Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2006

НОВОСТИ ШКОЛЬНО-СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ

 

Каким быть детскому спортивному «завтра»?

Второй год подряд майские дни принесли в столицу большой спортивный праздник, организатором которого выступил телеканал «Спорт». В тридцати спортивных зонах, открытых в Лужниках, были представлены тридцать видов спорта. С одними можно было познакомиться, в большинстве других – принять участие. И когда с раннего утра тысячи любителей спортивного отдыха заполнили комплекс, интересно было посмотреть, что предпочитают, прежде всего, школьники: какие виды спорта им больше по душе, чем бы они хотели заниматься, например, в школе?

Выходи во двор – поиграем!

Под этим девизом на центральной аллее шли баталии детских команд округов города на кубок по роллеркею. По сути – это продолжение зимних турниров «Золотой шайбы» с участием тех же хоккейных команд. А в хоккей, как сказал ведущий этих встреч, мальчишкам хочется играть круглый год. И они играют, благодаря, прежде всего, управам, на территории которых создаются команды. Пожалуй, это один из тех немногих игровых видов спорта, который сегодня неплохо развивается по месту жительства, направляя неуемную детскую энергию в нужное русло.

В футбол и стритбол играла вся столица

Большая спортивная арена Лужников, разделенная на мини-поля, позволила одновременно проводить несколько футбольных матчей. И хотя на этот раз в числе участников футбольного турнира были команды наших основных пропагандистов здорового образа жизни – различных средств массовой информации, – большинство зрителей на стадионе составляли дети.

Искусственный газон Большой спортивной арены стал также и местом встречи футболистов паралимпийской сборной России со сборной клубов чемпионата страны среди спортсменов с ограниченными возможностями.

На школьников и дошколят неизгладимое впечатление произвел сам футбольный стадион. «Ух, ты, сколько мест!» – восторгались мальчишки, сидя рядом с папами и мамами на трибуне. А моя дочка спросила: «Неужели это прямо отсюда показывают футбол по телевизору?»

Игровая система по кругу одновременно на десятках площадок была использована в соревнованиях по стритболу – уличному баскетболу – в рамках первенства Москвы. Соревнования начались одними из первых, а закончились в числе последних, около шести вечера: столько оказалось любителей оранжевого мяча как среди юношей, так и среди девушек. И это не случайно: баскетбол – в числе основных видов спорта, которому обучают в школе. И если в прошлом году баскетболу была отдана одна асфальтовая прямая, то в этом – все пространство между Большой и Малой аренами.

Здесь царило ощущение людского моря с островками для играющих команд. И не надо было регистрироваться заранее: любая команда – от школьной до ветеранской – могла заявиться перед началом соревнований и принять участие в турнире. И так было на всех тридцати площадках праздника.

Школа голосует за бадминтон!

Бадминтонные корты оказались одним из «оазисов» в том смысле, что находились несколько в стороне от игрового асфальтового кольца. Зрители, расположившиеся кто на газоне, кто на небольшой трибуне, стали не только свидетелями игр любителей и профессионалов, но и увидели мастер-класс по бадминтону, проведенный тренерами сборных команд страны – взрослой и юношеской: Николаем Зуевым и Андреем Якушевым. А потом все желающие выходили на корты – и продолжались уже индивидуальные мастер-классы.

– Как Вы оцениваете возможности бадминтона как массового спорта? – задала я вопрос Андрею Якушеву.

– Я сам вышел из интерната и знаю, как важно в детском возрасте иметь любимое занятие. В спортивном плане бадминтон – та игра, которая на базе школ может развиваться именно массово. Инвентарь недорогой, для площадки подходит любой, самый маленький зал, а вид очень интересный. Я занимался разными видами спорта, футболом и баскетболом – профессионально. Но в 23 года ушел в бадминтон и сегодня уверен, что такой комплексной подготовки, как бадминтон, на мой взгляд, не дает ни один из них. Я очень люблю баскетбол, но все-таки возможности воланчика и ракетки для массовых занятий не идут ни в какое сравнение с баскетбольным мячом.

– Бадминтон в качестве вариативной программы на уроках физической культуры изучается во многих школах. Насколько реальны его возможности стать обязательной дисциплиной на школьных занятиях?

– У нас был разговор в Департаменте образования Москвы о том, чтобы бадминтон как обязательный вид ввести в программу физической культуры на уроках в общеобразовательных школах. На сегодня российская картина грустная: спортивных школ, где могли бы заниматься бадминтоном дети с самого младшего возраста, нет. Даже в Москве она всего одна. Пособий практически нет, учителей с соответствующей подготовкой – тоже. Руководители школ с удовольствием бесплатно отдают тренерам часы под бадминтон для внеурочных занятий с одним условием: чтобы в секциях вместе с отобранными детьми из других школ занимались желающие из школы-хозяйки. И это на сегодня тоже решение вопроса. Тренер хотя и работает на спорт, на поиск талантов, остается для всех школьников первым пропагандистом активных занятий физкультурой и спортом. Я уверен, если бадминтон будет введен в школьную программу, он станет одним из любимых видов спорта.

И словно в подтверждение этих слов, воланчики над кортами летали в этот день до захода солнца.

В завтра – с ракеткой для тенниса…

А вот первые шаги российского большого тенниса сегодня уже в прошлом. Красота этого вида спорта оценена по достоинству и любителями поиграть в теннис, и просто зрителями. И если мастер-классы Шамиля Тарпищева и Александра Волкова оказались под пристальным взглядом юных любителей тенниса, турнир «Большая шляпа» с участием политиков и бизнесменов открыл взрослой части населения спортивные пристрастия многих государственных руководителей, которые пришли на праздник с детьми и внуками.

…и клюшкой для гольфа

Площадку для мини-гольфа трудно было обойти вниманием. 18 секторов, как и клюшки с мячиками, находились в распоряжении всех желающих. И если в начале дня в этот сектор заглядывали робко, то после обеда клюшки разбирались быстро. Представители Федерации гольфа России всех любителей этого вида спорта порадовали тем, что на государственном уровне принято решение о строительстве в России 500 гольф-полей до 2015 года. А то, что возраст гольфу не помеха, доказали даже первоклассники, которые в своей возрастной группе приняли участие в первенстве России по мини-гольфу.

Настольный теннис – в школьную жизнь!

Но вряд ли по массовости и популярности развитие гольфа затмит настольный теннис. В этом убедил и проходивший в рамках праздника фестиваль «Народные игры-2006».

15 лет назад в стране прошел самый большой турнир по настольному теннису, или, как его тогда назвали, «первенство парков столицы». Сегодня это первенство уже традиционное. На будущий год, по выражению организаторов турнира, они приглашают принять в нем участие коллективы общеобразовательных школ сразу тремя командами: младшего и среднего возраста – от 8 до 15 лет, юниорской – от 16 до 18 лет и преподавательской. У каждой школы есть возможность стать чемпионом первенства Москвы на открытом воздухе. А это, в свою очередь, еще одно доступное направление в развитии массового школьного спорта.

Традиции там, где уважение к ним

В этом году праздник телеканала «Спорт» дебютирует и в самом северном спортивном центре России – Ханты-Мансийске.

Каким спортивным площадкам отдадут предпочтение школьники этого региона? Какие возможности есть у школ, чтобы развивать, например, исключительно зальные виды спорта? Совпадают ли виды спорта, за которыми остается выбор учащихся, и предложенные программой? И что, в конечном счете, брать за основу, составляя программу физического воспитания и физкультурного образования в школах?

Недавно, общаясь с одним известным тренером по волейболу, у которого своя замечательная методика обучения этому виду спорта для спортивных секций, я попросила его написать учебную программу по волейболу для уроков физкультуры. На это мой знакомый, заслуженный тренер России, сказал, что сделать этого он не сможет: слишком разные задачи должны решаться на уроке физкультуры (пусть даже на основе какого-то вида) и на занятии в спортивной секции. На мой взгляд, только такой ответственный подход как к физкультуре, так и к спорту может быть условием грамотного построения программы и эффективного ее выполнения.

Валентина РЕПИНА