Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2006

НОВОСТИ ШКОЛЬНО-СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ


XII фитнес-конвенция

В рамках XII Международной фитнес-конвенции, проходившей в Москве 14–16 апреля 2006 г., опытные фитнес-инструкторы провели мастерские (так называемые «воркшопы»), открытые уроки, «круглый стол» для учителей общеобразовательных школ. Посетить их мог каждый желающий – для этого было достаточно выслать заявку на бланке Департамента образования или учебного заведения в Оргкомитет. Те, кто не поленился принести с собой и спортивную форму, смогли не только посмотреть на работу профессионалов, но и побыть некоторое время их учениками. Сегодня мы расскажем о самых интересных событиях Детского фитнес-марафона, проходившего в рамках XII фитнес-конвенции.

Основы классической аэробики

Первую половину занятия его руководитель Людмила Алексеева, супервайзер групповых программ фитнес-клуба World Class, инструктор групповых программ и тренажерного зала, персональный тренер, посвятила общим вопросам: что такое фитнес и как начать его внедрение в школе?

– Фитнесом, как и любым другим видом спорта, должен хотеть заниматься сам учитель. Если такого человека нет, а желание заниматься у ребят есть, можно попросить о помощи в ближайших фитнес-клубах, вам обязательно помогут. Для тех, кто решил самостоятельно вести занятия в школе, проводятся специальные семинары по классической аэробике, где дается начальный (базовый) курс. А дальше только опыт. И не надо бояться, что в музыку будете попадать не сразу: со временем все получится. Конечно, учителю понадобятся программы уроков и внеурочных занятий. И здесь могут помочь фитнес-клубы. Причем программы можно составить на любой возраст. Например, для ребят до 9 лет у нас в клубе программа по аэробике с использованием фитболов (на мячах детям и проще, и интереснее). Занимаясь с детьми младшего возраста, мы говорим знакомыми им словами: шаг в сторону, ногу приставить и т. д. – и стараемся не употреблять установленные в аэробике термины. С 10 лет можно смело давать классическую аэробику (при темпе выполнения упражнений до 130 уд./мин.), но без сложных поворотов, чтобы избежать травм и утомляемости. При этом обязательно игровая разминка, аэробная часть – в кругу, веселые эстафеты, конкурсы – все это не только изменяет направленность нагрузки, но и дает детям возможность отдохнуть. В старшем возрасте нагрузка возрастает: и по объему, и по темпу.

Теоретическая часть закончилась. Началось освоение практической грамоты фитнеса. Эта часть урока была целенаправленно однообразной: базовых шагов много, их надо запомнить.

Старт под зажигательную музыку дала ходьба на месте («маршинг»). Инструктор работала здесь же, в зале, то лицом, то спиной к «классу», чтобы «ученики» увидели технику движений со всех сторон. При этом она успевала поработать и для кого-то «растерявшегося» индивидуально. Музыка была подобрана таким образом, чтобы своим ритмом помогать закреплению движений.

«Маршинг» сменялся на «уокинг» («ходьбу в продвижении»). Учителя весело маршировали, а инструктор объясняла, как правильно поднимать колено, как должна чувствовать себя спина, как должны двигаться руки (с максимальной отмашкой и с напряжением каждой мышцы).

«Степ тач» (приставной шаг в сторону) – эта команда звучала почти постоянно. Казалось, чего проще: шагнул правой в сторону, приставил левую. Выяснилось, что еще и шагать надо уметь. В аэробике «степ тач» выполняется на всю ступню с пятки. После пяти минут отработки – пробная комбинация: раз – шаг правой в сторону; два – приставить левую к правой на носок; три – шаг левой в сторону; четыре – приставить правую на носок. И вновь – ходьба на месте.

«Хил тач» – это уже пробуется касание пяткой пола. Раз – вперед на пятку, два – скрестно вперед на пятку, три – попеременное касание пяткой пола, четыре – ходьба на месте...

За полчаса десятка полтора шагов и их сочетаний были освоены гостями.

Перемена

Класс ушел на «перемену» и с удовольствием вернулся на «фитболы» и скамейки. Одиннадцатиклассница Оля Коноплева – из 123-й московской школы (встретить ученицу на учительском семинаре было несколько неожиданно):

– Я на конвенции второй год, от школы одна, а вообще девочек из других школ много. Будущее свое я с физкультурой не связываю, но, если есть свободное время, лучше его здесь провести, чем сидеть дома. Когда из школы ушел инструктор по фитнесу, мы сами занимались. Здорово!

Ну что ж, хочется сказать «спасибо» директору школы Татьяне Леонидовне Головой за то, что дала своей ученице такую замечательную возможность.

Урок аэробной направленности для старшеклассников

Инструкторов уже двое: к Людмиле Алексеевой подключилась Людмила Акопян, мастер спорта по спортивной гимнастике, тренер и хореограф, ведущая обучающих семинаров. Она провела урок, который, возможно, и станет для многих выбравших фитнес ориентиром на будущее.

«Класс» на уроке в полном составе, одновременно – в колоннах и шеренгах. Инструкторы – на сцене. С первых минут ясно: изученное на первом уроке будет выполняться в более высоком темпе, в виде комбинаций. Главный закон – двигаться, слушать, смотреть.

...Десяток шаговых названий, сменяя друг друга, по команде «передвигают» класс то в одном направлении, то в другом. Шаги: в сторону, вперед-назад, на месте с переступанием, касание носком, пяткой, подскок на левой, на правой, поворот на месте на 180° и 360°, полуприсед, захлест голени, прыжок на две ноги – каждый элемент выполняется на два/восемь счетов в различных комбинациях. Силовые упражнения – во второй части урока.

Разложенные заранее на полу перед каждым участником цветные косынки служат ковриками.

1. И.п.: лежа спиной на коврике друг напротив друга, ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, носками касаясь носков партнера; руки согнуты за головой.
Поднимание верхней части туловища с высвобождением поочередно одной руки, разноименной с партнером; взаимное скольжение по руке партнера до плеча.

2. И.п.: лежа спиной на полу, руки за головой, ноги согнуты в коленях, правая ступня одного партнера слегка упирается в левую ступню другого.
Давление стопой ноги поочередно в сторону каждого партнера.

3. И.п.: лежа животом на полу, руки на затылке.
Поднимание верхней части туловища, не отрывая ног от пола.

4. И.п.: сидя на полу.
Одну ногу вытянуть, другую согнуть в колене и плотно прижать ступню к полу; корпус вместе с руками повернуть на 90°, голова – в направлении ног.

5. И.п.: упор руками (локти в стороны) и коленями в пол.
Отжимания на ладонях с одновременным подниманием голеней к бедру.

При выполнении этих упражнений – медленный темп музыкального сопровождения, тщательная проработка глубоких мышц. А скорость – дело наживное, тем более что третья часть урока (5–7 минут) – танцевально-игровая: в парах, с использованием изученных шагов. В ход идут и хлопки, и перекрестные касания коленями и бедрами, и смена мест прыжками, и наклоны с поворотами. Что-то похожее на танец «маленьких утят». Ни минуты отдыха. Музыка, движения, комментарий – все органично и красиво.

Стретчинг и релаксация, или, привычными словами, растяжка и расслабление – это финал «урока». Упражнения выполняются и сидя, и лежа, и стоя. Инструктор предлагает делать их в парах, потому что это интереснее, а значит, эффективнее.

К концу «урока» занимающихся «учеников» поубавилось. Сорок пять минут темповых аэробных движений практически без передышки – большая нагрузка для любого возраста.

Занятие закончилось. В зале раздались аплодисменты: «Молодцы, девочки! Спасибо!»

Фитнес-аэробика для детей среднего школьного возраста

Этот урок проводили инструкторы детского фитнес-клуба Татьяна Морозова и Елена Мирошниченко.

Пригласив 20 человек, готовых на время урока побыть в роли учеников, Татьяна и Елена предложили «ребятам» по сигналу разбиться на две равные группы и выстроиться возле меток, лежащих в разных концах зала. Метками служили цветные круги – такие можно сделать из плотной бумаги или пластика.

Свисток... В одной группе оказалось 12 человек, в другой – 8. «Нет, так дело не пойдет, придется вам отжиматься. Мы будем на этом уроке с вами играть. Выполните наше задание – мы отжимаемся, не справитесь – вы. Задачи урока: подготовка к тесту по отжиманиям, развитие коммуникативных навыков. Именно поэтому мы начали занятие не с простого построения, а с игрового. А теперь распределитесь поровну!»

Свисток. Образовались две команды по 10 человек. «Пожалуйста, постройтесь по росту! Отлично, но одна группа отстала. 10 отжиманий – хорошо? А теперь постройтесь по мере возрастания номеров квартир, в которых вы живете! Ох, как быстро! Придется отжиматься нам!» И «учителя» бодро легли и отжались по пять раз. Почему не по десять? «Обычно учитель дает не один урок в день, поэтому мы стараемся так планировать нагрузку педагога, чтобы он не перегружался. А отжимаемся, чтобы показать: мы любим спорт, это для нас – и игра, и здоровый образ жизни, поотжиматься всегда полезно. Мы занимаемся физической культурой вместе с детьми и хотим показать, что это можно делать легко и с удовольствием».

Именно поэтому и начало было не «равняйсь – смирно», а с улыбками, шутками, веселыми перестроениями и штрафными отжиманиями. Потом была разминка – в виде общего упражнения по аэробике. Музыка, танец, увеличивающаяся физическая нагрузка, увлеченный преподаватель... Это так важно.

Основная часть урока состояла из различных коммуникативных игр, модифицированных учителями под задачи, которые они перед собой поставили:

1. Быстро взять «резину» и выстроиться в квадрат. Получился прямоугольник? Отжимания.
2. Упражнения с «резиной». Отлично выполнили! Отжимаются учителя.
3. Положить «резину» на место, взять гири, выстроиться в треугольник...
4. Разделиться на группы по 4 человека...
5. Силовые упражнения в мини-группах, упражнения на растяжку...
6. Между «серьезными» упражнениями – шуточные. Например, дается задание: «сложить» десятую букву алфавита так, чтобы мы догадались. Или: «сложить» цифру, получившуюся после складывания номеров квартир, в которых вы живете, но так, чтобы получилась... цифра от 0 до 9.

Проигравшие периодически отжимались (весело, каждый – так, как мог). В результате хорошее настроение продержалось у всех почти час (дети выполняют упражнения быстрее, чем взрослые, у них на ту же самую работу ушло бы 45 минут), каждый получил хорошую нагрузку на разные группы мышц, выполнил не меньше, чем по 30 отжиманий. В конце урока, естественно, задания на расслабление и релаксацию.

«Урок должен планироваться в соответствии с задачами, которые ставит для себя педагог, – говорят Татьяна и Елена. – А игры необходимы для того, чтобы занятие проводилось весело, но каждую игру нужно адаптировать под свои цели. Где их найти? Сейчас огромное количество литературы по психологии, в том числе и коммуникативных игр. На уроках физкультуры их можно использовать с большим успехом, стоит только чуть-чуть подумать. К этому занятию мы выбрали эти игры, к следующему возьмем другие. Так и нам интереснее!»

«Круглый стол»

Хорошее настроение было у Ларисы Валентиновны Сидневой, президента Федерации аэробики России, когда она открывала «круглый стол» для вернувшихся с уроков фитнес-аэробики учителей.

– Если мы нашим детям скажем, что спортом и физической культурой надо заниматься, чтобы быть здоровыми, то вряд ли они нас услышат. Для занятий нужна мотивация. Для любящих соревноваться – соревнования, для тех, кому это не подходит, – что-то другое, не менее убедительное. Фитнес – современный стиль движений, который нравится молодежи. Музыка добавляет азарт, ощущение радости движения.

– Почему фитнес-аэробика и почему в школе?

– Потому что фитнес-аэробика по своей разносторонней направленности – очень удачное решение для развития массового детского спорта. Многим нравится под музыку прыгать, танцевать, кувыркаться – это нужно использовать. К сожалению, сегодня из-за возросшей сложности освоения многих видов спорта, например, гимнастики (спортивной и художественной), акробатики большинству детей не находится места в спортивных школах.

– Сможет ли каждый учитель при большой нагрузке самостоятельно проводить уроки фитнес-аэробики?

– В каждом классе старшей школы учитель физкультуры может найти одного-двух помощников – ребят, которым фитнес интересен, которые хорошо двигаются, быстро осваивают движения. Во многих школах эти ребята уже сегодня являются демонстраторами на уроках, за учителем остается лишь общий контроль. Кстати, на этой конвенции очень много школьников, которые находятся здесь именно с этой целью.

– Где брать программы уроков и внеурочных занятий?

– Федерация аэробики России будет решать этот вопрос совместно с Федеральным агентством по физической культуре и спорту, РГУФКСиТ. Речь идет о том, чтобы для занятий фитнес-аэробикой в общеобразовательных школах была программа, как и по другим спортивным дисциплинам. Но и сегодня на кафедре фитнес-аэробики в Университете физической культуры и спорта, в других физкультурных вузах страны есть готовые разработки. Фитнес-клубы помогают школам в подборе программ, проводят семинары и мастер-классы.

– Где находить дополнительные площади для занятий аэробикой?

– Нехватка помещений – проблема общая. Некоторые школы, решившие сделать занятия фитнес-аэробикой по-настоящему массовыми, выделяют для этого один из обычных кабинетов. Начинать всегда трудно, но результат во многом зависит от нас – учителей и пропагандистов.

Участники «круглого стола» задавали вопросы, предлагали помощь, обменивались адресами. Ощущение было такое, что скоро многое изменится в школах в лучшую сторону. Хотя бы потому, что единомышленников в пропаганде здорового, активного образа жизни стало больше. И главное – многие из этих людей работают в школах.

Валентина РЕПИНА,
Ольга ЛЕОНТЬЕВА