Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2006

УРОК

Суставная гимнастика

Гимнастика представляет собой систему специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических приемов, направленных на решение задач всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления занимающихся.

Классификация видов гимнастики была утверждена в 1968 г. на Всесоюзной гимнастической конференции, и основой ее являлся большой опыт практической работы в этом направлении.

Классификация видов гимнастики

В последние годы к общеразвивающим видам стали относить также ритмическую и лечебную гимнастику. Все они, сохраняя общую направленность гимнастики в целом, отличаются друг от друга частной направленностью, специфическими упражнениями и методическими приемами. Но при этом и успешно могут сочетаться при освоении гимнастической программы, например, на школьных уроках физической культуры.

В 1991 г. я познакомилась с суставной гимнастикой. После прохождения курсов по теме «Нетрадиционные методы оздоровления детей в школе и семье» я стала ее использовать на уроках физической культуры и на секционных занятиях. Суставная гимнастика, которую еще называют партерной, по сути является общеразвивающими упражнениями в положении лежа.

Когда прошло время, появились результаты и отзывы занимающихся, накопился определенный опыт, можно было уже делать какие-то выводы. Самый важный заключался в том, что занятия суставной гимнастикой способствовали повышению интереса к урокам физической культуры, оказывали положительное воздействие на физическое состояние учащихся.

И это было очень важно в связи с тем, что учебная нагрузка на школьников год от года увеличивалась, что не могло не сказываться и на состоянии здоровья.

Школьная программа столь насыщена, что в каждом классе ученики имеют больше уроков в день и больше домашних заданий, чем это допускается гигиеническими нормами, особенно в школах с углубленным изучением ряда предметов. А это значит, что они максимальное количество времени проводят в положении сидя и стоя, тем самым давая дополнительную нагрузку на позвоночник.

Урок физической культуры, стоящий несколько раз в неделю в учебном расписании, способен загрузить позвоночник еще больше, если большинство упражнений выполняются в положении стоя. К сожалению, многие ученики имеют слабый мышечный корсет, который не в состоянии удержать позвоночник в нормальном положении, отсюда возникают проблемы с осанкой. Подтверждением тому, что данная проблема существует в масштабе страны, является открытие в Москве экспериментальной площадки «Коррекция нарушений осанки у детей школьного возраста».

Суставная гимнастика, выполняемая лежа на полу, способствует повышению подвижности суставов, гибкости, тренировке мышц и сердечно-сосудистой системы, улучшению осанки, самомассажу некоторых зон, и все это – при минимальной нагрузке на позвоночник.

Все упражнения суставной гимнастики четко согласованы с дыханием. Человек может сутками не есть, мало спать, терпеть жажду и боль, но не дышать он не может. Существует много методик лечебного дыхания, но смысл у них один – способствовать всестороннему развитию дыхательного аппарата и влиять на все без исключения системы и органы человека.

При выполнении упражнений суставной гимнастики человек дышит так, как ему дышится, поэтому упражнения нельзя выполнять под счет, надо только объяснить, в какой момент делать вдох, а в какой выдох, а далее выполнение упражнений идет в комфортном, индивидуальном для каждого темпе. Внимание концентрируется на определенном органе или отделе позвоночника.

Существуют противопоказания для выполнения тех или иных упражнений, и об этом тоже следует сказать учащимся. Бывает, например, так, что какое-либо упражнение нельзя делать или выполнение возможно с какими-то ограничениями.

Упражнения суставной гимнастики полезно использовать во вводно-подготовительной части урока. Релаксационные упражнения эффективны в заключительной части урока. Во время изучения темы «Гимнастика» комплекс суставной гимнастики можно проводить и в основной части урока при условии, что в годовом плане предусмотрено достаточное количество часов для данной темы. Упражнения суставной гимнастики можно использовать и на занятиях, включающих изучение других спортивных дисциплин, но тогда их целесообразнее выполнять в положении стоя.

Но если рамки школьного урока, к сожалению, позволяют использовать только отдельные упражнения суставной гимнастики, то на секционных занятиях, которые посещаются школьниками с интересом, разучивается постепенно весь комплекс, рассчитанный на 35 недель. И я с большим удовольствием поделюсь на страницах газеты своим опытом преподавания суставной гимнастики в школе и методикой, которую в свое время нам, молодым учителям физкультуры, подарили старшие коллеги.

Лариса МУРАТОВА,
учитель физической культуры школы № 2000
Фото Александра АСЛАНОВА
Москва