Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2006

УЧЕНИК


Детский взгляд

Чтобы проводить уроки, каждый учитель должен быть уверен: то, что он делает, – правильно и конечно же необходимо его ученикам. Именно поэтому педагоги стараются как-то разнообразить занятия, вовлечь в работу тех, кто к ней не привык. К сожалению, не каждому и не всегда это удается. Учитель проводит уроки и оценивает работу детей. А кто оценивает работу учителя? Директор? Завуч? Думаю, что их оценка гораздо менее важна, чем оценка учеников. Именно они внимательно наблюдают за поведением педагога, обсуждают каждое его действие. А учитель, как правило, даже не подозревает об этом. Может быть, именно потому, что их мнение взрослых мало интересует, ребята стали публиковать свои взгляды на уроки на специальном сайте, как бы для самих себя.
Письмо, с которым хочется сегодня познакомить наших читателей, было написано давно, но актуальности не потеряло. Мы публикуем его в неотредактированном виде и приглашаем всех к обсуждению. К обсуждению детского взгляда на уроки физической культуры.

Геймеры на уроке физкультуры

Сегодня у нас физра вместо информатики. Когда я услышал эту новость, мои колени подкосились, и я чуть не упал. Вообще-то по жизни я спортсмен, вернее, киберспортсмен. Лучше бы провели еще одну алгебру, но никак не физру. Говорят, у нас будет вести новый учитель. Мне не хочется в это верить, и моим друзьям тоже. Ведь это значит, что во время подтягивания на турнике или отжимания спокойно сидеть на скамейке не удастся.

Слухи подтвердились. Весь день я не хотел в это верить, но сейчас сомневаться было бы просто глупо. В Adobe Photoshop сделал справку об освобождении по состоянию здоровья. У моих друзей такие же. А я думал, что они не умеют работать в Adobe Photoshop!

Толпой подходим к физруку. Показываем справки. «Это подделка!» – заявляет он. Хм... откуда у него такие познания? Говорит: «Сегодня полоса препятствий, и пусть хоть кто-нибудь из вас не явится! Сразу три двойки в журнал каждому».

Вижу полосу препятствий. Страшное зрелище! Хотя полоса интересней, чем гимнастика, которой мы занимались раньше.

«Проходим полосу препятствий!» – издеваясь, кричит физрук. А, может, еще не поздно, сославшись на больной зуб, сбежать? Нет... уже поздно, раньше думать было надо. Лезу по рукоходу и вспоминаю: «Где-то я видел и эту полосу, и физрука, злобно улыбающегося…» Во «Vietnam 2: Special Assignment» (компьютерная игра) вначале все было точно так же, а потом «бум-бах» и всем «гамовер». К концу урока я так выдохся, будто прошел не полосу препятствий, а весь «Vietnam 2: Special Assignment» заново.

Когда мы бежали от одного препятствия к другому, я оглянулся и увидел запыхавшегося Серегу. Этот человек был в Интернете всегда и поэтому имел бледный вид. Да... что все-таки делает с людьми «выделенка»! Но теперь его лицо украшал здоровый фиолетовый фингал. Так вот что за глухой «бум» я услышал, когда мы лезли вверх по канатам. А мне показалось, что прогремел взрыв.

Ну, мне-то еще повезло, а вот Колян, толстый геймер, еле дополз до конца полосы. Физрук заставил его пройти ее пять раз подряд и после этого заявил, что любой старик пройдет быстрее. А на перемене сообщил нам, что вторым уроком – кросс! Он сказал нам, что лучше бы мы зашли в ДЮСШ. Серега живо поинтересовался, какой Url и на http она или на ftp. Физрук, наверное, подумал, что у Сереги начались глюки.

А вообще мне понравилось. Вот приду из школы, буду в футбол играть в «FIFA 2003» (компьютерная игра). А если серьезно, то занимайтесь спортом, люди! Все должно быть в меру: и комп, и спорт. Надо просто найти тот спорт, который тебе нравится. И в этом виде спорта, независимо от побед или поражений, получишь удовольствие.

Вадим РАЗРОЕВ,
Шелехов, Иркутская область

По материалам online газеты «Внимание, на старт!»

Игроки

Кто они – «геймеры»? Лентяи? Хулиганы? А может быть, это самые обычные мальчишки и девчонки, которые почему-то уходят в жизнь виртуальную?

Взрослым людям трудно понять увлечение подрастающего поколения компьютерными играми: «В наше время мы больше в футбол гоняли», – мечтательно вспоминают одни. Им вторят другие: «И в казаки-разбойники, и в «штандер-стоп» играли всем двором. Никто у компьютеров не сидел! И здоровые все были, не то что вы, хилые!»

К сожалению, при этом забывают, что «в наше время» компьютеров не было вовсе, а многие и телевизора дома не имели. Сегодняшние дети растут в другом мире, с этим пора смириться. И азартному ребенку трудно отказаться от компьютерных игр так же, как некоторым из нас когда-то от мороженого. Ведь знали, что горло может заболеть, но, если удавалось раздобыть деньги, ели столько, сколько могли. Искушение? Безрассудство? Азарт? А может, просто детство?

Рассуждать о том, что постоянные игры в виртуальном мире наносят непоправимый вред здоровью, можно сколь угодно долго. Но зачем? Все рассуждения правильные, но для детей – бесполезные. Не лучше ли (как новый учитель физкультуры, о котором пишет Вадим Разроев) просто дать возможность этим ребятам хоть один раз почувствовать азарт настоящий, живой, а не виртуальный?

Для этого мало заставить ребят делать какие-то упражнения. Ученику могло показаться, что учитель просто приказал и он именно поэтому что-то сделал. Первым шагом, несомненно, должен быть «кредит доверия», полученный учителем. Как его получить? Учитель, о котором идет речь, явно завоевал уважение учеников-геймеров, отличив поддельную справку от подлинной и не учинив по этому поводу скандала.

Бесспорно, преподаватель физической культуры, знакомый с возможностями современного компьютера, вызывает у ребят, увлеченных этим изобретением человечества, уважение. Того же эффекта можно добиться, если попросить своих учеников после уроков, например, научить работать на компьютере. Этим учитель только возвысит себя в глазах учеников: он покажет, что он – обычный человек, который чего-то не знает, но хочет этому научиться. Вывод, который делают для себя дети: значит, и они могут чего-то не знать, не уметь, но данный учитель не будет их в этом упрекать, напротив, с удовольствием поможет научиться.

Дальше для педагога начинается самая сложная работа: дети пришли на занятие, но как сделать так, чтобы они начали заниматься физической культурой, чтобы захотели прийти на урок и в следующий раз?

Вадим пишет, что полоса препятствий интереснее гимнастических упражнений. Пожалуй, и здесь мальчик «попал в десятку». Дело в том, что любое отдельное упражнение выполняется либо «правильно», либо «неправильно», а вновь пришедшие его всегда сделают не так, как нужно. А вот полосу препятствий можно пройти со своей скоростью, то есть даже очень медленно, но, тем не менее, выполнить задание от начала до конца и получить удовольствие от физической нагрузки.

Думаю, что автор этого письма постарался прийти и на следующий урок, потому что он был там успешен. Хотя ему и пришлось пересилить себя и дать своему организму физическую нагрузку, над ним никто не посмеялся, его не унизили.

Сомневаюсь, что «толстый геймер Колян» захочет заниматься физкультурой. Скорее, он придумает новый способ и достанет (или напечатает) освобождение, потому что на этом уроке перенес публичное унижение. Кому понравится, что тебя при всех называют «стариком», показывают твою беспомощность?

Так что учитель из двух геймеров одного привлек на свою сторону, хотя бы частично, а второго – безвозвратно потерял.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА