Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2006

БАДМИНТОН В ШКОЛЕ


Инвентарь и оборудование

Бадминтон – игра, не требующая дорогостоящего оборудования. Например, две хорошие ракетки стоят, как простой волейбольный мяч. Бадминтонная сетка в 3–4 раза дешевле волейбольной, и для нее необязателен металлический трос. Воланчиков надо много, но они настолько дешевы, что их покупку может позволить себе любая школа. Ракетки и воланы многие дети с удовольствием приносят из дома. Кроме того, после начала обучения бадминтону приобретают ракетки и воланы все более высокого качества.

Воланы

Воланы лучше использовать пластмассовые, а не перьевые. Они дольше служат, что в школьных условиях немаловажно, и от них меньше мусора. Количество воланов должно в 1,5–2 раза превышать количество занимающихся на уроке. В этом случае можно полноценно проводить учебный процесс и соревнования в течение одного учебного года.
Совсем не обязательно приобретать дорогостоящие воланы для проведения уроков, главное, чтобы они имели хорошие полетные качества. Однако для соревнований можно при желании приобрести и более качественные.
Воланы лучше иметь двух-трех цветов. Это бывает необходимо при проведении некоторых игр и упражнений, чтобы не путать.
Для переноски воланов удобно использовать коробку. В коробке количество воланов должно на 2–3 превышать число занимающихся в самом большом классе.
Воланы, изменившие свои полетные качества, надо заменять. Но если оперение рваное, а летают они хорошо, то такие воланы надо использовать. У некоторых воланов отлетает головка (колпачок), хотя оперение хорошее. Такая неисправность легко устраняется приклеиванием головки «Секундным» клеем.
Не следует утяжелять воланы (пластилином, жвачкой и т.п.) для того, чтобы их меньше сносил ветер, или просто потому, что полет такого волана больше нравится. Все утяжеленные воланы быстро портят струны ракетки (они ослабевают или рвутся).

Ракетки

Количество ракеток желательно иметь по количеству занимающихся, но можно, в крайнем случае, и одну на пару. На первый взгляд последнее может показаться невероятным, но при ознакомлении с методикой занятий можно увидеть, что большинство упражнений в парах выполняется с использованием одной ракетки.
Приобретая ракетки, необходимо обращать внимание на то, чтобы они были легкими, с хорошо натянутыми струнами. Последнему следует уделять особое внимание, так как ракетка может быстро прийти в негодность. Волан будет часто застревать в струнах, и невозможно будет играть.
Ракетка имеет следующие части: головку (1), шейку (2) и рукоятку (3). Головка состоит из обода (4) и струн (5), образующих сетку. На головке различают открытую и закрытую стороны. Когда игрок держит ракетку вертикально, то сторона головки, обращенная к нему, называется открытой, а сторона, обращенная от него наружу, – закрытой.
Для увеличения срока службы ракеток при обращении с ними не рекомендуется (или нельзя):

1. Класть ракетку на пол, чтобы случайно не наступить на нее. При этом можно испортить ракетку или поскользнуться. Здесь надо помнить еще и то, что занимающихся много.

2. Бросать ракетку, опираться на нее (как на палку) и ударять ободом обо что-либо. Во всех этих случаях можно погнуть обод головки ракетки, что приведет к ослаблению натяжки струн, из-за чего волан будет застревать в сетке, особенно при сильных ударах.

3. Подгребать волан к себе или партнеру, используя ракетку, как веник.

4. Ударять струнами ракетки по коленям, локтям, голове и т.п., так как ослабевает натяжение струн. Это одна из самых распространенных ошибок.

5. Использовать ракетку не по назначению.

На начальном этапе обучения учащимся, которые плохо обращаются с ракетками, рекомендуется давать ракетки с ослабленными струнами. После этого все учащиеся начинают бережно обращаться с ракетками.
Для хранения ракеток можно сделать специальное приспособление, изображение которого показано на рисунке, и видно, как на нем размещаются ракетки. На такое приспособление их удобно и быстро вешать и снимать с него. Кроме того, не портятся струны, как, например, при подвешивании за верхний край обода.
Приспособление представляет собой брусок (примерно 3х5х20 см), в котором на одном уровне просверлены два отверстия под углом примерно 10–15°. Расстояние между отверстиями – 2–2,5 см. В эти отверстия вставляются куски толстой проволоки (диаметром 6–8 мм), длиной 25–30 см. Брусок крепится на стену или шкаф (на боковую стенку). Таких приспособлений может быть два или одно, в зависимости от количества ракеток.

Сетка

Для бадминтона используется специальная сетка с мелкими ячейками. Длина такой сетки примерно 5,5–6,5 м. Поэтому для того, чтобы в спортивном зале школы было удобно вешать сетку и заниматься, необходимо две сетки связать вместе верхними веревками. Таким образом, получается одна удвоенная сетка.
В средней части зала сетка крепится за волейбольные стойки. В других местах зала можно крепить за оконные решетки (если они прочно закреплены и находятся на нужной высоте) или сделать специальное крепление. Для подвешивания сетки в школьных условиях достаточно имеющихся у них веревок, причем нижний край можно не закреплять. Сетка легкая, и при хорошем натягивании веревка прогибается очень мало. Однако при желании можно использовать трос, но вешать его сложнее и дольше, что не всегда удобно для проведения занятий.
Для организации занятий и соревнований достаточно иметь две удвоенные сетки. Но можно обойтись и одной бадминтонной сеткой (удвоенной). В последнем случае для занятий в качестве второй сетки можно использовать волейбольную.
Места подвешивания сеток показаны на рисунке. Их вешают параллельно лицевым стенам, на одинаковом расстоянии от средней линии и лицевой стенки.

 На каждой сетке может заниматься до 6 пар. Таким образом, общее количество занимающихся на двух сетках будет 24 человека.
В случае отсутствия бадминтонных сеток можно использовать волейбольные, подвешивая их на нужной высоте. Волан через такую сетку пролетает, но зато видно, где он пролетел, выше или ниже верхнего края сетки. Сетки можно вешать без тросов.

Площадки

В спортивном зале школы размером 12х24 м свободно помещаются две площадки для одиночной игры (А). Нарисовать их лучше так, чтобы они были вместе, и продлить некоторые линии. Разница показана на рисунках А и Б. В этом случае можно использовать площадку, которая получается в середине, а не только по краям.

A

Б

Не стоит беспокоиться о том, что линий в зале будет слишком много. Если бадминтонные линии нарисовать шириной 2–4 см и выделить другим цветом (по сравнению с волейбольными и баскетбольными), то путаницы не будет. Кроме того, эти линии можно использовать при расположении учащихся во время занятий и для ограничения площадок при проведении других игр.
В случае использования двух сеток зал делится на 4 равные площадки. Каждая площадка ограничена боковыми линиями бадминтонной площадки (продолженными до стены, мысленно или мелом), средней линией и стенкой. В этом случае занятия проводятся на слегка уменьшенных площадках (что более эффективно на начальном этапе обучения), но с большим количеством учащихся (в 2 раза).
Ряд упражнений и игр можно проводить на еще более уменьшенных площадках (1/8 зала). Расположение учащихся показано на рисунке. В этом случае свободно может заниматься 16 человек.

Бадминтонные площадки для одиночной и парной игры имеют некоторые различия, преимущественно заключающиеся в ширине площадки. Поэтому, чтобы не загромождать спортивный зал линиями, в школьных условиях можно обойтись площадками для одиночной игры и проводить на них как одиночные, так и парные игры. Однако при желании можно расположить в зале две разные площадки: одну – для одиночной игры, а другую – для парной или комплексную (на которой одновременно нарисованы две площадки). Две комплексные, как правило, в школьных залах (12х24 м) не помещаются.

Оборудование мест для занятий на улице

Если на улице есть волейбольная площадка, то на ней, как и в спортивном зале, можно расположить две бадминтонные площадки.
При желании и наличии места можно специально оборудовать одну или несколько бадминтонных площадок.
Для самостоятельных игр каждый желающий может легко оборудовать площадку в любом удобном месте. Удобном – это значит ровном и защищенном от ветра. Причем она может иметь как земляное, так и травяное покрытие. На земляном покрытии площадку можно просто нарисовать (начертить). На травяном покрытии всю разметку можно сделать лопатой, счищая траву на ширину штыка. Таким образом, получатся широкие линии, которые должны входить в размер площадки. Размер площадки для одиночной игры – 5,18х13,40 м. В средней части площадки, по ее краям, вкапывают деревянные или металлические столбы высотой 155–160 см. Столбы должны быть такой толщины, чтобы они не сгибались при натягивании сетки. Лучше, если на столбах будет отмечена высота крепления верхнего края сетки.
Желательно расположить площадку так, чтобы в основное время игры солнце светило на нее сбоку.