Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2006

ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ

 

Будет ли лагерь оздоровительным?

Позади очередной учебный год, заполнены журналы, выставлены годовые отметки, сданы экзамены. Впереди долгожданные каникулы. Три месяца отдыха. Каждый раз, когда ученики расходятся на такой продолжительный отдых, я размышляю: «А как они проведут это время? Будут ли активно заниматься физическими упражнениями или попросту будут сидеть перед телевизором? Какие изменения произойдут в физическом развитии моих учеников осенью?»

Пожалуй, неудивительно, что, вернувшись из лагеря, дети вспоминают, прежде всего, своих вожатых и физруков, так как именно эти люди находятся с ними практически каждый день, начиная с подъема, утренней зарядки и до конца дня. Здесь нет уроков, зачетов, отметок. Но это не значит, что детей в лагерях ничему не учат. Некоторые дети в лагере, например, знакомятся с новыми для себя играми, изучают отдельные физические упражнения, которым их в школе не научили по целому ряду причин (не было учителя, хороших условий, инвентаря и т.д.). Еще один плюс – совершенно другой (по сравнению со школьным классом) коллектив. В подвижных и спортивных играх дети соревнуются с другими ребятами из разных школ своего города или даже других городов, сел, деревень. И это – дополнительная возможность лучше познать себя, узнать о том, как и чему учат на уроках физкультуры их сверстников в других школах.

Работа лагерных физруков служит огромным подспорьем в работе учителям физкультуры. У детей есть возможность познакомиться с видами спорта, которых нет в школьной программе.

Конечно, после 9–10 месяцев насыщенной работы с детьми в школе учителю нужен качественный и продолжительный отдых. Но, поверьте, совместный летний отдых с детьми при хорошей организации дела способен вполне заменить отпуск в пансионате, на даче или даже на морском побережье. А главное – своим трудом, заботой, вниманием мы способствуем развитию здоровья детей. А если среди отдыхающих в лагере детей будут ваши ученики, то это будет особенно полезно и вам, и им. Ведь в условиях лагеря физруки располагают большим временем для работы с детьми, чем школьные учителя физкультуры. И это время можно провести с пользой.

Наша разработка направлена в помощь инструкторам-методистам по физической культуре и спорту детских оздоровительных лагерей, учителям физкультуры малокомплектных школ. Она будет также полезна учителям физкультуры общеобразовательных и частных школ, которые организуют соревнования с детьми разного возраста. Мы предлагаем проводить соревнования с детьми разного возраста, соблюдая правило форы или гандикапа между отрядами.

Рассмотрим варианты проведения состязаний с детьми разного возраста на примерах соревнований по отдельным видам спорта, наиболее популярным и доступным в лагере.

Индивидуальные виды спорта

Шахматы

При проведении соревнований по шахматам фора между игроками разного возраста создается за счет разницы по времени на обдумывание партии. Так, например, если в соревновании между собой будут играть игроки одного возраста, то время на обдумывание у них одинаковое (по 10 минут на партию каждому игроку). За каждый год разницы в возрасте между игроками старшие ребята теряют минуту на обдумывание по сравнению с их младшим соперником. Например, если 14-летний шахматист играет с 10-летним, то у него на обдумывание будет 6 минут, в то время как у его младшего соперника – 10.

Предварительно соперники жребием определяют цвет фигур. При проведении соревнований по олимпийской системе и если игра завершится вничью, возможны следующие варианты выявления победителя:

1. Присудить победу младшему участнику.
2. Произвести переигровку с таким же количеством времени на обдумывание, при этом поменяв цвет фигур.
3. То же, что и предыдущий вариант, но времени на обдумывание игрокам будет дано в два раза меньше.

Если же и эта партия не выявит победителя, то победу можно присудить игроку младшего возраста. В любом случае подобные варианты должны быть прописаны в положении.

Шашки

Соревнования по шашкам можно организовать по варианту проведения шахматных соревнований с форой во времени обдумывания. А можно проводить и с форой в количестве фигур (шашек). 2 года разницы между игроками – одна шашка с поля долой. Например, при игре 14-летнего участника соревнований с 10-летним у старшего мальчика должны отсутствовать две шашки. Какие именно убрать с поля, решать старшему игроку.

Цвет шашек определяется жребием перед началом каждой игры, если это не определено положением.

Также при определении победителя в каждом конкретном матче в турнирах с выбыванием (если матч завершился вничью), возможны следующие варианты:

1. Присудить победу младшему участнику.
2. Произвести переигровку с таким же количеством времени на обдумывание, при этом поменяв цвет фигур.
3. То же, что и предыдущий вариант, но времени на обдумывание игрокам будет дано в два раза меньше.

Если спортсмены играют без контроля времени, а победитель должен быть обязательно определен, возможны следующие варианты выявления победителя в случае ничейного исхода:

1. Присудить победу младшему участнику.
2. Произвести переигровку, при этом поменяв цвет шашек.
3. Произвести переигровку, при этом поменяв цвет шашек, и ввести дополнительное ограничение по времени.

Эти или другие варианты определения победителя обязательно должны быть оговорены в положении о соревнованиях.

Настольный теннис

В отличие от состязаний по шахматам и шашкам, здесь ничьих не бывает, а, следовательно, победитель может быть определен в каждом конкретном матче.

В соревнованиях по настольному теннису фора между ребятами из разных отрядов создается начальной разницей в счете между участниками.

В каждой партии игра идет до того момента, пока один из участников не наберет 11 очков. При этом разница в счете должна быть не менее двух очков. Для победы в матче игрок должен выиграть 1, 2, 3 или 4 партии (это должно быть оговорено в положении).

Если за теннисным столом встречаются ребята из одного отряда (одного возраста), то каждая партия встречи между ними будет начинаться со счета 0:0. А если в матче встретятся игроки из разных отрядов, то встреча между ними начнется со счета, равного разнице в возрасте между теннисистами в пользу младшего участника. Например, девочка 11 лет при встрече со своей соперницей 13 лет будет вести в счете 2:0. И так в каждой партии.

Каждый игрок последовательно выполняет по две подачи, независимо от того, с какого счета началась игра.

Бадминтон

Организация соревнований по бадминтону такая же, как и в настольном теннисе. В каждой партии игра идет до 11 очков. Фора между участниками разного возраста – 1 очко на год.

Соревнования по настольному теннису и бадминтону можно проводить как индивидуальные, так и парные. Если пару играющих образовали ребята разного возраста, то фора расчитывается исходя из возраста старшего игрока пары. Так, например, пара, составленная из игроков 13 и 14 лет, не будет иметь никакой форы перед парой соперников, если каждому из них 14 лет.

Командные виды спорта

Пионербол

Эта игра наиболее популярна в лагерях. Именно здесь она зародилась и служит неплохим подспорьем при обучении волейболу.

При проведении соревнований с детьми разного возраста нужно учитывать следующее:

  • По возможности, старайтесь составить расписание игр так, чтобы между собой не встречались дети, разница в возрасте между которыми, больше 4 лет.

  • Высота сетки устанавливается на высоту старших отрядов, чтобы исключить возможность превосходства старшей команды в нападающих ударах и блокировании.

  • Ребятам младших отрядов, недостаточно овладевшим техникой подачи, можно разрешить подавать с площадки.

  • Фора между отрядами достигается начальной разницей в счете между командами из расчета 3 очка на год разницы между игроками. Так, игроки 12 лет во встрече со своими 14-летними соперниками будут начинать каждую партию при счете 6:0 в их пользу. Причем и в решающей партии, где игра идет до 15 очков, начальный счет также 6:0 в пользу младших ребят.

Волейбол

Принципы организации волейбольных соревнований такие же, как и в пионерболе. Единственное ограничение – это подготовка детей. В волейбол в оздоровительном лагере играют только ребята старшего возраста (13–15 лет). Хотя при достаточном уровне технической подготовленности возможно и участие в соревнованиях детей младшего возраста.

Пляжный волейбол

Принципы проведения соревнований по волейболу и пионерболу применимы и в организации соревнований по пляжному волейболу. Если пару играющих образовали ребята разного возраста, то фора расчитывается исходя из возраста старшего игрока пары. Так, например, пара, составленная из игроков 13 и 14 лет, не будет иметь никакой форы перед парой, в которой обоим игрокам по 14 лет.

«Веселые старты»

Соревнования по подвижным играм (эстафетам) всегда вызывают огромный интерес у ребят, особенно младшего возраста.

При организации подобных стартов можно использовать достаточно большой арсенал физических упражнений, главное – чтобы они были просты в освоении ребятами разного возраста.

Победителей соревнований можно определять:

– по наименьшей сумме времени, показанного во всех проведенных эстафетах;
– по наименьшей сумме мест, занятых командой во всех эстафетах;
– по наибольшей сумме очков, набранной командой во всех эстафетах. Например, 1-е место – 3 очка; 2-е место – 2 очка; 3-е место – 1 очко; неправильное выполнение задания – 0 очков. Способ определения победителя должен быть обязательно оговорен положением о соревновании.

Фора между отрядами достигается разницей в длине этапа команды. Так, ребятам 8-летнего возраста бежать до разворотной стойки можно на 1 м меньше, чем 9-летним. Тем, в свою очередь, – на 1 м меньше, чем 10-летним и т.д., при условии, что длина всего этапа не больше 20 м.

Контактные виды спорта

При проведении соревнований по этим видам спорта лучше стараться не допускать встреч команд, разница в возрасте которых превышает 3–4 года, так как это может привести к травмам из-за большой разницы в весе, росте и физической подготовке между участниками. Так соревнующихся ребят можно разбить на две группы: младшую (8–11 лет) и старшую (12–15 лет).

Мини-футбол

Фора между командами может достигаться двумя способами:

1. Количеством игроков. Состав мини-футбольной команды – 5 человек (4 полевых игрока и вратарь). В заявку на игру можно включать до 14 игроков. Команда младшего возраста выставляет это количество игроков на плошадку. Команда старшего возраста проводит игру в меньшинстве. Так, против пятерки 12-летних игроков будут выступать 4 игрока 13-летнего возраста и 3 игрока 14-летнего.

2. Разницей в счете. Например, 1 год разницы между ребятами соответствует двум забитым мячам в ворота старших соперников. Так команда 12-летних ребят начнет игру с 13-летними соперниками при счете 2:0 в их пользу, а встречу с 14-летними ребятами – со счета 4:0 в их пользу.

Время игры рассчитывается по допустимой возрастной нагрузке младших ребят.

При проведении соревнований по олимпийской системе, где победитель должен быть определен в каждой встрече, в случае ничейного результата для выявления победителя назначается серия пенальти. При выполнении пенальти точка выполнения удара старших ребят располагается дальше, чем у младших (из расчета 1 м на 1 год разницы в возрасте). Например, во встрече 10- и 11-летних футболистов 10-летние ребята будут пробивать пенальти с 6-метровой отметки, а их 11-летние соперники будут пробивать пенальти с расстояния 7 м.

Футбол

Так же, как и в мини-футбольных состязаниях, фора между отрядами может быть образована разницей либо в счете, либо в количестве игроков. Учитывая, что футбольные поля большинства лагерей имеют разную площадь, а также длину и ширину ворот, то к вычислению форы в каждом отдельно взятом лагере следует подходить индивидуально.

Продолжительность игры не должна выходить за предельно допустимую для младших ребят. К играм на полях большого размера можно допускать ребят с 12-летнего возраста (старшая группа).

Баскетбол

Помимо упоминавшегося временного ограничения матча, при организации соревнований по баскетболу следует учитывать и размер мяча. Так, ребятам до 13 лет следует играть меньшим по размеру (мини-баскетбольным) мячом.

Так же, как и в футбольных соревнованиях, фора может быть достигнута двумя способами: количеством игроков и разницей в счете. В баскетболе лучше использовать второй вариант.

При проведении соревнований по баскетболу в старшей группе продолжительность матча – 2 периода по 10 минут «грязного» времени или 2 периода по 8 минут «чистого». Этого времени, как правило, достаточно, чтобы определить победителя. К тому же, нагрузка позволяет провести еще одну игру в день. Проведение более чем двух игр в один день недопустимо.

Разница в счете между детьми разного возраста рассчитывается следующим образом: 8 очков на 1 год разницы у девочек и 10 очков на год разницы у мальчиков.

Если основное время матча завершится вничью, то назначается дополнительная пятиминутка, и перед каждым последующим дополнительным периодом ребятам младшего возраста начисляется дополнительное количество очков из расчета 2 очка на год разницы – девочкам и 3 очка на год разницы – мальчикам.

Например, встреча девочек 12 и 14 лет начнется при счете 16:0 в пользу младших. Основное время матча завершилось вничью – 24:24. Игра в дополнительном периоде начнется со счета 28:24 в пользу младших баскетболисток.

Для детей младшей возрастной группы лучше соревнования по баскетболу заменить эстафетами с элементами техники баскетбола.

Стритбол

Уличный баскетбол 3 ґ 3 в одно кольцо набирает все большую популярность, в том числе и в детских оздоровительных лагерях.

Соревнования по стритболу лучше проводить с ребятами старшей возрастной группы (12–15 лет).

Фора между отрядами создается начальной разницей в счете из расчета 2 очка на год. Игра в стритбол может завершаться тремя способами:

– когда одна из команд наберет 16 очков;
– по истечении игрового времени (скажем, 10 минут);
– когда разница в счете составляет 8 очков в пользу одной из команд (например. 8:0; 9:1; 10:2 и т.д.).

При проведении соревнований в групповых турнирах или по круговой системе за победу начисляется 2 очка, за поражение – 1 очко; за победу с крупным счетом (8 очков) – 3 очка, а за неявку на игру – 0 очков.

Если время игры истекло, а результат ничейный, то для определения победителя возможны следующие варианты:

1. Присудить победу младшим.
2. Присудить победу команде, имеющей меньшее количество фолов.
3. Назначить дополнительное время до первого заброшенного мяча, причем начинают младшие.

Возможны и другие варианты, но они обязательно должны быть оговорены в положении.

Алексей МАШКОВЦЕВ
Москва