Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2006

КОНКУРС: ВОКРУГ УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ

Номинация:   ФИЗКУЛЬТУРА ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЯ

Антропометрические измерения и индексы физического и двигательного развития на уроках физической культуры и ОБЖ

Антропометрия (от «антропо» и «метрия») – в антропологии система измерений человеческого тела и его частей (Энциклопедический словарь).

Обратиться к антропометрическим измерениям на уроках физической культуры и ОБЖ меня заставили три причины: во-первых, это неудовлетворенность ныне действующими системами тестирования и оценки; во-вторых, необходимость подтолкнуть старшеклассников к творческой работе и к более трезвой оценке своего физического развития; в-третьих, в программе ОБЖ для 10–11-х классов выделено 30 учебных часов на прикладную физическую подготовку, которая во многом пересекается с программой по физической культуре.

Хотелось бы вкратце объяснить эти причины:

1) тесты и оценка рассчитаны на среднего школьника, в них не учитываются ни рост, ни вес, ни длина конечностей, но известно, что по мере удлинения дистанции бега в легкой атлетике у спортсменов падает весо-ростовой индекс и увеличивается относительный вес тела, т.е. спринт легче бежать, имея рост около 180 см, а стайерскую дистанцию – 165–170 см. Высокий ребенок с длинными конечностями легко выполнит баскетбольные нормативы, но спасует при выполнении гимнастических упражнений, где в лидерах будет его одноклассник с ростом 160 см. Пловец с ростом 182 см в среднем имеет массу тела 79 кг, а штангист этого же роста – более 90 кг. Отсюда следует, что при тестировании и оценке надо учитывать не только возраст, но и предрасположенность к определенному виду спортивной деятельности;

2) выполняя из года в год одни и те же упражнения традиционного тестирования, учащиеся постепенно перестают обращать внимание на результат, их интерес ограничивается формулой «сдал – не сдал». Заполняя же таблицу с измерениями индексов развития, каждый видит направление изменения индексов и автоматически получает задание на следующие 6 месяцев, которые пройдут до следующих измерений.

3) программа ОБЖ рассчитана на 1–11-е классы, но не секрет, что зачастую уроки курса проводятся только в 10–11-х классах. Это не позволяет выделить большую часть времени не прикладную физическую подготовку. Поэтому использование индексов физического и двигательного развития вместе с антропометрическими измерениями дает возможность точнее определить уровень физического развития обследуемого. Повторные измерения позволяют следить за динамикой физического развития и учитывать его изменения в процессе систематических занятий физической культурой и спортом.

Ниже приведены исследования, которые проводились по следующему алгоритму: измерения проходили раз в полгода, начиная с мая 2004 г. На первом этапе участвовали девять девушек, обучающихся в 10–11-х классах; в ноябре этого же года было 7 юношей и 15 девушек; май 2005 г. – 12 и 9 соответственно; ноябрь 2005 г. – 17 и 20. Разное количество участников не позволяет проводить анализ в абсолютных цифрах, поэтому все дальнейшие выкладки будут приводиться в процентах от числа участников. Все четыре раза в исследованиях применялись индексы: весо-ростовой, пропорциональности, стройности, осанки, развития плеча и двигательного развития. Это позволяет выстроить диаграммы изменения этих индексов по четырем точкам, что уже дает определенную информацию. На методике измерения этих индексов подробно останавливаться не будем, так как это описано в специальной литературе. В ноябре 2004 г. были добавлены еще три индекса:

а) индекс процентного содержания жира в организме (см. «Спорт в школе», № 3, 2003 г., с. 9–10) – для девушек;
б) отношение окружности талии к окружности бедер, названное нами индексом лишних килограммов;
в) отношение массы тела в килограммах к квадрату роста в метрах, названное нами индексом массы тела.

Два последних индекса используются в некоторых фитнес-клубах для контроля за телосложением и массой тела, подробнее о методике их использования будет рассказано ниже. Для лучшего восприятия результатов применим графическую форму:

Рис. 1. Весо-ростовой индекс

Рис. 1. Весо-ростовой индекс

Анализируя диаграмму, видим, что присутствует один «всплеск» на графике «Ю. пов.», т.е. юноши, пришедшие на исследование в ноябре 2004 г., имели некоторый излишек веса, который к последующим измерениям в мае и ноябре 2005 г. в среднем снизился в 3 раза. График «Ю. норм.» показывает постепенное повышение, что говорит об увеличении процентного количества юношей, не имеющих проблем с ростом и весом. Остальные графики относительно стабильны.

Рис. 2. Индекс пропорциональности

Рис. 2. Индекс пропорциональности

Хочется пояснить, что буквы «Ю.» и «Д.» обозначают юношей и девушек соответственно, а сокращения «сниж.», «норм.», «пов.» и подобные им обозначают здесь и в дальнейшем оценку индекса (сниженный, нормальный, повышенный и т.д.).

Индекс пропорциональности за все время исследования получил хорошую оценку в большинстве случаев, поэтому целесообразно проиллюстрировать при помощи круговой диаграммы в абсолютных единицах: 73 человека (82%) получили хорошую оценку индекса, 12 (13, 6%) – среднюю и 4 – плохую, что составляет 4,4%.

Рис. 3. Индекс стройности

Рис. 3. Индекс стройности

Рассмотрев диаграмму индекса стройности, можно увидеть, что во всех случаях хорошую осанку имеют более 70% учащихся, и только в первом измерении одна девушка имела оценку индекса ИС ниже среднего, но в дальнейшем она продолжала участвовать в эксперименте и, работая над осанкой, стабильно имела хорошую оценку индекса стройности. Особенно хочется обратить внимание на совпадение графиков «Ю. хор.» «Д. хор.» и «Ю. сред.» – «Д. сред.». Для полного понимания диаграммы 3 заметим, что вместо даты измерений проставлены их номера в последовательности.

Индекс осанки (дуга спины) – единственный, где нет разделения по половому признаку, и он заслуживает особого внимания, так как именно нарушение осанки на сегодняшний день является бичом молодых людей, все больше времени проводящих за мониторами компьютеров. Как и следовало ожидать, здесь мы получили стабильно средний результат, а значит, работа, над осанкой предстоит долгая и кропотливая: с оптимизмом можно рассматривать результаты первого измерения, проведенного в мае 2004 г., но следует помнить, что в нем участвовали только девушки, которые, несомненно, уделяют осанке повышенное внимание. В то же время, высокий процент ухудшенной осанки в первом измерении (17%) объясняется ограниченным количеством участников (9 человек), из которых у одного оказалась ухудшенная осанка.

Рис. 4. Индекс осанки

Рис. 4. Индекс осанки

Индексы развития плеча и двигательного развития не принесли сюрпризов. Как и ожидалось, у 58% юношей и 44% девушек ИРП получил хорошую оценку, у 36% и 40% соответственно ИРП удовлетворителен и у 6% и 16% ИРП недостаточен. Заставил задуматься результат ИДР: 75% юношей имеют хороший результат и только 8% – отличный; хуже ситуация у девушек – 68% с удовлетворительным результатом. Вывод: девушкам требуется усиленная работа над скоростно-силовыми качествами.

Рис. 5. Процент содержания жира в организме

Рис. 5. Процент содержания жира в организме

Уже отмечалось, что методика вычисления процентного содержания жира в организме применялась только для девушек. Принято считать, что у спортсменок содержится 10–15% жира, а норма – 22–24%, от которой мы и исходили, так как в наших измерениях участвовали добровольцы без специального отбора. Получили: первое измерение проводилось в ноябре 2004 г., и его результаты нельзя назвать удовлетворительными: из 15 девушек только четыре уложились в норму, но девушки сделали правильные выводы, и в последующем график с обозначением «Норма» находился выше двух остальных. Отрадно, что девушки поняли: нехватка жировой ткани не менее вредна для организма, чем ее избыток, а также, что девушка, имеющая 22–24% жировой ткани, не выглядит полной.

Рис. 6. Индекс массы тела

Рис. 6. Индекс массы тела

Переходя к двум следующим индексам, хочется напомнить, что они взяты из практической работы фитнес-клубов. Индекс лишних килограммов (ИЛ = окружность талии / окружность бедер), в норме составляющий 0,8 для женщин и 1,0 для мужчин, по-видимому имеет чисто популистский аспект, так как среди школьников 38% имели нормальное значение этого индекса, а 60% – меньше нормы. Индекс массы тела (ИМТ) также не оказался жизненно важным. Согласно ему, соотношение массы тела (кг) к квадрату роста (м) в интервале 18,5–25 имеет нормальное значение; в интервале 25–30 – избыток массы; более 30 – ожирение. При этом половые особенности не учитываются. Наши результаты отражены на рис. 6. Были сделаны выводы, что ИЛ и ИМТ непригодны для оценки организма в 15–17 лет, но, вероятно, работают для 30–40-летних.

На уроках-исследованиях я выяснил, что для проведения девяти вышеприведенных измерений вполне достаточно 40–45 мин. урока. Ребята успевают не только провести исследование, но и просчитать индексы, построить графики. Для 20–25 человек достаточно одних напольных весов и 5–6 сантиметровых лент. Урок проходит живо и дает много информации для размышления.

Андрей ПОПИЛЬ
учитель ОБЖ и физической культуры
СОШ № 10
с. Раздольное,
Приморский край