Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2006

ТРИБУНА

 

Когда физкультура – предмет базовый

Об авторе:

Уроки физической культуры, если правильно понимать их значение для будущей жизни наших детей, должны быть базовыми. От того, как занимаются наши дети, и должна зависеть оценка их труда. При этом дети «неспортивные» могут добиваться лучших результатов, чем те, у кого способностей больше.
Конечно же, очевидно, что два недельных урока физкультуры в школе – мизер, нужны и дополнительные занятия, и работа секций, и соревнования и т.д. Но все-таки самое важное – личность учителя.
Михаил Алексеевич – Учитель с большой буквы: в этом я убеждаюсь без малого 30 лет. Забота о здоровье детей – главное дело его жизни, увлеченность которым безгранична.
В 1979 г., не успела наша школа открыться, а он уже оборудовал летнюю спортивную площадку при школе, с баскетбольными щитами и беговой дорожкой, где потом до поздней осени тренировались ребята и проводились уроки. А как заботился он о спортивном инвентаре и приучал к этому ребят! Когда не было возможности купить волейбольные мячи в нашем городе, он привозил их из других городов. Спортивная жизнь в школе била ключом и до уроков, и на уроках, и после уроков.
Шло время, и бескомпромиссный по характеру учитель все больше оказывался не ко двору администрации школы, для которой не важны были энтузиазм, увлеченность, а главное, та польза для общего дела, которую невозможно не видеть. И учителю пришлось уйти из школы.
Я очень жалела об этом и как учитель, чьи ученики с удовольствием и заинтересованно занимались физкультурой, и как мать, потому что мои два сына, не очень-то по природе своей способные к спорту, учились у Михаила Алексеевича. Старшего он увлек не только уроками физкультуры, но и волейболом. И это увлечение сохранилось до сих пор, даже усилилось: сейчас ему 45 лет, а он три раза в неделю ходит на тренировки по волейболу в городской спортзал и участвует в соревнованиях. Младший увлекается подводным плаванием. В этом – тоже заслуга его учителя.
В нашем небольшом городке – прекрасный бассейн «Дельфин» с 50-метровой дорожкой, в котором после ухода из школы уже много лет работает Михаил Алексеевич детским тренером. И когда я изредка прихожу в бассейн, обязательно вижу его среди своих воспитанников: энергичного, быстрого, доброго, умеющего заинтересовать и увлечь ребят. Он не только учит их плавать, но и воспитывает, и, прежде всего, своим примером.
В городе его знают все и уважают как истинного подвижника физической культуры. Несмотря на то, что его ученики упорным трудом добиваются отличных результатов, Михаил Алексеевич не имеет (проработав более 40 лет с детьми) никаких званий, кроме одного: Учитель.

Юлия ГОНЧАРОВА, педагог

В секции плавания, у Михаила Алексеевича Логачева я занимаюсь семь лет. Конечно, у нас нет отметок, как в школе. Но существует оценка по результату: самое важное, чтобы отработать по способностям, на свой максимальный результат. «Победишь себя – победишь всех!» – девиз нашей секции. Было бы неплохо, если бы и в школах его придерживались. В секции нет первых и последних, и если уважают, то совсем не за лучший результат.

Ольга ЯДРЕННИКОВА, 10-й класс

Любимым уроком – и моим, и большинства учащихся – был урок физкультуры. Он давал постоянное ощущение бодрости, хорошего настроения. С 7 до 8 часов утра мы бегали в бассейн на плавание, потом в школу на баскетбол, вечером тренировались на лыжах, а педагог вел постоянный учет наших спортивных достижений. А когда знаешь свой вчерашний результат и понимаешь, что можешь сегодня его улучшить, то, понятно, стремишься к этому. По-моему, это и есть становление характера и наилучший способ оздоровления организма.
Утром в спортзале школы желающих позаниматься часто оказывалось так много, что мы разминались на первом этаже. После уроков (в зимнее время) не всегда хватало лыж, приходилось сидеть и ждать свою пару. А какая была в школе лыжня! И подъемы, и спуски. А как у нас проходили соревнования! Если играли в баскетбол – то играла вся школа. Седьмой класс запросто мог противостоять девятому, а то и десятому классу и даже одержать победу. В финале боролись сильнейшие, и обязательным участником соревнований была команда учителей. Не это ли собственный положительный пример здорового образа жизни?
Сейчас я сама педагог, своим ученикам очень часто рассказываю о тех уроках и как классный руководитель прилагаю все усилия, чтобы они получали ежедневную, пусть небольшую, но физическую нагрузку за счет спортивных занятий. Класс у меня театральный, и мы включили в расписание, помимо уроков физкультуры, 4 часа хореографии и 2 часа сценического движения (акробатика, пантомима), а один раз в неделю мы всем классом ходим в бассейн. Эта работа ведется на протяжении 5 лет, и на сегодня у класса лучшие показатели по спортивным нормативам, класс защищает честь школы на районных соревнованиях по многоборью, занимая призовые места. И это не только в спорте, класс – лучший по успеваемости, трудоспособность у ребят на очень высоком уровне.
Я считаю, что та школа, которую я прошла у Михаила Алексеевича, помогает теперь мне вместе с ребятами чувствовать себя в жизни уверенно.
Методики, которые предлагает Михаил Алексеевич, подходят для занятий с любыми детьми. Да иначе и не может быть, если человек по-настоящему переживает за юное поколение.

Ольга РУСАНОВА, педагог

ЗАНИМАЯСЬ СПОРТОМ, ВАЖНО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ

Сейчас идет дискуссия, как оздоровить наше население: через спорт или через физкультуру. По материалам, которым отдана большая часть газеты, мне кажется, государство выберет путь «через спорт». Мне очень жалко, больно, обидно и совершенно непонятно, что эту же точку зрения, хотя и не впрямую, высказывает многоуважаемый мною Бальсевич. Красной нитью проходит эта же мысль и в материале «Модели организации профильного обучения» к.п.н. Ильдара Латыпова (РГУФК), № 6, 2006 г.

А передо мной лежит книга И. И. Брахмана «Валеология – наука о здоровье». Мне думается, эта книга должна быть настольной для каждого школьного учителя физкультуры, тренера, вообще каждого работника сферы оздоровления населения. Спорт уже поглощает физкультуру. Мы – великая спортивная держава, но мы – и самая хилая страна в смысле здоровья нации.

Как бомжи не стыдятся своей небритости, немытости, бескультурья, так и мы не стыдимся в себе лишнего веса, детренированности, вредных привычек. Более того, мы рекламируем это физическое бескультурье через популярных людей по телевидению, в СМИ. Да и великие спортсмены, и не очень великие – не всегда образцы физической человеческой культуры.

С другой стороны, сделать всех спортсменами никаких денег не хватит. Аппетиты у тренеров, ох, какие большие! Профессиональный спорт требует очень больших денег. И каждый тренер мечтает вырастить известного спортсмена. Вырасти в «больших» мечтают и спортсмены (некоторые – чуть ли не с пеленок).

Мои ученики об этом не мечтают. Вернее, я не даю им так мечтать. Я работаю для того, чтобы они были людьми с большой буквы, здоровыми душой и телом.

Я предлагаю провести эксперимент: вопреки инструкциям, нормативам и прочим административным «штучкам», дайте поработать с массой детей (или взрослых) по моей системе оздоровления. Оппонент пусть параллельно поработает с другой группой, пытаясь оздоровить ее участников средствами спорта. 3–4 года вполне достаточно. Потом сравним количество, качество и финансовые издержки обеих сторон. И, возможно, тогда одному из нас придется признать свою неправоту, а идея оздоровления нации станет наконец-то для многих прозрачной и реальной.

Играем все!

Хочу поделиться опытом проведения внутришкольных соревнований – первенства школы по баскетболу среди параллельных классов, в котором участвуют все дети, допущенные по состоянию здоровья.

Класс разбиваю на «четверки» (так как размеры спортивного зала всего 9ґ18 м). Допустим, в классе 28 человек – 13 мальчиков и 15 девочек. Получается три «четверки» мальчиков плюс один ученик и три «четверки» девочек плюс три ученицы.

Первая «четверка» – это лучшие баскетболисты, следующие – слабее. На приветствие класс выстраивается в полном составе. Отсутствующие по неуважительным причинам «приносят» в свое кольцо по 2 очка, т.е. еще до игры уже есть счет. Например, 6:2 означает, что у одного класса не явились трое, а у другого – один. Сначала первые «четверки» параллельных классов играют 10 мин., затем – вторые «четверки». (Недостающего игрока можно взять из последней «четверки».) В конце играют неполные «четверки». Они могут добрать игроков из предпоследней «четверки», но не из первой или второй.

После мальчиков по такой же схеме играют девочки. Счет ведется общий.

А теперь представьте такие соревнования: 8 учащихся играют, а 40–50 «болеют» (заинтересованные болельщики). А когда играют самые слабые (последние «четверки»), сколько доброжелательных советов от одноклассников: «Ирочка, пас!», «Ирочка, беги к кольцу!», «Ирочка, бросай!» и т.д. И вот эта Ирочка первый раз в жизни на соревнованиях попала в кольцо, и этот бросок оказался победным для ее класса. Весь класс в восторге! Ее целуют, поздравляют. Это надо видеть! Полюбит ли эта Ирочка, слабейшая в классе, физкультуру? Да! И когда при сильном морозе (–42°С) мой 5-й «Б» был в школе в полном составе (а им объявили, что можно в школу не ходить), я думаю, моя система выставления оценок, проведения уроков и соревнований сработала.

Во всех соревнованиях участвовал весь класс. Главный критерий – это личный результат ученика. Улучшил свой результат – ты молодец, даже если этот результат последний. Все имеют равные возможности, поэтому все борются с полной отдачей: и лидеры, и аутсайдеры; совершенно нет зазнайства.

А как научить всех игре в баскетбол, прыжкам, лазанью, метанию? По общепринятой методике это невозможно. Я не учу технике, я учу работать. Того, кто умеет много трудиться, я научу всему. Принцип один: чтобы научиться плавать – надо плавать; бегать – надо бегать; играть в баскетбол – надо играть в баскетбол! Поэтому у меня нет «развлекательных» уроков, тренировок. Со стороны это кажется неинтересным, скучным. Что интересного на уроке: 10 мин. – бег, 2 мин. – ОРУ, 15 мин. – лазанье по канату (девочки), тренировка в подтягивании (мальчики), 15 мин. – игра в баскетбол (без аутов, по упрощенным правилам) или 15 мин. игры «Снайпер». У меня нет бега в строю (каждый выбирает свою скорость), почти нет построения в шеренгу, нет рапортов, нет единой спортивной формы – многого общепринятого нет. В зале нет места, где можно сидеть. На уроке никто не стоит. На физкультуру приходят получать нагрузку, а не сидеть или стоять.

Сейчас я работаю тренером по плаванию. Цель – воспитание здоровых душой и телом ребят. Тренировки – по 45 мин. ежедневно. Этого вполне достаточно, чтобы сделать организм ребенка более работоспособным, но явно недостаточно для подготовки спортсмена-пловца. А мне этого и не нужно. Большая проблема – пропуски занятий. Причин масса, и большинство из них – уважительные.

Мы, работники физической культуры, должны убедить население, что здоровье – в их руках и ногах, вооружить их знаниями, как использовать собственный организм для своего же оздоровления; предложить схемы, методы, способы оздоровления, помочь понять, что бездействующий орган в какой-то момент атрофируется. И если мы это сделаем хорошо, то большинство врачей останется без работы.

В высоту прыгала вся школа

Зарядка проводилась с 7.00 до 7.45 каждый день, кроме воскресенья. После пробежки в коридоре 3-го этажа 20 мин. оставалось на утренние прыжки в высоту в спортзале. Зал: 9ґ18, семь секторов, т.е. одновременно прыгают семь человек. Инвентарь – 23 мата, 14 стоек, 7 резинок.

Уроки строились так: бег – 10 мин., ОРУ – 2 мин., прыжки через планку в 5 секторах (3–5-шаговый разбег) – 30 мин. Результаты фиксируются на листке. Не взял высоту – прыгаешь предыдущую, пока подряд не возьмешь 3 раза. Это заставляет всегда думать о правильности прыжка. На тренировке нужно тренироваться, а не соревноваться.

Вечером, после занятий, – как на уроке, только коридор и лестницы использовались для развития практической техники. Толчки, упражнения со штангами. Их было около 20. Так тренировки проходили в течение двух недель. В конце второй недели проводилось первенство классов, потом – параллелей, с участием призеров классов. Много болельщиков, накал острейший. По выпискам из протоколов – все призеры, начиная с 4-го класса, улучшили свои личные результаты на 10–20 см в среднем за 15 занятий. Кому-то потребовалось больше приложить усилий, кому-то – меньше.

Школа – многолетний чемпион по этому виду спорта. В зачет от школы шла параллель ґ 2; т.е., если в параллели 3 класса, то зачет – по 6 девочкам, 6 мальчикам. Если 4 класса, то 8+8 по сумме результатов. Если бы первенство определялось по всем ученикам, то преимущество было бы подавляющим. Так же и в метаниях, и в кроссе, и в спринте, и в прыжках в длину. Слабее мы выглядели в баскетболе, волейболе, так как время тренировок отдавалось не лучшим, а всем. Вся школа умела играть в баскетбол, вся школа имела представление о волейболе. И это для ребят было более важным, чем проигрыш отдельных игр.

Михаил ЛОГАЧЕВ
г. Железногорск-Илимский,
Иркутская область