Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2006

НОВОСТИ СВЕРХУ

Сегодня мы знакомим наших читателей с некоторыми главами этого доклада – с теми, что связаны с финансированием школ, заработной платой учителей, с планируемыми Государственным советом РФ изменениями в сфере детского здравоохранения, физического воспитания и социальной защищенности педагогов. Полностью с текстом доклада можно ознакомиться на сайте Министерства образования и науки: http://edu.of.ru/attach/17/5286.doc
Насколько планируемые Госсоветом мероприятия будут эффективны? Достаточно ли мер, предложенных авторами доклада, для того, чтобы изменить критическую ситуацию, сложившуюся за последние годы в системе общего и дополнительного образования? Вопросов много. И мы предлагаем обсудить их на страницах нашей газеты.

Доклад Государственного совета РФ
«О развитии образования в Российской Федерации»

(от 24.03.2006 г.)

Введение

...Настоящий документ состоит из трех частей. В первой части раскрываются цели и стратегические ориентиры образовательной политики государства на современном этапе. Вторая часть посвящена определению приоритетных задач инновационного развития российского образования. В третьей части рассматриваются ключевые условия эффективности образовательной политики государства – кадровые, экономические, управленческие и правовые.

Особое внимание в данном документе уделяется роли регионов в развитии образования, их взаимодействию с федеральным центром. При этом следует отметить возрастающее значение регионов в разработке и реализации образовательной политики государства. Это стало возможным благодаря тому, что на региональном уровне приобретен значительный модернизационный и инновационный опыт. Тем самым накоплен ценнейший ресурс для перехода к началу системных инновационных изменений в российском образовании в целом.

2.1.2. Восстановление и развитие школьного здравоохранения

Исходные позиции

В настоящее время медицинское обеспечение учащихся и воспитанников образовательных учреждений возложено на сотрудников детских поликлиник – врачей-педиатров и медицинских сестер, работающих в отделениях организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях. Укомплектованность медицинских кабинетов образовательных учреждений врачами и средним медицинским персоналом происходит по остаточному принципу и составляет 62–72%, в том числе совместителями – 22–32%, что в значительной степени обусловлено самой низкой оплатой их труда в сравнении с другими работниками детских поликлиник. В 30% школ медперсонала нет.

Оценка работы медперсонала в процессе лицензирования и аттестации школ не связана с заболеваемостью учащихся, а страховые компании не заинтересованы в проведении профилактической работы. В итоге забота о здоровье школьников, возложенная Законом «Об образовании» на директора школы, на деле не интересует никого, кроме родителей ребенка.

В 67% школ Российской Федерации отсутствуют медицинские кабинеты. Помещения и оснащение медицинских кабинетов, регламентируемые действующими нормативными документами, имеются лишь в половине школ. Только в 44% городских детских поликлиник обеспечены штатные нормативы врачебного персонала.

В итоге, по данным Всероссийской диспансеризации детей и подростков, сегодня только каждый третий ребенок может быть признан здоровым. 16% детей страдают различными хроническими заболеваниями. Более половины детей имеют те или иные функциональные отклонения, которые могут привести к хроническим заболеваниям. Все это делает очевидным неотложное восстановление и развитие школьного здравоохранения.

Необходимые меры

Разработка современных норм, регламентирующих медицинское обеспечение детей и подростков разного возраста.

  • Обеспечение приоритетности амбулаторных мер профилактики и оздоровления.

  • Укрепление материально-технической базы медицинских кабинетов.

  • Введение новых технологий обработки информации, полученной в процессе профилактических осмотров, в частности «паспорта здоровья», для обмена информацией между родителями и врачами-специалистами, отслеживания результатов профилактической деятельности.

  • Внесение изменений в порядок финансирования по обязательному медицинскому страхованию, включение в него оплаты профилактических мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях или на базе поликлиник.

  • Рассмотрение Фондом социального страхования возможности оплаты питания в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей (а не только набора продуктов для организации питания); оплаты отдыха в лагерях с дневным пребыванием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оплаты питания или набора продуктов в городских санаторных лагерях.

  • Организация «школ здоровья», школ со здоровьесберегающими технологиями, а также оздоровительных мероприятий и профилактического лечения детей и подростков в период их летнего и зимнего отдыха.

2.1.3. Реорганизация системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов

Исходные позиции

Организация правильного, сбалансированного питания детей и подростков – одно из важных направлений деятельности образовательного учреждения. Однако сегодня в школах России большинство детей еще не получают необходимого питания с учетом возраста, состояния здоровья, умственной и физической нагрузки, режима функционирования образовательного учреждения, а также территориальных особенностей региона.

Горячее питание в школе в настоящее время получают только 15–20% детей. Муниципальные органы власти (причем далеко не все) выделяют на питание школьников в среднем по 12–15 рублей в день, из которых 60% составляют накладные расходы. Существующее школьное питание ведет к недостаточному потреблению наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, недостаточному потреблению витаминов и микроэлементов.

Необходимые меры

  • Содействовать восстановлению «индустрии школьного питания» на основе современной материально-технической базы и использования новых, альтернативных форм обслуживания в образовательных учреждениях. Подготовить нормативно-методические документы для создания оптимальных схем организации школьного и дошкольного питания с использованием современной техники и технологий, обеспечивающих высококачественное питание детей.

  • Разработать примерные нормы питания на одного ребенка в день для всех типов и видов образовательных учреждений (с частичным или круглосуточным пребыванием ребенка) с учетом профиля образовательного учреждения, возраста детей, их здоровья, умственной и физической нагрузки.

  • Установить порядок контроля качества питания с учетом возрастных особенностей учащихся, оптимизировать его стоимость.

  • Принять региональные законодательные акты, обеспечивающие обязательное выделение денежных средств на организацию питания детей из малообеспеченных семей в период пребывания в государственных, муниципальных образовательных учреждениях.

  • Привлечь научные кадры к разработке новых видов продуктов для школьного питания с высокими качественными и технологическими характеристиками, а региональных производителей – к выпуску широкого перечня продуктов высокой пищевой и биологической ценности, обогащенных витаминно-минеральными примесями, микро- и макроэлементами.

2.1.4. Модернизация системы физического воспитания детей, подростков и молодежи. Развитие массового спорта в образовательных учреждениях

Исходные позиции

За последние десять лет в Российской Федерации сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей, подростков и молодежи. Реорганизация органов управления образования и физической культуры исключила из их структур подразделения, которые осуществляли деятельность в области развития школьной физической культуры. Это повлекло за собой уменьшение финансирования, сокращение количества и выход из строя существующих спортивных объектов в общеобразовательных учреждениях, слабую их оснащенность спортивным инвентарем.

Снижение контроля за уровнем преподавания на уроках физкультуры, производством школьного спортивного инвентаря и оборудования привело к повышению травматизма на занятиях физической культурой и спортом в образовательных учреждениях. По причине резкого повышения стоимости платных физкультурно-оздоровительных услуг, а также роста цен на спортивную форму и инвентарь занятия массовой физической культурой и спортом во внеурочное время становятся недоступными для большинства детей и подростков.

Необходимые меры

Развитие и совершенствование материально-технической, спортивной базы, необходимой для качественной учебно-физкультурной работы, открытие в структуре образовательных учреждений спортивных клубов или центров содействия укреплению здоровья школьников.

Создание широкой сети физкультурных и спортивных детских площадок как по месту жительства, так и при школах.

Обеспечение инновационной подготовки и повышения квалификации специалистов физкультурно-спортивного профиля для образовательных учреждений, специалистов реабилитационной и лечебной физической культуры, способных работать с инвалидами и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

2.1.5. Комплексное медико-психологическое и социально-правовое сопровождение развития ребенка и образовательного процесса

Исходные позиции

В развитых странах, в том числе и в России, наработан конструктивный опыт в организации инфраструктуры комплексного сопровождения и поддержки ребенка в процессе его развития, обеспечивающей успешность социализации детей в условиях современного мира.

Проблема медико-психологической и социально-правовой поддержки детей в образовании первоначально была поставлена и прорабатывалась в контексте создания службы практической психологии в школе. Однако в настоящее время низкая заработная плата и недостаточный уровень социальной защищенности школьных психологов приводят к значительному оттоку специалистов высокой квалификации из образовательных учреждений. Это делает крайне затруднительным формирование комплексной медико-психологической и социально-правовой службы в образовании, создание гибкой инфраструктуры, объединяющей работу психологов, медиков, социальных педагогов, юристов по оказанию необходимой помощи ребенку, семье, педагогу, руководителю образовательного учреждения.

Необходимые меры

  • Создание на базе существующей региональной системы психолого-медико-педагогической службы комплексной психолого-медико-социально-правовой службы образования, включающей различных специалистов (психологов, социальных педагогов, дефектологов, медицинских работников), целью которой является осуществление поддержки развития ребенка и сопровождения педагогических, управленческих и социальных инноваций в системе образования. Разработка нормативно-правовой и организационно-технологической базы указанной службы.

  • Организация в системе данной службы совместно с подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям (на федеральном, региональном и муниципальном уровне) антикризисных подразделений по оказанию медико-психологической и социально-правовой помощи в первую очередь детям и семьям, попавшим в кризисные ситуации.

  • Создание эффективной системы профессионального образования, повышения квалификации, переподготовки и других форм подготовки практических психологов на основе нового поколения образовательных стандартов.

  • Организация информационной поддержки деятельности комплексной психолого-медико-социально-правовой службы образования.

2.1.6. Формирование эффективных механизмов социально-психологической, финансово-экономической и материально-технической поддержки специального образования

Исходные позиции

Обеспечение права и комфортных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, получения образования и участия в трудовой деятельности граждан, относящихся к категории «лиц с ограниченными возможностями здоровья», является неотъемлемой характеристикой цивилизованного общества. Развитие современных информационных технологий, научно-технический прогресс и глобальное изменение видов профессиональной деятельности резко расширили возможности социальной интеграции различных категорий детей с отклонениями в развитии, поведении, ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Люди, ранее обреченные быть на иждивении у государства, становятся полноценными членами общества. Кардинальное решение проблем обеспечения нормального развития и образования указанной категории детей требует существенного изменения государственной политики по отношению к системе специального образования.

Необходимые меры

  • Создание реально действующей системы непрерывного образования детей с особенностями развития и инвалидностью. Для детей с задержкой психического развития, трудностями и пробелами в обучении наряду с сохранением сложившихся форм включения их в образовательный процесс (учреждения специального образования, классы коррекционно-развивающего обучения, индивидуальное и надомное обучение) обеспечить возможность обучения по индивидуальным программам как в общеобразовательных, так и в специализированных образовательных учреждениях. Для детей-инвалидов предусмотреть создание системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии; интегрированного (инклюзивного) дошкольного и школьного образования, включая в качестве его элементов индивидуальное, надомное и дистанционное обучение, а также начального профессионального образования, предполагающего создание базовых учреждений, в которых будут созданы все необходимые условия для получения детьми-инвалидами полноценного образования и их становления как конкурентоспособных профессионалов.

  • Упорядочение финансирования учреждений образования, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (расчет и введение особого норматива подушевого финансирования лиц с ограниченными возможностями здоровья для дошкольного, начального, среднего и профессионального образования).

  • Обновление санитарно-эпидемиологических правил и нормативов деятельности специальных образовательных учреждений различной направленности; совершенствование на этой основе критериев их государственного лицензирования и аккредитации, обеспечение их учебниками, наглядными пособиями, специальной техникой.

  • Совершенствование правового обеспечения реализации государственной политики поддержки специального образования.

3.1. Повышение социального статуса, материального состояния и профессионального уровня педагогических кадров

3.1.1. Материальное положение педагогов

Исходные позиции

В настоящее время в силу многих экономических причин кадровый потенциал системы образования находится в неудовлетворительном состоянии. Главной причиной этого является крайне недостаточная зарплата в сфере образования, которая до сих пор остается одной из самых низких в стране. Между тем, государство, в котором заработная плата учителя ниже средней по стране, не способно к развитию.

Не решив вопрос о достойной заработной плате работников образования, нельзя говорить о качестве и развитии образования.

Среднемесячная заработная плата работников образования (по данным за январь–декабрь 2005 года)

В 1991 г. среднемесячная заработная плата в образовании составляла 71% от заработной платы в экономике. В 2005 г. этот показатель составил 66%. Средняя заработная плата российского учителя еще ниже – 49,7%, воспитателя детского сада – 40,5%. Половина работников образования получает зарплату менее 3 тыс. руб. в месяц.

Большинство учителей и директоров считают, что материальное обеспечение учителя чрезвычайно низко. В целом по стране, по данным ВЦИОМа, такой же точки зрения придерживаются более чем три четверти населения.

Положение работников дошкольных учреждений показывает их ущемленность в социальных вопросах даже по сравнению с учителями. Между тем труд воспитателей дошкольных образовательных учреждений и групп широко востребован обществом, не менее сложен, чем труд учителей, требует не меньших психолого-педагогических знаний, педагогического мастерства и квалификации.

Высокую степень социальной неудовлетворенности работников образования вызывает отсутствие достойного пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, невозможность улучшения жилищных условий.

Концепция пенсионной реформы и действующая законодательная база не предусматривают достаточного пенсионного обеспечения за счет государственной пенсии. Роль необходимого дополнения играет негосударственное пенсионное обеспечение. Но в данном случае работники образования, как и работники других бюджетных отраслей, ущемлены в своих правах по сравнению с работниками сектора реальной экономики. Работодатели в системе образования по закону не имеют права получать прибыль от основной деятельности и, следовательно, не могут финансировать дополнительное пенсионное обеспечение своих работников.

Все сказанное выше подтверждает необходимость проведения серьезных качественных и структурных изменений в кадровом обеспечении системы образования.

Необходимые меры

  • Введение региональных систем социальных гарантий для работников образования, подобных той, которая была предусмотрена ранее Законом Российской Федерации «Об образовании».

  • Оптимизация структуры педагогических кадров. Разработка организационно-экономических и нормативных правовых механизмов, препятствующих возникновению и закреплению негативных диспропорций в структуре кадрового потенциала системы образования, связанных с неоправданным наращиванием управленческого и вспомогательного персонала, устойчивой тенденцией старения педагогических кадров, их чрезмерной феминизацией.

3.1.2. Система оплаты труда

Исходные позиции

Действующая система оплаты труда учителей крайне неэффективна. Она лишь в малой степени учитывает важную воспитательную работу педагогов, стимулирует избыточную почасовую нагрузку учителей и перегрузку школьников, не создает стимулов совершенствования педагогического мастерства, не способствует притоку молодых профессиональных кадров в систему образования.

Завершая переход к финансированию общеобразовательных учреждений по подушному принципу, следует начать постепенный переход к новой системе оплаты труда педагогов. При этом, сохраняя общие принципы такой системы, предстоит учитывать возможное многообразие подходов к системе оплаты труда учителей в различных субъектах Российской Федерации, комплексно рассматривать введение новой системы оплаты труда с учетом развития практики общественного участия в управлении образованием, самостоятельности образовательных учреждений, инновационных подходов к аттестации учителей.

Необходимые меры

  • Разработка и апробация новых региональных систем оплаты труда учителей, построенных на общих принципах оплаты за качество образования, укрепления здоровья и воспитания детей; увеличения дифференциации в оплате труда учителей различной квалификации; участия школьных попечительских, управляющих и иных советов в оценке качества труда педагогов; зависимости от специфики и направлений деятельности образовательных учреждений.

  • ·  Определение на региональном уровне объемов фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений в общем объеме бюджетного финансирования.

  • Разработка и реализация механизмов увеличения доли надтарифного фонда в общем фонде оплаты труда с предоставлением возможности участвовать в его распределении школьным попечительским, управляющим и иным советам.

  • Введение новой системы аттестации учителей, стимулирующей их к освоению эффективных инновационных образовательных технологий, современных информационных технологий, методов организации проектной, групповой и исследовательской деятельности учеников, иных ключевых педагогических компетенций. Следует отказаться от определения уровней оплаты труда педагогических работников, напрямую зависящих только от стажа педагогической работы и образования, поскольку из-за включения в педагогический стаж периодов, не связанных с непосредственной педагогической деятельностью, длительных перерывов в работе исчисленный педагогический стаж не всегда является объективным показателем квалификации. Целесообразно ввести отдельно надбавку за непрерывный педагогический стаж. Такая надбавка, устанавливаемая через первые 3 года работы, позволит как привлечь молодых специалистов, так и закрепить кадровых работников.

3.1.3.2. Формирование нового содержания педагогического образования

  • Разработать и ввести в течение 2006–2007 гг. новое поколение государственных стандартов педагогического образования, которые должны предусматривать:

    • существенное усиление доли психолого-педагогического, философско-культурологического и эколого-гигиенического циклов;

    • нацеленность на практико-ориентированное обучение – освоение инновационных форм, методов, технологий учебной, воспитательной, организационной, проектной, психолого-консультативной работы и коммуникаций;

    • введение одновременной подготовки каждого будущего педагога общеобразовательной школы как по основному предмету, так и дополнительно (по желанию) по одному-двум предметам для более полного удовлетворения потребностей школ (особенно сельских и поселковых) и повышения доступности для них качественного образования;

    • с той же целью – введение в подготовку педагога начальной школы, помимо содержания и методов преподавания основных курсов начального образования детей, не менее чем одной-двух специализаций по различным направлениям музыкального, художественного, театрального, технического, прикладного и народного творчества;

    • организация языковой подготовки по русскому языку и не менее чем по одному иностранному языку (на уровне владения письменной и устной речью);

    • расширение подготовки учителей для преподавания основ национальных культур и языков;

    • осуществление всеобщей подготовки педагогических кадров к свободному владению компьютером, к использованию информационно-телекоммуникационных технологий, баз данных и знаний в образовательном процессе; создание соответствующей материально-технической (информационно-сетевой и компьютерной) инфраструктуры во всех учреждениях педагогического образования.

3.1.4. Создание системы непрерывного дополнительного профессионального образования педагогических и управленческих кадров

  • В связи с интенсивной динамикой социально-экономических, информационно-технологических изменений, ускоренным обновлением знаний и требований к компетенциям обеспечить перевод системы непрерывного дополнительного профессионального образования педагогических и управленческих кадров с пятилетнего на трехлетний цикл обязательного повышения квалификации и переподготовки.

  • Развитие многообразия форм, видов и уровней дополнительного педагогического образования с целью индивидуализации и специализации профессиональной подготовки педагогов в соответствии с потребностями инновационного развития образования. Подключение к системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров специалистов, связанных с решением проблем детства.

  • Формирование системы сетевой организации непрерывного педагогического дополнительного образования на базе как инновационных образовательных учреждений, так и педагогических мастерских отдельных педагогов.

  • Придание институтам повышения квалификации работников образования (институтам развития образования) функций координаторов сетевых программ дополнительного педагогического образования и ресурсных центров инновационного развития образования в регионах.

  • Создание системы педагогической доподготовки и сертификации специалистов с высшим образованием для привлечения их к образовательной деятельности, особенно для удовлетворения потребностей школ в освоении новых специализаций.

  • Введение персонифицированных форм финансирования повышения квалификации и переподготовки работников образования и предоставление им права выбора образовательных программ. Организация открытого конкурса программ повышения квалификации и переподготовки на основе самодиагностики профессиональных компетентностей, индивидуального выбора, государственного и корпоративных заказов.