Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2006

УРОК

 

Математическая физкультура

Этот урок проводился в НПО «Школа самоопределения» (г. Москва) в рамках открытой демократической экспертизы школы, выдвигающейся на премию Президента РФ в 2006 году. Экспертами могли стать все желающие – преподаватели, официальные лица, ответственные работники в области образования, учащиеся. Экспертировался весь образовательный процесс в школе.
Инициатива возникла в ходе обсуждения порядка и критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, выдвинутых на соискание премии Президента РФ. По мнению авторов проекта, увидеть объективную картину, не познакомившись с работой школы, невозможно, какие бы замечательные отзывы ни были представлены. Поэтому НПО «Школа самоопределения» совместно с Ассоциацией демократических школ выступила с обращением к педагогам страны, к органам образования, родительской и научной общественности о проведении открытой экспертизы деятельности школ-претендентов.
Такое предложение, говорится в обращении, основано на опыте предыдущих 18 экспертиз, проведенных членами Ассоциации демократических школ в школах Мурманской, Ивановской, Томской, Тульской, Астраханской, Ростовской областей, Краснодарского края и Москвы.

Это был открытый интегрированный урок «физкультура – математика»: все, что ребятам предлагалось выполнить в виде физических упражнений и заданий, должно было выразиться в математическое подведение итогов проделанной работы.

Класс построился, но не для разминки, подводящей к основной, практической части урока, а для обсуждения вместе с учителем тех задач, на которые через 40 минут надо будет дать ответы. Преподаватель физкультуры так и сказал:

– Мы продолжаем решать задачи по теме, которую вы проходите сейчас по математике.
– На дроби, – тут же уточнили пятиклассники: в обстановке равноправия и гласности, в какой проходят уроки, промолчать было бы нелогично.
– А знаете, какую я задачу придумал на «спортивные» дроби?
– К обсуждению составленных задач вы еще вернетесь на математике, а пока на уроке вы попробуете решить несколько моих. Согласны?

Немного внимания уделили предстоящей разминке. Учитель напомнил о том, что разминка всегда должна быть тем «дыхательным» вступлением к уроку, которое позволит «запустить в работу легкие». Пару минут отвели на то, чтобы вспомнить, как правильно дышать, как войти в работу, согласуя свое физическое состояние с выбором нагрузки.

Дальше – видимо, привычный для класса выбор зоны для беговой разминки: одни предпочли периметр волейбольной площадки, другие – бадминтонной, третьи – «змейку» по центральным линиям. Образовалось три группы. По сути, учитель дал возможность детям самим создать себе условия, в которых будет проходить урок, – маленькая, но такая важная часть школьной жизни.

Но прежде чем ребята ринулись по выбранному маршруту, учитель предложил уточнить, каким должен быть разминочный бег. Недостатка в комментариях не было, а вынесение учителем вопросов на коллективное обсуждение по ходу урока было явно делом обычным.

Каждая из трех групп самостоятельно выбирала себе нагрузку. Определение количества кругов, которые предстояло пробежать, также осталось за учащимися. И они, к удивлению гостей, ограничились далеко не десятком.

Когда очередное оперативное обсуждение было закрыто, раздался свисток учителя, и уже через несколько секунд класс «разбежался» по всем точкам зала. При этом никто никому не мешал, следуя выбранным маршрутом. Музыка, сопровождавшая разминку, на уши не давила, голос учителя не заглушала, а вот настроение, безусловно, создавала хорошее.

Когда заданные себе круги были «накручены», разминка не остановилась: по свистку учителя в работу были введены баскетбольные мячи, приготовленные заранее. По ходу движения ребята их разбирали и на выбранных маршрутах приступали к ведению мяча, к поворотам, остановкам, ускорениям. Безучастными к происходившему на площадке оставались только баскетбольные кольца. Но и невооруженным взглядом было видно, что основной частью урока с «математическим» уклоном как раз и должны стать броски по кольцу.

Разминка закончилась, затихла музыка, ребята разошлись по залу для индивидуальной работы с мячом: пробросы с руки на руку, подбросы над головой, пронос мяча за спиной и т.п. Эти несколько минут стали одновременно и отдыхом, и расслаблением, и переходом к основной части урока.

Для подготовки к новому заданию пятиклассники затратили не больше двух минут – самостоятельно разбились на группы по четыре-пять человек. Примерно семь минут учитель дал для выполнения трех-четырех упражнений общеразвивающего характера. Сложив в итоге все упражнения, выполненные группой, ребятам надо было вычислить среднюю командную результативность.

Во втором задании практической части решали аналогичную задачу на основе выполнения штрафных бросков. Еще одно упражнение – броски по кольцу в парах с сопротивлением – должно было дать ответ, какова результативность каждого игрока, исходя из количества точных попаданий и общего числа затраченных попыток.

Работали все, в том числе и двое освобожденных (из-за отсутствия спортивной формы). Они сидели в зале и… составляли задачи на дроби на спортивную тематику.

Выполнение заданий приближалось к завершению. В центре зала как-то незаметно появилась коробка с фломастерами и заготовленными листочками для решения задач. Ребята, кто лежа, кто сидя, устраивались в центральном круге, высчитывали свою результативность по всем выполненным упражнениям и дружно заполняли скамейки, держа в руках контрольные листки с результатами для второй части интегрированного урока – математической.

Концовка физкультурного отрезка ушла на подведение итогов.

– Дробь-то я посчитал, а попасть должен был больше.
– Даже по мячу на каждого не забили!

...Был урок физкультуры, и дроби, хотя и были высчитаны, при подведении итогов отошли все-таки на второй план. На первом оказалось желание лучше решить задачи по «забитым» мячам на следующем уроке.

Математика была сразу после физкультуры, чтобы не разрушать цепочку физкультурно-математического действа. Учителя – и хозяева, и приглашенные – перешли из спортивного зала в класс. Из задач, придуманных двумя пятыми классами дома, была составлена целая подборка, причем многие ребята подготовили по несколько, на все случаи спортивной жизни: про хоккей, баскетбол, штангу с «откручивающимися блинами», прыгалки и обручи, челночный бег. Оба учителя предварительно с ними ознакомились.

– С чьей задачи начнем? – спросил учитель.
– С моей!
– С задачи Арсения!

Арсением оказался мальчик, сидевший рядом. Прочитав его задачу, поняла, что сейчас что-то будет: составленное Арсением условие реально вело к тому, что число человек, оставшихся в стороне от спортивных занятий, окажется дробным.

Класс работал в том же свободном режиме – общения, обсуждения, вопросов. Кто хотел – включался в работу, кто не хотел – оставался просто присутствующим. Никого не поднимали, отметок не ставили. Их вообще здесь не ставят до восьмого класса. Есть у «Школы самоопределения» такое право.

Те, кто решил задачу правильно, получили в итоге дробный ответ и потому выступать со своим мнением не спешили. Первыми подняли руки те, кто получил ответ в целых долях, но при этом не обратил внимание, что ход их решения не отвечал всем условиям.

Истина родилась в споре, причем первым ошибку исправил сам Арсений. Ему было не обидно: решение еще нескольких задач дало в результате половинки мячей и дробное число забитых в ворота голов. В пылу азарта ребята твердо обещали к следующему уроку поставить свои задачи в нормальные условия.

Валентина РЕПИНА