки от и.п. до места предполагаемой встречи с воланом должна двигаться кратчайшим путем. Следить за тем, чтобы рука в момент удара не опускалась, а оставалась в том же положении.

7. Имитация удара после 2–3 шагов влево. Рука поднимается вверх при выполнении последнего шага. После завершения последнего шага игрок должен оставаться на месте, исключив любое смещение туловища относительно пола.

8. То же, но шаги влево вперед.

9. То же, но шаги влево назад.

С воланом и ракеткой:

10. Игрок с воланом и ракеткой в руках находится в игровой стойке. Выполнить удар по волану снизу вверх так, чтобы он полетел влево-вверх и немного вперед. Когда волан будет опускаться вниз, выйти к нему на удобное расстояние (если это необходимо) и принять положение для удара сверху закрытой стороной. Оставаясь в этом положении, наблюдать за воланом, который должен пролететь рядом с головкой ракетки, с ударной стороны (закрытой). Волан должен упасть на пол. Никаких движений совершать не надо. Главная цель данного упражнения – правильный выход к волану. Перед ударом он должен быть сверху-спереди.

11. То же, но, когда волан пролетает мимо головки ракетки, коротким движением кисти ударить его по перьям вдогонку. Волан после удара должен лететь вниз. Следить за тем, чтобы рука в момент удара не опускалась.

12. То же, но, где бы ни находился волан, всегда располагаться грудью в одном направлении, как бы к сетке.

В парах. Игроки располагаются напротив друг друга через сетку, на расстоянии 3–4 м от нее: у одного – волан, у другого – ракетка. Если ракеток много, то они могут быть у обоих игроков. В этом случае игрок с воланом держит ракетку за шейку левой рукой и не выполняет ею никаких действий.

13. Второй игрок располагает головку ракетки в место предполагаемой встречи с воланом, принимая положение для удара сверху закрытой стороной. Первый бросает волан рукой в головку ракетки (по прямой). Второй располагает головку ракетки на пути волана, не давая ему пролететь дальше. В данном упражнении не должно быть ударных движений. Волан, ударившись о струны, падает на пол рядом со вторым игроком. Второй возвращает рукой волан первому. Подставляя ракетку, второй должен смотреть на волан, не отводя взгляда, до тех пор, пока не услышит звук удара о струны. Упражнение учит определять траекторию полета волана и его скорость, чтобы в дальнейшем соразмерять с ними скорость своих движений.

14. То же, но отбивая волан первому. Отбивание выполняется с короткого замаха и коротким движением головки. Волан должен лететь сверху вниз.

15. Игрок с ракеткой в игровой стойке. Первый игрок рукой набрасывает волан по высокой траектории так, чтобы он падал ближе к сетке, под удар сверху закрытой стороной (слева от партнера). Второй – отыгрывает волан ударом сверху (обязательно закрытой стороной), возвращая его первому. В зависимости от того, где опускается волан, второй перемещается в удобное для удара место. В данном упражнении главное – попасть по волану так, чтобы он летел сверху вниз и как можно круче. Игрок должен смотреть на волан, не отводя взгляда, до тех пор, пока не услышит звук удара о струны. Грубейшей ошибкой является взгляд на сетку в момент соприкосновения с воланом.

16. Удары друг другу, со своего подбрасывания. Игрок подбивает волан вверх влево-вперед на своей стороне площадки. Выполняет перемещение к опускающемуся волану (если необходимо) и удар сверху на сторону партнера. Партнер подбирает волан и выполняет то же в другую сторону.

17. Удар сверху с подачи партнера, который специально подает удобно для удара. Выполнив упражнение 3–4 раза, игроки меняются ролями.

18. То же, но стараясь попасть в площадку как можно ближе к боковым линиям: 5–10 раз – к одной, затем столько же – к другой.

19. Учебная игра. Учащиеся играют в паре, стараясь как можно чаще набрасывать волан партнеру для удара сверху закрытой стороной. При этом обязательно выполняют удар сверху закрытой стороной по любому удобному волану.

20. Учебные и соревновательные игры.

Сильный

Начинают разучивать только после хорошего освоения слабого удара.

Имеет два варианта замаха: головкой вперед и головкой назад по направлению удара. В обоих случаях рука должна полностью выпрямляться в момент удара.

Головкой вперед

Имитация:

1. Выполнить поворот налево, как при слабом ударе. Поднять руку с ракеткой вверх-вперед, при этом головка ракетки в начале движения отстает, а в конечном положении находится почти на одном уровне с кистью. При этом головка направлена вправо и развернута закрытой стороной вниз. Рука почти прямая. Запомнить это положение. Вернуться в и.п. Повторить 3–5 раз.

2. То же, но соединить поворот с замахом.

3. То же, но соединить с ударным движением кистью. Когда игрок вскидывает руку вверх, головка ракетки вначале отстает, а затем опережает кисть, и начинается ударное движение кистью. Движение ракетки как вверх, так и вниз должно быть слитным, без остановки. В результате этого получается хлестообразное движение головкой ракетки. Удар должен наноситься по месту предполагаемой встречи с воланом, и туда же направлен взгляд. Руку ни в коем случае не опускать. После удара головка ракетки должна опуститься ниже кисти, а рука остаться вверху. Завершив удар, вернуться в и.п. Повторить 3–5 раз.

4. Имитация удара после 2–3 шагов влево.

5. То же, но шаги влево вперед.

В парах через сетку.

Упражнения в парах аналогичны упражнениям при обучении слабому удару закрытой стороной и сильному удару открытой стороной.

Головкой назад

Обучение аналогично, но во время замаха головка ракетки отходит влево, и игрок располагает ракетку со стороны, противоположной направлению удара. При этом головка развернута закрытой стороной вверх.

Ошибки при выполнении удара сверху закрытой стороной:

  • Неправильный хват.

  • Меняет хват при выполнении разных ударов.

  • Отводит взгляд от волана в момент удара или до удара (смотрит в направлении предполагаемого полета волана).

  • Смотрит на сетку, а не на волан.

  • Сильный замах при выполнении слабого удара.

  • Опускает руку вниз в момент удара. То есть выполняет удар за счет опускания руки, при этом стаскивает волан вниз. В этом случае волан летит параллельно полу или в сетку.

  • Сгибает руку в момент удара, тем самым стаскивает волан вниз.

  • Не выпрямляет полностью руку в момент сильного удара.

  • Выполняет удар не на максимально возможной высоте.

  • Перед нанесением удара сверху вниз кисть находится под воланом, из-за чего удар получается снизу вверх.

  • В момент соприкосновения с воланом игрок находится в движении к волану.

  • Неправильно выходит к волану: волан над головой.

  • Начинает возвращаться в середину площадки, еще не завершив удар.

  • Не находится в игровой стойке до удара или не возвращается в стойку после удара.

  • Не рассчитывает силу слабого удара и посылает волан далеко от сетки.

  • Выполняет сильный удар по прямой, а не сверху вниз, как можно круче.

  • Выполняет сильный удар (к задней линии) по прямой, а не снизу вверх, над соперником.

Подача

Выполняется преимущественно открытой стороной.

У некоторых школьников на начальном этапе обучения она лучше получается закрытой стороной. В пятом классе этому не стоит препятствовать, а в последующих классах все должны уметь выполнять подачу открытой стороной.

Подачи по низкой и высокой траектории отличаются лишь силой удара.

Имитация:

6. Для правильного и.п. при выполнении подачи игрок стоит грудью в направлении партнера. Поставить левую ногу вперед, а стопу правой развернуть немного вправо и слегка согнуть ноги в коленях. Немного наклонить туловище вперед. Левую руку держать произвольно, а правую с ракеткой опустить вниз. Ракетка является продолжением руки, головка – открытой стороной вперед. Мысленно провести линию между своим правым плечом и партнером напротив. По этой линии отвести правую руку немного назад, при этом ракетку расположить вертикально (головкой строго вниз). Запомнить это положение. Выпрямиться и повторить еще раз. Затем выпрямиться, пройти 2–3 шага вперед и принять и.п. для подачи. То же назад.

7. Принять и.п. для подачи. Имитировать подметание ракеткой (как веником), с движением головкой ракетки по линии «плечо – партнер».

8. Принять и.п. для подачи. Имитация удара по волану. Удар должен быть хлестообразным, т.е. головка ракетки вначале отстает от кисти, а затем опережает ее.

9. То же, но следить за головкой ракетки, которая должна двигаться по линии «плечо – партнер» и оставаться на той же линии после завершения ударного движения.

В парах. Игроки располагаются напротив друг друга, на расстоянии 5–6 м: у одного – волан, у другого – ракетка. Если ракеток много, то они могут быть у обоих игроков. В этом случае игрок с воланом держит ракетку за шейку левой рукой, и не выполняет ею никаких действий. Первое время лучше выполнять задания без сетки, чтобы сконцентрировать внимание учащихся на движениях.

10. Принять и.п. для подачи. Удерживая волан за оперение выпрямленной левой рукой, поместить его на линии «плечо – партнер», на уровне груди. Отпустить волан и наблюдать за ним, не совершая движений, особенно правой рукой. Необходимо почувствовать скорость падения волана и обратить внимание на то, что он падает довольно долго. Волан не подбрасывать, а отпускать. Повторить несколько раз.

11. То же, но с ударом партнеру. Подача выполняется как бы на два счета:

1) левая рука отпускает волан;

2) правая рука начинает ударное движение.

Упражнение выполнять спокойно, не делая резких движений. Главная задача этого упражнения – точно попасть по волану.

12. То же, но в и.п. удерживать волан на разной высоте: на уровне шеи, груди, пояса и ниже. Запомнить, на каком уровне подача получается лучше всего.

13. Подача партнеру. Основное внимание обращать на расположение волана на линии «плечо – партнер». Волан должен лететь точно на партнера.

14. То же, но основное внимание – на движение головки ракетки по линии «плечо – партнер».

15. То же, но внимание – на хлестообразное движение ракеткой.

16. Поочередные подачи друг другу через сетку. Волан должен лететь точно на партнера.

17. Подачи по низкой траектории.

18. То же, но с попаданием в зону подачи (расположенную напротив).

19. То же, но по ближним углам зоны подачи. Стоять надо в направлении подачи, располагая волан и головку ракетки на линии «плечо – цель». Грубейшей ошибкой будет стоять в одном направлении, а подавать – в другом.

20. Подвижные игры с подачами по низкой траектории: «Вышибалы подачей», «Вратарь».

21. Подачи по высокой траектории, над соперником, к задней линии подачи. При таких подачах прикладывается больше силы, и обязательно должен быть хлест.

22. То же, но по дальним углам зоны подачи (расположенной напротив).

23. Подвижные игры с подачами по высокой траектории: «Закинь волан подачей», «Гонка волана подачей».

24. Подача с целью набрасывания сопернику для выполнения им других приемов игры.

25. Подачи из правой зоны в правую (попасть в зону). Если занятие проводится для всего класса, упражнение выполняется в четверках. Игроки соседних пар подают друг другу по диагонали. Таким образом, двое из них выполняют следующее упражнение. Через некоторое время игроки меняются местами.

26. То же из левой в левую.

27. Подачи из правой зоны в правую, по углам.

28. То же из левой в левую.

29. Учебные и соревновательные игры.

Ошибки при выполнении подачи:

  • Неправильный хват.

  • Отводит взгляд от волана в момент удара или до удара (смотрит в направлении предполагаемого полета волана).

  • Смотрит на сетку, а не на волан.

  • Не принимает и.п. для подачи.

  • Располагает волан в стороне от линии «плечо – партнер (цель)».

  • Подбрасывает волан вверх перед ударом, а не отпускает его.

  • При замахе отводит головку ракетки назад, из-за чего невозможно будет выполнить хлестообразное движение.

  • При замахе заводит руку за спину, уводя ее с линии «плечо – партнер (цель)».

  • Головка ракетки при ударе движется не по линии «плечо – партнер (цель)».

  • Нет хлестообразного движения.

  • Сгибает руку в момент удара.

  • Головка ракетки находится на уровне кисти в момент соприкосновения с воланом.

  • Соприкосновения с воланом при ударе на уровне пояса и выше.

  • Выполняет удар нерасчетливо быстрым движением, из-за чего промахивается.

  • В момент соприкосновения с воланом игрок переносит вес тела с ноги на ногу.

  • Стоит в одном направлении, а подает в другом, пытаясь обмануть соперника.

  • Начинает перемещаться в середину площадки, еще не завершив удар.

  • Не рассчитывает силу удара и посылает волан по средней траектории, удобной сопернику для удара сверху.

  • Выполняет удар к задней линии по прямой, а не над соперником.

  • Вопреки всему, выполняет подачу сверху.