Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2006

НАУКА –УЧИТЕЛЮ

Подготовила Ирина БОГДАНОВА

О чем пишут в журналах?

 

Возрастные особенности регуляции кардиореспираторной системы у школьников младших классов при занятиях плаванием

Целью работы авторов статьи было изучение особенностей регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной систем у юных пловцов.

В течение трех лет было проведено исследование 105 юных пловцов – 50 мальчиков и 55 девочек – в возрасте 8–10 лет.

Исследование функционального состояния кардиореспираторной системы у детей проводилось в начале и в конце учебного года. Исследование показателей сердечно-сосудистой системы проводили с помощью неинвазивной биоимпедансной реографии с использованием ортостатических проб.

Для оценки состояния гемодинамики применялись функциональные пробы с изменением положения тела: исходное положение – горизонтальное, лежа на спине. Исследование функции внешнего дыхания проводилось после предварительной тренировки в утренние часы в положении сидя.

Анализ основных параметров производительности сердца у юных спортсменов показал, что в 10-летнем возрасте, по сравнению с 8-летним, как у мальчиков, так и у девочек в горизонтальном положении отмечалось существенное повышение ударного объема, снижение ЧСС и увеличение минутного объема кровообращения. Полученные данные можно характеризовать как свидетельство непрерывного развития сердца: увеличиваются масса миокарда и объем полостей сердца, изменяются соотношение его отделов и положение в грудной клетке, совершенствуется вегетативная регуляция системы кровообращения, идет дальнейшее развитие структур сердца и сосудов.

Тренировка на выносливость сводится к тренировке сердечно-сосудистой системы как главного лимитирующего звена в системе транспорта кислорода.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о положительном влиянии систематических занятий плаванием на организм пловцов 8–10 лет.

д.б.н., проф. Д.А. ДЯТЛОВ, к.б.н. доц.
Е.Д. ПУШКАРЕВ, к.м.н., доц.
И.Ю. МЕЛЬНИКОВ,
Е.Н. ШУРКИНА
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, № 5, 2005

 

О методике адаптации к физическим нагрузкам

В.Л. Ложкин пишет о том, что в настоящее время для эффективности педагогического контроля необходима портативная аппаратура с последующей кибернетической обработкой полученной информации. Широко используется методика вариационной пульсометрии (Р.М. Баевский, В.В. Парин).
Кибернетический анализ ритма сердца позволяет:

– оценивать адекватность физических нагрузок индивидуальному функциональному резерву;
– осуществлять контроль за физическим здоровьем занимающихся;
– выявлять группу риска и работать с ней;
– оценивать эффективность спортизированного физического воспитания.

В.Л. ЛОЖКИН
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, № 5, 2005

 

Разработка системы педагогических воздействий на основе средств и методов физической культуры, направленной на реабилитацию детей-инвалидов и сирот

В статье говорится о большой значимости для детей с ограниченными возможностями массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий комплексного характера, которые способствуют не только укреплению здоровья, развитию двигательных качеств, но и формированию коммуникативности, коллективизма, патриотизма. Например, участие в физкультурно-оздоровительном празднике для инвалидов.

Значительно повышает эффективность мероприятий выполнение домашних заданий, что особенно характерно для инвалидов, имеющих тяжелые заболевания, связанные с ограничением двигательной активности.

Значительные потенциальные возможности направленного воздействия на детей-сирот лежат в сфере туристско-краеведческой деятельности.

Комплексная систематическая работа, сочетающая элементы духовно-нравственного и физического воспитания, а также оздоровления посредством физкультурно-спортивной и туристской работы, является самой приемлемой формой, а мероприятия, в которых напрямую контактируют различные социальные группы подростков, – наиболее действенными.

К.п.н., доц. В.Н.ЧУМАКОВ
«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», № 5, 2005

 

Традиционное ушу

Авторы предлагают программу занятий для детей младшего и среднего школьного возраста. Программа содержит отдельные блоки упражнений, которые служат основой для практических занятий ушу.

Блок № 1 – игровые и имитационные упражнения. Игровые развивающие упражнения из арсенала традиционных стилей ушу сочетаются с беговыми и прыжковыми упражнениями, суставной гимнастикой и подвижными играми. Упражнения способствуют развитию двигательных качеств, творческих способностей и коммуникабельности, развивают навыки самозащиты:

1) змея (гибкость, пластичность);
2) тигр (сила, резкость, точность);
3) обезьяна (подвижность, ловкость);
4) медведь (устойчивость, цельность);
5) журавль (равновесие, легкость);
6) птичий двор – имитация движений домашних животных (утка, гусь, собака и т.д.);
7) орел (равновесие, точность);
8) дракон (подвижность, гибкость, координация);
9) ласточка (скорость, точность);
10) крокодил (точность, скорость);
11) ястреб (скорость);
12) петух (устойчивость, точность);
13) подводный мир (пластичность, скорость, внимательность).
14) «веселый цирк» (внимательность, точность, творчество).

Блок № 2 – работа со стихиями:

1) металл (качества – пружинность движений, работа с поясницей);
2) вода (текучесть, плавность, смена ритма, равномерность);
3) дерево (устойчивость, цельность);
4) огонь (быстрота, резкость, активность);
5) земля (устойчивость, твердость).

Блок № 3 – ловкость, сила, навыки самозащиты.

Упражнения с мячами, в парах, беговые упражнения и игры («Третий лишний», «Обезьяньи скакалки»).

Блок № 4 – понятия «Центр» и «Ось».

Отработка боевых стоек – это хороший способ держать осанку и укреплять ноги (упражнения «Буратино», «Карандаш», «Шкаф», «Шар»).

Блок № 5 – ритм.

Отработка комплексов (таолу). Система ритуальных танцев.

Блок № 6 – восточная культура.

Блок № 7 – русская культура.

Блок № 8 – организация физкультурно-спортивных мероприятий.

К.п.н., доц. Л.М. КАЛАКАУСКЕНЕ, О.В. КУСТОВ
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, № 5, 2005