Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2006

НОВОСТИ СВЕРХУ

 

Специальный репортаж с «круглого стола» «Физкультура и спорт в школе»

16 мая в школе N№ 12 деревни Клишево Раменского района Московской области по инициативе Федерального агентства по физической культуре и спорту прошел «круглый стол», в рамках которого руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и министр образования и культуры РФ Андрей Фурсенко обсуждали с учителями, методистами и директорами школ Московской области вопросы совершенствования системы физического воспитания в общеобразовательных школах. О том, что происходило в этот день, наш специальный репортаж.

Начало

Доброжелательно встретил гостей коллектив Клишевской школы. Огромное здание, оборудованное по всем современным требованиям, приятно удивило всех присутствовавших. Школа переехала в новое помещение всего два года назад, и, конечно, все ученики и учителя счастливы: спортивный зал – просто загляденье, есть хорошо оборудованный тренажерный зал, просторные коридоры, классные комнаты.

Шумные дети и высокие гости расселись на заранее приготовленных местах и настроились «болеть» за участников баскетбольного матча. В обеих командах – ученики Клишевской школы: первый и второй состав. Вячеслава Фетисова пригласили поиграть вместе с ребятами в более слабой (той, в которой ребята помладше), команде. Руководитель Росспорта, при полном параде, заглянул в зал, познакомился с ребятами и через некоторое время вернулся в спортивной форме. Несколько раз сделал пробные броски по кольцу, показав свой профессионализм, и матч начался. Длинноногие мальчишки сначала были несколько скованы. Еще бы, не всегда можно поиграть в одной команде с великим спортсменом, а вдруг что не так? Но довольно быстро все, похоже, забыли о чинах и рангах – спорт есть спорт, он делает людей равными. Иногда среди зрителей раздавались шутки: «Смотри, как Фетисова придержали! Вот потом мальчишкам будет что вспомнить!» Аплодисменты, крики поддержки – матч удался. Итог 40:40 – победила дружба.

Сидела, смотрела, переживала. Но чувствовала, что чего-то важного не хватает. Важного для общеобразовательной школы, в которой основная масса учащихся никогда не станет великими спортсменами. В голове вертелось: «Физкультура или спорт? Что же нам демонстрируют?» И вдруг поняла. Показывали спортивные навыки, а про культуру физического тела почему-то забыли. Дело в том, что руководитель Росспорта начал играть, практически не размявшись. Недостаток времени? А как же здоровье? Травматизм?

Обратилась к ребятам из Клишевской школы: «Как вы думаете, что забыл сделать Вячеслав Александрович перед началом матча, с точки зрения физической культуры?» Задумались буквально на несколько секунд: «Он не разогрелся, не размялся. Это очень опасно». Позже тот же вопрос задала Фетисову. «Да, не размялся, виноват, меня же просто поиграть пригласили. Конечно, без разминки нельзя, но время было очень ограничено».

Этим и отличается спорт от физической культуры. Ради спорта многие жертвуют своим здоровьем. Физическая культура всегда помогает поддерживать себя в хорошей форме, не нанося вреда организму. Психология спортсмена: главное – победа, и «мы за ценой не постоим». Неужели мы хотим, чтобы подрастающее поколение положило себя на алтарь большого спорта? На первый взгляд, в предложениях Росспорта о модернизации системы преподавания физкультуры в школе ничего такого нет: речь идет о том, чтобы каждый ребенок приобщился к физкультуре через спорт, игру, физическую нагрузку. Но это только на первый взгляд. На самом деле глава Росспорта продемонстрировал обратное. Дети под руководством своего учителя и тренера Надежды Сергеевны Щегольковой долго разминались перед состязанием. Вячеслав Фетисов показал, что для него демонстрация мастерства важнее здоровья.

Что обсуждали?

Участникам «круглого стола» заранее раздали вопросы и предложения Росспорта, которые предполагалось обсудить. Мы сразу предъявим нашим читателям и то, и другое (без дополнительной редакторской правки). Возможно, кто-то не останется равнодушным и тоже захочет принять участие в этой дискуссии. Пишите, мы обязательно опубликуем и ваше мнение.

Примерный перечень вопросов для «круглого стола»:

  • содержание современного урока физкультуры, новые подходы и требования;

  • статус учителя физической культуры в общеобразовательной школе;

  • создание в образовательных учреждениях детско-юношеских спортивных клубов, организационные проблемы;

  • создание всероссийской многоуровневой программы соревновательной деятельности для общеобразовательных школ;

  • современные требования к оснащению учебно-спортивной базы общеобразовательных учреждений объективно необходимым спортивным оборудованием и инвентарем.

Предложения по организации соревнований для детско-юношеских клубов общеобразовательных учреждений «Каждой школе спортивную команду!» на 2007–2009 гг.

В Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 гг.» отмечена необходимость резкого увеличения числа спортивных клубов, осуществляющих свою деятельность на базе общеобразовательных школ.

Данная проблема также конкретизирована в Поручении Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. № Пр-2065, данного им на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 25 октября 2005 г. о модернизации системы физического воспитания детей, подростков и молодежи и развитию спорта в образовательных учреждениях в 2006–2008 гг.

На сегодняшний день в Российской Федерации только 16,7% от общего количества школьников привлечены к постоянным занятиям физической культурой и спортом и имеют возможность участвовать в спортивных соревнованиях различного уровня через структуры спортивных школ.

В то же время, существующая система детско-юношеских соревнований не предполагает наличия регулярных спортивных мероприятий для категории детей, не занимающихся в спортивных школах, в результате чего до 20% практически здоровых школьников не имеют мотивации для систематических занятий физической культурой и спортом и постоянно находятся в зоне риска, особенно в возрасте 12–16 лет.

Структура спортивных клубов общеобразовательных школ и системы их соревновательной деятельности основывается на следующих принципах:

– создание благоприятных условий для развития сети спортивных клубов общеобразовательных школ, укрепление их финансовой и материальной базы;
– привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом дополнительного контингента детей и учащейся молодежи;
– сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, доступность занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях;
– развитие социально-активной личности и воспитание гражданской ответственности, патриотизма у учащихся образовательных учреждений;
– создание самостоятельной альтернативной системы соревнований для обучающихся общеобразовательных учреждений, не вовлеченных в сферу деятельности спортивных школ;
– признание равенства прав, в том числе на государственную поддержку спортивных клубов, создаваемых в общеобразовательных школах наравне с другими физкультурно-спортивными организациями, действующих в сфере детско-юношеского спорта.

Сама система соревнований базируется на видах спорта, включенных в программу физического воспитания школьников, и учебные программы по физической культуре для общеобразовательных школ.

В соревновательную часть программ 2007–2009 гг. предлагаются следующие виды спорта: баскетбол, волейбол, гандбол, флорбол, самбо, спортивный туризм, легкая атлетика, плавание как наиболее доступные для культивирования детскими спортивными клубами общеобразовательных школ виды спорта.

Соревнования проводятся в три этапа по двум возрастным группам (до 14 лет и не старше 16 лет).

Первый этап (межшкольный) – соревнования проводятся между школами определенной территории (один или несколько муниципальных районов или округов).

Второй этап (региональный) – на региональном (зональном) уровне определяются лучшие клубы по каждому виду спорта.

Третий этап (всероссийские финалы) – ежегодно проводятся всероссийские финальные соревнования по видам спорта и один раз в два года – Фестиваль школьных спортивных клубов.

Все соревнования носят командный принцип, индивидуальные дисциплины не разыгрываются. В легкой атлетике соревнования проводятся по системе «Детский спорт», одобренной IААР, в плавании — командные эстафеты, в самбо – командный зачет.

Помимо основного состава по виду спорта, клубы готовят добровольных помощников судей и организаторов (волонтеров) для обеспечения проведения соревнований и группы поддержки (черлидинг, аэробика, танцевальный спорт, художественная гимнастика), которые выступают с показательными номерами в ходе основных спортивных соревнований.

Финальные соревнования проводятся в дни школьных каникул. Главной задачей программы «Каждой школе спортивную команду!» является не только определение победителей, но и популяризация деятельности спортивных клубов в общеобразовательных школах, культивирование наиболее доступных и привлекательных видов спорта.

Всероссийские соревнования «Каждой школе спортивную команду!» для спортивных клубов общеобразовательных школ должны стать составной частью системы физического воспитания детей в Российской Федерации и проводятся в соответствии с Единым календарным планом всероссийских и международных спортивных мероприятий на каждый год согласно действующим правилам соревнований по видам спорта.

Все расселись в удобном актовом зале за «круглым столом» и, посмотрев красочное выступление учеников школы, приготовились к обсуждению.

Фото О. Леонтьевой

«Круглый стол»

Обсуждение поставленных задач началось с выступления Вячеслава Александровича Фетисова:

– Итак, сегодня мы получили еще одно подтверждение того, что спорт не мешает учебе. Это отметили и директор школы, и учителя, и сами ребята, которым я, кстати, благодарен за то, что они меня пригласили поиграть в баскетбол. Это действительно хорошая школа, и, главное, она действительно оборудована для занятий спортом. Конечно, такое же оснащение должно быть в каждой российской школе, и мы надеемся, что скоро так и будет. Спорт нужен каждому, он позволяет снимать стресс, развивает качества, которые помогут не только стать великими спортсменами, но и состояться в жизни, достигнуть успехов в любом деле в условиях рынка и конкуренции.

Сегодня мы пригласили лучших учителей физкультуры, и для меня особая привилегия – сидеть с вами за одним столом и обсуждать важные вопросы развития физической культуры и спорта. Я благодарен Андрею Александровичу, с которым мы всегда тесно взаимодействуем, за участие в этой работе. У него масса своих забот, тем более что за развитие физической культуры в стране отвечает Росспорт, но мы понимаем важность стоящих перед нами задач и стараемся сделать урок физкультуры доступным для каждого ребенка, интересным, востребованным. Мы проводим много совместных мероприятий, которые вовлекают в спорт сотни и сотни мальчишек и девчонок».

Далее глава Росспорта напомнил о послании Президента РФ Федеральному собранию РФ от 10 мая 2006 года: «…Сегодня огромное число молодых людей призывного возраста имеют хронические болезни, пристрастие к алкоголю, курению, а порой и к наркотикам. Считаю, что в школах надо не только учить, но и воспитывать, надо заниматься физической и военно-патриотической подготовкой молодежи, возрождать допризывную подготовку, помогать развитию военно-технических видов спорта. И Правительству необходимо принять соответствующую программу по этому поводу…» Вячеслав Фетисов сослался и на другую фразу президента: «Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это его личный успех», – и отметил, что сегодня у нас в стране отсутствует практика дворовых спортивных соревнований, что необходимо развивать систему спортивных кружков, секций, игровых площадок. Потому что от успехов развития физической культуры в стране напрямую зависит здоровье нации. Вячеслав Александрович сказал и о необходимости повышения статуса учителя физической культуры и детского тренера – людей, от которых напрямую зависит успешность выполнения важнейших задач, стоящих перед нашим обществом.

В разговор вступили другие участники «круглого стола»: учителя, руководители методобъединений, директора школ.

Выступления были эмоциональными, серьезными, важными. Правда, они адресовались, в основном, министру образования и науки. И это понятно: эти люди волнуются о том, как сделать физкультуру важным и интересным предметом для всех, а не только для тех, кто связывает свое будущее со спортивными успехами. Коротко расскажем о тех проблемах, которые поднимали учителя.

– Статус учителя очень низок. В результате в школах работают почти одни женщины. Нужно создавать специальные мужские клубы.

– Школьные спортивные команды есть, но кто знает, сколько сил прилагает каждый учитель для их создания?! А оплата часто зависит от желания или нежелания администрации школы, а не от некоторых единых нормативов. Это неправильно!

– Дайте учителям возможность работать по собственной программе! Многие хотят ввести в своей школе новые виды спорта, например, русскую лапту или флорбол, но это так трудно, только и слышишь: «Программа не пройдена! Вы отклоняетесь от программы!» А если детям (и учителю!) программа не нравится?

– Учитель – это «пахарь», который имеет много обязанностей и практически никаких прав.

– В каждой школе существуют спортивные секции, и соревнования между школами, конечно, должны проводиться. Да мы, например, всегда в них участвуем, были победителями района, области…

– Наша школа – с углубленным изучением отдельных предметов и работает по системе полного дня. В нашей школе у всех ребят, с 1-го по 11-й классы, проводится по три урока физкультуры в неделю. Результаты мониторинга здоровья, уровня физического развития самые положительные. Думаю, что рассматривать третий час урока физкультуры как факультативный, необязательный, нельзя. Это – не учебная перегрузка, это необходимость, возможность для каждого ребенка компенсировать умственную усталость за счет физического напряжения. Будут ли введены официально, а не рекомендательно, три урока физкультуры в неделю? Когда будет разработано методическое обеспечение для этого урока?

– Мы работаем с ребятами на основе дифференциации уровня физической подготовленности детей: выводим одновременно на занятия всю параллель, и каждый ученик получает нагрузку в соответствии с состоянием собственного здоровья. Ребенок должен сам чувствовать динамику своего собственного физического развития, уметь зафиксировать ее, проанализировать, спланировать дальнейшую физическую нагрузку.

– В нашей школе 3 урока физкультуры в неделю – только в начальном блоке, в остальных – 4–5. Вы аплодируете? Не стоит. Дело в том, что это непросто, ох как непросто. Над нами есть начальство. Чтобы подписать такой учебный план, мне как директору приходится включать все силы, все свое обаяние. Я ввел, на свой страх и риск, интегрированный курс физического воспитания и ОБЖ, мы написали соответствующую программу. И НВП должно работать в одном ключе с физическим воспитанием. Поэтому, думаю, необходимо ввести в каждой школе должность заместителя директора по спортивной и учебно-оздоровительной работе и военно-патриотическому воспитанию.

– В нашей школе в каждом классе, начиная с пятого, физкультуру ведут два педагога. Слов «освобожден от занятий физкультурой» нет. Медики часто пишут рекомендации, которые бьют по рукам учителей физкультуры. Ребенок отболел гриппом – освобождение на две недели, после ангины – на три. Станут дети от этого здоровее? Разве можно освободить детей от здоровья? В нашей школе те, кто приходит с такими справками, работают со вторым учителем. Просто дается более низкая нагрузка. Вопрос в том, как организовать такую работу во всех школах? Кстати, в нашей школе каждый ребенок ведет дневник здоровья школьника, посмотрите, пожалуйста.

– Вся страна почти постоянно пьет пиво. Мы ехали в автобусе и видели: мамы, папы пьют. Рядом с ними – дети в колясках. Да, дети должны расти в красоте и чистоте, понимать необходимость здорового образа жизни. А когда вокруг разбросаны бутылки и все люди в пивном угаре, о какой красоте может идти речь? Мне кажется, пора решать этот вопрос на самом высоком уровне.

– При чем здесь тема нашего «круглого стола»? Я бы попросил вернуться к нашей сегодняшней теме, к физической культуре в школе.

– Дело в том, что в нашей школе спортивная площадка даже не огорожена забором. Туда может зайти любой. Сами понимаете, что в таких условиях мы не можем давать детям должное воспитание в области физической культуры.

– Проблем много, и каждый раз получается, что мы должны решать их самостоятельно, в зависимости от количества собственных сил и энергии. Но нам нужна помощь. Оборудовать спортивные площадки в одиночку часто бывает попросту невозможно!

– Как мы знаем, у нас есть основная, подготовительная, специальная группы и группа ЛФК. Думаю, пришло время согласовать подход к группам здоровья с точки зрения общего образования и с точки зрения спортивных врачей.

– Выпускники школ озабочены отметками по так называемым «основным» предметам, они занимаются с репетиторами, причем часто начиная с восьмого класса. Это отнимает массу времени, и дети порой вообще не приходят на уроки физической культуры, а в конце учебного года требуют выставить им отметки.

– Необходимо, чтобы с детьми СМГ обязательно работали специалисты, потому что именно для этих ребят занятия физической культурой особенно важны. Для этого нужно организовывать группы для учеников из нескольких школ.

– Учителя начальной школы получают заработную плату, исходя из ставки 20 уроков в неделю. Почему – совершенно непонятно. Они вынуждены сами вести уроки физкультуры, иначе их нагрузка будет низкой, а зарплата... В результате получается, что в большинстве школ в начальном звене (в самом важном, надо сказать!) уроки физической культуры ведут неспециалисты. Это неправильно!

Вопросов было много, предложений – еще больше. Каждый рассказывал и о своих достижениях, и о том, что наболело. Слово взял министр образования и науки Андрей Александрович Фурсенко:

– Я рад, что наконец-то состоялась встреча с учителями физкультуры. Знаю, что вам мешают. Иногда – по недомыслию. А иногда мешают какие-то старые бумажки. Но, на самом деле, кто хочет делать, тот делает. А кто не хочет, тот объясняет, почему не получается. Теперь конкретнее. Обратите внимание: почти не ставился вопрос по поводу зарплаты. Знаю, что это тяжелейшая проблема для любого учителя, тем не менее, во главу угла ставится вопрос о статусе, о положении учителя физкультуры. Я думаю, что, пока мы не перейдем на новую систему оплаты труда, которая не будет жестким образом привязана к почасовой оплате, ничего не изменится. Потому что зарплата учителя должна зависеть от результата его работы, от того, что мы имеем на выходе. Имеете здоровых ребят – одна зарплата. Болеет половина класса – другая зарплата.

В зале раздался шум. Учителя возмутились.

– Хорошо, давайте по-другому. Ходят к учителю на уроки физкультуры – одно. Под любыми предлогами сбегают – другое. Не должны ни федеральный министр, ни региональные министры принимать окончательные решения. И права у вас такие есть. Торможение происходит в ряде случаев от ваших же коллег, иногда – от методистов. Давайте ломать эту систему, эти традиции и создавать новые. Я, со своей стороны, готов в этом плане помогать. Был вопрос о совмещении НВП и физвоспитания. Многие озабочены тем, чтобы в школах научить ребят разбирать и собирать автоматы. А наш министр обороны говорит: «Я научу этому любого, максимум за неделю. Главное, чтобы в армию приходили здоровые ребята. Больше мне ничего не надо». Сейчас он поддерживает проведение детских спортивных соревнований, финансирует ряд мероприятий. Гарантирую, что мы имеем со стороны военного ведомства полную поддержку в этом вопросе.

– Мы готовы идти навстречу учителям, говорить о новых стандартах. Давайте посмотрим, что мы можем сделать с точки зрения стандартов, новых подходов. Министерство образования и науки готово поддержать любые инициативы. Говорили о том, что сегодня у нас нет единого подхода. На это и не надо рассчитывать. И условия у ребят в нашей стране разные, и возможности разные. В Якутске – одно, в Москве – другое. Подходы к их образованию должны быть разными, и учить детей надо разному. В одних местах их обязательно надо научить бегать на лыжах, а в других это никак не получится, со снегом там плоховато. Были вопросы, связанные с формальными вещами, например, говорили о том, что нужно, чтобы на уроке было интересно. Эту тему поднимал и Вячеслав Александрович. Нужно хорошее новое оборудование, причем не обязательно крайне дорогое. Чтобы играть в лапту, ничего супердорогого не требуется, правильно? С другой стороны, лапта ничем не хуже, чем бейсбол.

– Теперь о дифференциации по уровню подготовки. К сожалению, у нас очень много больных ребят. Это связано еще и с тем, что у детей абсолютно отсутствует мотивация. Во-первых, мальчишка, если видит, что он хуже других, ему обидно, он не хочет опозориться, никуда и не пойдет. Следовательно, дифференциация необходима. С другой стороны, в бумагах, которые вам раздали, написано, что только 16,7% здоровых ребят участвуют в спортивных соревнованиях, то есть занимаются физкультурой и спортом. Но самое страшное: по опросам, больше 20% молодых ребят категорически, ни под каким предлогом не хотят заниматься физкультурой. И это правда. То ли они чувствуют, что уже очень сильные, то ли причины совсем другие, – но, в любом случае, это страшная цифра. И родители зачастую это только поощряют.

Дифференциация по уровню подготовки – крайне важная вещь, хорошо, что был поднят этот вопрос. Давайте сделаем то, что зависит от нас, от возможностей каких-то стандартов, давайте попробуем вместе это сделать. Но я уверен, что большинство этих вопросов решаются на региональном уровне. Мы вместе посмотрим, исходя из ваших предложений. Однако не надо рассчитывать на то, что какой-то чиновник, даже самый хороший, где-то в министерстве способен все эти вещи рассмотреть, понять и дать соответствующие предложения. Хочу сказать еще об одной проблеме. Сегодня все больше и больше людей отдают своих детей в экстернат в старших классах. Я противник экстерната: так родители решают одну тактическую задачу, например, поступления в вуз, и рушат будущую жизнь ребенка. Потому что в старших классах создается особое сообщество, идет социализация, ребята начинают чувствовать плечо товарища. А когда молодые люди занимаются дома, самостоятельно – они становятся старичками еще в школе. Те, кто учится в экстернате, как правило, перестают регулярно заниматься физкультурой. На этом я хотел бы закончить. Надеюсь, что проблемы, которые были поставлены, мы будем решать на своем уровне. Но еще раз хочу сказать: на 90% все зависит от вас. И не надо бояться делать то, что вы считаете нужным. Если вам будут мешать, вы можете обращаться, и я вам абсолютно четко обещаю, что мы, по крайней мере я, будем вам помогать менять правила на более разумные.

«Круглый стол» подошел к концу. В заключительном слове Вячеслав Фетисов еще раз поблагодарил собравшихся и выразил надежду на то, что подобные встречи с педагогами будут проходить регулярно. Следующее обсуждение модернизации преподавания физической культуры предполагается провести в Сургуте – в городе, в котором ряд школ уже несколько лет работают по системе спортивно-отриентированного обучения, предложенной Вадимом Константиновичем Бальсевичем.

Фото А. Козлова

Послесловие

А теперь попытаемся понять, какие же изменения в системе преподавания могут произойти в ближайшем будущем. Странно, но именно об этом так и не поговорили на прошедшем «круглом столе». То ли времени не хватило, то ли особого желания провести серьезную дискуссию на эту тему не было.

Итак, Росспорт предлагает увеличить количество спортивных соревнований между школьными командами, причем проводить их на разных уровнях, начиная с межшкольного и заканчивая общероссийским. Изменит ли это положение, сложившееся в школах? Вряд ли. В крупных соревнованиях обычно участвуют одни и те же дети, те, кого принято называть «спортивными», тем более что Вячеслав Фетисов сказал, что если ученик какой-то школы занимается еще и в спортивной секции, то он может выступать за свою школу. Набрать хороших спортсменов можно даже в одной школе, при этом понятно, что на районных и тем более на областных соревнованиях будут побеждать школы, которые расположены рядом с хорошими спортивными комплексами, школы, где есть спортивные классы. Вряд ли из-за системы межшкольных и дворовых состязаний крупного уровня у всех детей (особенно у ослабленных) появится желание заниматься физической культурой и спортом.

Самые важные, самые сложные, самые массовые соревнования, те, что действительно могут увеличить интерес каждого ребенка к физической культуре, так и будут финансироваться за счет школ, районных или муниципальных органов. Речь идет о внутришкольных и городских соревнованиях, без которых сегодня ни одна школа, ни один район, пожалуй, не обходятся. Денег на эти соревнования как не выделялось, так и не будет выделяться. И работу учителей и тренеров, похоже, никто не собирается оплачивать: «Кто хочет – тот делает, кто не хочет – тот…» Так сказал министр образования. Огромные деньги снова будут вложены в большой спорт, точнее – в его основания, в проведение всероссийских детских соревнований. Для развития спорта в России это может быть хорошим инициирующим фактором. На здоровье нации, на привлечение неспортивных людей (детей) к занятиям физической культурой это никак не повлияет. А уж тем более никак не изменит уроки физической культуры в школе и массовую нелюбовь к ним.

О переводе уроков физкультуры во внеурочное пространство и полной их замене спортивными секциями сказано не было. Пока. Но эта идея звучала неоднократно из уст главы Росспорта в последние два года. Хотя в пресс-релизе, разосланном средствам массовой информации, было указано: «Основная задача, которую ставят перед собой организаторы дискуссии, заключается в том, чтобы сделать занятия по физкультуре в школе эффективными, интересными и полезными как для укрепления физического здоровья детей, так и для развития у них спортивно-соревновательных навыков.

С этой целью предполагается обсудить ряд вопросов, среди которых создание концепции современного урока физического воспитания и повышение статуса учителя физкультуры.

Поскольку, как считают в Росспорте, формирование физического и нравственного здоровья нации имеет принципиальное значение, то и решать эту стратегическую задачу следует через спортивно-ориентированное физическое воспитание всех детей страны и не уповать только на специализированные спортшколы». Без комментариев.

Все предложения интересны, но есть одно «но». Они сделаны с точки зрения людей, считающих спорт своей профессией, переживающих, в первую очередь, о развитии большого спорта в нашей стране. Росспорт не может и не должен думать о месте физической культуры в системе общего образования. Для этого есть Министерство образования и науки, это – их задача. Но в этом министерстве сегодня нет отделов и людей, занимающихся конкретными предметами школьного цикла. Никто не анализирует возможные последствия массового введения спортивно-ориентированного образования.

Остается надеяться лишь на то, что новые стандарты и программы по физической культуре, которые разрабатываются в министерстве, не забудут о большинстве детей России: о тех, кто хочет быть здоровым, сильным, умным, но в силу своих возможностей и желания не хочет соревноваться с другими, предпочитая быть самим собой. Может быть, когда-нибудь они перестанут напоминать курс молодого бойца или начальную подготовку к великим победам и дадут возможность учителю делать занятия по физической культуре интересными и увлекательными (каждому учителю, а не только самому-самому сильному и отчаянному), а детям – заниматься своим здоровьем, своим телом, а не подготовкой к взятию очередных рубежей.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА