Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2006

ИГРЫ, КОНКУРСЫ, ЭСТАФЕТЫ

 

Игры с веревкой и альпенштоком

В предлагаемой работе автор приводит описание около 200 разнообразных игр и игровых упражнений с веревкой и альпенштоком, предусмотренных программой кружковой работы учреждений дополнительного образования. Данная работа призвана помочь молодым педагогам в подготовке занятий по темам: «Физическая подготовка», «Техника и тактика», а также широкому кругу читателей (учителям физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, студентам педагогических учебных заведений и другим).

Введение

Подвижные игры и игровые упражнения на занятиях по спортивно-оздоровительному туризму являются наиболее действенным средством разностороннего физического развития детей. Главная особенность подвижных игр с веревкой и альпенштоком состоит в том, что они принимаются детьми с радостью, проходят с большой отдачей энергии и на высоком эмоциональном уровне. Все это раскрывает перед педагогом безграничные возможности управления инициативой ребят, способствует воспитанию воли, направленной на достижение конкретных целей.

По содержанию они не сложны, однако всегда вызывают повышенный интерес у детей, активизируют их деятельность. Почти во всех играх используется простейший туристский инвентарь (основная веревка, репшнур, альпеншток). Эти игры можно включать в учебно-тренировочные походы, закладывая в график движения по маршруту чуть больше времени на привалы. Играя в эти игры, мы постепенно прививаем детям навыки работы с веревкой и альпенштоком. На занятиях выбирайте игры по преимуществу групповые, с тем, чтобы каждый ребенок мог участвовать в игре, а не только смотрел, как это делают другие. Чрезвычайно важно требовать безусловного подчинения установленным правилам, так как это способствует развитию дисциплины. Игры можно устраивать не только на спортивных площадках, можно их проводить на любой ровной полянке, на уроках физической культуры, в спортивно-оздоровительных лагерях, в маленьком дворике, пусть даже в самом крохотном.

Желательно вводить оценки исполнения игровых упражнений. Их следует выставлять конкретным спортсменам в определенных условиях в целях последующего улучшения результатов. Контрольные нормативы, зачеты помогают определить уровень готовности юных туристов, выявить их слабые стороны. Результаты «зачетов» живо интересуют занимающихся, повышают их активность на занятиях, делают их более устремленными. Норматив – всего лишь ориентир, но он помогает развитию главных качеств и умений.

Игры прививают участникам вкус к борьбе за достижение цели, умение приходить на помощь при любых обстоятельствах и даже рисковать в случае необходимости. Кроме того, эти игры учат размышлять, комбинировать, делать выводы, развивают воображение и помогают стать дисциплинированными.

При проведении занятий с веревкой, альпенштоком требуется более строгая организация, добиться которой помогут следующие рекомендации:

1. Следует заранее готовить предметы и продумать способы их раздачи и сбора.

2. Предупреждать стихийную манипуляцию предметами, своевременно указывая, как следует их держать.

3. Учить способам держания предметов, прежде чем использовать их в упражнениях и играх. Обеспечить безопасное расположение занимающихся с учетом движений предметов, увеличивать интервал и дистанцию при построениях.

Упражнения с веревкой

Упражнения с этим предметом многообразны. Они состоят из прыжков через веревку толчком двух ног, толчком одной, с ноги на ногу и являются эффективным средством развития прыгучести, координации движения, силы, ловкости, выносливости, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Упражнения с веревкой могут применяться на занятиях и с мальчиками, и с девочками.

Для новичков, впервые взявших веревку в руки, характерно чрезмерное напряжение мышц всех частей тела, что приводит к быстрой утомляемости занимающихся. По мере знакомства с техникой упражнений с веревкой ученики постепенно овладевают умением дифференцировать степень напряжения различных мышечных групп, сохраняя запас своих сил на более длительный период. Педагог может варьировать упражнения в зависимости от подготовленности детей в каждой группе и от погодных условий.

Прыжки через веревку – это любимое движение ребят. Упражнения с веревкой можно разнообразить до бесконечности. Дети всегда с большим удовольствием и с большой пользой занимаются ими. Есть много довольно сложных прыжковых упражнений с веревкой, которые можно научиться выполнять лишь после продолжительных занятий. Главным критерием при назначении дозировки упражнения с веревкой является утомление. Поэтому продолжительность и интенсивность тренировочных занятий не должны снижать точность выполнения и координацию движений. Прыжки с веревкой эмоциональны, разнообразны и могут применяться в любых условиях.

Обычно изучение прыжков начинается с прыжков через длинную веревку длиной 5–9 м. Прыгать через длинную веревку могут по одному, по два, по три участника одновременно. Веревку надо вращать равномерно, почти касаясь земли. И если во время упражнения занимающийся заденет за нее, то надо сразу же выпустить ее из рук, чтобы предупредить возможное падение.

При переходе к короткой веревке надо установить ее длину в соответствии с ростом. Высоко через веревку прыгать не следует, прыжки должны быть чуть выше проходящей под ногами веревки. Прыжки через веревку выполняются на двух ногах, на одной ноге, с одной ноги на другую.

Школьники и сами порой не замечают, как, играя, приобретают многие спортивные навыки. Любой навык приобретается в результате продолжительной тренировки, после многократно повторенных упражнений.

Комбинация прыжков вдвоем, втроем и с большим количеством участников

Эстафета с прыжками

Этап длиной 20 м надо пробежать на время, перепрыгивая вдвоем через веревку.

Игра проводится в виде встречной или линейной эстафеты. Игрок выбегает из стартовой линии (в линейной эстафете), вращая веревку и передвигаясь прыжками с одной ноги на другую. Задача – пройти дистанцию 12–13 м до финишной линии за меньшее количество шагов. Затем игрок складывает веревку вдвое и перехватывает ее в одну руку.

Обратно он возвращается, прыгая с ноги на ногу и вращая веревку под ногами горизонтально. Закончив перебежку, игрок передает веревку партнеру, стоящему на старте, а сам становится в конец колонны. Выигрывает команда, игроки которой в ходе соревнования сделали меньше прыжков и совершили меньшее количество ошибок (сбивов). При проведении встречной эстафеты игроки продвигаются навстречу партнерам, вращая веревку под ногами, а при повторной перебежке в свою колонну – перепрыгивая через нее.

Упражнения и игровые задания

Варианты прыжков через длинную веревку.

Коснись рукой – головой

Педагог вместе с учащимися натягивает между деревьями веревку. Группа разбивается на две команды. Обе команды, перемещаясь по очереди вдоль линии вытянутой веревки с интервалом 5–6 м, стараются коснуться в прыжке головой веревки.

Вариант: на веревке подвешены полиэтиленовые пакеты, наполненные опавшей листвой. Нужно в прыжке коснуться рукой этих пакетов. В Туркменистане эта игра включена в программу соревнований по легкой атлетике среди школьников.

Упражнения на слабо натянутой горизонтальной веревке

Лазанье по горизонтальной веревке осуществляется в висе зацепом одной ногой или двумя. Попеременными и поочередными перехватами ногами и руками передвигаться по веревке головой вперед, ногами вперед, можно с рюкзаком. Для наиболее подготовленных предложить передвигаться на одних руках. Лазанье по горизонтальным веревкам вырабатывает не только силу, выносливость, но и смелость.

Упражнения на вертикальной веревке

Лазанье – комплекс естественных движений. Дети очень легко усваивают различные виды лазанья. Но, чтобы с возрастом интерес к этому двигательному навыку не пропал, лазанье необходимо систематически усложнять, видоизменять. У себя на занятиях автор применяет различные виды лазанья в условиях естественной среды, учитывая при этом возраст учащихся и их физическую подготовленность. Упражнение в лазаньи развивает силу, ловкость, повышает у занимающихся уверенность в своих силах, совершенствует координационные способности.

На штормтрапе

Штормтрап – это веревочная лестница на корабле. В состязаниях участвуют одновременно 2–4 команды. Длина штормтрапов – примерно 3–5 м. Подниматься на них можно с помощью рук, веревочных петель. Главная цель – подняться до верхней балясины и только после этого спуститься, коснуться следующего участника состязания, и он повторяет то же самое. Побеждает команда, которая раньше других выполнит задание.

Лазанье с остановками

Удержание (завязывание) на веревке осуществляется следующими способами:

1. Удержание (завязывание) петлей – веревка образует петлю, обхватывающая одну ногу. То же завязывание можно проделать, подведя веревку под обе ноги.

2. Спиралевидное упражнение (завязывание стоя) – веревка зажата ступнями, обвивает ногу и проходит за разноименной рукой, отведенной в сторону.

3. Удержание (завязывание) восьмеркой, обхватывающую одну и другую ногу. Веревка образует восьмерку.

Годишься ли ты в космонавты?

На висящей веревке в полуметре от земли завязывается узел или петля. Ученик, захватив веревку двумя руками и опираясь ногами на узел (или садясь, продев ногу в петлю), группируется и закрывает глаза. Педагог вращает его (не быстро) 10–12 раз. Затем отпускает и, пока тот раскручивается, ведет счет виткам и страхует. После 10–12 оборотов педагог останавливает вращение и предлагает школьнику пройтись по бревну или по линии, начерченной по земле, не потеряв равновесия. Космонавтом будет тот игрок, которому удалось выполнить упражнение.

Вариант: лазанье по двум вертикальным веревкам на время, на скорость. Можно использовать лазанье по веревке, опираясь ногами о дерево; лазанье по двум веревкам – ногами по одной, руками по другой; лазанье по веревке (быстрое влезание на руках и опускание медленным разгибанием одной руки без хвата другой с последующей сменой рук).

Лазанье по деревьям

Полезным и интересным упражнением является лазанье по деревьям. Для выполнения этого упражнения предварительно привязывают на верхушке дерева карабин и через него опускают страхующую веревку, один ее конец идет к лезущему, другой – к страхующему. Лазанье по ветвистым и гладким деревьям можно усложнять: не использовать одну руку или одну ногу.

При лазаньи применяются следующие правила: не менее трех точек опоры, опробование сучков; работать в основном ногами, а не руками, коленками на сучки не становиться. По дереву нужно лезть так, чтобы при срыве веревка перегнулась на ближайшей прочной ветке.

Проводя с детьми впервые какую-либо тренировочную игру, надо объяснить ребятам, что в ней является главным, то есть обратить их внимание на тот практический навык, который, если эту игру чаще проводить, может быть более или менее твердо усвоен. «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра» (А.С. Макаренко).

Тарзанка

Знакомая и любимая детьми забава. Задача: преодолеть расстояние после толчка и приземлиться как можно дальше (место приземления должно быть подготовлено и очищено, чтобы избежать травм). Ширина преодолеваемой зоны – не более 4 м. На веревке могут быть завязаны узлы или прикреплена палка длиной 30–40 см.

Вариант: наиболее подготовленные дети могут прыгать с пенька. Побеждает приземлившийся дальше всех.

Игровые упражнения с веревкой

Опыт использования на занятиях с учащимися игр и игровых упражнений с веревкой убедил автора в том, что такие занятия формируют устойчивые навыки применения веревки в прохождении препятствий, встречающихся в соревнованиях по туристскому многоборью. Значение этих упражнений для приступающих к занятиям очень велико: они не только повышают интерес детей к тренировкам, но и являются одним из основных средств физического развития. Эти игры развивают умение применять ранее приобретенные двигательные навыки в изменяющейся обстановке. В методической литературе по детско-юношескому туризму, к сожалению, еще недостаточно раскрыты возможности использования соревновательно-игрового метода с целью развития физических качеств у детей. Практика работы показала, что при выполнении предложенных игровых упражнений дети всегда увлечены и внутренне подтянуты. Такое отношение объясняется тем, что в играх каждый ребенок старается помочь своей команде добиться успеха.

Проворные мотальщики

К середине 3–5-метрового репшнура привязывают ленточку. Концы веревки прикрепляются к палочке. Игроки берут в руки палочки и расходятся в разные стороны. По команде каждый начинает быстро наматывать веревку на палочку, продвигаясь вперед. Выигрывает тот, чья палочка коснется финишной ленточки. Вращать палочку можно на себя и от себя, как условились заранее.

Варианты:

1. Двое играющих растягивают в стороны два связанных конца репшнура длиной по 2 м. По команде начинают кружиться, стараясь быстрее обвить вокруг пояса кусок репшнура, чтобы первым оказаться у узла посередине.

2. Два соперника цепляются руками за веревку длиной 4–5 м. По сигналу дети, перехватывая руками, перемещаются по веревке. Выигрывает участник, первым достигший условной метки.

3. Бегая кругами, размотать репшнур, который в 5–7 оборотов намотан на три колышка, глубоко вбитых в землю. Можно проводить парные старты или разматывать на время.

4. Игра проводится на ровном участке местности. Забивается колышек, и к нему крепится веревка длиной 2–3 м с колышком на конце. Площадка и веревка с колышками (2–3 комплекта) готовится заранее. Игра проводится с выбыванием проигравшего, можно на время. Это зависит от степени подготовленности занимающихся.

Связисты

Для игры нужны репшнуры длиной 5–10 м. Перед каждой командой в землю вбит шест (альпеншток). К нему прикрепляется конец репшнура. Другой конец крепится к короткой палочке – эстафете. По сигналу первые номера приближаются к шесту, накручивая репшнур на палочку. Намотавший репшнур на эстафетную палочку касается левой рукой шеста и быстро раскручивая репшнур, возвращается к линии старта. Здесь эстафета передается очередному игроку, тот делает то же самое. Побеждает команда, сумевшая быстрее закончить эстафету.

Зигзаги

Игра проводится на открытой местности. Группы делятся на первый-второй. У первых номеров к поясу привязан репшнур длиной 1 м. По команде вторые номера стараются как можно быстрее поймать за веревку своих соперников.

Укрощение змеи

Один из играющих берется за конец основной веревки длиной 8–10 м и имитирует ею движение ползущей змеи. Кто заденет веревку, выбывает из игры.

Слушай сигнал

Начертите круг диаметром 3 шага. В круг кладется веревка, равная диаметру круга, так, чтобы концы ее касались противоположных сторон. Два игрока становятся друг против друга вне круга. По команде они начинают ходить по кругу, не заступая за черту.

По сигналу каждый из играющих стремится схватить веревку за конец и перетащить ее к себе. Выигрывает тот, у кого это получится.

Вариант: к репшнуру длиной 3–5 м привязывают небольшие полоски цветной материи. Репшнур растягивают на всю его длину, кладут на землю. У концов репшнура под прямым углом к нему проводят две черты. Отмерив от концов репшнура по 20 м в противоположные стороны, втыкают в землю два флажка. Здесь становятся играющие. По сигналу они бегут к репшнуру. Каждый старается добежать до черты раньше соперника, схватить за конец репшнура и дернуть его к себе. Кому удается это сделать, тог выигрывает.

Набрось лассо

Игра напоминает борьбу всадников. Однако в руках у каждого «всадника» находится «лассо» – обруч, сделанный из гибких прутьев с привязанной петлей из репшнура длиной до 1 м, который надевается на руку. Игроки сходятся к середине площадки (по 3–4 пары в каждой команде), затем начинают маневрировать. Задача каждого набросить «лассо» на одного из «всадников» противоположной команды. Поверженный всадник выбывает из игры. Игра заканчивается поражением команды, все «всадники» которой выбиты из «седла». Запрещается «коням» браться руками за обручи.

Подсечка

Дети образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые составляют одну команду, вторые – другую. По сигналу, сохраняя круг, все принимают положение упор лежа. Педагог, находясь в середине, плавно вращает веревку по кругу над землей. Каждый школьник старается отталкиваться руками от земли, чтобы не задеть веревку, иначе он получит штрафное очко. Команда, получившая 10 очков, проигрывает.

Швартовка

В состязаниях участвует две команды. Нужны две бухты веревок длиной 20–30 м.

На одном конце каждой бухты прикреплено 1–2 карабина. Задача: быстро и точно попасть концом в цель – квадрат размером 2ґ2 м, умело свернуть веревку в бухту, передать готовую к метанию бухту своему товарищу по команде. За каждое попадание дается очко. Соревнования проводятся как личные, так и командные.

Ковбой

Еще одно хорошее упражнение, кстати, совсем забытое, и дети его выполняют с удовольствием. Выбрасывание основной веревки на максимальное расстояние и по цели. Перед броском бухту веревки надо разделить на две части: одну часть, такой величины, чтобы ее было удобно взять в руку, бросают в направлении к цели вперед-вверх. При замахе надо становиться боком к цели и широко расставлять ноги.

Достань камешек

Для игры требуется веревка длиной 2–3 м и два небольших камешка (шишки). Водящий вращает веревку на высоте 1 м от земли. Нужно, не задев веревку, достать камешек. Можно провести как командную игру, для этого игроки рассчитываются на первый и второй: все первые – одна команда, вторые – другая. Каждое касание веревкой игрока приносит штрафное очко.

Подари подарок

К сучку дерева подвешивается на веревке полиэтиленовый пакет, набитый сухой травой так, чтобы он почти касался земли. Под ним кладут несколько мелких предметов, нужных в походе. Участник, отведя пакет на себя до уровня головы, отпускает его и, двигаясь вслед за ним, подбегает к разложенным предметам и старается собрать как можно больше вещей и вернуться в исходное положение. Победителем является тот, кто благополучно ушел от качающегося пакета и собрал больше «подарков».

Завязывание узла вслепую

Игрокам завязывают глаза платком и дают веревку длиной 2–3 м. Задача игроков – как можно быстрее завязать предлагаемые типы узлов за 30 сек.

Перетягивание каната

Перетягивание каната – любимая матросская забава (сейчас стала видом спорта). Игру можно проводить на любой поляне. На середину веревки (15–20 м) привязывается яркая ленточка, косынка. Перед началом соревнований веревку располагают таким образом, чтобы ленточка находилась точно над центральной линией между флажками. Побеждает та команда, которая перетянет на свою сторону не только ленточку, но и не менее трех игроков команды соперников. Игру лучше проводить в два тура, чтобы дать командам возможность поменяться местами, предоставив им равные условия в двух попытках.

Вариант: каждая команда берет в руки половину веревки, при этом игроки становятся через одного по правую и левую сторону веревки. Условия те же. Можно играющим тянуть веревку одной рукой, стоя на одной ноге.

Борьба в шеренгах

Группа делится на две команды и выстраивается в шеренгу, лицом друг к другу, за линиями, расстояние между которыми – 8–10 м. По первому сигналу дети берутся за веревку, которая лежит в центре между двумя линиями. По второму сигналу они начинают тянуть веревку за свою линию. Выигрывают игроки, которые затащат хотя бы одного противника за свою линию.

Вариант: тянуть веревку не к себе, а вперед, стараясь затолкнуть хотя бы одного противника за его черту.

 Подвижный ринг

Веревку длиной 5–6 м связывают свободными концами и кладут в середине площадки. Игроки условно распределяются по весовым категориям на четверки. Первая четверка подходит к веревке с разных сторон и, взявшись руками, поднимает и натягивает ее, как бы образуя ринг. В трех шагах за спиной каждого игрока ставят флажок. По сигналу «Тяни!» каждый игрок старается первым дотянуться до флажка и коснуться его рукой. Тот, кому это удастся, побеждает и отходит в сторону. Оставшаяся тройка игроков снова берет веревку и тянет ее уже по трем направлениям, стремясь выполнить то же задание. Победитель занимает второе место. Таким же образом разыгрывается третье место. Флажок каждый раз переставляется в определенное место, для чего на площадке можно заранее сделать метки.

Вариант 1: то же самое – веревка связана, как показано на рисунке.

Категорически запрещено внезапно отпускать веревку.

Вариант 2: для игры необходима основная веревка 15–20 м со связанными концами. Играющие делятся на 4 команды по 3–4 человека. Встают внутрь квадрата напротив отведенного каждой команде угла. За пределами игрового квадрата в 2–3 м от каждого угла кладется контрольный предмет (флажок, шишка, камешек). По сигналу команды энергичными согласованными рывками стараются достать лежащие перед ними предметы. Как только одной из команд удастся овладеть своим предметом, она становится победительницей и отходит в сторону. Оставшиеся команды тянут веревку по трем направлениям. Победитель занимает первое место. Далее разыгрывается второе место.

Кто сильнее?

Двое, стоя спиной друг к другу, надевают через голову веревку, которая должна пройти под мышками и крепко обтянуть грудь. По сигналу каждый старается перетянуть другого за черту, отмеченную в трех метрах от него.

Вариант: То же самое, стоя на четвереньках.

Кто быстрее?

Группа рассчитывается на первый-второй. Первые номера – «лошадки», вторые – «кучера». У каждого «кучера» в руке веревка. Пробежать отрезок 30–60 м.

Паук

На линии старта начертите два круга. Разделите ребят на две группы от 5 до 10 человек и каждую группу поставьте в круг. Теперь обвяжите каждую группу основной веревкой на уровне пояса, получится два «паука». По команде «Марш!» оба паука начинают наперегонки перебираться к финишу, где начерчены два других круга, в которые они должны встать. Пауки спотыкаются, не бегут, а еле ползут. Все играющие должны быть либо босыми, либо в обуви.

Вариант: перетащить группу соперников, состоящую из 5–6 человек, связанных вместе одной веревкой, через черту любым способом.

Перетягушки

В игре проявляются сила, ловкость, сообразительность. На земле чертятся два небольших круга, куда входят играющие. Между ними протянута веревка, концы ее – у играющих в руках. Цель игры: заставить соперников переступить круг. Это можно сделать силой – просто перетянуть его, или хитростью – отпустить часть веревки, чтобы соперник, не рассчитав рывка, вышел из круга. Держать веревку надо хотя бы одной рукой. Упустил – проиграл. Длина веревки – 3–5 м. Расстояние между кругами может быть разным.

Достань камешек

Два игрока надевают на правые ноги петли, завязанные на концах двухметровой веревки. По сигналу каждый старается дотянуться рукой до лежащего в 1 м от него камешка.

Коснись «мяча»

Соперники берутся за концы веревки длиной 4–5 м, к середине которой подвешен мешочек, наполненной сухой травой. Надо подтянуть к себе веревку с мешочком и ударить по нему ногой. Выигрывает тот, кто сумеет ударить ногой по мешочку. Можно провести целый чемпионат из таких поединков.

Упражнения на горизонтальной веревке

На любой местности можно найти участок с деревьями для занятий по преодолению препятствий. Систематическое выполнение упражнений в равновесии с постепенным их усложнением способствует устойчивости вестибулярного аппарата и развитию тонких мышечных ощущений, контролирующих как состояние тонуса мышц, так и взаимное расположение частей тела. По наблюдениям автора, увеличение высоты веревки над землей стимулирует интерес детей (на высоте более 1 м страховка обязательна). Кроме того, передвигаясь по относительно высоко натянутым перилам, учащиеся постепенно побеждают в себе чувство страха, робости, обретают уверенность в своих силах. Повышать высоту надо постепенно. Школьников надо обязательно учить самостраховке и, прежде всего, умению правильно прыгать с высоты, мягко приземляться, не терять равновесия. Обучению сохранять равновесие должно предшествовать обучение прыжкам с высоты (пней, поваленных деревьев, небольших обрывов).

Для учебных занятий веревку натягивают низко над землей, чтобы с нее можно было легко сойти при потере равновесия. Хождение по горизонтально натянутой веревке вперед, назад. Наиболее подготовленным детям можно предложить хождение с закрытыми глазами.

При передвижении стоя поперек нужно соблюдать следующие условия. Стоя поперек веревки на двух ногах на расстоянии малого шага, перенести тяжесть тела на правую ногу и отвести левую скольжением влево, перенести на нее тяжесть тела и потянуть правую ногу. В таком порядке передвигаться влево, а затем и вправо, начиная с правой ноги.

Упражнение в раскачивании требует от детей прочной устойчивости и умения согласовывать равновесие с качем. Стоя одной ногой на веревке, колено «смягчить», руки в стороны, слегка наклонить туловище попеременно вправо и влево и, помогая движением свободной ноги, постепенно раскачивать веревку, удерживая ее опорной ногой под центром тяжести. Балансирование осуществляется обычно руками и наклоном туловища в сторону кача.

Движение «маятником» на высоте более одного метра на самостраховке

Воздушная переправа по параллельно натянутым веревкам

Если веревки натянуть туго, учащиеся свободно проходят: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Но стоит ослабить веревку, сделать переправу «жидкой», как все значительно усложняется.

Веревку можно натянуть с наклоном в какую-либо сторону, тогда степень трудности переправы возрастает, особенно при движении вниз. На круто наклоненных веревках упражнение выполняется при помощи схватывающего узла.

Упражнения на равновесие

Ходьба по бревну, закрепленному на веревках между двух деревьев. В начале занятий использовать перила.

Преодоление качающегося бревна с сохранением равновесия способствует общему физическому развитию детей, лучшей координации движений, воспитывает смелость. Поэтому игровые упражнения на равновесие необходимо включать в каждое занятие.

Категорически нельзя проводить игры на мокром бревне или в дождливую погоду, а также заниматься босиком.

Дабл-дач

Прыжки через две веревки: двое крутят, третий прыгает – увлекательнейшее развлечение. Дабл-дач в переводе с английского значит «двойной голландец». Почему «двойной» – понятно: две веревки. Упражнение с длинной веревкой – групповой вид деятельности, где одновременно могут заниматься от 3–4 до 10–12 человек.

Упражнения с альпенштоком

Занятия в естественных природных условиях занимают одно из ведущих мест в процессе физической подготовки юных туристов. Проведение подвижных игр и игровых упражнений на местности требует от педагогов специального выбора места для организации учебных занятий, специального инвентаря. Игры с альпенштоком представляют довольно большой блок общеразвивающих упражнений, способствующих воспитанию силы, ловкости, гибкости и других физических качеств. Предложенные игровые упражнения трудно провести в условиях спортзала, города. В любом лесу можно найти гладкую крепкую палку длиной от 1 до 1,5 м.

Альпеншток (от «Альпы» и нем. Stock – палка) – прочная круглая деревянная палка длиной 1–1,5 м и диаметром 3–4 см с металлическим наконечником (штычком) или без него.

Посох – палка с заостренным опорным концом. Должен быть на 10 см короче лыжной палки, удобным и прочным. Этим требованиям отвечает палка из прямослойного дерева без сучков.

Использование альпенштоков в походе уменьшает нагрузку на коленные суставы и позвоночник, облегчает преодоление холмистой и горной местности. Может применяться как опора, при срыве и падении позволяет выполнить самозадержание и, тем самым, избежать травм.

Кроме того, посох можно использовать в качестве стойки для палатки, как шест при одиночных переправах вброд. Если препятствие несложное, палка-альпеншток держится одной рукой, как возможная третья точка опоры.

Индивидуальные упражнения

На альпенштоке может быть нанесена разметка до 1 м, через каждые 10 см. В полевых условиях он может служить для определения глубины и ширины водных объектов, а также для определения подвижности плечевых суставов.

Из положения руки вверх, альпеншток в прямых руках выполняется выкрут. Левой рукой следует всегда браться у нулевой отметки, а правой постепенно перехватывать, сужая хват и отмечая ширину выкрута. Это упражнение можно делать в домашних условиях с полотенцем.

Через альпеншток

Держа альпеншток перед собой на ширине плеч (разрешается держать концами пальцев) или за концы альпенштока, перепрыгнуть через него, не выпуская из рук. Затем, прыгнув и поджав ноги, перевести палку снова в начальное положение – перед собой. Выигрывает тот, кому удастся повторить без перерывов это упражнение большее число раз.

Вариант 1: прыжки через альпеншток с продвижением вперед, можно с промежуточными подскоками.

Вариант 2: спрыгнуть с пенька (лежащий ствол дерева).

Трудный прыжок

Положить на землю альпеншток и подойти к нему. Наклониться вперед, взяться руками за ступни и, отталкиваясь одновременно двумя ногами, попытаться перепрыгнуть через альпеншток.

Вариант: взять альпеншток в левую (правую) руку, другой конец прижать к дереву на высоте уровня пояса. Перепрыгнуть через альпеншток, не отрывая его от дерева.

Подхвати альпеншток

Играющий ставит альпеншток вертикально на землю. Придерживая его указательным пальцем, нужно отпустить альпеншток, махом быстро пронести над ним ногу и снова подхватить альпеншток. Перенос можно производить правой и левой ногой.

Вариант 1: исходное положение – то же самое. Оторвав (отняв) руку от альпенштока, сделать поворот на 360° и, не давая альпенштоку упасть, прижать его ладонью. Затем проделать поворот в другую сторону.

Вариант 2: поставить вертикально на землю два альпенштока, слегка опираясь на них руками. Нужно отпустить руки от альпенштоков и, обернувшись вокруг оси на 360°, постараться схватить их, прежде чем они упадут на землю.

Поединок метких

Играющие становятся у линии, правой (левой) рукой прижимают к носку правой (левой) ноги альпеншток. Надо сильным взмахом ноги послать альпеншток вперед, стараясь как можно дальше отбросить его от линии. Игрок, бросивший свой альпеншток дальше других, становится победителем.

Вариант: можно бросать в цель.

Попади в горшок

Педагог завязывает глаза игроку повязкой или платком, дает ему в руки альпеншток и поворачивает игрока в любом направлении: тот проходит 5–10 м. После этого он должен попасть альпенштоком в «горшок», стоящий на пеньке. Тот, кому это удается, выигрывает.

Метатели дротиков

Дротик представляет собой палку или альпеншток. Метание производится стоя, с расстояния 10–15 м. Если дротик воткнулся в мишень, метателю засчитывается 10 выигрышных очков; если попал в мишень плашмя и остался в кругу – участник получает одно очко. В случае промаха – три штрафных очка.

Победителем считается тот, кто заработал больше очков за вычетом штрафных за установленное количество бросков.

Голубь

Каждому играющему нужен альпеншток. Чертят стартовую линию, на расстоянии 10–15 м от нее – линию финиша. Участники, встав у линии старта, приседают, ноги вместе, руки опущены до уровня коленей. Под коленями и через согнутые в локтях руки пропускается альпеншток. Кисти рук сцеплены вперед в замок. В таком положении участники должны прыгать до финиша. Побеждает тот, кто припрыгает первым. Не разрешается держать альпеншток кистями рук. Нельзя толкать друг друга.

Тропа альпиниста

Балансирование альпенштоком, установленным вертикально на ладони или на пальцах правой или левой руки, передвигаясь по лежащему на земле стволу дерева.

Варианты:

1) балансирование альпенштоком, стоя на едином месте и не переступая ногами;
2) балансирование, делая повороты на 180°, 360°;
3) перебрасывание альпенштока с руки на руку, не теряя равновесия;
4) ходьба, руки в стороны, в руках альпеншток, пройти по лежащему на земле стволу дерева;
5) поставить альпеншток на стопу и держать;
6) двое участников кладут альпеншток на стопу вытянутых ног и в таком положении прыгают;
7) сидя на земле, держать альпеншток двумя руками под ногами. Согнув колени, выполнять движения ног вперед-назад.

Землемеры

Расстояние между стартом и финишем – 10–15 м. Участники с альпенштоками одинаковой длины располагаются на старте (интервал – 1,5–2 м). По сигналу они устремляются к финишу, измеряя расстояние альпенштоками (при каждом промере альпеншток кладется на землю). Кто быстрее и точнее измерит расстояние, тот победитель.

Высокий прыжок

Первый, стоя ноги врозь, держит альпеншток горизонтально перед собой на уровне пояса двумя руками за один конец; второй, стоя против альпенштока, кладет одну руку на плечо партнера, другой рукой захватывает альпеншток, опираясь одной рукой о плечо первого. Второй выполняет прыжок, согнув ноги через альпеншток. Выигрывает тот, кому удается повторить без перерывов это упражнение большее число раз.

Кто сильнее?

Перетягивание альпенштока, стоя ноги врозь. Хват правой рукой за конец альпенштока, левая рука на поясе. По команде каждый из партнеров старается перетянуть другого на свою сторону. Не разрешается внезапно отпускать альпеншток, применять рывковые движения.

Вариант: стоя на стволах деревьев, лежащих на земле.

Соревнующиеся входят в круг диаметром 2 м и берутся за концы альпенштока. По сигналу игроки стараются вытолкнуть друг друга за пределы круга. Запрещается перехватывать руки и вставать на колени.

Борьба за альпеншток

Встав лицом друг к другу, соревнующиеся берутся руками за альпеншток, удерживая его горизонтально прямым хватом. Руки на ширине плеч, правая рука у каждого снаружи. После сигнала игроки выкручивают альпеншток, стремясь заставить соперника отпустить один из его концов.

Игру можно проводить и по более сложным правилам. На земле чертится круг диаметром 1,5–2 м. Оба соперника становятся в него, берутся за альпеншток и стараются повернуть его таким образом, чтобы соперник либо отпустил его, либо заступил за черту круга. Заступивший за черту круга хотя бы одной ногой считается побежденным.

Варианты:

1. Стоя лицом друг к другу, в руках альпеншток. Не отпуская альпеншток, перетянуть через черту соперника движением назад за пределы круга (черты). Разрешаются обманные движения.

2. Двое играющих (или 2, 3, 4 пары) садятся на землю друг против друга и упираются в ступни один в другого. Взявшись на ширине плеч за альпеншток, каждый (по сигналу) старается поднять своего соперника с земли. Сгибать ноги в коленях и отпускать альпеншток не разрешается. Выигрывает тот, кто сумеет приподнять с земли своего соперника.

3. Группа делится на 2 команды, равные по силам, и встает разомкнутыми на вытянутые руки шеренгами. Становятся друг напротив друга члены каждой пары. Каждой паре выдается альпеншток, и участники держат ее вытянутыми руками за концы в горизонтальном положении. По сигналу в течение 10–20 сек. игроки первой шеренги, энергично вращая альпеншток в любую сторону, стараются повернуть его в вертикальное положение, а их соперники изо всех сил противодействуют этому. Тот, кому удается преодолеть сопротивление соперника и повернуть альпеншток в вертикальное положение, приносит своей команде очко. Затем следует 30–40-секундная пауза, после которой команды меняются ролями. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Сильная хватка

Игроки встают спиной друг к другу и поднимают вверх альпеншток, взявшись за него руками. Задача игроков – наклониться вперед и попытаться оторвать соперника от земли. Проигрывает тот, кто окажется в воздухе или отпустит альпеншток.

Кто быстрее?

Несколько пар, стоя лицом друг к другу в 2–3 шагах, ставят перед собой вертикально альпеншток, слегка придерживая его сверху раскрытой ладонью. По сигналу партнеры меняются местами, прежде чем альпеншток упадет на землю. (Участникам заранее сообщается, сколько раз они должны это сделать.) Побеждает пара, сделавшая необходимое число перебежек, ни разу не уронив альпеншток на землю.

Вариант: то же самое, только стоя спиной друг к другу.

Фехтование

В кружок на земле кладется шишка (камешек); в 60–80 см от кружка проводятся две линии, за которыми становятся играющие. По сигналу каждый из них пытается ударить альпенштоком по предмету, отбивая удары соперника. Побеждает тот, кто выкатит альпенштоком предмет из кружка.

Вариант: участники, держа в руках по альпенштоку, располагаются на площадке. Перед каждым игроком в кружке лежит шишка. По сигналу игроки должны концами альпенштоков поднять предмет до уровня плеч. Кому удается это сделать, тот победитель.

Перетяни за линию

На площадке проводятся три линии на расстоянии 1,5 м одна от другой. Играющие делятся на две команды (юноши и девушки играют раздельно) и становятся по обе линии старта лицом друг к другу за своими капитанами у средней линии. Затем берутся руками за пояс впередистоящего, а капитаны команд – за альпеншток. По сигналу играющие стараются перетянуть соперников на свою сторону, за среднюю линию, капитана команды. Выигрывает команда, которой это удается, или та, которая сможет принудить капитана команды упасть. Тянуть только по сигналу. Нельзя отпускать руки в момент перетягивания капитана соперников. Выигрывает команда, которая сумела сделать это или принудить первого игрока упасть или отпустить руки от альпенштока.

Не урони

Упражнение в переноске партнера разными способами способствует развитию силы и силовой выносливости, а также приучает экономно расходовать силы, согласовывать свои движения с действиями партнеров. Имеет спортивно-военную направленность. Переноску партнеров различными способами осваивают группами по 3–4 человека. Роли каждого периодически меняются. Партнеров подбирают приблизительно равных по росту, весу и силе. Вначале способ изучают на месте, а затем в движении. Увеличивают расстояние и усложняют рельеф местности постепенно, перепад высоты – не более 22–30 м.

Два человека держат за концы два альпенштока, на них встает еще один участник каждой ногой на альпеншток, и в таком положении участники преодолевают дистанцию.

Варианты:

1. Переноска участника, стоящего двумя ногами на одном альпенштоке, который держат впереди себя.
2. То же самое, но альпеншток за спиной.

Подхвати

Группа рассчитывается по порядку номеров, и участники образуют круг. Водящий становится в середину круга. Он получает альпеншток и ставит один его конец в землю, а другой конец придерживает рукой. Водящий, держа альпеншток, громко называет какой-нибудь номер и отпускает альпеншток. Игрок с названным номером должен подскочить и схватить альпеншток, пока он не упал на землю. Если ему это удается, он возвращается на свое место, а водящий продолжает водить. Если он не поймает альпеншток, то меняется местом с водящим. Определяется самый ловкий и внимательный, т. е. тот, кто не был водящим или водил меньше всех.

Варианты:

1. То же самое, стоя в две в шеренги в 7–8 м по обе стороны от водящего.
2. То же самое, стоя спиной к альпенштоку.
3. Стоя в кругу, интервал между играющими – 3–4 шага.

Поставить перед собой вертикально на землю альпеншток. По сигналу все отпускают свои альпенштоки и быстро перебегают влево (вправо), чтобы успеть подхватить альпеншток соседа. Движение идет по кругу с выбыванием.

Группа строится в две шеренги, лицом друг другу, с интервалом и дистанцией 1 м. У каждой пары стоящих друг напротив друга игроков в руках альпеншток, один или два участника переправляются через «живой мост», шагая по альпенштокам с одной стороны на другую. Касаться участников, держащих альпеншток, нельзя.

Варианты:

1. Пары стоят на стволах лежащих бревен, держа альпеншток на плечах. Участники переправляются на одних руках.

2. Упражнения в висах и упорах, используя для этого альпенштоки.

 Лазанье с помощью альпенштока

Подъем на склон, преодоление обрыва, особенно в начале обучения, проводить в соответствии с физической подготовленностью и ростом детей. С помощью альпенштока преодолеваются склоны высотой до 3 м.

Преодоление естественных препятствий – эффективное средство формирования у детей двигательных умений, необходимых в туризме и в жизни. Достоинство этого средства в том, что дети проявляют к нему живой интерес и игровые задания выполняются наиболее живо и охотно.

Препятствия надо подбирать простые, удобные для использования, надежные, чтобы не вызвать травмы. И главное, о чем надо помнить педагогам и детям, – это бережное отношение к природе.

Встречная эстафета на ходулях

Интереснейший игровой снаряд – ходули – можно использовать для самых различных игр и упражнений, этому развлечению около двух тысяч лет. В эпоху Средневековья ходули имели широкое практическое использование. На них переходили через небольшие речки, заболоченные луга, топи. Пастухи некоторых районов Франции и по сей день пасут стада на ходулях. В лесу ходули можно изготовить из крепких сухих нетолстых жердей, подобрав их так, чтобы в нижней части на одинаковой высоте были сучья. Сучок обрубается (отпиливается) такой длины, чтобы на него можно было поставить стопу. Главное, чтобы ногу можно было свободно снять с подставки при потере равновесия.

Нижние концы ходулей ставят перед собой, верхние концы пропускают под мышками назад. Одну ногу ставят на подставку одной ходули, оттолкнувшись другой ногой, быстро ставят ее на подставку другой и принимают вертикальное положение. Если удается удержать равновесие, можно начинать ходьбу. После нескольких попыток ребенок свободно научится перемещаться на ходулях в нужном направлении.

На площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 20–30 м одна от другой. Участники обеих команд рассчитываются по порядку номеров. Четные номера каждой команды становятся против нечетных за линиями. Первым номерам даются ходули. По сигналу ребята начинают двигаться на ходулях; первые номера, дойдя до противоположной черты, передают ходули своим вторым номерам; те, пройдя то же расстояние в обратном направлении, передают ходули третьим номерам и т.д., пока не пройдут все. Побеждает команда, которая раньше закончит эстафету и вручит ходули педагогу.

Вариант: от сухого бревна диаметром 15–20 см отрезаются 4 чурбака длиной 20 см. Обвязывают чурбак репшнуром. Встречная эстафета на чурбаках аналогична эстафете на ходулях.

По окончании игр, упражнений чурбаки можно использовать для костра или оставить до следующего раза.

Для самых маленьких ходульки можно сделать из пустых консервных банок. Натяжные репшнуры нужно отрегулировать опытным путем, чтобы удобно было шагать.

Хромой аист

Игроки удлиняют лишь одну ногу, а другой прыгают по земле, словно бегут на костыле. Выигрывает тот, кто пробежит первым отрезок 20–30 м.

Есть игры, которые, возможно, и не особенно увлекут детей, но станут хорошей разминкой перед какой-либо другой игрой. Они прекрасно взбадривают, развивают силу, прыгучесть, улучшают координацию движений.

Нарисуй солнышко

В игре принимают участие 2–3 команды, каждая из которых выстраивается в колонну по одному. Каждый игрок в руках держит альпеншток. Впереди каждой команды на расстоянии 20–30 м чертят круги диаметром 2–3 м. По сигналу участники команд выбегают с альпенштоком в руках и кладут их лучами вокруг своего круга. Побеждает команда, которая быстрее и красивее справится с заданием.

«Витязи»

Для игры нужны два альпенштока. Это пики, как у древних витязей. На конце каждого альпенштока закреплен мешочек, наполненный сеном, опилками или песком. Получается пика с амортизатором. Между пнями должно быть расстояние 2–3 м.

Столкнувший соперника остается на пне, на смену поверженному выходит следующий игрок из его команды.

Когда игра закончена, подсчитывают результаты. За каждого оставшегося в резерве игрока команда получает по 5 очков. Каждый сбитый соперник дает по 5 очков. Команда, набравшая больше очков, считается победительницей.

Хорошо развивает силу пальцев, кистей и предплечий упражнение, заключающееся в накручивании на альпеншток репшнура с отягощением привязанным чурбаком (размер и вес подбирается в зависимости от возраста детей).

Возьмите альпеншток в средней части, крепко привяжите репшнур длиной 1–1,5 м, к другому его концу прикрепите груз в виде чурбака, полена. Приспособление удерживается вытянутыми руками на уровне плеч (хват сверху в середине альпенштока). Упражнение следует выполнять с умеренной скоростью, постепенно увеличивая вес до тех пор, пока возможно правильное выполнение движений кистями и запястьями.

Туристские аттракционы

Предлагаемые игровые забавы позволят педагогам поднять настроение в ненастную погоду во время занятий с детьми, а также повысить свое педагогическое мастерство. Значение этих игровых забав трудно переоценить. Они сплачивают коллектив, а главное – усиливают желание детей регулярно посещать занятия по туризму.

Викторина

Педагог предлагает ребятам назвать 10–15 туристских терминов, начинающихся с определенной буквы. Сделать это, оказывается, не так просто.

Например: «п» – подъем, перевал, приют, палка, переправа, подход, переход, первопрохождение, палатка, плот, полиспас, порог, прижим, причаливание.

Проверка координации

Нужно предложить детям одновременно правой рукой выполнить движение, имитирующее пилку дров, а левой – их рубку топором.

Попробуй завяжи

Кто сумеет завязать узел на веревке, держа концы веревки в руках. Только держа руки в таком положении можно завязать узел.

 Запутанный узел

Завяжите в центре репшнура простой узел, навяжите на этот узел второй простой узел. Получится узел, чем-то похожий на прямой. Затем один из концов репшнура проведите через обе петли (см. рис.). Закончив приготовления, приступите к главной части этого фокуса. Держа один конец репшнура, предложите кому-нибудь из ребят потянуть за другой. Вместо сложного запутанного узла окажется гладкая веревка. Узел исчез. Этот фокус удается только в том случае, если третью петлю вы сделаете в точности так, как показано на рисунке.

Волшебная петля

Для этого фокуса потребуется отрезок репшнура длиной 1 м. Сделав из него на земле две двойных петли, вставьте палец в одну из петель и, потянув свободной рукой концы репшнура, демонстрируйте, как петля захватила палец. Затем проделайте то же самое, но поставив палец в другую петлю. Петля не «поймает» палец.

После этого еще раз, разложив на земле петли, предлагайте кому-нибудь из ребят угадать, в какую петлю нужно поставить палец, чтобы петля его захватила. Все попытки оканчиваются неудачей. Репшнур легко обходит палец.

Секрет фокуса заключается в том, как вы будете поворачивать репшнур, укладывая петли. Если при укладке петель репшнур поворачивать только в горизонтальной плоскости, одна из петель обязательно захватит палец. Если же, делая петли, вывернуть репшнур в вертикальной плоскости, обе петли получаются фальшивые и палец не захватят.

Узелок завяжется

Необходимо мысленно потянуть за концы веревок. Какие узлы при этом завяжутся, а какие развяжутся?

Кроссворд

Заполнив правильно горизонтальные ряды, куда необходимо вписать названия девяти туристских узлов, вы получите в выделенных вертикальных клетках название десятого узла. Все они изображены на рисунке.

Вариант: предложите ребятам решить несложную задачу, показав им рисунок, и определить, можно ли использовать эти узлы на соревнованиях и в походах. Какие узлы они им напоминают?

Одним взмахом десять узлов

Взяв репшнур длиной 10–12 м, намотайте его на левую руку. Показав детям, резко сбросьте с руки. На веревке окажется десять узлов. Отдайте конец веревки ребятам и попросите их развязать узлы. Весь секрет – в намотке веревки на левую руку. Делается это следующим образом. Левой рукой держите веревку между большим и указательным пальцами на расстоянии 40 см от конца. Правой рукой захватите веревку на расстоянии 30 см от левой и держите ее между средним и безымянным пальцами. Затем, слегка сжав правую руку, поднесите ее к левой и захватите веревку, находящуюся между большим и указательным пальцами правой руки. Получится петля, которую вы должны сделать немного шире, растягивая ее большим пальцем правой руки. Наматывайте на левую руку петли только что описанным способом. Когда у вас таким образом будет намотано на левой руке нужное количество петель, которые должны лежать свободно и ровно, захватите конец веревки, оставшийся между указательным и средним пальцами левой руки, и, сильно размахнувшись, бросьте все намотанные петли вперед, удерживая оставшийся конец между указательным и средним пальцами. На выброшенном отрезке веревки завяжется столько узлов, сколько было сделано петель. Перед тем как показывать детям, сначала сами потренируйтесь.

Перетягивание веревки

Аркадий, Борис, Николай и Владимир развлекались перетягиванием веревки. Борис мог перетянуть Аркадия и Николая, вместе взятых. Если с одной стороны становились Борис и Аркадий, а с другой – Николай и Владимир, ни та, ни другая пара не могла перетянуть веревку на свою сторону, но, если Николай и Аркадий менялись местами, Владимир и Аркадий легко побеждали соперников. Кто из них самый сильный? Кто занимал второе место, кто – третье, кто самый слабый?

Бег с капканом

Несколько небольших мешков из-под продуктов надо набить травой, соломой и завязать. Это и будет «капканом». Постройте в шеренгу 6–10 ребят, к ноге каждого из них привяжите капкан и устройте бег наперегонки. Соревнования проходят весело, но бежать с капканом нелегко. Поэтому отметьте расстояние для бега не более 30–40 м.

Игровые упражнения любят дети всех возрастов за увлекательность, соревновательный характер, возможность проявить свои способности: быстроту, ловкость, находчивость, умение преодолевать препятствия.

При выполнении упражнения вдвоем дети должны быть одинакового роста и веса.

Завязывание узла парами

Соревнуются команды из двух человек. Игроки становятся друг против друга, держась одной рукой за один конец веревки длиной 1–1,5 м, вторая рука заложена за спину. Педагог выбирает один из знакомых всем узлов и предлагает команде завязать его при условии, что каждый из участников действует только одной рукой. Очки присуждаются за скорость и правильность вязки узла.

Ножные качалки

Ножные качалки можно сделать из круглого бревна. Для игры нужно сделать несколько пар качалок. Играющие становятся на качалки друг напротив друга на расстоянии вытянутых рук. Ударом ладони каждый старается вывести своего соперника из равновесия и заставить хотя бы одной ногой ступить на землю. Потерявший равновесие выбывает из игры. На его место становится следующий.

Вариант: играющий получает по две кружки: одну – пустую, другую – наполненную водой. Стоя на качалках друг напротив друга, каждый подставляет свою пустую кружку товарищу, чтобы он мог перелить в нее воду из своей кружки, и одновременно переливает в пустую кружку партнера. При этом нужно не пролить ни одной капли.

Не урони «мяч»

Вариант: партнеры становятся на качалках один напротив другого на расстоянии трех шагов и по сигналу начинают перебрасывать мешочек, набитый травой. Тому, кто роняет «мяч» на землю, вычитываются штрафные очки. У какой играющей пары будет меньше штрафных очков, та и выиграла.

Не упади

Уравновесив альпеншток на ладони, пройти по начерченной на земле линии (бревну), сохраняя равновесие и не роняя альпеншток.

Варианты:

1. То же самое, только с мешочком на голове, одна рука на поясе. Сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть на землю, встать на колени и вернутся в исходное положение.

2. Сохраняя правильное положение тела и удерживая груз на голове, стоять на сложной опоре. Круглое бревно, альпеншток.

Эстафета вдвоем

Играющие становятся в колонну по два боком (спина к спине), держа между рук альпеншток. Каждая пара участников передвигается до поворотного знака, бежит обратно, касается стоящих впереди альпенштоков и становится сзади колоны и т.д.

Укрепите вертикально альпеншток. Отмерьте 10 м. Возьмите кольцо диаметром 20 см. Его легко изготовить самостоятельно из гибких прутьев, соединив концы при помощи изоленты.

Задача: броском с 10 м надеть кольцо на альпеншток. Выполнять 10 бросков. Каждый меткий бросок – 1 очко. Если в первой попытке было 5 удачных бросков, значит, в следующей их должно быть не менее шести и т.д.

Перетягивание с веревкой

Веревку длиной 1,5–2 м связывают кольцом. Играющие становятся спиной друг к другу и берутся руками за веревочное кольцо. Перед ногами у каждого на расстоянии проведена черта. Каждый из играющих старается перетянуть соперника за свою черту. Выигрывает тот, у кого это получится.

Кто быстрее?

На землю кладут веревку длиной 1–2 м, к концам которой привязаны мешочки с песком. У концов веревок спиной друг к другу встают двое играющих. Перед каждым из них в 10 м поставлен флажок. По сигналу играющие бегут к своим флажкам, отбегают и, вернувшись, стараются выдернуть веревку в свою сторону, опередив соперника. Побеждает тот, кому это удается сделать. Соревнования повторяются трижды.

Играющие садятся в круг. За ними по кругу ходит водящий, в руках у него репшнур длиной 2–3 м. Наклонившись, он незаметно кладет репшнур за спиной одного из сидящих, после чего хлопает в ладоши. Все оборачиваются, и тот, кто находит «кнут» у себя за спиной, берет его и стремится догнать водящего. Если ему это удается, он становится водящим.

Мини-кегли

На первый взгляд эта игра не представляет особой сложности: взял в руки шар, метнул и дожидайся результата: упадут кегли или нет. На практике дело выглядит по-другому. Удачный бросок, оказывается, требует хорошего глазомера, точного расчета и твердой руки. Все это достигается постоянной тренировкой.

Для начала необходимо найти дерево с горизонтальным сучком в 2–3 м от земли. Для игры необходим небольшой мешочек, набитый песком. Он крепится на веревке к сучку. Установите кегли (чурки высотой 20–30 см), как показано на рисунке, расстояние между чурками – 30 см. В игре могут участвовать команды по 4–6 человек, можно проводить игру и один на один.

Перед началом игры чурки устанавливаются в небольшие ямки, как показано на рисунке. В центре – фигура черного (красного) цвета. Игрок, заняв позицию у линии, берет в руку мешочек и посылает в сторону фигур. Задача: сбить наибольшее количество фигур. Одному игроку предоставляется право на 1–3 броска. Умелый игрок одним броском может сбить 9 фигур. Выполнив броски, игрок приносит своей команде определенное количество очков. Очередной бросок выполняет соперник. Таким же образом поочередно выполняют броски остальные участники.

Партия считается законченной, когда команда в составе 4 человек наберет 36 очков (каждый игрок выполняет 1 бросок, и его максимальный результат – 9 сбитых фигур; 9 ґ 4 = 36). Одновременно со сбитыми фигурками ведется подсчет затраченных бросков. При количестве игроков в команде 4 человека игру можно закончить в 4 броска (каждый бросок будет приносить максимальный результат – 9 очков).

Игроки команды, проигравшей партию, продолжают игру до тех пор, пока не наберут 36 очков.

Вариант: следующая партия – броски с ограничением. Игроки выполняют прежнюю задачу – стараются сбить максимум фигур, однако здесь имеется ограничение: запрещается сбивать фигуру черного (красного) цвета. Если во время выполнения броска игрок вместе с другими фигурками сбил и черную (красную), бросок не засчитывается, фигуры выстраиваются в том положении, перед которым игрок начал бросок.

Перемена мест

Игроки двух команд, стоя в шеренгах лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки, приседают, держа руки, связанные репшнуром, на коленях. По сигналу все игроки, прыгая, продвигаются вперед, стараясь быстрее пересечь линию противоположного «дома». Побеждает команда, игроки которой первыми соберутся за противоположной линией.

Посадка картошки

Играющие делятся на 2–3 команды. Перед стоящими впереди проводится стартовая линия. На расстоянии 10–20 шагов от стартовой линии напротив каждой команды чертятся кружки (лунки), куда кладутся чурки (картошки). Кружки находятся на расстоянии 0,5–1 м один от другого. Играющим, стоящим впереди, дается по мешочку. По сигналу игроки начинают собирать чурки в мешочки. Затем игроки возвращаются обратно и передают мешочки очередным игрокам. Те бегут к своим кружочкам и кладут по одной чурке в каждый кружок. Вернувшийся игрок встает в конец своей колонны. Команда, сумевшая быстрее других закончить раскладку «картофеля», считается победительницей.

Станция

Начертите линию А, отмерьте от нее 20–30 м и проведите линию Б. В 10 м от линии А начертите круг диаметром 1 м. Такой же круг начертите в 10 м от линии Б. Старт с линии А. Прыжками через короткую веревку на левой ноге допрыгать до ближайшего круга. Здесь можно отдохнуть. Теперь прыжками на правой ноге – до дальнего круга. Отдых. Прыжками, отталкиваясь обеими ногами, финишировать. Задача: затратить как можно меньше времени на преодоление всей дистанции. Выполняется 2 попытки (цель второй – улучшить время). Игру проводить на каждом занятии, стремясь превзойти ранее достигнутый результат.

Аттракционы, описанные ниже, вносят в занятие оживление и разнообразие.

Тяжелый карандаш

К одному концу альпенштока привязывают карандаш, к другому – чурку весом до 1 кг. Написать, не кладя альпеншток на плечо, условные туристские термины из 8–10 слов – кто быстрее.

Достань предмет

Поднять до уровня пояса лежащую на земле кружку концами двух альпенштоков. Альпенштоки держать за противоположные концы.

Альпеншток одним концом в левой (правой) руке, второй конец на земле у левой (правой) стопы. Опираясь на альпеншток, присесть на левой (правой) ноге, правая (левая) прямая вперед – «пистолет». То же на другой ноге.

Ноги врозь, альпеншток в правой (левой) руке хватом за середину сверху. Отпустить альпеншток. Поймать на лету. То же – другой рукой.

Прыгнуть вперед через альпеншток, отпуская левую (правую) руку.

Ильдар ЗАМАЛЕТДИНОВ,
старший инструктор по спортивному туризму
г. Казань

В данной рубрике в новом учебном году вашему вниманию будет предложена подборка зимних игр и игровых упражнений на снегу с веревкой и альпенштоком, подготовленная этим автором.
Участникам игр скучать не придется. Надо только заранее подготовить лыжи, санки, ледянки и мячи – и ваши уроки будут самыми интересными!