Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2006

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Тема: СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Нужны ли теоретические уроки физической культуры?

В школах Югры (Ханты-Мансийский АО) скоро будет преподаваться теория физической культуры. По данным окружного Департамента образования, сейчас у большинства учащихся средних и старших классов в расписании стоят три часа физической культуры в неделю, а в специализированных школах МЧС и кадетских классах их количество доходит до пяти-шести. Теперь в средних образовательных учреждениях Югры планируется ввести еще одно «спортивное» занятие – теоретическое. На нем школьникам предстоит изучать, что происходит с организмом при регулярной физической нагрузке, как грамотно ее дозировать, как составлять для себя индивидуальные комплексы упражнений, – сообщило «Уралинформбюро». Пока этот проект находится в стадии обсуждения, однако специалисты надеются, что подобная практика будет вводиться уже со следующего учебного года.

По материалам информационного агентства REGNUM

Однозначного ответа на этот вопрос мы не получим ни от учителей физической культуры, ни от родителей, ни от самих учащихся. Причин тому много. Во-первых, часов на физическую культуру в школьной программе и так мало. Во-вторых, многие физическую культуру понимают как занятия физическими упражнениями для овладения двигательными умениями и навыками. Некоторые видят в занятиях физической культурой только оздоровительный эффект.

Правы и первые, и вторые, и третьи, конечно. Однако теория и методика физического воспитания и положительный опыт многих учителей физической культуры подтверждают и другую точку зрения. Поясню, почему.

В 1998 году в общеобразовательных школах в программу выпускных экзаменов по выбору впервые был включен экзамен по физической культуре, предполагающий оценку не только физической, но и теоретико-методической подготовленности учащихся.

В 1999–2000 учебном году Министерство образования РФ впервые включило физическую культуру в перечень учебных предметов, по которым проводятся Всероссийские олимпиады школьников. Одной из задач олимпиады школьников является определение уровня овладения учащимися системой знаний в области физической культуры.

Как свидетельствуют результаты ряда исследований, теоретические знания учащихся о физической культуре неглубоки. Корень зла – в малоэффективной методике обучения. В программных документах рекомендуется обучать школьников теоретическим знаниям на уроках физической культуры. Однако эта цель требует к себе более серьезного отношения: для познания теоретических основ физической культуры необходимо полноценное учебное время. Объем теоретических знаний, который проверяется на экзамене по физической культуре, невозможно «выдать» в процессе уроков, ибо основная часть времени не отводится работе с теоретическими понятиями, а посвящается другому виду учебной деятельности – двигательной. Поэтому учителя ограничиваются лишь сообщением кратких сведений об основных понятиях физической культуры, зная, что их усвоение – минимально, так как двигательная деятельность на уроке обязательно «вытеснит» полученные знания. Это приводит к низкому уровню знаний школьников в данной области, что подтверждается рядом социологических исследований. Лишь 10% учащихся получают знания о сохранении и укреплении здоровья на уроках физической культуры; от родителей – чуть более 30%; из популярной литературы – около 45%; от работников медицины – 13%. К сожалению, и методическое обеспечение учителей и учащихся по этому предмету школьной программы неудовлетворительное.

Главная цель занятий физической культурой и спортом – формирование физической культуры личности, подготовка к жизни и профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. Для этого необходим определенный объем знаний о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).

Формирование знаний о физической культуре – непременное условие сознательного овладения учащимися двигательными умениями и навыками. Практика свидетельствует, что чем больше у детей знаний о физической культуре, чем больше развивается у них мыслительный компонент двигательной деятельности – тем выше результаты в освоении умений и навыков, воспитании двигательных способностей, привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, формировании потребности в них. Отсутствие понимания такого единства является в настоящее время одной из причин низкой физкультурной активности школьников и отсутствия должного ее проявления в их образе жизни. В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающего поколения соответствующих знаний.

Доказано, что положительное влияние на менталитет и уровень двигательной активности учащихся оказывает привитие им знаний о влиянии физической активности и здорового образа жизни на организм человека. Например, в Швеции, когда низкая заинтересованность населения в занятиях физической культурой стала предметом беспокойства правительственных структур, данная проблема была благополучно решена путем повышения информированности населения, главным образом молодежи. Были подключены все информационные каналы для формирования в определенном направлении менталитета учащихся, т.е. их мотивации к работе над укреплением здоровья и гармоническим развитием. Были разработаны программы по рекреационной и оздоровительной физической культуре, подготовлен учебник по физической культуре, что обусловило заинтересованность и повышение активности в занятиях физическими упражнениями.

По нашему мнению, речь следует вести о педагогически обоснованной системе научных знаний о физической культуре в целом и о практических способах деятельности в этой сфере, необходимых для изучения в общеобразовательной школе. Знания учащихся должны иметь определенную целевую направленность – помочь им выработать умение использовать полученные знания на уроках физической культуры и в условиях самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Знания о путях формирования здоровья и ведении здорового образа жизни должны органически соединяться с эффективной пропагандой ценностей здоровья и практикой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со школьниками. В конечном счете, теоретическая подготовка учащихся в области физической культуры должна быть необходимой базой для формирования научного мировоззрения и физической культуры личности школьников на культурно-исторических традициях отечественной системы физической культуры в единстве с всеобщей человеческой культурой.

Однако в существующей практике физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе практически отсутствует формирование знаний в области физической культуры, что должно бы составлять фундаментальную основу общего среднего образования. Отсутствие в учебном процессе по физической культуре в школе, а особенно в ДЮСШ, теоретических занятий в настоящее время не позволяет в полной мере организовать преемственность знаний в области физической культуры в системе многоуровневой подготовки специалистов по физической культуре.

В связи с этим мы разработали программу «Основы знаний о физической культуре» для учащихся 1–9-х классов (в старших классах эта программа реализуется на профильном уровне на элективных курсах). Разработанная нами программа устанавливает содержание теоретического раздела учебного предмета «Физическая культура» и объем учебного времени на его изучение по ступеням общего образования. Основное содержание программы ориентировано, в первую очередь, на углубленный уровень освоения предмета «Физическая культура».

Программный материал позволяет систематизировать и углубить знания учащихся о физической культуре, наиболее полно удовлетворить их познавательные и общекультурные потребности. С этой целью подробно составлен тематический план изучения теоретического раздела программы по физической культуре для 1–4-х и 5–9-х классов.

Освоение теоретического раздела программы по физической культуре, начиная с 5-го класса, предусматривает 1 час в неделю на теоретические уроки в классе. Но формирование знаний о физической культуре не ограничивается только теоретическими уроками. На практических занятиях в ходе обучения, например, гимнастическим, легкоатлетическим и другим упражнениям учитель должен сообщать учащимся сведения о возникновении, сущности, особенностях влияния на организм физических упражнений и т.д.

Ниже мы приводим примерное тематическое планирование учебного материала для учащихся 1–4-х классов. Программа также может быть использована при планировании теоретической подготовки юных спортсменов в ДЮСШ и ДЮКФП.

Основы знаний о физической культуре на первой ступени общего образования составляют теоретические сведения об основах здорового образа жизни, методике самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроля, основах обучения двигательным действиям и технике безопасности на уроках физической культуры.

Выпускники начальной ступени общего образования должны знать и понимать:

  • роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;

  • правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, простейших комплексов упражнений для развития физических качеств и формирования правильной осанки;

  • правила поведения на занятиях физической культурой.

 

Ильдар ЛАТЫПОВ, к.п.н.
Педагогический институт физической культуры
Москва