Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2006

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ


Сколько теории должно быть в физкультуре?

Сколько должно быть теории в преподавании физкультуры? Первое, что, на мой взгляд, обязательно: без теории эффективной практики не бывает. Ребенок, бесспорно, должен знать, что и для чего он делает, что происходит в его организме во время занятий тем или иным видом спорта и как это в дальнейшем повлияет на его дальнейшее здоровье.
Но выделять для овладения теорией отдельные уроки мне кажется просто недопустимым. Если бы, например, в школе появилась возможность добавить третий и четвертый уроки физкультуры, то и на них, в первую очередь, надо давать детям возможность как можно больше двигаться. Но задача учителя заключается в том, чтобы для всех детей урок был и интересен, и полезен.
Давая задание или создавая игровую ситуацию на уроке, я, конечно, говорю о теории. Вряд ли будет толк, если один из двух уроков в неделю будет отдан теории. Пока подойдет черед другого – практического, теория забудется.

Межпредметные связи

Когда-то очень активно использовались для содержания уроков межпредметные связи. Практика очень интересная, она есть и сегодня, но находится как-то в тени. Я, например, когда начинаю давать прыжки в длину и говорю не только о технике прыжка, но и о разложении скоростей, у детей сразу возникают бурные эмоции: «А что такое разложить скорость?» Задай им этот вопрос на математике или физике, они бы ответили, а на физкультуре – нет. Или говорю: встаньте в парах параллельно волейбольной сетке. Пять минут смеялись, шутили, строились, пока дошли до цели. Пришла ради интереса на математику. Там параллельные линии находят сразу в любых сочетаниях.

На физкультуре ребята привыкли делать, а не думать. Почему? Все очень просто. Например, учитель дает беговую разминку. Но при этом не спрашивает, например, как лучше бежать, чтобы не устать, если бег долгий, или что необходимо для высокого результата? А, наверное, при этом как раз и должна присутствовать теория, открывающая ребенку, насколько состояние в беге зависит от техники: высоко поднятого бедра или неправильного отталкивания стопой. Какие ошибки учащийся допустил? Установки типа «беги быстрее», «метай дальше» не решат проблемы повышения интереса к занятиям и теоретических знаний.

Какую бы тему мы ни взяли, практика и теория должны дополнять и раскрывать друг друга на одном уроке.

Легкая атлетика

Мы начинаем знакомство с ней на уроке с теории, точнее – с техники безопасности. Затем переходим к упражнениям. Сначала общеразвивающие, а затем специальные – для бегунов, метателей, прыгунов. И ребята должны понимать, а на практике попробовать, чем они отличаются и когда какие целесообразнее использовать. Вместе проанализировать ошибки, провести разбор владения техническими навыками.

Много внимания уделяется сегодня истории олимпийского движения. Можно параллельно рассказать и об известных спортсменах, их рекордах. Это тоже в том или ином объеме или форме может быть включено в урок. Но именно в тот один, который по теме и со всеми составляющими.

Выбор остается за школой

Школа сегодня довольно свободна в своем выборе, в том числе количества уроков и предметов. Наша школа – «Школа здоровья», где есть урок «Здоровый образ жизни». И если не на этом уроке, то на каком другом говорить, например, о правильном питании, питьевом режиме, в том числе и при физических нагрузках? Вспомните, как нас учили: пить во время тренировок нельзя. А что сегодня? Попросите своих учеников понаблюдать за соревнованиями мастеров: баскетболистов, теннисистов, хоккеистов – все пьют воду. Немного, несколько глотков, но как они важны – ведь спортсмен пополняет затраты организма.

К физкультуре – с культурным подходом

О физкультуре как о культуре и правильности движений раньше в институте мало говорили. Например, никогда не шла речь о том, что махи ногами в начальной школе нельзя выполнять, не сгибая колени, с вытянутыми вперед руками, доставая перекрестно носком ноги ладонь. И дело даже не в нагрузке на мышцы ног. В этом возрасте волокна прямой мышцы живота при выполнении подобных упражнений расходятся и провоцируют образование пупочной грыжи. Отрицательно надо относиться к упражнению на пресс с вытянутыми вперед и зафиксированными ногами, ноги должны быть согнуты. Выпрямлять ноги можно, если пресс действительно сильный. Но понятно, что одинаково сильным у всех детей он быть не может. Это тоже теория, но ее опять-таки надо знать, а еще раньше – ее преподавателям должны преподнести на должном уровне.

Был такой очень полезный предмет – этика и психология семейной жизни. А потом его убрали в основном потому, что не нашлось для его ведения квалифицированных специалистов – психологов, педагогов, сексологов и закрывали «дыры» кем угодно.

Загубить можно все, и физкультуру тоже. Найдутся сторонники, которые скажут, что физкультура – это общеобразовательный предмет. Согласна. Но образовательный – в первую очередь, и образовывать на уроках физкультуры надо только совместно с практикой.

Лариса МУРАТОВА,
учитель физкультуры
центра образования № 2000

Фото Александра АСЛАНОВА,
ученика 11«Б» класса
Москва