Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2006

ФЕСТИВЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

 

Акробатика в начальной школе (девочки)

Индивидуальные вольные упражнения

 

И.п. – о.с.
1–2 – шаг правой, руки в стороны;
3–5 – равновесие «ласточка»;
6–7 – кувырок вперед в сед, руки в стороны;
8–9 – взмах прямой ногой, хлопок руками под ногой;
10–11 – то же другой ногой;
12–13 – сед согнувшись до касания грудью прямых ног («складка»);
14–17 – перекат назад в стойку на лопатках с опорой руками под спину;
18 – лечь на спину, руки вверх;
19–23 – «мост» из положения лежа;
24 – лечь на спину, руки вверх;
25 – перекат через левое плечо на живот;
26 – упор лежа;
27 – упор присев;
28–30 – «колесо» (вправо, влево);
31–32 – прыжок, прогнувшись, с поворотом на 90°.

Упражнения в парах

Упражнения для учащихся с низким уровнем физического развития

И.п. – боком друг к другу.
1. Обе – кувырок боком в разные стороны, встать на одно колено, разноименные ноги в стороны.
2. Обе – полушпагат, повернувшись лицом друг к другу.
3. Нижняя – сед на пятках; верхняя – встать на бедра партнерши, прогнуться (хват глубокий).
4. Верхняя – согнуть ногу назад.
5. Встать на обе ноги и, отпустив одну руку, повернуться.
6. То же на другую руку.
7. Соединяя руки, соскок.
8. Обе – встав на колени, наклон назад до горизонтального положения, руки вверх в стороны.

Упражнения для учащихся со средним уровнем физического развития

И.п. – лицом друг к другу в 2–3 шагах.
1. Нижняя – кувырок назад на колено, руки вперед-вверх; верхняя – одновременно кувырок вперед на одну.
2. Верхняя – встать на впередистоящую ногу и, соединяя руки лицевым хватом с нижней, равновесие – «ласточка», поднимая ногу не ниже плеч.
3. Нижняя – встать на колени и наклон до опоры о голени; верхняя – выпрямиться с поворотом кругом, и «мост» наклоном назад с опорой руками о бедра партнерши.
4. Выпрямиться.
5. Нижняя – сесть на пятки; верхняя – взявшись за руки с нижней глубоким хватом, стать на ее бедра (спиной к нижней).
6. Верхняя – сход на одну и поворот кругом; обе – встать на колено, соединив руки лицевым хватом; соединяя ноги, встать и прогнуться (руки выпрямить).
7. Обе – сесть, не разрывая хвата; разогнуть ноги в высокий угол, ступни ног соединены.
8. Обе – согнуть ноги и встать (носки ног соединены, руки выпрямлены).
9. Обе – отнести одну руку в сторону и согнуть одну ногу назад.

И.п. – верхняя за нижней.
1. Обе – кувырок назад на колени.
2. Обе – наклон назад до горизонтального положения.
3. Обе – выпрямиться, кувырок вперед, встать.
4. Синхронно 2–3 шага вперед и прыжок со сменой ног спереди.
5. Нижняя – лечь, согнув ноги; верхняя – опираясь руками о колени, а бедрами о руки партнерши, прогнуться, сгибая одну ногу к голове.
6. Верхняя – встать на пол у плеч партнерши и через упор на руках прыжок через нее.
7. Нижняя – перекатом назад с помощью партнерши встать на колено; верхняя – проходит вперед с поворотом кругом.
8. Верхняя – с 2–3 шагов, толкаясь с бедра нижней, прыжок вверх, опираясь на руки партнерши (без разрыва хвата).

Упражнения для учащихся с высоким уровнем физического развития

И.п. – лицом друг к другу на расстоянии 9–10 шагов.
1. Обе – «колесо» и поворот лицом друг к другу.
2. Обе – равновесие «ласточка», взявшись лицевым хватом, с доведением ноги до плеч.
3. Обе – выпад; верхняя – стойка махом с поддержкой нижней, ноги вместе; нижняя – отпустить одну руку.
4. Верхняя – сойти, соединить руки лицевым хватом с нижней и встать на бедра партнерши, стоящей в полуприседе.
5. Верхняя – согнуть ногу назад.
6. Верхняя – встать на обе ноги; нижняя – перехватить партнершу за бедра; верхняя – прогнуться до горизонтального положения.
7. Верхняя – продолжая прогибаться, опереться руками о пол и через стойку на руках опуститься на колени.
8. Обе – стоя на коленях, прогнуться до горизонтального положения.

Групповые упражнения (тройка)

Упражнение для учащихся с низким уровнем физического развития

И.п. – нижняя за верхнюю, средняя за нижнюю на расстоянии шага, боком к основному направлению.
1. Все – кувырок назад в стойку на колено, руки в стороны.
2. Нижняя – наклон назад; средняя – равновесие «ласточка», держась за руки нижней; верхняя – наклон назад до касания руками колена нижней.
3. Выпрямиться. Нижняя – лечь на спину, согнув ноги; верхняя – махом стойка в полушпагат плечами на руках нижней, с опорой о ее колени; средняя – выпад, поддерживая верхнюю за носок или голень.
4. Верхняя – сход. Средняя – «кольцо» в упоре на коленях и руках нижней. Верхняя – равновесие с опорой руками о плечи средней.

Упражнение для учащихся со средним уровнем физического развития

И.п. – нижняя за верхнюю правым боком к основному направлению; средняя лицом к верхней, хват глубокий или лицевой.
1. Верхняя – встать на бедра нижней с ее поддержкой и опорой на руки средней, стоящей в выпаде.
2. Средняя – стойка махом с поддержкой верхней за ноги.
3. Средняя – сход и соединить руки верхней, верхняя – соскок и шпагат скольжением с помощью средней.
4. Нижняя и средняя – равновесие, держась руками за руки верхней (верхняя – одну руку вверх-вперед, другую вверх-назад).
5. Переход: верхняя – в сед согнув ноги, нижняя и средняя – в упор присев (средняя – с поворотом кругом); все – перекатом назад стойка на лопатках с поддержкой руками под спину.
6. Все – перекат вперед в группировке и прыжок, выпрямившись, с поворотом на 90° лицом к основному направлению.

Упражнения для учащихся с высоким уровнем физического развития

И.п. – нижняя и средняя лицом друг к другу в стойке на колене, верхняя – лицом к основному направлению и партнерам.
1. Нижняя и средняя – наклон назад; верхняя – равновесие, держась за руки партнерш.
2. Нижняя и средняя – выпрямиться, соединив свободные руки спереди; верхняя – прыжок, согнув ноги через соединенные руки партнерш, опираясь на руки лицевым или глубоким хватом.
3. Верхняя – кувырок назад между партнершами.
4. Верхняя – прыжок, встать на колени партнерш, опираясь на их руки.
5. Верхняя – соскок вперед с поворотом на 90° и встать рядом с нижней; обе – выпад, средняя – стойка махом с поддержкой нижней и верхней одной рукой.

И.п. – нижняя за верхнюю, средняя за нижнюю, правым боком к основному направлению.
1. Все – кувырок вперед на одну и шагом вперед – высокое равновесие, «ласточка».
2. Все – «мост» наклоном назад: средняя – на пол; нижняя – на бедра средней; верхняя – на бедра нижней.
3. Все – встать с «моста».
4. Нижняя – лечь на спину, согнув ноги; верхняя – стойка полушпагатом плечами на руках нижней с опорой руками о колени; средняя – в выпаде, поддерживая верхнюю за ступни или голень.
5. Средняя – удерживая верхнюю в стойке, сесть в шпагат.

Заключение

Учебная программа по физкультуре с дифференцированным развитием физических качеств средствами акробатики для учащихся начальной школы содержит базовый компонент (государственный стандарт) и вариативную часть, в которой предусмотрено углубленное изучение техники акробатических упражнений, а также использование элементов акробатики в физической подготовке младших школьников при освоении изучаемых видов спорта на этапе совершенствования и закрепления. При развитии физических качеств учащихся используется дифференцированный подход, варьируется величина физической нагрузки с учетом высокого, среднего и низкого уровней физической подготовленности детей младшего школьного возраста.

Ирина ХОДОРЕНКО,
учитель физкультуры
МОУ СОШ № 34
г. Омск-81