Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2006

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Тема: СОДЕРЖАНИЕ ОБРЗОВАНИЯ

Рефлексия на занятиях физической культурой

Интересный вопрос – рефлексия на физкультуре. Как она вообще может быть и как создать ситуацию этой рефлексии? На мой взгляд, необходимо несколько этапов. Это обязательный набор некоторого информационного поля о себе и набор неких связей. И только потом на основе этого – рефлексия.

Речь идет о том, что происходит с человеческим организмом, с его эмоциями во время работы над собой. Это и есть исходный материал того, что можно анализировать, что можно как-то исправить, но набирается материал постепенно, и поэтому ситуация для собственной рефлексии создается медленно.

Что делает для этого учитель? Выстраивает ряд работ, в процессе которых ребенок может исследовать себя по каким-то тестам, понять, что на данном этапе времени представляют собой его физические и двигательные особенности и категории тела: вес, рост, формы, пульс, работа сердца, работа дыхания, быстрота, сила, гибкость, выносливость и т.д. Это, безусловно, разные параметры, но все они являются частью физической культуры человека. Выстраивая эти причинно-следственные связи в подсчете пульса, в составлении графика пульса, выяснении изменения пульса в зависимости от настроения, нагрузки, ребенок имеет возможность отследить в разных, казалось бы, плоскостях именно тот момент, когда можно понять, что и от чего с ним происходит. А затем ответить на вопрос: хочет ли он, чтобы это с ним происходило, или хочет чего-то другого, тогда будет возможность понять, как можно эту ситуацию изменить. Или же ситуация человека настолько устраивает, что он может сказать: «Да, это моя ситуация, я с ней согласен и ничего менять не буду». В этом и состоит, на мой взгляд, рефлексивный момент. Причем я уверена, что он присутствует в любой ситуации, в любом случае, заявляется ли он прямо или косвенно ребенком или замалчивается, он все равно происходит, то есть наше сознание устроено таким образом, что на все эти вопросы рефлексия вольно или невольно отвечает, так как ребенок все равно ищет ответы на эти вопросы, потому что ему глубоко небезразлично, что с ним происходит.

Наша работа заключается в том, чтобы подобрать нужный материал, который и ляжет потом в основу рефлексивных моментов, и именно это становится основой отношения к себе как к чувствующему человеку, который может при желании в своей жизни что-то менять, так как исходит из уверенности, что все, что с ним происходит, – не случайно. А если это так, то мы можем пытаться на уроках физической культуры работать с собой, прогнозировать, анализировать, строить планы, работать на свое видение себя, а не отпускать все на волю случая.

Статья опубликована при поддержке Московского института по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов. Институт предлагает программы обучения специалистов, выездные занятия по всей России – бизнес-тренинги, презентации в ВУЗах, обучение для всех регионов РФ. Студенты получают диплом государственного образца после окончания обучения с присвоением квалификации согласно ФГОС. Программы обучения – стилист-визажист, менеджер, телеведущий, главный редактор СМИ, психолог, дизайнер, специалист по татуажу и перманентному макияжу, управление персоналом, коммерческий директор, переподготовка педагогов дистанционно. Узнать подробнее о курсах, программах обучения, контакты и цены Вы сможете по ссылке: http://professional-education.ru.

Как же мы, учителя физкультуры, это делаем?

Как я уже говорила, создается ряд работ следующего характера. Ребенку дается задание по измерению пульса в состоянии покоя утром и вечером в одно и то же время в течение одной недели. Потом строится график по тем показателям, которые он получил. Пульс – частота сердечных сокращений. Для нас это очевидно, а для ребят – нет. Наша задача – показать, что сердце работает так не само по себе, а в зависимости от наших действий. И когда мы начинаем с ребенком разбирать эти графики, анализировать, что с ним происходило, то это и есть самые интересные моменты открытия себя, когда человек по своему пульсу может восстановить картину того, что с ним происходило в течение недели, как он изменялся, почему сердце так «прыгало».

Что это дает? В первую очередь, понимание, что человек может изменить ситуацию, влиять на нее, так как он понимает механизмы, обеспечивающие его самочувствие.

Чего больше в этой ситуации – рефлексии или причинно-следственных связей, – сказать сложно. При установлении этих связей рефлексия происходит, может быть, не очень активно, но все равно происходит. В этом состоит учебный момент – задумываться: что я делаю? Зачем я это делаю? Для чего?

Есть другая работа, строящаяся по другому принципу. Мы выстраиваем те же причинно-следственные связи для той же цели: последующего анализа. Речь идет о питании – о расчете калорий, потребляемых организмом и необходимых для двигательной активности. Это очень интересная работа. Она делается в старших классах, преимущественно с девушками и именно в то время, когда их очень волнует собственное телосложение. Работа заключается в том, что мы пытаемся просчитать свое меню, а потом понять, какая двигательная работа необходима, чтобы все калории были израсходованы. После этой работы девчонки задумываются над тем, что и как они едят. В этом заложен некий момент открытия, удивления. Задача учителя в данной работе – спланировать, построить этот момент удивления, когда вдруг девочка открывает для себя, что ее фигура, ее уверенность в себе, ее удовлетворение собой зависит от нее, она может это изменить в лучшую сторону, если захочет.

Именно эти моменты удивления, открытия и должны провоцироваться учителем. Это создает некий вызов себе. А если есть вызов, значит, будет и ответ на него. С моей точки зрения, в этом и состоит рефлексия.

Все, о чем шла речь ранее, – небольшие работы, которые проводятся на уроке и строятся вперемешку с физической двигательной активностью, им отводится совсем мало времени, но, тем не менее, я не могу не сказать, что это именно тот физкультурный пласт, который относится к теории физической культуры, и именно он несет культуру тела, культуру эмоций, культуру двигательной работы.

Мы давно ушли от простого фиксирования уровня физической подготовки, мы не говорим напрямую о том, что для нас означает физическая подготовленность, потому что в первую очередь для нас значимы самочувствие ребенка, ощущение им самого себя. На этом и строится основная наша работа.

Не секрет, что нормативы по классам разбиты на низкий, средний и высокий уровни, есть определенные нормы – цифры, в которые никак не укладывается биологическая разница между детьми. На наше счастье, сейчас все чаще в обществе поднимается этот вопрос: психический возраст – биологический возраст, а уже потом только паспортный возраст, а потом – возраст класса, к которому приписан ребенок. Если ты в 9-м классе, то ты должен уметь то-то и то-то, и никому нет дела, что разница биологического возраста ребят одного класса настолько велика, что все эти уровни (высокий, низкий) не имеют ровным счетом никакого значения, кроме статистического. Но оно ничего не может дать ребенку как субъекту образования. Поэтому в данной ситуации ребенок является объектом образования. А ведь он имеет свое собственное «Я», к которому мы и должны в первую очередь обращаться, поэтому мы ушли от нормативных оценок. Для нас уровень кондиции – уровень самочувствия ребенка на данный момент, поэтому нам интересно не привязываться к среднестатистическим нормативам по физической подготовленности, а обратить внимание ребенка на то, что от его двигательной способности на данный момент напрямую зависит состояние его психики, работоспособности, а как следствие – состояние его успеха. Это и возможность сделать очень много, и возможность радоваться жизни, и возможность реализовывать свои планы. Потому что от уровня здоровья очень часто зависит возможность самореализации, так как уровень здоровья – это не наличие двух рук и двух ног, а возможности твоей биологической системы, возможность получить удовольствие от того, что задумал и сделал, так, как уровень здоровья тебе это позволяет.

Вероятнее всего, это и есть наша глобальная задача – установить эти причинно-следственные связи, обнажить их, сделать видимыми для ребенка. Это и есть основная задача уроков физической культуры, а не просто побегать-попрыгать.

Самая большая работа – с выпускниками. С чем наши дети уйдут из школы? С какими представлениями о физической культуре – с результатами по прыжкам, бегу, метанию или с понятиями, которые помогут им сделать эти прыжки, метание и бег инструментами жизни, работы над собой? Даже в выпускных классах мы не ставим во главу угла нормативы и детям показываем, что это не самое главное. Важно связать свое самочувствие со своими двигательными способностями на данный момент, понять, устраивают они тебя или нет, хочешь ли ты что-нибудь с этим делать, и тогда, если удастся «зацепить» ребенка на недовольстве собой, своими результатами, сделать это недовольство стимулом для работы над изменением себя, над приобретением веры в себя. Очень важно не пропустить этот момент, поэтому мы проводим работу с выпускниками в виде мини-погружения и делаем это погружение выпускным экзаменом по физической культуре. Чем это вызвано? В старшей школе на физкультуру в неделю отводится 1 час 10 минут. Понятно, что за такое время осуществить что-то удается только точечно, а во время экзаменационного мини-погружения предоставляется такой уникальный момент, когда дети, выбравшие физкультуру в качестве выпускного экзамена, занимаются ею два дня по 6 часов ежедневно. И это время позволяет нам осуществить весь цикл целиком – от тестирования своих двигательных способностей, составления графиков, обсчета результатов до написания некоего рефлексивного текста, в котором заложены вопросы на осмысление своих итогов и осознание дальнейших шагов и своего отношения к ним. Анализ того, что происходило с ребенком в течение этих двух дней, есть чистая рефлексия.

Для педагогов подготовка этой рефлексии сводится к тем моментам, которые заранее закладываются еще на консультации перед экзаменом: как я могу успешно сдать его? И для ответа на этот вопрос ребенок набирает порядка 20 ответов за 10–15 минут. Эти ответы и являются основой анализа: что во мне есть такого, что пригодится во время испытания? В день экзамена работы вывешиваются на доске. Они могут быть не подписаны, так как суть в другом: ребенок видит 60–70 вариантов ответов, среди которых есть и его собственные. Сопоставляя и сравнивая увиденное, ребенок, с одной стороны, настраивается на лучший результат, а, с другой, – анализирует свое состояние.

Следующий момент, который специально планируется, – это медицинский осмотр, допуск к экзамену. Ребенок должен оценить свое состояние здоровья. Это часть экзамена, и мы стараемся не относиться к этому формально.

Дальше следует разминка, а это не что иное, как способность человека приготовиться к предстоящей работе. Осознанность того, какие упражнения они берут, зачем, как они их выполняют, мы обязательно фиксируем вместе с ребятами.

Далее – само испытание. Но дело, повторяю, не в цифровых результатах. Здесь в первую очередь речь идет о так называемых инструкторах. Знать, как проводится экзамен, и проводить его самому – огромная разница. Именно в проведение экзамена и закладывается основной рефлексивный момент: знать, что я могу – чего не могу, что умею – чего не умею, что понимаю – чего не понимаю. Инструкторская практика на экзамене – это действующий и действенный отчет для самого себя. Об этом не надо писать для кого-то, это нужно проделать самому. Этим работа и особенно интересна. Ребята выступают в роли коллектива, который должен в данный момент вместе поработать, приложить к выполнению задачи все, что они знают и умеют.

Следующий этап – кондиционное тестирование, где ребята работают в парах. Результат этого тестирования нужен для последующей самооценки.

Заключительный этап – написание рефлексивного текста и собеседование по нему с учителем. Для этого мы ввели лист оценивания и самооценивания (речь идет не об отметке, а именно об оценке – это принципиальная разница) и попытались объединить наши, учительские оценки (а мы это делаем по 11 параметрам) с оценками ребят самих себя. Остановлюсь на нескольких параметрах:

– умение приготовиться к предстоящим испытаниям (ребенок оценивает себя по 10-балльной системе);

– общая физическая подготовка – ряд тестов, которые оцениваются средней оценкой (в самооценке ребят вопрос: что я думаю о своей физической подготовке), в этой работе есть объективные результаты и субъективное мнение о них и о себе – есть ли разница;

– оформление документации – какими культурными формами я владею при составлении графиков, обсчете результатов и т.д.

Таким образом, экзамен становится мини-обследованием себя, анализом того, что происходило со мной в моем физкультурном образовании, что я об этом думаю и что собираюсь делать.

Лариса БЫЧКОВА
Москва