Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2006

ОТ РЕДАКЦИИ

Слагаемые физической культуры

Итак, похоже, не за горами время введения в общеобразовательных школах еще одного учебного курса: теория физической культуры. Большинство учителей активно поддерживают эту идею. Они уверены, что если ребятам дать информацию о закономерностях развития и тренировки организма, а потом спросить об этом на экзаменах (теоретические экзамены по физкультуре, как известно, были введены задолго до такого курса), то дети будут не только знать необходимые законы, но и уметь применять их на практике.

Идея обучения теоретическим знаниям в ходе практических занятий (обычных уроков физкультуры) себя не оправдала. Насколько же логично введение специального теоретического курса? Наши дети занимаются одновременно русским языком и литературой, математикой и физикой, историей и иностранными языками… Почти все школьные курсы построены на теоретической информации, последовательно изложенной в учебниках. Знают ли ребята все эти предметы? Вопрос риторический. Они «сдают» экзамены и, если с этими предметами не связана их профессия, быстро забывают все пройденное. Убедиться в этом просто. Стоит прийти в 10-й или 11-й класс на любой урок. Думаю, вас сильно удивит собственная забывчивость. Ведь когда вы учились в школе, вы все это знали! Или вам казалось, что знали, – отметки, во всяком случае, получали вполне приличные. Но потом не было желания заниматься этими вещами, читать умные книжки, да и времени всегда не хватало…

Никто не спорит с тем, что каждый человек должен понимать необходимость занятий физкультурой и спортом для поддержания не только физической активности, но и общего здоровья, уметь выбирать нагрузку, адекватную своим возможностям. Но можно ли этому научить ребят, организовав для них теоретические занятия и экзамены?

Тем не менее, действительность такова: экзамены приближаются, а времени на подготовку к теоретическому курсу в школьной программе не отведено. Как быть? Во время консультации всего, что нужно, ребятам не расскажешь, а на экзамен они должны прийти подготовленными. Именно поэтому сегодня мы начинаем публиковать примерные ответы на вопросы теоретического курса экзамена по физической культуре для 11-го класса (материал будет публиковаться в трех ближайших номерах). Конечно, никто не сомневается, что изложенная там информация не нова для учителя физкультуры. Но данную публикацию можно использовать по-другому, например, вывесив ксерокопии этих страниц около спортивного зала на стенде «Готовимся к экзамену». Подобные материалы для 9-го класса и для экзамена по курсу ОБЖ мы планируем напечатать в следующем году.

Вместе с этим мы продолжаем дискуссию о содержании образования предмета «Физическая культура». Вашему вниманию предлагается статья Ильдара Латыпова, который обосновывает необходимость введения такого курса, причем с начальной школы. Согласятся ли с ним наши читатели? Мы приглашаем всех к продолжению этого важного разговора в рубрике «Дискуссионный клуб».

А чтобы он был более содержательным, мы планируем в одном из летних, тематических, номеров опубликовать выдержки из европейского (норвежского) учебника по физкультуре для старшеклассников. Читая его, каждый сможет сравнить, что именно понимается в России под теоретическими знаниями, а что понимают под этим норвежские ученые и учителя. И еще раз подумать не только о том, чему нужно учить на уроках физкультуры, но и как это делать, чтобы наша молодежь выбирала спорт и здоровый образ жизни.