Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2006

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

 

Удивительный мир спорта

Синхронное плавание

От «звездочек» – к «звездам»

Москва по праву считается «кузницей кадров» для российской сборной по синхронному плаванию. Именно столичные клубы подготовили целый ряд выдающихся синхронисток нашей страны, в том числе и знаменитых трехкратных олимпийских чемпионок – Марию Киселеву и Ольгу Брусникину.

Закончив выступления в профессиональном спорте, они решили не оставлять любимый вид спорта и всячески популяризируют его, особенно среди детей. Они предложили включить в календарь значимых ежегодных спортивных мероприятий, проходящих в Москве, шоу по синхронному плаванию.

– Идея его возникновения зародилась в наших головах уже давно. Поверьте, очень сложно уйти из спорта раз и навсегда. В свое время в нас было очень много вложено, и теперь пришло время отдавать, – говорит Мария Киселева. – Синхронное плавание настолько красивый вид спорта, что никого, по-моему, не может оставить равнодушным. Это даже не только спорт, но и искусство: действительно, настоящий «балет на воде». Помню, в детстве мы замирали на трибунах, глядя, как тренируются наши звезды. Для детишек это так важно – увидеть идеал, то, к чему нужно стремиться.

Мы на свое шоу приглашаем только лучших из лучших. Его формат не имеет аналогов в мировой спортивной практике: мы демонстрируем всю красоту, грацию, элегантность и эстетику нашего вида спорта. Мы предлагаем зрителям взглянуть на синхронное плавание более объемно, используя дополнительные эффекты и превращая спортивные выступления в удивительную водную мистерию. Также мы приглашаем участвовать в нашем шоу и юных спортсменок – учениц спортивных школ.

В этом году девчонки впервые в своей жизни вышли на большую воду – и каков оказался их дебют! Такое не забывается! Они тщательно готовились к этому выступлению – ходили к нам с Ольгой на дополнительные тренировки и, думаю, добились достаточно больших спортивных успехов. Кстати, нас часто спрашивают: почему синхронным плаванием занимаются исключительно девочки? Так уж повелось. Может, в будущем и появятся смешанные дуэты – у нас, между прочим, есть опыт соревнований с парой. В этом году мы хотели пригласить самого сильного синхрониста-мужчину – американца Билли Мэя, – но не успели. Надеюсь, получится в следующий раз.

Из истории «водного балета»

Плавание, ныне именуемое синхронным, имело много названий: фигурное, хороводное, орнаментальное... Причем сначала «водным балетом» занимались исключительно мужчины, в основном – американские. Именно в США этот вид спорта получил рождение и «крещение» на большой воде. Лишь в 30-е годы свое «почетное» место в бассейне заняли представительницы слабого пола, да так плотно, что практически навсегда «выселили» конкурентов, синхронистов-мужчин.

Первые предпосылки к становлению синхронного плавания как вида спорта появились в конце ХIХ в. В 1892 г. в Англии сформировалась группа пловцов, выполнявших в воде различные фигуры. В начале ХХ в. во Франции был создан клуб под названием «Чайка», сыгравший большую роль в популяризации художественного плавания в Европе. Современное название и официальное признание синхронное плавание получило в 1952 г. после Олимпийских игр в Хельсинки, и в этом же году выступления спортсменок впервые прошли под музыку. В 1973 г. вместе с представителями других водных видов спорта – плавания, прыжков в воду, водного поло – мастера синхронного плавания впервые разыграли мировое первенство. В 1984 г., на Играх в Лос-Анджелесе, синхронное плавание, наконец, стало олимпийским видом спорта.

Дебют синхронного плавания в СССР связан с VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов в 1957 г. Наши девушки вышли на международный уровень лишь в 1981 г. и сразу заняли передовые позиции в мире.

«Балет на воде» всегда завораживает зрителей, но эта внешне непринужденная водная акробатика требует безукоризненной отточенности движений, точнейшей координации, потому что одно неверное движение может безнадежно испортить впечатление от всей композиции, а судейство в нем – субъективное, в первую очередь зависящее от впечатления.

Все дело – в технике

Требования к технике исполнения в синхронном плавании весьма жесткие: спортсменки могут выполнять упражнения под произвольный музыкальный аккомпанемент, но они должны проделать все элементы в строго установленном порядке. Требуемые к выполнению элементы определяются каждые 4 года специальным техническим комитетом. На выполнение каждого элемента программы дуэтам дается всего 20 сек., а командам – 50 сек. Для произвольных упражнений синхронистки вольны сами подбирать упражнения под музыку. Они должны не только создавать единую композицию, но и использовать всю площадь бассейна, включать в нее сложные, новые элементы, неожиданные рисунки движений под и над водой.

Исходное положение, которое спортсменки занимают перед представлением, задает тон всему выступлению и дает понять зрителям и судьям, чего стоит ожидать от выступления. Подобно гимнастике и прыжкам в воду, судьи оценивают различные стороны выступления по 10-балльной системе. Две группы судей, по 5 человек в каждой, располагаются вокруг бассейна и оценивают технику и артистизм.

При оценивании техники обращают внимание на правильность исполнения, а также на синхронность и сложность программы. В оценке артистизма важны, в первую очередь, внешнее впечатление, выполнение упражнений с точки зрения хореографии и чувственности выступления. Также проверяется соответствие музыкального аккомпанемента выполняемым движениям.

250 суток в воде

– У меня на тренировках подобные случаи тоже были, – вспоминает Ольга Брусникина. – Такое ощущение, что просто засыпаешь, не страшно совсем. Потом, когда тебя вытаскивают, – не знаешь, в чем дело, ничего не помнишь. Я не могу сказать, что это нормально, но в любом виде спорта бывают свои опасности. После таких случаев мне часто снятся сны, что я плыву со дна и не могу доплыть до воздуха… Знаете, как-то я подсчитала, что за последний год, пока мы готовились к Афинам, – провели в воде в общей сложности 250 суток. Мы, без преувеличения, в воде живем. И для нас вниз головой, в перевернутом виде под водой – нормальное состояние. Выходя на «земную твердь», я иной раз чувствовала, что тяжело ходить. В воде тело легче, и расстояние легче проплыть, чем пройти.

Держаться под водой современным русалкам помогают специальные зажимы для носа. Среди людей, далеких от спорта, но изредка им интересующихся, бытует мнение, что синхронистки – это «…те девушки с прищепками на носу…»

– Конечно, это отнюдь не бельевые прищепки, – улыбается Брусникина. – Но без этих приспособлений плавать невозможно, иначе вода попадет внутрь. На моей памяти есть только одна спортсменка в мире, которая благодаря индивидуальным особенностям строения носовых перегородок может обходиться без зажимов, – француженка Виржиния Дидье. Когда она родилась, то у нее какие-то перепоночки в носу не отвалились, как у всех, а остались, поэтому, когда она переворачивается вниз головой, у нее автоматически все закрывается.

А однажды с этим устройством у меня случился казус. На последнем чемпионате СССР в Харькове зажим у меня сломался, как только я оказалась в воде. А тогда, в период тотального дефицита, лишний «экземпляр» найти было трудновато. Пришлось выйти на бортик, просить у девчонок новый и лишь после этого заново начинать программу.

Некоторые считают, что зажимы уродуют лицо, – но ничего не поделаешь, приходится чем-то жертвовать. Косметикой можно пользоваться. Раньше мы красились обычными сухими тенями, которые наносились на жирный крем, а иногда – специальными наборами для сценического макияжа. В последнее время появилась водостойкая косметика – наше спасение. Тушь, помада – вообще-то совершенно обычные, просто не надо глаза растирать и помаду размазывать, и пять минут вся эта красота продержится совершенно нормально.

На прическу уходит много времени – минут сорок, не меньше. Сначала собираем волосы в тугой пучок, а затем смазываем желатином – чтобы голова блестела и прическа не распадалась. Конечно, за плохо уложенные волосы оценку нам вряд ли снизят, но репутацию такая спортсменка точно «подмочит». Костюмы мы подбираем тоже довольно-таки привередливо. К нам на тренировки специально приезжает художник-модельер. Потом мы все вместе: и девочки, и тренер – слушаем музыку, просматриваем программу и обсуждаем эскизы костюмов. И только после такой «строгой цензуры» с нашей стороны начинается их изготовление.

Как рождаются чемпионы

Одна из самых ярких звезд синхронного плавания, рано заявившая о себе, – Ольга Брусникина призналась, что в детстве вообще очень боялась воды, даже в ванне устраивала скандалы. Ее и в бассейн привели, чтобы она преодолела свой страх.

– Помню, как мама высказывала мне, что я надоела ей со своими капризами и мы идем записываться в бассейн. Мне было 8 лет – как раз тот период, когда всех детей куда-то отдают, чтобы не болтались на улице. С этого все и началось: мы пришли, а там обычные группы уже были набраны, осталось только синхронное плавание. Мне кажется, что мама и не знала толком, что же это такое. «Какая разница? – воскликнула она тогда. – Главное – плавать научат». Никто и не предполагал, что все обернется именно таким образом и я не только перестану избегать воды, но буду находиться в ней практически целые сутки.

Мне повезло с тренерами: нам все подавалось ненавязчиво – в форме игры, и через две недели я поплыла. Страх перед водой испарился, и я уже не мыслила себя в другой стихии.

Синхронное плавание – завораживающий вид спорта, особенно для тех, кто вообще не умеет плавать. Его можно сравнить с калейдоскопом: рисунки из тел на воде меняются очень быстро, глаз успевает фокусировать изменение общей группы, и кажется, что все мы – это единое целое, соединенное на краткий музыкальный миг водным волшебником.

Я затрудняюсь ответить на вопрос, как выступать труднее – одной, в паре или в группе. Когда выступаешь одна – все внимание сосредоточено только на себе, в паре – нагрузка распределена на двух человек, а в группе – ты обязан следить за движениями всех. Знаете, иногда под водой бывают странные моменты: тебе кажется, что все хорошо, синхронно, а тренер потом говорит, что все было ужасно. И, наоборот, под водой ты замечаешь, что явно был какой-то сбой, а тренер уверен в обратном и утверждает, что все сделано идеально.

Почему мы лучшие?

– Парадокс, но синхронное плавание до сих пор воспринимается многими как вид спорта достаточно легкий и романтически-девичий, – вздыхает заслуженный тренер России Елена Николаевна Полянская. – Возможно, когда-то так и было, но сейчас все победы даются ценой колоссальной усталости. Девять часов в день занимают тренировки, и 6–8 из них – в воде. Помимо этого – есть «зал», так называемая сухая тренировка, на которой отрабатывается композиция. Это помогает привыкнуть к счету, чтобы все одинаково двигались. Наработать синхронность можно только благодаря многочасовым сухим тренировкам, доведенными до автоматизма синхронными движениями.

Иной раз приходится заниматься и акробатикой, и сальто крутить на гимнастических лонжах, и на батутах прыгать – и все ради того, чтобы начало комбинации получилось не таким, как у других. Мало где работают так, как в России. Методика задержки дыхания в русской школе синхронного плавания одна из лучших. Объему легких наших девчонок можно только позавидовать – они могут продержаться в воде до 4 минут! Правда, бывают случаи, когда девчонки уж слишком усердствуют и, увлекшись очередным «подводным винтом»… теряют сознание, «отключаются» – засыпают. Когда мы только искали себя в синхронном плавании, была такая мода – удлинять связки, то есть большую часть программы работать под водой. Вот тогда нам и приходилось «отлавливать» девчонок.

Татьяна БЕЛОНОЖКИНА