Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2006

НАУКА – УЧИТЕЛЮ

Подготовила Ирина БОГДАНОВА

О чем пишут в журналах?

Оздоровление и физическое развитие детей дошкольного возраста на основе спортивно ориентированного процесса катания на горных лыжах

Целью исследования являлась научная разработка и практическая реализация оздоровительной и развивающей методики начального обучения детей-дошкольников основам техники горнолыжного спорта при непосредственном участии родителей. Исследовательская работа проводилась в течение трех лет в зимний период.
Родители участвовали в проведении занятий на лыжах (надевание горнолыжного инвентаря) и непосредственно в процессе занятий. Показатели физического развития детей контролировались в течение трех лет. В результате эксперимента были определены экспериментальная и контрольная группы. Результаты исследования показали, что катание на горных лыжах хорошо развивает у детей функцию устойчивости, так как уже к концу первого года дети экспериментальной группы сохраняли равновесие в задании «стоять на носках» в среднем дольше. К концу третьего года время сохранения равновесия у них увеличилось более, чем вдвое.
Установлено, что дети экспериментальной группы достоверно меньше оказались подвержены влиянию простудных заболеваний по сравнению с детьми контрольной группы.
Доказано и положительное влияние занятий на горных лыжах на физическое развитие детей экспериментальной группы, особенно на функции статического равновесия и ловкости.
Занятия вместе с родителями являются важным положительным фактором для повышения их эффективности, формирования и укрепления новых отношений в семье. Реализация состязательного подхода при обучении детей техническим приемам дала положительные индивидуальные и групповые результаты.

А.Ф. ЛИСОВСКИЙ,
И.А. РЕШЕТНИКОВ,
О.В. ВЛСОВА

«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», 2005, № 5

 

Оздоровительная аэробика как средство формирования физической подготовленности слабовидящих детей

Движения под музыку играют немаловажную воспитательную роль. Они сочетают в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетического и художественного развития.
В спецшколах-интернатах для слепых и слабовидящих детей существуют занятия ритмикой, оздоровительной аэробикой. Проведенный эксперимент, в котором использовались упражнения оздоровительной аэробики, показал, что слабовидящие дети с большим удовольствием ходят на занятия и эффективно развивают свой физический потенциал.

Е.В. СМУРОВА

«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», 2005, № 6

 

Психофизический статус детей 13–14 лет с нарушением интеллекта

Исследование проводилось на базе горельской коррекционной школы-интерната Тамбовской области. Был проведен тестовый контроль психомоторных качеств, физического развития, физической подготовленности. Полученные показатели сравнивались с данными мониторинга физического развития и физической подготовленности детей с нарушением умственного развития и школьников г. Тамбова в возрасте 14 лет со средним уровнем развития и нормальным интеллектом.
Дети с нарушением умственного развития отстают от своих сверстников с нормальным интеллектом в росте на 13 см, в весе – на 12,4 кг, в окружности грудной клетки – на 7,7 см. В развитии физических качеств у них также наблюдается отставание от детей с нормальным интеллектом: в беге на 30 м – на 0,64 сек., в прыжках в длину с места – на 22,5 см, в челночном беге – на 0,7 сек., в наклонах вперед – на 8,4 см. Дети с нарушением интеллекта соответствуют низкому уровню физической подготовленности.

А.А. РЯЗАНОВ,
В.А. НИТМАНОВ

«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», 2005, № 6

 

Прыжок от остеопороза

В ходе многолетнего исследования американские физиологи пришли к выводу, что 50 прыжков в день помогают уберечься от остеопороза (уменьшения плотности костной массы, в результате чего кости становятся хрупкими и ломкими). Особенно полезны прыжки тем, кто пренебрегает богатой кальцием пищей и слишком увлекается диетами или курением. Физиологи сделали еще один интересный вывод: если прыгать каждый день всего по 2 минуты, но в течение как минимум года, то можно продлить свою жизнь примерно на 5 лет.
Очень важно во время прыжков установить ровное, ритмичное дыхание и стараться пружинить на ногах в момент, когда они будут касаться земли. Прыгая, можно поочередно приземляться то на одну, то на другую ногу или на обе ноги. Делая прыжок, стараться повыше подбрасывать корпус, не сутулиться и не втягивать голову в плечи. Полезно прыгать и со скакалкой.

Л. НАСОНОВА,

«Физкультура и спорт», № 3, 2006

 

Зарядка способствует росту сосудов

Американские ученые пришли к выводу, что в основе механизма, связывающего физические упражнения и улучшение работы сердца, лежат рост дополнительных коронарных сосудов и изменение метаболизма сердечной мышцы.
Как показали исследования, проведенные в университете Дьюка (штат Северная Каролина), у людей и животных, регулярно выполняющих физические упражнения (а ученые работали не только с людьми, но и с лабораторными грызунами, которым предлагались различные виды физических нагрузок), увеличивается выброс в сердце сосудистого эндотелиального ростового фактора — белка, стимулирующего рост кровеносных сосудов. В результате в сердечной мышце появляется больше артерий, обеспечивающих ее кислородом и питательными веществами. Кроме того, изменяется физиологический состав мышечной ткани — увеличивается доля мышечных клеток, метаболизм которых основан на активном потреблении кислорода (так называемых аэробных мышц).

Л. НАСОНОВА,

«Физкультура и спорт», № 3, 2006