Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2006

БАДМИНТОН В ШКОЛЕ


Упражнения с воланом и ракеткой

Индивидуальные упражнения

1. Жонглирование открытой стороной ракетки. Игрок, находясь в игровой стойке, выполняет удары по волану открытой стороной ракетки, направляя его вверх.

2. Жонглирование закрытой стороной ракетки.

3. Жонглирование поочередно открытой и закрытой стороной ракетки.

4. То же, но открытой стороной посылать волан вверх как можно выше, а закрытой стороной лишь подставлять ракетку под волан (без малейшего ударного движения).

5. То же, но наоборот, закрытой стороной – как можно выше, а открытой стороной – подставлять ракетку.

6. Высокое жонглирование. Каждый раз посылать волан вверх как можно выше.

7. Жонглирование (одним из вариантов) с касанием свободной рукой пола каждый раз после удара по волану.

8. То же, но выполняя два круговых вращения левой рукой в плечевом суставе.

9. То же, но последовательно касаясь левой рукой различных частей тела: а – правого плеча и левого колена; б – левого колена, правого плеча, правого колена; в – левого колена, правого колена, левого колена; г – колена, пола; д – плеча, пола; е – правого плеча, левого плеча, правого плеча; ж – и т.п. Все варианты ученики должны выполнять именно в том порядке, в каком им назвали.

10. То же, но с прыжком, располагая бедра параллельно полу и подтягивая пятки к ягодицам. Юноши могут выполнять прыжок, подтягивая колени к груди.

11. То же, но выполняя 2–4 вращения кистью, разворачивая ракетку открытой и закрытой стороной вверх.

12. То же, но выполняя 2–3 круга головкой ракетки: а – перед грудью; б – над головой.

13. То же, но выполняя 2–4 горизонтальных движения головкой ракетки из стороны в сторону.

14. То же, но 2–3 раза почесать головкой ракетки спину (между лопатками).

15. То же, но прислонить головку ракетки открытой стороной к затылку.

16. То же, но с поворотом на 360°. Поворот надо выполнять в разные стороны.

17. То же, но с выпадами. Игрок выполняет выпад вправо, вытягивая руку с ракеткой вправо, и возвращается в стойку. Следующий раз – выпад влево, или вперед и т.д.

18. Жонглирование из стороны в сторону, посылая волан над головой и ударяя его справа открытой стороной, а слева – закрытой. Выполняя упражнение можно делать выпады правой ногой в сторону волана, но каждый раз возвращаться в игровую стойку.

19. Жонглирование спереди назад. Игрок выполняет удар открытой стороной, посылая волан над головой за спину. Разворачивается на 180° и выполняет аналогичный удар закрытой стороной. Затем все повторяется.

20. Жонглирование в сочетании с перемещением. Игрок располагается за боковой линией волейбольной площадки. Выполняя жонглирование поочередно открытой и закрытой стороной, он перемещается к противоположной боковой линии. Дойдя до линии, посылает волан за голову и разворачивается. Затем без остановки начинает движение в обратном направлении. Дойдя до лицевой линии, заканчивая упражнение, ловит волан свободной рукой. Все удары должны быть только снизу и обязательно поочередно (открытой и закрытой стороной). Удар сверху расценивается как потеря волана. Данное упражнение довольно часто используется как зачетное.

21. Жонглирование поочередно правой и левой рукой, передавая ракетку из руки в руку. Упражнение может выполняться открытой стороной, закрытой или поочередно.

22. Ловля волана ракеткой. Подыграть волан вверх ударом ракетки снизу (или подбросить свободной рукой). Затем подставить головку ракетки под опускающийся волан и попутным движением с воланом плавно поймать его головкой ракетки. Упражнение выполняется как открытой, так и закрытой стороной.

23. Жонглирование поочередно двумя ракетками, удерживая одну в правой, а другую в левой руке. Можно выполнять любые варианты, изложенные выше.

Парные упражнения

Подразделяются на две группы:

1. Одна ракетка на двоих.
2. Каждый игрок с ракеткой.

В упражнениях первой группы один игрок с ракеткой, а другой с воланом. Игрок с воланом помогает первому выполнять упражнения. Он набрасывает волан в удобное место для удара или держит волан в определенном месте. Описание упражнений первой группы приводится в разделе «Обучение технике».

Упражнения второй группы выполняются при достаточном уровне подготовки учащихся и наличии свободного места. Учащиеся должны уметь свободно выполнять удары в паре. Все упражнения могут выполняться без сетки или через сетку.

Разминочные. Игроки выполняют друг другу передачи без остановки, при этом делают разнообразные упражнения сразу после удара по волану.

1. Бег на месте в спокойном темпе.
2. 1–2 круговых вращения в плечевых суставах.
3. Взяв ракетку двумя руками, поднять локти вверх, отводя ракетку как можно дальше назад за спину (1 раз).
4. 2–3 сгибания и разгибания рук в локтевых суставах.
5. Наклон вперед с касанием пола свободной рукой за счет наклона туловища, а не сгибания ног.
6. Поворот вправо-влево (1–2 раза), разворачивая плечи и скручивая туловище.
7. 1–2 глубоких приседания.
8. Два круговых вращения пяткой правой ноги, при этом стопа носком касается пола. Выполнять поочередно правой и левой ногой.
9. 2–3 прыжка, работая ногами, как со скакалкой.
10. 2–4 беговых шага на месте с высоким подниманием бедра.
11. 2–4 беговых шага на месте с захлестыванием голени.
12. Прыжок вверх с подтягиванием коленей к груди или располагая бедра параллельно полу.
13. Прыжок вверх с захлестыванием голеней.

Тренировочные:

1. Два жонглирования над собой, удар партнеру. Партнер без остановки выполняет два жонглирования и возвращает волан и т. д.
2. То же, но передают волан только ударом справа. Для этого накидывают его себе под правую руку.
3. То же, но ударом слева.
4. То же, но ударом снизу.
5. То же, но ударом сверху открытой стороной.
6. То же, но ударом сверху закрытой стороной.
7. Два жонглирования над собой – удар партнеру. Второе жонглирование выполняется подставкой (без встречного движения ракеткой).
8. Удары левыми руками.
9. Удары поочередно правой и левой рукой. Пока летит волан, ракетку передают из руки в руку.
10. Один игрок с воланом в руке. Он ударяет волан снизу вверх так, чтобы тот, подлетев вверх, находился немного спереди. Выполняет удар сверку в направлении партнера, который старается преградить путь волану, подставляя ракетку. Затем упражнение выполняется в другую сторону.
11. То же, но игрок старается не просто преградить путь волану, а переиграть его на сторону соперника. Через 3–4 раза – наоборот.
12. Один игрок с воланом в руке. Он выполняет удар по волану так, чтобы тот полетел над головой за спину. Затем делает поворот на 180° и выполняет удар партнеру, стоя к нему спиной. Удар выполняется по волану, находящемуся на уровне головы или выше. В противном случае волан назад не полетит. Удар выполняется открытой стороной. Второй игрок подыгрывает волан вверх и ловит его свободной рукой. Затем выполняет удар в другую сторону.
13. То же, но удар закрытой стороной.
14. То же, но если волан справа – закрытой, если слева – открытой.
15. Один выполняет подачу по высокой траектории, а второй – удар сверху. Через 2–4 раза – наоборот.
16. Один выполняет подачу по низкой траектории, а второй удар снизу закрытой стороной. Через 2–4 раза – наоборот.
17. Игра короткими ударами снизу. Игроки стоят рядом с сеткой (или без сетки) и выполняют удары так, чтобы волан летал как можно ниже и ближе к сетке. Удары выполняют спереди и слева – закрытой стороной, а справа – открытой. Соприкосновение с воланом должно быть ниже уровня сетки.
18. Парное жонглирование с выходом вперед. Игроки располагаются за боковыми линиями бадминтонной площадки. Один игрок выходит к средней линии, выполняет удар вертикально вверх и быстро возвращается на свое место. Следующий удар по волану выполняет второй игрок, выходя вперед и возвращаясь обратно. Так по очереди они выполняют жонглирование.

Обучение технике

Упражнения в данной главе изложены в методической последовательности. Они рассчитаны на начальное обучение детей разного уровня подготовки. Поэтому, подбирая упражнения для урока, учитель должен исходить из возможностей школьников. Он может взять все упражнения или некоторые пропустить, если считает их слишком легкими для данных детей. Главное – подходить к обучению творчески.

После длительного перерыва, приступая вновь к изучению бадминтона, лучше опять пройтись с самого начала по всем подводящим упражнениям, исключив лишь самые простые. Это поможет быстрее вспомнить полученные ранее навыки и избежать появления ошибок.

Однако нередко встречаются такие дети, которые с большим трудом играют в бадминтон. Именно для них и предназначены элементарные упражнения, которые помогут учителю научить даже таких детей.

Хват ракетки

Хват ракетки имеет очень большое значение в игре. От его правильности зависят возможности игрока. Правильный хват позволяет выполнять любые удары (сверху, снизу, справа и слева) и, что самое главное, делать их точно (посылать волан в нужном направлении).

При правильном хвате край ладони касается утолщения на конце ручки. Указательный палец слегка разогнут по сравнению с другими пальцами (но обязательно охватывает ручку). Большой палец находится с левой стороны ручки и касается ее боковой поверхностью ногтевой фаланги. Угол, образованный большим пальцем и кистью, находится на одной линии с ободом головки ракетки. Если вытянуть руку вперед, то ракетка должна являться продолжением руки.

При выполнении любых ударов хват ракетки всегда остается одинаковым и никогда не меняется. Все изменения положения плоскости головки ракетки выполняются за счет движения кисти.

При объяснении хвата и начальных упражнений на его запоминание все учащиеся сидят на скамейках в один ряд. В таком положении быстрее и удобнее проверять правильность хвата и исправлять ошибки. Учитель располагается перед ними. Он может стоять или сидеть (например, когда рассказывает о бадминтоне, ракетках и воланах, показывает правильность хвата). Все упражнения выполняются сначала правой (сильнейшей) рукой, а затем левой (слабейшей).

1. Показать учащимся, как правильно держать ракетку. Объяснить, почему держать надо именно так (см. ошибки).

2. Раздать ракетки. Учащиеся, получив ракетку, пробуют правильно ее взять.

3. Посмотреть хват у всех учащихся.

4. Взять ракетку, как молоток, удерживая ее за край ручки. Выполнить имитацию движений молотком, с небольшим движением головкой ракетки. Затем слегка разогнуть указательный палец и развернуть ракетку в кисти, отодвигая от себя шейку ракетки левой рукой. Проверить хват у всех учащихся и, если необходимо, поправить.

5. Взять правильно ракетку и попробовать выполнить имитацию движений молотком. Если ученик держит ракетку правильно, то эти движения будет делать не так удобно, как в начале предыдущего упражнения (до разворота ракетки). Но эти движения, ребром ракетки, в бадминтоне и не нужны.

6. Правой рукой взять ракетку, как молоток, а левой придерживать шейку ракетки. Отпустить правую руку и прислонить ее ладонью к струнам с правой стороны. Сохраняя кисть в том же положении, перемещать ее вдоль шейки, до края ручки. Когда край кисти коснется утолщения на краю ручки, мягко обхватить ручку. Самостоятельно проверить правильность хвата. Повторить несколько раз. Проверить хват у всех учащихся и, если необходимо, поправить.

7. Взять правильно ракетку правой рукой. Левой рукой взять ракетку за шейку, а правую отпустить. Опять взять правой рукой за ручку, а левую отпустить. Самостоятельно проверить правильность хвата. Повторить несколько раз.

8. То же, но правой рукой почесать нос (коснуться лба, колена, и т.п.), а затем взяться за ручку.

9. Взять правильно ракетку правой рукой. Переложить ракетку в левую руку. Самостоятельно проверить правильность хвата. Переложить ракетку обратно в правую руку. Самостоятельно проверить правильность хвата. Повторить несколько раз.

10. Взять правильно ракетку и вытянуть руку вперед, при этом ракетка является продолжением руки. Поворачивая кисть, развернуть головку ракетки открытой стороной вверх. Поворачивая кисть в обратном направлении, развернуть головку ракетки закрытой стороной вверх. Повторить несколько раз. Поворачивая кисть, ни в коем случае не менять хват ракетки. Разворачивать ракетку надо всегда движением кисти, а не перекладыванием ракетки.

11. Рука с ракеткой вытянута вперед, плоскость головки расположена вертикально, ракетка является продолжением руки (далее везде подразумевается, что ракетку надо держать правильно). 1 – развернуть ракетку открытой стороной вверх; 2 – и.п.; 3 – закрытой стороной вверх; 4 – и.п.

12. То же, но по сигналу учителя. Учитель называет сторону ракетки, а учащиеся разворачивают ракетку этой стороной вверх и возвращают ракетку в и.п.

13. Ракетка расположена горизонтально, головкой вперед, плоскость головки расположена вертикально. Развернуть ракетку открытой стороной вверх и выполнить два коротких движения головкой снизу вверх (имитируя удар снизу). Вернуться в и.п. Затем выполнить то же, развернув ракетку закрытой стороной вверх, и вернуться в и.п. Повторить несколько раз.

14. То же, но не возвращаясь в и.п.

15. То же, но движение головкой ракетки только один раз.

16. Ракетка расположена горизонтально, головкой вперед, обод головки расположен вертикально. Выполнить короткое движение головкой влево и вернуться в и.п. То же вправо. Повторить несколько раз.

17. Ракетка расположена горизонтально, головкой вперед, обод головки располагается вертикально. Короткие движения ракеткой, имитируя удары открытой стороной влево, вверх, вниз.

18. То же, но закрытой стороной вправо, вверх, вниз.

19. Выполняется в парах. Один игрок выполняет движения из двух предыдущих упражнений, а второй быстро и точно их повторяет. Через некоторое время игроки меняются ролями.

20. Перебрасывание ракетки из руки в руку, стараясь схватить ее правильным хватом. После ловли проверить хват и, если необходимо, перехватить ракетку правильно, но действуя одной рукой.

21. Ракетка расположена горизонтально, головкой вперед, обод головки расположен вертикально. Переложить большой палец правой руки на правую сторону ручки и с его помощью повернуть ракетку вокруг своей оси. После остановки ракетки перехватить ее правильно.

На начальном этапе обучения бадминтону правильность хвата проверяется постоянно, при выполнении любых упражнений с ракеткой, перед каждым началом выполнения упражнения и после каждой потери волана. Это надо делать до тех пор, пока правильный хват не станет привычкой. Только после этого можно на хват не обращать внимания.

Ошибки при выполнении хвата:

  • Держит ракетку далеко от края ручки. Такое положение ограничивает удары и приводит к появлению синяков на предплечье. Кроме того, ракетка становится короче, а следовательно, меньше и расстояние до волана, на которое может дотянуться игрок.

  • Угол, образованный большим пальцем и кистью, находится в разных плоскостях с ободом ракетки. Держит ракетку, как сковородку. Такое положение сильно ограничивает амплитуду движений головки ракетки, особенно при ударах сверху, так как ограничивается подвижностью в лучезапястном суставе. При таком хвате невозможно ударить волан по крутой траектории сверху вниз. Кроме того, будет сложно выполнять отдельные удары.

  • Указательный палец выпрямлен и расположен вдоль ракетки. В этом случае ослабевает опора на кисть при выполнении ударов сверху и справа, из-за чего они слабее и производятся с опозданием.

  • Большой палец находится на верхней стороне ручки и касается ее нижней поверхностью ногтевой фаланги. В этом случае ослабевает опора на кисть при ударах слева и снизу, а при ударах сверху ракетка будет вылетать из рук.

  • Крутит ракетку в руке, а не кисть (меняет хват). В критической ситуации (с ограничением времени) будет выполнять удары ребром головки, а не плоскостью.

Жонглирование

1. В и.п. игрок находится в игровой стойке, с ракеткой в правой руке, а воланом – в левой. Расположить ракетку горизонтально на уровне пояса, головкой вперед, открытой стороной вверх. Левой рукой положить волан на струны. Движением кисти подкинуть волан головкой ракетки вверх на небольшую высоту и, когда он будет опускаться, поймать его левой рукой. Опять положить волан на ракетку и повторить упражнение.

2. То же, но ракетку расположить закрытой стороной вверх, при этом локоть правой руки отвести немного в сторону.

3. В и.п. ракетка расположена горизонтально на уровне пояса, головкой вперед, открытой стороной вверх, левая рука выпрямлена вперед и удерживает волан на уровне головы над струнами ракетки. Отпустить волан и ударить его вверх коротким движением головки ракетки. Поймать левой рукой опускающийся волан и, приняв и.п., повторить упражнение.

4. То же, но вместо ловли рукой подыграть волан ракеткой еще один раз, а затем поймать.

5. Два предыдущих упражнения, но закрытой стороной.

6. Многократное жонглирование открытой стороной.

7. То же, но закрытой стороной.

8. И.п., как в упражнении 3. Подыграть волан ракеткой два раза, но первый раз – открытой стороной, а второй – закрытой, затем поймать.

9. То же, но наоборот, вначале – закрытой стороной, а затем – открытой.

10. Многократное жонглирование, поочередно открытой и закрытой стороной.

Далее используются упражнения, описание которых уже приведено выше (индивидуальные упражнения с воланом и ракеткой).

Некоторые дети никак не могут попасть по волану. В большинстве случаев он у них пролетает на уровне шейки ракетки. Это бывает по двум причинам:

1) не чувствуют расстояние до волана;

2) слишком быстро машут ракеткой.

Для исправления этих ошибок предлагаются следующие упражнения, которые выполняются в парах:

  • Игроки стоят напротив друг друга, на расстоянии 1,5–2 м, один – с воланом, а второй – с ракеткой. Первый игрок держит волан выпрямленной рукой на уровне пояса, за оперение, головкой вниз, второй – находится в игровой стойке. Он вытягивает руку с ракеткой вперед, развернув ее открытой стороной вверх, и располагает середину головки под воланом. Затем возвращается в и.п. и повторяет упражнение.

  • То же, но, расположив ракетку под воланом, делает короткое движение головкой к волану (не касаясь его).

  • То же, но первый игрок каждый раз меняет расположение волана (выше, ниже, правее, левее).

  • Те же упражнения, но закрытой стороной.

  • Те же упражнения, но расстояние между игроками – 2–3 м, и предварительно выполняется перемещение или выпад.

Ошибки при жонглировании:

  • Неправильный хват.

  • Соприкосновение с воланом на уровне головы и выше, а не на уровне пояса, особенно при жонглировании закрытой стороной. Высоко поднят локоть.

  • Жонглирование на одном месте, хотя необходимо двигаться, чтобы расположиться более удобно по отношению к волану.

  • Отводит взгляд от волана в момент соприкосновения с ним (смотрит в направлении предполагаемого полета волана). При этом, как правило, промахивается либо попадает по волану краем струн или ободом.

  • Выполняет резкие движения с неоправданно завышенной скоростью. Нет чувства волана (скорости его движения).

  • Волан часто пролетает мимо головки ракетки, на уровне шейки. Нет чувства волана (расстояния до него).