Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2006

НАУКА – УЧИТЕЛЮ

 

Чтобы дети хотели учиться

Одной из самых важных проблем современной школы является формирование у учащихся положительной мотивации к обучению, в результате которой они смогли бы как под руководством учителя, так и самостоятельно осуществлять доступную им деятельность. Как организовать процесс физического воспитания, приносящий удовольствие детям и формирующий готовность школьников к самостоятельной деятельности по физической культуре, – вот вопрос, волнующий исследователей не только в нашей стране, но и за рубежом.

С целью информационного обеспечения управления самостоятельной учебной деятельностью школьников на уроках физической культуры методом анкетирования изучались мотивационная сфера учащихся первых (111 человек) и вторых (114 человек) классов. Интервьюирование проводилось в третьей четверти учебного года.

Анкеты для первоклассников содержали 5 вопросов, а для второклассников – 18 и не имели вариантов ответа на поставленный вопрос. Второклассникам предлагалось прочитать незаконченные предложения, самостоятельно дополнить, закончить их первой пришедшей в голову мыслью; школьники могли давать несколько вариантов ответа на один вопрос.

Так думают дети

Как учебный предмет физическая культура нравится 45,9% первоклассников, что свидетельствует о несформированности должного интереса к предмету. Как и следовало ожидать, подавляющему большинству школьников второго класса «заниматься физкультурой»: «очень нравится» – 12,86% опрошенных, «нравится» – 71,1%, «хочется» – 11,4%, т.е. у 95,4% детей – высокий рейтинг предмета «физическая культура». Для 4,6% данный предмет не имеет существенного значения.

99,1% первоклассников нравится заниматься физическими упражнениями, при этом играть на уроках физкультуры нравится всем детям.

За последние 10 лет интерес младших школьников к средствам физического воспитания не претерпел существенных изменений. По данным специалистов, самой популярной у детей была игра, на втором месте – бег, на третьем месте – прыжки, метания.

«Урок физкультуры нужен для того, чтобы»: «быть здоровым» – 38,6%, «быть сильным» – 32,9%, «развивать мышцы, тело» – 7,2%, «укреплять силы, здоровье» – 5,3%, «быть крепким» – 4,3%, «не болеть» – 5,1%, «иметь силу» – 3,6%, а также «быть красивой», «стройной», «быть в хорошей форме», «быть гибким», «не толстеть», «защищаться», «организм был здоров», «было хорошее здоровье», «быть в хорошей форме», «поддерживать свои жизненные силы» и т.д. Эти высказывания свидетельствуют, что второклассники имеют достаточные знания о влиянии двигательной активности на организм человека и только от взрослых зависит реализация данных знаний в умения и навыки.

Школьники четко представляют, что «на уроке физкультуры я должен»: «заниматься физкультурой» – 36,2%, «слушать учителя» – 15,9%, «выполнять задания учителя» – 4,3%, «работать сильно, в полную силу» – 5,7%, «делать упражнения, зарядку» – 5,1%, «слушаться, не баловаться, хорошо вести себя» – 6,4%, а также «помогать учителю», «готовиться к соревнованиям», «заниматься добросовестно», «стараться», «разминаться», «бегать наперегонки», «не подводить команду» и т.д. Все школьники убеждены в том, что на уроке физической культуры необходимо работать, совершенствовать физическую подготовленность, соблюдать дисциплину, выполнять распоряжения учителя.

Большинство школьников опрошенных классов единодушны с учителями и родителями, что двух уроков физкультуры в неделю недостаточно. Оптимальным считают следующее их количество: 1 урок – 0,9% первоклассников и 4,3% второклассников, 2 урока – соответственно 8,1% и 8,7%, 3 урока – 15,3% и 9,4%, 4 урока – 29,8% и 18,8%, 5 уроков, т.е. каждый день один урок физкультуры в режиме школы – 32,8% и 40,6%, 6 и более уроков в неделю считают необходимыми 8,2% первоклассников и 18,9% второклассников.

Данные цифры свидетельствуют, что физическое воспитание как педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, физических и социально значимых качеств, формирование двигательных умений и навыков представляет собой ценность для большинства учащихся младших классов.

Наибольшей популярностью у детей пользуются такие виды движений, как бег – 47,1%, прыжки – 21,8%, приседания – 5,3%, метания – 2,9%. Среди любимых упражнений на первом месте – «отжимание» – 30,4%, упражнения для «пресса» – 11,6%, подтягивание – 10,1%, гимнастика (кувырки, «березка», прыжки через козла) – 8,6%, работать на тренажерах – 4,3%. Подвижные игры (спортивные игры по упрощенным правилам, эстафеты, бег «наперегонки», игры с мячом и т.д.) – 39,9%. Отдельной группе школьников 15,7% нравится делать «все». Программа по физической культуре для второго класса рекомендует следующие виды движений: разновидности ходьбы и бега, подтягивание в висе на низкой, высокой перекладине, прыжки, лазанье, перелезание, метание, отдельные виды акробатики и т.д., которые соответствуют интересам школьников.

У 42,9% детей нет «нелюбимых упражнений». У остальной части нелюбимые упражнения распределились следующим образом: «отжимание» – 17,2%, бег – 12,9%, приседания – 8,6%, подтягивание – 7,2%, эстафеты – 5,1%, «пистолет», «пресс» – по 4,3%, а также «строиться», выполнять повороты, прыжки через скакалку, «сидеть на скамейке» и т.д. Замечено, что детям не нравятся те упражнения или виды движений, которые у них не получаются, и наоборот. В работе по физическому воспитанию необходимо учитывать данный фактор, заменять «нелюбимые» упражнения подводящими, подготовительными, с тем, чтобы они перешли в раздел любимых, так как заставляя детей выполнять «нелюбимые» ими упражнения, учитель создает стрессовую ситуацию, которая может привести к нежеланию заниматься физическими упражнениями в последующие возрастные периоды.

Дети считают, что на уроках физкультуры надо больше бегать (30,9%), заниматься подвижными играми («играть», «бегать наперегонки», «соревноваться командами», проводить эстафеты, конкурсы) – 32,4%, прыгать – 8,5%, заниматься на тренажерах – 5,6%, а также отжиматься, подтягиваться, «делать упражнения» и т.д.

Соревнования как организованный вид досуга привлекает всех опрошенных детей, им нравится наблюдать за теми соревнованиями, в которых участвуют их друзья, знакомые, одноклассники. Это подтверждают результаты анкетирования. «Веселые старты» среди детей являются ведущими соревнованиями, предпочтение этому виду отдали 22,2%, эстафетам, как виду соревнований, – 20,6%, футболу – 17,7%, пионерболу – 5,9%. В основном дети наблюдают за соревнованиями в спортивном зале – 33,3%, следят за соревнованиями по телевизору – 25,4%, на стадионе – 22,8%, на школьной площадке – 12,3%.

Спортивные секции, кружки посещают лишь 23,1% учащихся первых классов; из числа тех, кто не охвачен этой формой досуга, хотели бы заниматься каким-либо видом спорта – 54%, ничем не желают заниматься – 13,5%. Занимаются спортом 59,4% учащихся вторых классов, на вопрос «Для чего занимаешься спортом?» ответы распределились следующим образом: «чтобы быть сильным» – 27,8%, «здоровым» – 16,6%, «быть стройной» – 8,9%, «укреплять тело», «развивать мускулы» 6,9%, «быть красивой» – 5,2%, «не болеть» – 4,2%, а также «быть в форме», «прибавить здоровье», «быстро плавать», «накачать мышцы» и т. д. Дети, которые занимаются спортом продолжительное время, ставят определенные цели: «для победы», «чтобы выигрывать», «стать чемпионкой мира по гимнастике» и т. д. Можно предположить, что при педагогически грамотном руководстве со стороны взрослых данную мотивацию занятий спортом возможно не только развить, но и поддержать.

Дети хотели бы заниматься спортом, физкультурой: с друзьями – 40,4%, с членами своей семьи (мама, папа, брат, сестра) – 29,8%, со своим тренером – 17,5%, с учителем – 10,5%.

88,1% детей с удовольствием участвуют в соревнованиях. Полученные по данному вопросу результаты свидетельствуют о необходимости организации различных соревнований в режиме дня школы как формы проведения свободного времени школьников. К сожалению, данный вид деятельности в школе за последние годы стал использоваться значительно реже.

Зачем это нужно взрослым?

Информация, полученная учителем физической культуры в результате подобных опросов, дает ему возможность оценить состояние мотивационной сферы младших школьников и на основе этих данных спланировать свою работу по организации их самостоятельной учебной деятельности на уроках физической культуры.

Анализ ответов 111 первоклассников и 114 второклассников показал, что у школьников сформирована положительная мотивация на двигательную активность, они правильно оценивают воздействие физических упражнений на организм человека.

Ряд авторов подчеркивают важное место младшего школьного возраста в формировании личности и, как следствие, необходимость смещения акцента в физическом воспитании на начальную школу, так как мотивы, сформированные в данном возрасте, могут стать ведущими для школьников в деле приобщения их к самостоятельным занятиям физической культурой. Более половины школьников считают, что урок физкультуры должен быть ежедневным, но, к сожалению, пока в режиме школы два урока физкультуры в неделю, поэтому задача учителя физической культуры состоит в стимулировании самостоятельных ежедневных занятий.

Основной задачей формирования навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями является разработка и совершенствование педагогических технологий, методов, приемов физического воспитания школьников, цель которого состоит в освоении и воспитании навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями, начиная с младшего школьного возраста. Разработанные технологии организации самостоятельной учебной деятельности с учащимися 1–2-х классов по физической культуре будут способствовать совершенствованию процесса физического воспитания школьников в целом.

Людмила ФИТИНА
Уральский государственный технический университет – УПИ
г. Екатеринбург