Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2006

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Продолжение. Начало в № 7, 2006 г.

Вопросы и ответы к теоретической части экзамена по физкультуре

11 класс

Порядок составления комплекса упражнений утренней гимнастики с учетом вашей медицинской группы (основной, подготовительной, специальной). Составить и продемонстрировать свой комплекс утренней гимнастики

В соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности школьников распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

В основную медицинскую группу включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. Учащиеся этой медицинской группы выполняют упражнения утренней гимнастики без ограничений.

В подготовительную медицинскую группу включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можно выполнять такие же упражнения утренней гимнастики, что и в основной, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму. Школьники подготовительной медицинской группы нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности.

В специальную медицинскую группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Школьникам этой группы рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики упражнения, предлагаемые по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Детям и подросткам со значительными отклонениями в состоянии здоровья необходимо подбирать упражнения для утренней гимнастики лечебной направленности (ЛФК).

С точки зрения физиологической науки проведение гигиенической гимнастики наиболее целесообразно в утренние часы. После пробуждения организм не в состоянии быстро включиться в работу с полной нагрузкой, так как возбудимость центральной нервной системы понижена, наблюдается некоторая вялость, сонливость, работоспособность обычно несколько уменьшена. Равномерно воздействуя на мышцы, утренняя гимнастика активизирует дыхание и кровообращение, устраняет застойные явления в мягких тканях и внутренних органах. Ежедневная утренняя гимнастика воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Она состоит из общеразвивающих упражнений, которые выполняются без предметов, либо с предметами (гантелями, мячами, скакалками, эспандерами, резиновыми бинтами и т. д.). Примерная продолжительность занятий от 8 до 20 мин. Упражнения выполняются в определенной последовательности. Вначале потягивание, которое улучшает дыхание и кровообращение. Затем упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища и ног. После этого можно перейти к прыжкам и бегу, которые положительно влияют на обменные процессы в организме. Заканчивается утренняя гимнастика упражнениями, нормализующими деятельность органов кровообращения и дыхания. После зарядки необходимо принять душ.

При выполнении упражнений утренней гимнастики следует соблюдать определенные правила:

1. Гимнастику необходимо проделывать в одни и те же часы – перерыв в занятиях допускается только в случаях каких-либо острых заболеваний.
2. Зарядку следует делать натощак, прополоскав рот.
3. Выполнение упражнений надо сочетать с воздушным закаливанием. Комнату необходимо проветривать, а если позволяет погода, зарядку можно проводить на свежем воздухе (на веранде, во дворе).
4. Правильно и точно выполнять каждое отдельное упражнение, делая его с достаточным напряжением мышц и в бодром темпе. В то же время, необходимо следить за полнотой и свободой движений в суставах.
5. Во время выполнения упражнений надо следить за правильностью дыхания, стараться не задерживать его, дышать через нос, полной грудью, соразмеряя ритм дыхания с движениями. Если во время занятий или после них появляются головные боли либо другие неприятные ощущения, рекомендуется посоветоваться с врачом.
6. Желательно выполнять упражнения под музыку.
7. Сложность упражнений, общая физическая нагрузка должны повышаться постепенно, в соответствии с возможностями занимающихся.

Общие требования по безопасности при проведении занятий по плаванию

Занимаясь плаванием, человек в определенной степени рискует получить простудное заболевание. Кроме того, постоянное попадание холодной воды в уши может вызвать раздражение наружного слухового прохода, что в последующем нередко приводит к отиту. Возможны и различные механические травмы: потертости, ссадины, ушибы, растяжения, надрывы и разрывы мышц и связок, разрывы барабанных перепонок, шок. Общие требования по безопасности на занятиях по плаванию заключаются в выполнении следующих правил:

1. К занятиям по плаванию допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
2. Должны неукоснительно соблюдаться расписание учебных занятий, определенный режим выполнения упражнений и отдыха, установленные правила поведения.
3. Занятия проводятся только в присутствии преподавателя. Опоздавшие на занятия не допускаются.
4. В бассейне категорически запрещается шуметь, бегать, толкаться, подныривать, переходить на «чужую» дорожку, подавать ложные сигналы о помощи, входить на вышку и прыгать с нее без разрешения преподавателя, висеть на дорожках, бросать плавательные доски с бортиков в воду или из воды на кафель.
5. Занятия по плаванию должны быть обеспечены средствами для спасения утопающих и медицинской аптечкой для оказания первой помощи пострадавшим.
6. После перенесенного заболевания среднего уха перед плаванием следует вкладывать в ушную раковину шарик из ваты, смазанный вазелином.
7. Почувствовав усталость, надо спокойно плыть к берегу. При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и звать на помощь. При оказании помощи не хвататься за спасающего, а помогать ему буксировать вас к берегу. Почувствовав слабость или недомогание после плавания, следует обратиться к врачу.
8. Если вы стали очевидцем несчастного случая, следует немедленно сообщить о нем учителю и при необходимости оказать посильную помощь.
9. Обучающиеся, допустившие нарушение общих требований по безопасности при проведении занятий по плаванию, привлекаются к ответственности, а со всей группой (классом) проводится внеплановый инструктаж.

Какие виды спорта обеспечивают наибольший прирост в силе? Составить план-конспект одного занятия по избранному виду спорта

Наибольший прирост в силе обеспечивают занятия такими видами спорта, как тяжелая атлетика, атлетическая гимнастика, гиревой спорт, а также упражнения с гантелями и резиной.

Следует различать общую и специальную силовую подготовку. Общая силовая подготовка составляет фундаментальную основу специальной силовой подготовки человека. Ее задача – развить мускулатуру разносторонне, повысить способность к проявлению силы в самых разнообразных движениях. Задача специальной подготовки состоит в том, чтобы развить на базе общей силовой подготовки специфические, наиболее необходимые для определенного вида спорта двигательные (физические) качества.

В большинстве видов спорта широко используются силовые упражнения специальной направленности, которые формируют необходимые физические качества. Так, тяжелоатлеты стремятся развить максимальную силу, которая должна реализоваться в однократном подъеме штанги максимально возможного веса в рывке и толчке. Представители гиревого спорта в своих тренировках решают другую задачу: они стремятся развить силовую выносливость, т.е. добиться выполнения наибольшего числа движений (рывков и толчков) с гирями постоянного веса (8, 16, 24 или 32 кг).

Большой популярностью у молодежи пользуется атлетическая гимнастика – система упражнений с различными отягощениями, направленная на формирование гармоничного телосложения и пропорциональное развитие силы мышц. Трудность повышения уровня силовой подготовки обусловлена естественными возрастными изменениями организма 15–18-летних юношей, у которых размеры тела увеличиваются быстрее, чем растет мышечная масса. Вследствие этого показатель абсолютной силы увеличивается незначительно, а относительной – даже уменьшается. Поэтому в этом возрасте сделать силовую подготовку более эффективной можно только при помощи регулярных, целенаправленных занятий, используя для этого такие формы физической подготовки, как уроки физической культуры и внеурочные занятия (см. Примерный план-конспект).

В процессе занятий силовыми упражнениями не следует сидеть, отдыхая между подходами, а рекомендуется спокойно ходить, потряхивая вовлеченными в работу мышцами и расслабляя их. Самостоятельно можно тренироваться в любое время дня, но не раньше чем через 1–1,5 час. после приема пищи и не позднее чем за 1,5–2 час. до сна.

В чем состоят особенности организации и проведения закаливающих процедур в весеннее время года? Обосновать рассказ, используя собственный опыт

Человек с давних времен пользуется солнцем, свежим воздухом и чистой водой для укрепления своего здоровья. Под воздействием закаливающих процедур улучшается деятельность нервной и дыхательной системы, работа сердца и сосудов. Медицина не знает пока лучшего профилактического средства, чем закаливание, которое доступно всем и не требует какой-то специальной обстановки и сложного оборудования. Приступать к закаливающим процедурам можно в любое время года.

Рассмотрим особенности организации и проведения закаливающих процедур в весеннее время года. Весенний период, как и другие времена года, по-своему оказывает определенное воздействие на человеческий организм. Весной с каждым днем температура воздуха на улице обычно повышается, правда иногда наблюдается похолодание, но, как правило, очень ненадолго. Организм за зимний период в большей степени приспособился к низкой температуре воздуха, а показателем этого может служить сравнение того, как мы переносим, допустим, температуру +5 °С осенью (просто замерзаем и одеваемся почти по-зимнему) и весной (нам сравнительно жарко, и многие уже не одеваются, как в осенний период, а стараются одеться по-летнему).

В весенний период лучше всего проводить закаливающие процедуры, используя ножные контрастные ванны. Это очень эффективное средство закаливания и профилактики. Процедура проводится следующим образом. В два сосуда наливают воду в один – горячую (28–40 °С), в другой – воду, имеющую температуру 28–30 °С. Сначала ноги погружают в горячую воду на 1–1,5 мин., а затем, не вытирая, в холодную на 8–10 сек. В начале курса закаливания такую смену производят 3–4 раза. Через каждые 8–10 дней температуру холодной воды снижают на 1–2 °С. Температура горячей воды на протяжении всего курса закаливания остается постоянной, как и длительность погружения в нее. Время нахождения в холодной воде постепенно увеличивается и к концу курса достигает 30 сек. Увеличивается и количество смен холодной и горячей воды в течение одной процедуры, которое к концу курса доводится до 10–12 раз. При некоторых заболеваниях и состояниях водные процедуры принимать нельзя, поэтому, прежде чем к ним приступать, необходимо проконсультироваться у врача.

Общие требования безопасности при проведении занятий по подвижным и спортивным играм. Рассказать на примере одной из игр

К занятиям подвижными и спортивными играми допускаются школьники, прошедшие медицинский контроль и инструктаж. Они должны иметь спортивную форму, предусмотренную правилами игры, и обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и порядок действий в случае эвакуации при возникновении пожара или стихийного бедствия. Занятия должны проводиться с учетом возрастно-половых особенностей и двигательной подготовленности учащихся.

Во время игр участники могут при падениях, столкновениях и выполнении индивидуальных игровых действий получить различные травмы. Поэтому занятие должно быть обеспечено аптечкой для оказания первой медицинской помощи.

Обеспечение мер безопасности во время игр достигается выполнением следующих основных правил:

1. Занятия должны проводиться на спортивных площадках и в залах стандартных размеров, отвечающих требованиям правил игры.
2. Перед игрой участники должны снять все украшения (кольца, браслеты, серьги и др.). Ногти на руках должны быть коротко острижены, а очки закреплены резинкой и иметь роговую оправу.
3. На занятиях необходимо соблюдать дисциплину, строго выполнять требования и указания судьи, преподавателя, тренера, капитана команды.
4. Игра должна проводиться на сухой площадке. Если она проходит в зале, пол должен быть чисто вымытым и сухим.
5. Все острые и выступающие предметы, находящиеся в зале, должны быть заставлены матами или ограждены.
6. Тренировочные игры должны проходить в соответствии с правилами./
7. Занятия должны проводиться под руководством учителя физкультуры (инструктора-общественника, тренера).

С помощью каких физических упражнений можно успешно развивать такое физическое качество, как быстрота?

Для развития быстроты необходимо использовать упражнения, которые можно выполнить в максимальном темпе. Такие упражнения должны быть просты по технике исполнения, хорошо освоены, а их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу скорость их выполнения не снижалась. Для развития быстроты основными являются методы повторного, повторно-прогрессирующего и переменного выполнения упражнений.

Чаще всего скоростные возможности развиваются следующими упражнениями:

1. Бег на короткие (20–30 м) дистанции из разных исходных положений (низкий старт, из упора лежа, из упора присев, спиной к направлению бега, из положения «полушпагат» и т. п.); беговые упражнения на месте и в движении с максимальной частотой шагов; прыжки в длину с места, разбега, различные многоскоки.
2. Ведение баскетбольного мяча с изменением направления и скорости движения; перемещение парами с передачей мяча; нападающий удар в волейболе.
3. Прохождение лыжной дистанции на время с несколькими ускорениями; повторное прохождение отрезков в 50–150 м на скорость; эстафеты; элементы слалома; спуски с гор.
4. Проплывание отрезков в 10–15 м с максимальной скоростью; проплывание отрезков до 25 м с максимальной скоростью.

При выполнении физических упражнений быстрота складывается из трех показателей: времени двигательной реакции (времени ответа на какой-либо заранее известный сигнал), времени отдельного движения и частоты (темпа) движений. Скоростные способности человека относительны. Можно очень быстро выполнять одни движения и значительно медленнее – другие. Если движения разные, например, бег и плавание, то можно быстро бегать и медленно плавать. Для каждого движения быстроту нужно развивать отдельно, хотя в сходных движениях имеет значение приобретенный ранее навык. Поэтому, развивая быстроту, необходимо включать в занятие упражнения для всех видов скорости. Длительность выполнения упражнений на быстроту не должна превышать 6–12 сек.

Разработать комплекс физических упражнений, направленный на коррекцию индивидуального физического развития и двигательных возможностей (лично для себя)

В понятие коррекции входит сумма оздоровительных, общеукрепляющих и развивающих воздействий специально подобранных систем физических упражнений, оказывающих влияние на формирование опорно-двигательного аппарата, помогающих устранению функциональной недостаточности и повышению уровня физической подготовленности. При коррекции физического развития (телосложения) ликвидируются отклонения в осанке, искривления позвоночника в различных направлениях (кифозы, лордозы, сколиозы), нарушения в развитии формы грудной клетки (плоская, узкая, асимметричная), плоскостопие и другие недостатки. В целях коррекции физического развития применяются специальные корригирующие и общеразвивающие физические упражнения: упражнения для укрепления мышц спины и передней части туловища (мышечный корсет), дыхательные упражнения – для улучшения функции дыхания, плавание, подвижные и спортивные игры, элементы различных видов спорта. При наличии избыточной массы полезны гимнастические упражнения, которые способствуют активизации жирового обмена в области живота, бедер и других частей тела. При выполнении таких упражнений следует чередовать исходные положения: стоя, сидя, лежа. Наиболее эффективно активизируют жировой обмен циклические упражнения, выполняемые в аэробном режиме.

При различных формах сердечно-сосудистой недостаточности применяются строго дозированные физические упражнения: ходьба, оздоровительный бег, плавание, передвижение на лыжах с постоянным медицинским контролем за состоянием организма.

Коррекция двигательных возможностей осуществляется после определения их недостаточности. Для этого выполняются различные тесты на быстроту, силу, выносливость, координацию движений, в результате которых обнаруживаются качества, отстающие в развитии. Затем подбираются средства физической тренировки, способствующие усиленному воздействию на эти двигательные возможности.

Следует отметить, что наряду с выполнением физических упражнений для коррекции индивидуального физического развития и двигательных возможностей важное значение имеет режим питания, учебной и трудовой деятельности, отдыха и сна.

Существует большое количество комплексов общеразвивающих и корригирующих физических упражнений, применяемых для коррекции физического развития. В частности, для устранения избыточной массы тела может быть предложен следующий комплекс:

1. Ходьба на месте продолжительностью до 2 мин.
2. И.п. – о. с. Согнуть руки перед грудью и выполнять рывки в стороны с одновременным поворотом туловища налево и направо.
3. И.п. – о.с. Вытянуть руки вперед (ладонями вниз). Выполнить маховые движения ногами, поочередно доставая носком левой ноги правую ладонь и носком правой ноги – левую ладонь.
4. И.п.: стойка, ноги шире плеч, руки вдоль туловища. Выполнить наклоны туловища вправо и влево, доставая руками носки ног.
5. Выполнить прыжки с хлопками над головой 50–100 раз.
6. Медленная ходьба в течение 30–40 мин. Ускоренная ходьба (450–500 м). Бег трусцой (500– 550 м).
7. Игра в баскетбол, бадминтон, футбол в течение 10–15 мин.

После занятий следует принять душ и растереть тело махровым полотенцем. Приведенный комплекс может быть дополнен посещением бассейна (2 раза в неделю) и участием в туристских походах в выходные дни.

Общие требования безопасности при проведении спортивных соревнований

Общие требования безопасности при проведении спортивных соревнований предусматривают следующее:

– соблюдение возрастных норм начала специализации в спорте и допуска к соревнованиям («Настольная книга учителя физической культуры», табл. 12. Авт.-сост. Г.И. Погадаев);
– участниками соревнований могут быть только лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж. К спортивным соревнованиям не допускаются учащиеся подготовительной и специальной медицинской группы;
– правила соревнований должны строго соблюдаться всеми участниками;
– участники допускаются к соревнованиям в спортивной одежде и обуви, соответствующих виду спорта, сезону и погоде, и обязаны соблюдать правила их ношения;
– должна быть медицинская аптечка для оказания первой помощи пострадавшим;
– о каждом несчастном случае следует немедленно сообщить руководителю соревнований и администрации учреждения;
– при неисправности инвентаря и оборудования соревнования немедленно прекращаются, и об этом сообщается руководителю.

В отношении лиц, допустивших невыполнение или нарушение общих требований безопасности при проведении спортивных соревнований, проводится расследование для принятия конкретного решения.

Физиологическая характеристика предстартового состояния и «второго дыхания». Как себя вести в подобных ситуациях?

Не все люди находятся в одинаковом психологическом и физическом состоянии за несколько дней, часов, минут или секунд до начала выступлений в соревнованиях. В обиходе люди называют этот период предстартовым состоянием, а среди спортсменов, преподавателей и тренеров он получил название стартового состояния. Стартовым состоянием называют усиление ряда функций организма человека перед началом соревнований несмотря на то, что в это время организм еще находится в состоянии покоя. Стартовое состояние может наступить за много часов до начала соревнования. Мысли о предстоящем соревновании, разговоры о нем могут вызывать изменения физиологических функций, которые обычно сопровождают соревновательные действия спортсмена, но отсутствуют при полном покое организма. В этом состоянии отмечается учащение пульса, повышение кровяного давления, усиление дыхания, в крови увеличивается содержание сахара и некоторых гормонов (в частности, адреналина). В физиологическом смысле стартовое состояние – это условный рефлекс, имеющий эмоциональную окраску. Различают три разновидности эмоций, характеризующих это состояние: боевую готовность, стартовую лихорадку и стартовую апатию. Состояние боевой готовности – это благоприятная форма стартового состояния. Физиологические сдвиги соответствуют интенсивности предстоящей работы, психологически это проявляется в уверенном ожидании предстоящего старта, в стремлении победить в состязании. Стартовая лихорадка представляет собой слишком сильное возбуждение нервной системы. Физиологические изменения в этом случае непомерно велики по сравнению с предстоящей работой. Наблюдается дрожание рук, иногда оно охватывает все тело. Стартовая лихорадка вследствие чрезмерного возбуждения бывает причиной недостаточной координированности движений, фальстартов, неудачного начала выступления. Стартовая апатия – это торможение, пришедшее на смену чрезмерному возбуждению. Она представляет собой обратную сторону лихорадки и характеризуется неуверенностью спортсмена в своих силах, появлением желания отказаться от соревнований. Важным средством борьбы с неблагоприятными формами стартового состояния служит разминка. Она уменьшает избыточное возбуждение при стартовой лихорадке и снимает угнетенное состояние при стартовой апатии.

Иногда у спортсменов (особенно у начинающих) через некоторое время после старта возникает своеобразное состояние, получившее название «мертвой точки». Чаще всего это наблюдается при беге. Такое состояние проявляется в скованности ног, в ощущении стеснения в груди, одышке и даже в удушье. Если преодолеть состояние «мертвой точки», невзирая на неприятные ощущения и некоторое снижение скорости, собрать свою волю и продолжать движение, как обычно поступают опытные спортсмены, то через некоторое время наступает облегчение. Такое состояние, приходящее на смену «мертвой точке», получило название «второе дыхание».

Главная причина возникновения «мертвой точки» состоит в том, что чрезмерно большая скорость с начала дистанции не создает условий для нормального функционирования систем дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Это приводит к недостаточному снабжению мышц кислородом, их работа совершается преимущественно в анаэробных условиях. Кроме того, такое состояние может возникнуть, если перед стартом спортсмен недостаточно разогрелся и размялся. Замечено, что, если скорость на дистанции во время «мертвой точки» не уменьшается, тогда все описанные явления прогрессируют, быстро наступает утомление, и дело может кончиться сходом с дистанции. Снижение интенсивности работы предохраняет организм от наступления острого утомления и создает условия, благоприятствующие нормализации физиологических функций. В этом случае «мертвая точка» сменяется «вторым дыханием». Опытные спортсмены перед стартом хорошо разминаются, распределяют свои усилия на дистанции сообразно своим возможностям и выбирают такую скорость на дистанции, при которой исключается возникновение «мертвой точки».

Продолжение следует